Будущее мусульманской России

Еще некоторое время назад и подумать о таком словосочетании «мусульманская Россия» было бы невиданным делом, не то, что произнести его и вынести в название статьи. Все ученые и исследователи, да и сами мусульмане заученно говорят об «Исламе и России», «Исламе в России» и даже «российском Исламе». Но никогда о «мусульманской России». Почему то до сих пор, даже самими мусульманами, считается, что это взаимоисключающие понятия.

Но уже многое изменилось в мире и в самой России. Изменилось, в первую очередь, в сознании, самовосприятии, уверенности и позициях мусульман. Как бы того ни желали недруги нашей страны, Ислам является неотъемлемой частью России. Более того, Россия, как государство и цивилизация не могла бы состояться без Ислама и мусульман. Или, перефразируя слова одного европейского автора, «Россия обязана мусульманам своим рождением и становлением».

Зарождение, становление и укрепление российской государственности, расцвет православного священничества, монашества, монастырской грамоты и науки, формирование неповторимой российской многоцветной культуры – все это и многое другое происходило при плотном и постоянном культурном взаимном обмене, влиянии и взаимодействии русских со своими мусульманскими соседями.

Мусульмане на территории современной России появились и закрепились не только на столетия раньше, чем во многих других регионах, которые сегодня считаются традиционно мусульманскими. Но и на столетия раньше появления самого русского и российского народов, появления русской и российской государственности.

Мусульманская Россия – это Дербент, Казань, Астрахань и Тюмень. Мусульманская Россия – это мощнейшее влияние на формирование казачества и движения декабристов. Мусульманская Россия – это творчество Пушкина, Лермонтова и Толстого. Мусульманская Россия – это огромные территории и народы Северной Евразии, скрепленные Золотой Ордой и сохраненные от посягательств иных держав для Московского княжества. Мусульманская Россия – это победы на фронтах первой и второй мировой войн...

При этом необходимо признать, что мусульманская Россия – это не завершившийся и оставшийся в истории феномен. Мусульманская Россия – это динамично развивающееся настоящее и великолепное будущее нашей страны. Сегодня вся Россия и весь российский народ находятся в поиске своего места в этом мире, в обществе. В таком же поиске своего места в современной России и современном мире находятся и мусульмане.

Российские мусульмане с каждым днем приобретают все большую уверенность в собственных силах, в собственном предназначении и собственном будущем. Все это благодаря Исламу, который дает мусульманам ни с чем не сравнимый источник сил, смысла жизни, надежды на будущее, уверенности в своих силах и истинности своего пути.

В то же самое время огромная часть россиян немусульман скатывается во все более глубокий кризис, разочаровывается в жизни, работе, семьях, традиционных ценностях, теряет волю к жизни и уверенность в будущем. Виной всему этому отсутствие должной веры, незнание Истины и пребывание в плену заблуждений, страхов, предубеждений и невежества.

Мусульмане в современной России оказываются самым здоровым и перспективным ресурсом возрождения и обеспечения будущего своей страны. Здесь вспоминаются слова Арнольда Тойнби, который был убежден, что каждая цивилизация нуждается в творческом меньшинстве для самообновления. Россия сегодня, как никогда ранее, нуждается в появлении подобного творческого меньшинства для глубокого и качественного перерождения и обновления российской культуры, души и цивилизации.

Крепостное право, феодализм, реакционный царизм, удушение свобод, кровавая революция и гражданская война, две мировые войны, голод и террор 30-х, репрессии и депортации, борьба с религией, геронтократия 80-х, перестройка и болезненные реформы 90-х – все это и многое другое глубоко влияло на изменения российской культуры. Даже более того, оказалось такими непосильными испытаниями для российского народа, что он вышел из них духовно надломленным и опустошенным.

