Шейх Усман Дан Фодио является одним из наиболее влиятельных улемов в истории Ислама в Западной Африке. Он был как муджахидом (борцом на пути Аллаха), так и муджадидом (обновителем исламской мысли). Шейх жил в стране, название которой сохранилось в истории как Сокотский халифат (территория севера современной Нигерии).
Усман Дан Фодио известен достаточно мало, несмотря на то, что он обладал глубочайшими познаниями в мусульманской религии и боролся за ее идеалы, основав исламское государство в Африке.
Шейх Усман родился в Маретте, небольшом городе в Гобире, 29 сафара 1168 по Хиджре/ 15 декабря 1754 года. Его отец Мухаммад Фодио был в то время известным ученым в Гобире, продолжавшим древнюю традицию исламской науки, и происходил из семьи Торанкава Фулани. Воспитание в столь образованной семье предоставило Усману два важных преимущества: блестящее исламское образование, которое дал ему отец, и общественное положение в обществе, где ученые пользовались большим уважением и авторитетом.
После изучения Корана Усман приступил к совершенствованию своих познаний в фикхе (исламском праве) и арабском языке. Далее, под руководством видных ученых в различных сферах исламской науки, многие из которых были его родственниками, он прошел программу высшей исламской духовной школы, изучив множество дисциплин у своих наставников.
Там он изучил тафсир (толкование Священного Корана), хадисы (высказывания Пророка Мухаммада, мир ему), сирру (жизнеописание Пророка Мухаммада, мир ему), фикх, арабский язык, математику и астрономию. Его детство было полностью посвящено учебе, что было дополняющей частью институционализированной в то время образовательной системы в этой стране.
Он получил фундаментальное образование, и, не достигнув еще 20 лет, написал свой первый научный труд на родном языке, отражавший не только интеллектуальную зрелость автора, но и его литературный дар. К этому возрасту он успел закончить свое высшее образование и мог начать карьеру исламского ученого.
Учителя шейха Усмана Дан Фодио не только делились с ним своими знаниями, но и, что было характерно для существовавшей тогда образовательной системы, оказали на него серьезное интеллектуальное влияние.
Тем не менее, это не помешало ему высказать свое несогласие с ними по отдельным вопросам. Дискуссии Усмана со своими наставниками никогда не могли пошатнуть их авторитет в его глазах. По мере того, как шейх углублял свои познания и вступал во взрослую жизнь, его набожность и исключительная простота в обращении с другими людьми, его интеллектуальные способности и харизма стали привлекать к нему множество последователей.
Усман Дан Фодио был глубоко озабочен нарушениями норм в Шариата и отходом людей от Сунны Пророка (мир ему) в то время. Чем больше он приобретал знаний, тем более неприемлемым казалось ему такое положение вещей.
Последнее сложилось не из-за нехватки учителей, их было множество, но учителя Ислама запирали в себя в башнях из слоновой кости, раскрывая свои знания лишь для тех, кто потрудиться их искать. Были и такие, которые вместо указания истинного пути простому народу наживались на их невежестве. Зачастую правители убеждали их закрывать глаза на любые творимые ими несправедливости.
В общем, к тому времени, как шейх Усман завершил свое формальное образование, он стал жить самостоятельно, посвятив все свое время разъяснению простому народу основ исламской религии. Вскоре к нему присоединился его брат Абдулла и сын Мухаммад Белло.
Будучи убежденным в необходимости лично участвовать в реформировании общества и образовании неграмотных, шейх Усман посвятил все свое время и усилия, всю свою жизнь просвещению, проповеди и написанию научных трудов. Как содержание, так и метод ведения его проповеди были направлены на достижение этих целей.
Шейх Усман, страстно желавший реформировать общество, изучил его проблемы и выработал стратегию, которая была наиболее уместной в тех обстоятельствах. Наибольшее внимание шейха занимало невежество народных масс в отношении Ислама, несмотря на наличие в обществе множества улемов. Местные языческие традиции, пережитки и верования зачастую смешивались с учением Ислама.
Позднее шейх Усман стал путешествовать в обществе своих последователей в различные регионы страны, чтобы нести слово правды. Постоянно базируясь в Дегеле, его группа посетила различные города Гобира. Почти везде проповедь имела большой успех.
