Невозможно получить длину и ширину изображения О «Дикой» дивизии замолвите слово…

О «Дикой» дивизии замолвите слово…

Одной из мало изученных и, прямо скажем, замалчиваемых тем в отечественной истории является участие и заслуги российских мусульман в войнах с общими противниками. Наиболее известно представительство татаро-башкирских отрядов во время Отечественной войны с Наполеоном, однако не меньший вклад приверженцы Ислама внесли и в Первой мировой войне, когда специально сформированная Кавказская конная туземная дивизия, за свое бесстрашие получившая название «Дикой», сумела оставить неизгладимый след в истории и покрыться вечной славой. Не говоря уже о том, что в российской армии того времени служило около полтора миллиона мусульман из числа татар и башкир.

«Дикая» дивизия была сформирована в 1914 году непосредственным указом самого императора в основном из представителей мусульманских народов Кавказа и Закавказья, представленных отдельными полками. В отличие от других дивизий комплектация происходила на добровольной основе, поскольку кавказские мусульмане, не так давно воевавшие против царской армии, воинской повинности не подлежали.

Что интересно, большинство воинов «Дикой» дивизии были или внуками, или даже сыновьями тех, кто сражался с царизмом в Кавказскую. Но на Первую мировую войну они пошли сражаться за Россию по доброй воле, будучи никем и ничем не принуждаемы. В истории данной дивизии не известно ни единого случая не только массового, но даже единоличного дезертирства.

Так как у горцев не существовало обращения на «вы», то к своим офицерам, генералам, и даже к командиру дивизии всадники обращались на «ты», что нисколько не умаляло значения и авторитета командного состава в их глазах и никак не отражалось на соблюдении ими воинской дисциплины. Согласно воспоминаниям офицеров дивизии отношения между офицерами и всадниками сильно отличались от таковых в регулярных частях.

Так, к примеру, в горцах не было никакого раболепства перед офицерами. Они всегда сохраняли собственное достоинство, отнюдь не считая своих офицеров господами. Все было основано на взаимном уважении, и офицеры, не относящиеся с уважением к обычаям и религиозным верованиям всадников, теряли в их глазах всякий авторитет. Были подобраны и специальные награды, на которых вместо изображения христианских святых был помещен российский государственный герб.

На всем протяжении войны с 1914-го по 1917 год дивизия вела тяжелые бои на Юго-Западном фронте и покрыла себя неувядаемой славой. Через службу в дивизии прошло более 7000 всадников, около 3500 из них были награждены наградами и медалями, в том числе и «За храбрость».

Чудеса храбрости, проявленные мусульманами, заставляли восхищаться абсолютно всех, кто участвовал или хотя бы просто наблюдал за их бесшабашными атаками. Вот как описал это корреспондент одной из газет того времени: «Командование австро-венгерскими войсками, понимая, что город, к которому подходили значительные силы российской армии - пехоты и конницы, удержать не удастся, вывело свои главные силы из города, оставив там значительный гарнизон. И тогда произошло удивительное событие, участниками которого стали всадники и офицеры полков Кавказской конной дивизии.

Для выяснения количества оставшихся в городе австрийцев были посланы два конных разъезда горцев. Видимо, австрийцы заметили их, но ничем не выдали своего присутствия, подпустив эту кучку людей к самому городу. Горцы предположили, что он совсем оставлен неприятелем, спокойно вошли на мост и затем в город. Здесь их встретили залпами с разных сторон.

Вместо того, чтобы отступить на мост, горячие кавказцы опять прибегли к своему самому необычному оружию, и на улицах закипел кинжальный бой. Плохо ли стреляли австрийцы, или их обуял страх при виде горцев, но и на этот раз последние победили, не потеряв ни одного человека, кроме нескольких раненых. Перестрелку услышали ближайшие сотни и бросились на помощь».

А вот что писал в своем донесении граф Воронцов-Дашков: «С чувством особого удовлетворения должен отметить геройскую работу полков вверенной Вашему Императорскому Высочеству дивизии. Промокшие от проливного дождя, идущего всю ночь, ослабевшие от 4-х дневной «уразы», всадники, по вязкой от дождя земле, стойко и стройно шли вперед под градом пуль, почти не залегая, и трепет обнимал противника, не выдержавшего такого стремительного наступления. Некоторые всадники, чтобы быстрее наступать, снимали сапоги и босиком бежали в атаку».

