«Хазарский фронт». Столетняя война мусульман за Кавказ

В истории распространения ислама на территории нашей страны много эпизодов и ключевых моментов, о которых не знает большинство мусульман. Одним из таких напряженных исторических периодов является почти столетняя война за Кавказ между двумя растущими и амбициозными державами того времени — Исламским Халифатом и Хазарским Каганатом.

Начало этой напряженной борьбе было положено при халифе Умаре бин аль-Хаттабе (да будет доволен им Аллах), при котором войска мусульман и вошли впервые на территорию Кавказа. В это время над регионом пытались установить контроль три мощных игрока — Византийская империя, Персидская империя и Хазарский каганат.

Появление хазар на Кавказе

Хазарский Каганат был создан кочевым народом — хазарами, которые выделились из Западно-Тюркского Каганата. Хазары контролировали территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Государство хазаров просуществовало несколько сотен лет — наиболее напряженный период из которых пришелся на противостояние хазаров с наступающим с юга Исламским Халифатом. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты впоследствии приняла иудаизм.


При иранском шахе Хосрове Ануширване (531—579) персы построили знаменитые Дербентские укрепления, которые перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий кочевников. К 632 году хазары уже контролировали южные земли Кавказской Албании на территории современного Азербайджана.
В первой половине 6 века хазары начали угрожать Южному Кавказу. В 552 году состоялось крупное вторжение хазар и савир в христианское государство этого региона - Кавказскую Албанию. Владевший регионом Сасанидский Иран с трудом отражал этот натиск.

И в это же на Ближнем Востоке вздымается новая сила с амбициями на господство в регионе — Исламский Халифат. После нескольких лет битв с Византийской империей, покорения Сирии и сокрушения Сасанидского Ирана взоры мусульман обратились на север. Туда, где уже себя полновластным хозяином начинали чувствовать хазары.

Появление мусульман на Кавказе

Сокрушение Халифатом Сасанидского Иранапривело к тому, что на Кавказе резко изменилась ситуация. Военная сила персов уже не сдерживала хазар. Они начали все уверенне проникать с Северного Кавказа в Закавказье. И в это время халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) направляет передовые отряды мусульман на Кавказ.


Далее, мусульмане вошли в земли Кавказской Албании и взяли её столицу — город Партав (в арабском произношении аль-Бардаъ). Источники сохранили имена мусульманских полководцев, вошедших первыми на Кавказ.
Здесь мусульмане встретились с раннехристианскими государствами — Арменией и Кавказской Албанией. В первую очередь мусульмане вошли в земли Армении, раздираемой феодальными междоусобицами. В 640 году они взяли столицу Армении Двин (в арабском произношении ад-Дабиль), но сразу ушли из страны вместе с трофеями.

Упоминается, что Армению и Грузию занял Хабиб ибн Маслама, а Кавказскую Албанию — Сальман бин ар-Рабиъ аль-Бальхи. А его брат Абд ар-Рахман бин ар-Рабиъ аль-Бальхи известен, как первый полководец ислама, вошедший в легендарный Дербент.

Естественно, приближение мусульманской армии и даже уже начавшееся вторжение в пределы Южного Кавказа вызвало тревогу в Хазарии, которая стала искать союзников против мусульман в лице Византии. Впервые хазарская армия столкнулась с мусульманской в 642 году во время похода на Кавказ Абд ар-Рахмана бин ар-Рабиъа.

Баланджар на пути мусульман

После вступления в земли Кавказкой Албании в прямую войну с хазарами вступил легендарный Абд ар-Рахман бин ар-Рабиъ и его брат Сальман бин ар-Рабиъ. Это было в 643 году во время их похода на хазарский город Баланджар, иди Беленджер. Этот город находился где-то в пределах современного Дагестана, к северу от Дербента.

С этого времени Баланджар находился в центре мусульмано-хазарского противостояния. Из-за близости к границе фронта противостояния Баланджар был первым крупным городом, который атаковали мусульмане, когда им удавалось выйти за Дербент.

В652−653 годах тот же Абд ар-Рахман ибн Рабиъ, используя осадные машины, пытался захватить Баланджар, но потерпел поражение и по некоторым источникам погиб. По другим источникам, это случилось с его братом Сальманом.

Между мусульманами и хазарами произошло крупное сражение. Обе стороны прибегли к катапультам и баллистам. 4 тысячи мусульманских воинов были убиты, включая полководца ар-Рабиъа. Остальные отступили.

Неудачным штурмом крепости Баланджарв 652-653 годах ознаменовалось начало мусульманского освоения Кавказа, вылившееся в длительное мусульмано-хазарское противоборство.

Как минимум трижды: в 722, 732-733 и 737 годах мусульмане брали город штурмом, что вынудило хазар перенести центр своей активности в более северный Семендер, а затем в Нижнее Поволжье. Теперь их столицей стал город Итиль.

Период напряженной борьбы

Начавшиеся в халифате 670-х годах смуты настолько ослабили государство, что такие страны как Армения, Грузия, Кавказская Албания смогли получить фактическую независимость.