Вот что пишет о нем его брат Абдулла в своей книге «Тазиин аль-Варакях»: «Тогда мы пошли с шейхом, чтобы помочь ему в его религиозной миссии. Он путешествовал с этой целью на запад и на восток, призывая людей к религии Аллаха своими проповедями на разных языках и сокрушая обряды, противные мусульманскому закону. Некоторые из людей из сопредельных стран пришли к нему и присоединились к его ученикам, в то время как мы жили в его стране, которая стала столь знаменитой благодаря ему».
В итоге, как сообщает Абдулла, все больше людей стали положительно откликаться на проповеди шейха Усмана и начали приходить к нему во множестве после его возвращения в Дегел.
Однако разница между содержанием и методом его да’вата (призыв к Исламу) и проповедями других ученых до некоторого времени была мало заметна. Как только же результаты его работы стали видны всем окружающим, у шейха появились и противники. Некоторые деятели начали злословить о шейхе, обвиняя его в лицемерии, подстрекательстве к бунту, распространении слухов и обмане простого народа.
Как возникновение группы противников, так и многочисленные проблемы, начавшие появляться в результате проповеди шейха, не стали для него неожиданностью. Он решил начать публицистическую полемику со своими оппонентами, в которой Усман их значительно превосходил. Почти всегда он выходил победителем, разбивая в свою очередь аргументацию улемов, бывших во многом виновными в разрастании тех проблем общества, которые Усман пытался разрешить.
Только в ходе этого ученого спора шейх написал, согласно его сыну Мухаммаду Белло, более пятидесяти книг.
В первую очередь под удар острия пера шейха попадали те коррумпированные деятели, которые были приближены ко двору правителя. Они пытались сохранять сложившийся общественный строй и защитить свои личные интересы, оправдывая политические махинации, аморальное поведение и все виды зол, происходивших от языческих пережитков и обычаев.
По этому поводу шейх высказался однозначно: «Среди тех заблуждений, к которым попустительски относятся некоторые [шейхи] из них, также есть принятие недостойных традиций, которые распространены в этих землях, принятие их за Сунну. Но это все есть ложь и смущение умов, принятые за общее мнение, поскольку никакая традиция не должна приниматься, если она противоречит Сунне [Пророка, мир ему]».
Наиболее важной работой шейха принято считать книгу «Ихья ас-Сунна ва ихмад аль-бида», в которой он, как сообщают, написал следующее: «Пусть же критик этой книги знает, что написал ее я с целью возрождения Сунны святого Пророка Мухаммада (мир ему)».
Шейх Усман, помимо всего прочего, также указывал своим последователям учить своих супруг и детей. Все женщины в его окружении получили образование. Наиболее замечательной из них была Нана Асмаю, известная как ученая и поэтесса.
Она является настоящим образцом для подражания любой мусульманки. Помимо своей деятельности как матери и жены, она сыграла важную роль в реформировании общества всего западноафриканского общества того времени.
Бурная деятельность шейха на ниве просвещения со временем переросла в общественно-политическую плоскость. К 1810 году Усман Дан Фодио возглавил обширное государство, управляемую 14 наместниками (эмирами) в соответствии с шариатским правом (на основе маликитского мазхаба). Он смог добиться успехов как в образовании населения, так и в утверждении высоких моральных стандартов для чиновников в государствах Хауса.
В 1815 году шейх Усман ушел на покой, передав правление своему сыну Мухамаду Белло, который стал его наследником и лидером всех эмиров. Он построил город Сокото, в котором расположил ставку султана. Позднее Бело значительно расширил государство, установив контроль над западным Борну и войдя в пределы империи Йоруба в Ойо.
Исламское государство, основанное шейхом Усманом, просуществовало почти сто лет. Британскими колонизаторами удалось установить над ним свой протекторат только в 1903 г.
История халифата Сокото имеет серьезное значение для современной Нигерии. День его основания ежегодно отмечается на государственном уровне. Нормы Шариата были несколько лет назад вновь возвращены в законодательство этого штата.
Абдуллах Маккидо