Как видим из документов, воины «Дикой» дивизии не оставляли предписания Ислама, в частности пост, даже в тех тяжелейших условиях, в которых проходила Первая мировая для России.

В одном из приказов командира дивизии генерала Багратиона также говорилось: «...Считаю особенно приятным для себя долгом объявить благодарность всем чинам дивизии за высоко честное отношение к долгу службы в ночном бою под городом Калушем, в центре которого части других войск под воздействием добытого вина пришли в расстройство и, вместо боя с врагом, постыдно занимались грабежом, насилием женщин и пьянством. Высокоразвитое чувство долга службы перед Отечеством в частях Туземной конной дивизии и воинская дисциплина, присущая сынам Кавказа и их боевым соратникам русским кадровым и пулеметчикам и Донским казакам, нашли справедливую оценку в благодарности, выраженной командиром корпуса, который сказал мне: «Я был спокоен за оборону Калуша, когда получил донесение, что кавказцы его защищают».

Немногие знают и о том, что одну из главных ударных частей армейского корпуса под командованием генерала Брусилова составляли полки «Дикой» дивизии. Знаменитый «брусиловский» прорыв входит в когорту самых героических успешных военных операций, и российские мусульмане приняли в нем самое непосредственное участие.

«Как горная лавина обрушился полк на германскую Железную дивизию, – писал в 1916 году восхищенный император Николай II, - он немедленно был поддержан другими. В истории Отечества не было случая атаки конницей вражеской тяжелой артиллерии… Менее чем за полтора часа перестала существовать Железная дивизия. Передайте от моего имени, от имени двора и Русской армии братский сердечный привет отцам, матерям, братьям, сестрам и невестам этих храбрых орлов Кавказа. Никогда не забудет этого подвига Россия».

Чуть позже кавказцы оказались главной опорой генерала Лавра Корнилова, пытавшегося летом 1917 г. спасти страну от надвигавшейся революционной катастрофы.

К сожалению, современная Россия забывает своих героев, иначе сложно объяснить, по какой причине в учебниках по истории практически не упоминается участие российских мусульман в защите своего Отечества – как будто и не было этого вовсе. Проводя в жизнь такую недальновидную и несправедливую политику, ее идеологи ведут свою страну (хотя свою ли?) в никуда, поскольку выталкивают народы России из единого общероссийского пространства, создавая прекраснейшие предпосылки для сепаратизма и радикал-национализма.

И если они полагают, что сумеют ассимилировать нации в одну и окрестить всех иноверцев, то вся история наглядно демонстрирует невозможность этого. Скорее Кавказ выйдет из состава России (чего вряд ли может желать любой разумный человек, понимающий, что маленькие разрозненные государства никогда не смогут быть по-настоящему независимыми, а «сильные мира сего» будут стравливать их друг с другом), чем мусульмане откажутся от своей религии.

Завершая рассказ о «Дикой» дивизии нельзя не отметить того, что ее история крайне актуальна и в наше время. Отрадно было видеть, что власти частично воспользовались историческим опытом, создав специальный миротворческий контингент из числа кавказцев, за службой которого можно было наблюдать в Ливане. Аналогично было в войне в Южной Осетии, где чеченские подразделения внесли, возможно, решающий вклад в победу Москвы. Однако, дальнейшего продвижения в этом перспективном направлении пока не последовало…

Но самая главная ошибка в том, что не проводится специальная информационная политика, причем не только в учебных заведениях, но и в СМИ. Ну разве не достойна история прославленной дивизии того, чтобы снять о ней красивый и правдивый экшн? Почему бы тому же Никите Михалкова не взяться за эту нужную государству и ее народам работу?

Разве не достойны другие герои и героини из числа мусульман того, чтобы о них создавались специальные передачи или печатались публикации? Почему вместо этого мы наблюдаем лишь бандитов и террористов, которых облекают в мусульманскую форму? Разве это не прямой путь к развитию сепаратизма? Удивительно, как до сих пор эта проблема не оказалась в поле зрения российских властей, провозгласивших борьбу за сохранение единства своей страны.

Очень хотелось бы надеяться на то, что мы все же доживем до того времени, когда на афишах будут красоваться анонсы таких блокбастеров, как «Подвиг «Дикой» дивизии» или «Мусульманские защитники России».



комментариев