Эти же смуты способствовали возвращению основных областей Северного Кавказа под власть хазар. Историческая хроника «Дербенд намэ» говорит о том, что в 692693 годах «хазарское племя, пройдя через крепость Нарын (Дербент – авт.)», через земли Кавказской Албании доходило до пределов Рума (Константинополя – авт.) и совершало нападения и грабежи».

В 684 году произошло мощное вторжение хазар на Закавказье. Хазары полностью опустошили несколько областей, захватили трофеи и пленных. В битвах с хазарами погибло большое количество людей, включая правителя Армении Григория Мамиконяна и несколько видных албанских и грузинских князей. Албанию хазары обложили тяжёлой данью.

В 692 году правитель мусульманской Армении Мухаммад ибн Угбай прошёл с армией через Албанию и захватил город Дербент в желании создать надёжный «щит» против набегов хазар.

Некоторое время хазары, занятые дворцовыми интригами Юстиниана II, не мешали Арабскому халифату. Но затем ибн Угбай не смог даже удержать захваченный Дербент так как в 708 году арабская армия опять его захватывала. В 710 году Дербент вновь захватила армия Хазарии.

В 713 году прославленный мусульманский полководец Хабиб ибн Маслама с огромным трудом оттеснил хазарское войско из Албании и вновь осадил Дербент, который держал оборону 3 месяца. Обороняли Дербент хазарский гарнизон в 3 тысячи воинов.

Были в ходе этого противостояния периоды, когда хазары на протяжении многих лет хозяйничали в землях Южного Кавказа. А в 721 году вторглись в Армению и уничтожили стоявшее там мусульманское войско.

Победы Джарраха аль-Хаками

Джаррах ибн Абдуллах аль-Хаками, новый мусульманский наместник Армении, выступил против Хазарского каганата с вновь сформированным сильным войском. С этого похода разгорелась длившаяся более 15 лет война Исламского Халифата против Хазарии.

Мусульманская армия совершила несколько походов вглубь Хазарии. В самой Хазарии он встретился с 40-тысячной хазарской армией, возглавленной сыном кагана Барджилем. Несмотря на численное превосходство хазар (мусульмане насчитывали только 25 тысяч воинов), хазары потерпели жестокое поражение.

Джаррах быстрым маршем подошёл к Семендеру и осадил город. Жители Семендера сдались на милость победителя, и Джаррах пощадил их и сам город оставил целым, лишь из цитадели выселил людей. Цитадель заняли сами мусульмане.

От Семендера Джаррах направился к Баланджару. С большим трудом мусульмане одержали победу в рукопашном упорном бою — противники сражались до смерти. Правителю Баланджара с 50 воинами удалось бежать.

Мусульманам в руки попали его жена и дети. Джаррах отослал знатных пленников вслед за беглецом, и пообещал князю Баланджара сохранить его владение, чем завоевал симпатии и поддержку последнего. Благодаря этому Баланджар, как и Семендер, остался цел.

Приход Масламы и возвращение Джарраха

В 724 году в Халифате скончался правивший халиф, на место которого к власти пришёл новый халиф Хишам. Видимо, Джаррах не принадлежал к его партии и поэтому сразу же был снят с высокого поста правителя Армении и Албании.

Место Джарраха занял Маслама ибн Абд аль-Малик (известный в Дагестане, как Абу Муслим), не знающий поражений полководец, что говорит о важности и сложности «хазарского фронта» для мусульман. Своим заместителем Маслама поставил Саида ибн Амра аль-Хараши, известного своей доблестью на поле боя.

В 727 году Маслама лично возглавил поход против хазар, завершившийся занятием одной из областей Хазарского каганата. Хазарское войско избежало битвы и осталось мощной силой, нависшей над северными регионами Исламского Халифата.

В 728 году Маслама вновь с большой армией направился в Хазарию. Более месяца Маслама, переходя с места на место и изматывая тем самым свою собственную армию, пробыл там. Несколько раз между мусульманской и хазарской армиями происходили стычки.

Но уйти из страны Масламе пришлось не из-за них, а якобы из-за проливных дождей, размывших дороги и наполнивших почти пересохшие русла бурными потоками. В ответ хазарами был произведён новый набег на Албанию в 729 году.

Поражение Масламы и его заместителя привело к тому, что халиф отозвал их и вновь назначил на место Масламы Джарраха. В то же время, сил и средств Джарраху было выделено недостаточно.


В 730 году хазары совершили новый поход в Закавказье. Во главе их войска стоял, как и 9 лет назад, Барджиль, сын кагана. Барджиль ворвавшись в Албанию, приказал своим воинам повсеместно убивать мусульман, сам же с основными силами подошёл к Ардебилю.

Там, у стен города произошла битва, в которой Джаррах был разбит. После осады пал и сам Ардебиль. После этого, хазары, воодушевлённые успехом, рассеялись по стране. Новый мусульманский полководец аль-Хараши начал с уничтожения этих небольших хазарских отрядов.