Именно поэтому современная Россия нуждается в своем творческом меньшинстве для возрождения подлинного величия российского духа, культуры и цивилизации. Перед российскими мусульманами сегодня стоит вопрос, смогут ли они стать частью этого творческого меньшинства или нет? А это не только возможно, но и настолько необходимо, что без участия мусульман возрождения России не может состояться никак.

Мусульманам России необходимо полностью избавиться от тех стереотипов и мифов, которые им навязывают многие горе-исламоведы о том, что, якобы, мусульмане в России являются чуждым, маргинализированным элементом. Что им нужно всем вернуться в свои национальные республики, и забыть о какой бы то ни было всероссийской идентичности. Подобные ложные и откровенно анти-российские измышления не состоятельны по ряду существенных причин:

История Ислама в России является гораздо более древней, нежели история Ислама во многих частях мусульманского мира;Российские мусульмане уже на протяжении столетий вполне обоснованно считают своей родиной не только свои деревни или национальные республики, но всю Россию и даже все постсоветское пространство;Растущая община новообращенных русских, украинских, карельских и других мусульман тем более не приемлет ложных измышлений о необходимости для мусульман возвращаться и ограничиваться пределами своих традиционных национальных и мусульманских республик.

Российские мусульмане видят, что Ислам в их стране намного старше, нежели Ислам в Марокко, Тунисе, Пакистане, Малайзии или Индонезии. Что сегодня для России нет другой альтернативы, кроме как стать полноценной частью остального мусульманского мира. Что уровень свобод, демократии, соблюдения прав человека в нашей стране позволяют мусульманам полноценно соблюдать свою религию. Что мусульмане чувствуют себя более защищенными в России, нежели даже во многих традиционных мусульманских государствах.

А что касается того, что мусульмане России являются религиозным меньшинством в своей стране, так вся история Ислама была написана мусульманами, являвшимися меньшинствами на своей родине. Мусульмане Мекки были мусульманским меньшинством по отношению к языческому обществу, мусульмане Ясриба, мухаджиры Абиссинии, мусульманские проповедники, жители военных лагерей, осваивавшие границы Халифата от Испании до Индонезии – все они в свое время были меньшинствами в немусульманских обществах.

Многие великие мусульманские ученые и даже сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) жили в статусе религиозных меньшинств. Статус меньшинств нисколько не останавливал Джаафара ибн Абу Талиба, Абдуллу ибн Масуда, имама Шафии, ибн Хальдуна и многих других от дальнейшего усердия на пути Аллаха на благо земель и обществ, в которых они проживали, не охлаждал их пыла и любви к своей религии и родине. Даже наоборот, он внушал им, как единственным носителям Истины во всей округе большее чувство ответственности за свои судьбы, за судьбы окружающего их общества и соседних народов.

При этом нам, российским мусульманам, необходимо помнить, что мы живем не только на границах с немусульманскими обществами, но и на границах с новым, современным миром, который ставит перед Исламом все новые и новые вызовы. Такие проблемы, как глобализация, стирание границ между государствами, исламским и западным мирами, гражданское самосознание и активность мусульман в немусульманских обществах встали именно перед современными мусульманскими меньшинствами.

Кроме того, что мусульманские меньшинства наиболее развитых стран Запада, включая и Россию, лучше разбираются в проблемах современного мира, они еще находят исламские ответы на сложнейшие проблемы, стоящие не только перед мусульманами, но и перед своими странами и миром в целом. Оттого именно эти мусульманские общины становятся авангардом развития Ислама в текущем столетии.

Для кого-то это может звучать странно, что именно мусульманская Россия может стать авангардом развития Ислама в Северной Евразии. Но ведь и в момент зарождения исламской общины и государственности в Медине никто не мог предположить, что через некоторое время халифом всех мусульман будет турок в Стамбуле. Что выходец из земель, которые являются территорией современной России, станет султаном Египта и грозой крестоносцев. Только Аллах может знать, какую еще роль в будущем суждено сыграть российским мусульманам и мусульманской России.



комментариев