Терпимость Пророка к другим религиям

Ислам признает, что на земле существует множество религий, и дает человеку право выбирать путь, который он считает истинным.

Отношение Пророка (мир ему) к другим религиям лучше всего можно описать аятом Корана:«Вам — ваша вера, мне же — моя!» (Коран, 109:6).

Во времена Пророка Мухаммеда Аравийский полуостров был регионом множества религий. Здесь были христиане, иудеи, зороастрийцы, политеисты и последователи других верований. В жизни Посланника можно найти много примеров его высокой терпимости к людям других религиозных убеждений.

Чтобы понять и сделать выводы о том, насколько далеко простиралась его толерантность, возьмем период, когда ислам получил официальный статус и Пророк разработал особые законы в соответствии с принципами этой религии.

За тридцать лет его пребывания в Мекке тоже можно обнаружить немало примеров терпимости Пророка, но в этом случае кто-то может ошибочно объяснить это исключительно желанием повысить репутацию мусульман и социальный статус ислама в целом.

Поэтому данная статья будет ограничена периодом, который начался с переселения Пророка в Медину и, в частности, временем создания конституции.

Сахифа (Конституция)

Лучшим примером терпимости Пророка к другим религиям является сам текст этой конституции, которую древние историки назвали «Сахифа».

Когда Пророк переселился в Медину, он уже не мог оставаться просто религиозным лидером – теперь он стал политическим лидером государства, в котором руководили установления ислама, и для достижения гармонии и стабильности в обществе, которое раньше потрясали многолетние войны, для обеспечения мирного сосуществования мусульман, иудеев, христиан и язычников требовалось разработать четкие законы, регулирующие жизнь в таком государстве.

Для этого Пророк написал Конституцию, в которой изложил обязанности всех общин, живущих в Медине, их обязательства по отношению друг ко другу, а также определенные ограничения, которые на них налагались. Каждая сторона должна была подчиняться тому, что было написано в Конституции, и любое нарушение ее статей считалось предательством.

Один народ

Первая статья конституции гласила, что все население Медины, – мусульмане и иудеи, христиане, идолопоклонники, которые заключили договор, – являются «одной нацией, отличной от всех других». Все считались гражданами Медины и членами общества, несмотря на разное вероисповедание, национальность, родословную.

Люди других религий пользовались такой же защитой, что и мусульмане, как было указано в конституции Медины: «Иудеям, последовавшим за нами, дарую помощь и покровительство. Никому из них не будет причинен вред, а их врагам не будет оказана помощь».

Ранее каждый клан имел собственных союзников и противников в Медине и за ее пределами. Пророк объединил эти различные племена одной системой правления, которая признавала заключенные ими ранее договоры с союзниками. Все народы должны были действовать как единое целое, независимо от собственных союзнических интересов. Любое нападение на другой род или религиозную общину приравнивалось к нападению на государство и самих мусульман.

В мусульманском обществе также гарантировалась защита жизни иноверцев. Пророк сказал: «Всякий, кто убьет человека, заключившего мирный договор с мусульманами, никогда не почувствует аромата Рая» (Муслим).

Поскольку мусульманам принадлежало превосходство, Пророк Мухаммед строго запретил им дурно обращаться с последователями других религий. Он сказал: «Будьте осторожны! Всякий, кто груб и жесток к немусульманам или ущемляет их права, или облагает их непосильным налогом, или отбирает что-либо у них против их воли, - в Судный день я буду свидетельствовать против такого человека» (Абу Дауд).

Каждому своя религия

Конституция Медины гласит: «Иудеи имеют свою религию, мусульмане - свою». Это указывает, что для данного общества приемлема лишь толерантность, и каждый, даже живя в одном обществе, имеет свою отдельную религию, в которую нельзя вторгаться.

Человеку позволялось свободно и беспрепятственно следовать своим религиозным убеждениям, и в этом отношении не допускались никакие провокации.

Об этом в конституции есть много других статей, которые можно обсудить, но их общий смысл выражает одна: «Если спор или разногласия грозят неприятностями, их следует предать Аллаху или Его Посланнику».

Этот пункт предписывает всему населению государства признавать верховную власть, то есть в делах, где участвуют представители разных племен и религий, вопросы правосудия переходят из компетенции местных лидеров в компетенцию правителя государства или назначенных им уполномоченных.

Тем не менее, отдельным немусульманским кланам при решении личных дел позволялось обращаться к своим религиозным книгам и старейшинам. В то же время при желании они могли попросить Пророка рассудить их дела. В Коране Аллах говорит:«…Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них…» (Коран, 5:42).

Здесь мы видим, что Пророк разрешал иноверцам разбирать их дела в соответствии со своими религиозными писаниями, если они не противоречили конституции, которая заботилась о высшем благе: обеспечении мира в обществе.

В жизни Пророка (мир ему) помимо конституции есть много других примеров, которые доказывают, что ислам на практике терпим к другим религиям.

Свобода религиозных собраний и религиозная автономия

Согласно конституции иудеи получили полную свободу жить по своей вере.

Во времена Пророка иудеи Медины имели собственные религиозные школы Байт-уль-мидрас, где они читали Тору, занимались молитвой и самообразованием.

В многочисленных письмах своим эмиссарам Пророк подчеркивал неприкосновенность религиозных институтов. Вот письмо, адресованное его посланнику к монахам монастыря Святой Екатерины на горе Синай, которые искали защиты у мусульман:

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Это послание от Мухаммеда ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника.

Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесёт им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед Пророком Его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой.

Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли – пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку против её воли и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Верные да не преступят клятвы этой до Судного Дня».

Как мы видим, эта охранная грамота состоит из нескольких пунктов, которые охватывают все важные аспекты прав человека, в том числе такие вопросы как защита меньшинств, живущих в исламском государстве, свобода религии и сборов, право назначать своих судей, владеть и распоряжаться своим имуществом, освобождение от воинской службы, право на защиту во время войны.

В другом случае Пророк принимал в мечети делегацию христиан из Наджрана – региона в Йемене. Когда подошло время молитвы, они встали лицом к востоку и начали молиться, и Пророк приказал не трогать и не мешать им.

Политика

В жизни Пророка также есть примеры, когда он сотрудничал с людьми других вероисповеданий на политической арене. Он назначил иноверца Амра ибн Умайяха-ад-Дамри своим посланцем к Негусу, королю Эфиопии.

Это лишь некоторые примеры терпимости Пророка к другим религиям. Ислам признает, что на земле существует множество религий, и дает человеку право выбирать путь, который он считает истинным.

Вера никогда не навязывалась и не навязывается человеку против его воли. Эти примеры из жизни Пророка являются иллюстрацией к аяту Корана, который говорит о религиозной толерантности и устанавливает для мусульман правила взаимодействия с народами иных религий. Аллах сказал: «Нет принуждения в религии…» (аль-Бакара, 2:256).



0 комментариев