В сражении происшедшем в Муганской степи, мусульмане чуть не захватили в плен самого Барджиля, разбили хазарскую армию, захватили их лагерь, и почти все награбленные хазарами трофеи вернулись к мусульманам.

Прорыв Масламы

Когда Маслама дошёл до Закавказья, хазарская армия отступила в земли современного Дагестана. Маслама, отстранив от командования Саида аль-Хараши, попытался преследовать хазар, но дошёл лишь до Дербента и, оставив в нём гарнизон, отправился зимние квартиры в Албанию.

Весной 732 года Маслама вновь осадил Дербент, из которого мусульман уже выбили хазарские воины. В крепости Дербента засел отборный хазарский отряд, состоявший из 1 тысячи воинов.

Маслама не стал брать крепость, а через город двинулся прямо в Хазарию. Маслама шел решительным маршем и дошёл до Семендера, у которого его встретил каган с большой армией.

Маслама, прибегнув к хитрости, тайно, ночью, разведя для отвода глаз костры, отступил с позиций и стремительным маршем в один день довёл свое войско до Дербента. Хазары бросились в погоню, но, когда они подступили к стенам Дербента, мусульмане, выдержав мощные атаки хазар, укрепились в городе.

Хазарский перебежчик в конце дня указал на место, где стояла ставка кагана. Мусульмане опять ринулись в атаку, прорубая себе путь к повозке кагана через несколько рядов отборных хазарских воинов.

Несколько мусульман достигли ставки кагана, которого им удалось ранить. Каган сумел бежать, но вдохновлённые неожиданным успехом мусульмане оттеснили хазар и сорвали их вторжение в Кавказскую Албанию.

После этого Маслама с большими трудностями отбил у хазар цитадель Дербента. Хазары держались до последней возможности. Тем не менее, Маслама, лишив гарнизон крепости питьевой воды, сумел отбить у хазар цитадель.

Маслама укрепил захваченный Дербент, построил там арсенал и поселил в городе большую группу мусульман из Шама, которым поручил охрану крепости. После этого Маслама покинул Закавказье, передав командование и управление двоюродному брату халифа — Марвану ибн Мухаммаду, известному мусульманскому полководцу.

Эпоха Марвана

В 735 году Марван предложил кагану мир. Хазары в ответ также отправили к мусульманам посла. Марван перехватил посла и, подготовив армию в 150 тысяч (в том числе с отрядом армян во главе с князем Ашотом), направил её двумя путями в Хазарию. Одну армию он вёл сам через Дарьял, другая армия шла через Дербент.

Когда мусульмане углубились на территорию Хазарии, Марван наконец отпустил хазарского посла к кагану. Своим сообщением о неожиданно надвинувшейся опасности посол так напугал кагана, что тот обратился в паническое бегство, даже не попытавшись организовать оборону Каганата.

Каган бежал в новую волжскую столицу страны — аль-Байду, а затем, оставив там армию для охраны города, отправился на восток для мобилизации населения в армию.

Марван не стал тратить времени на осаду аль-Байды, и двинулся в погоню за каганом на север по правому берегу Волги. Командир хазарского войска, узнав, что мусульмане занимают земли буртасов, направился за мусульманами по левому берегу Волги.

Марван, узнав о двигающемся параллельно его армии хазарской армии, ночью по понтонному мосту переправился на левый берег. Мусульманские разведчики в случайной стычке убили хазарского полководца.

Затем мусульмане обрушились на отдыхающее хазарское войско. Мусульманам удалось убить хазарского полководца Хазар-Тархана, и разбить в течении нескольких часов его войско, убив 10 тысяч, пленив 7 тысяч хазарских солдат.

Хазарский каган запросил у мусульман мира. Марван потребовал от кагана обращения в ислам, под угрозой посадить на хазарский трон мусульманского правителя. Посол хазар попросил 3 дня сроку, чтобы съездить в ставку кагана и вернуться к Марвану с ответом.

Видимо, каган стоял недалеко, но при этом отступать ему было некуда. Каган согласился принять требование Марвана. Каган на некоторое время стал мусульманином.

Таким образом, в 735 году поход мусульманского полководца Марвана увенчался значительным успехом - пленением на берегу Славянской реки (Дон) 20 тыс. душ противника, принятием хазарским каганом ислама и подчинением земель современного Дагестана.

В результате этого разгрома кагану пришлось подальше от мусульман перенести столицу государства из Семендера на Тереке, в Итиль на Волге. Однако, от ислама вскоре хазарский каган отрёкся.

В 737 мусульманский полководец Марван II, собрав 120-тысячную армию, одновременно через Дербент и Дарьял вторгся в Хазарию. Его войска соединились под тогдашней хазарской столицей Семендер и взяли город. На этом вторжения хазар закончились.

Эти победы мусульман были разрушены походом хазарского полководца Растархана в 764 году. Растархан атаковал области Албании и Восточной Грузии. Одно мусульманское войско хазары разбили, а другое заставили отступить. После чего их вмешательство в дела региона прекратилось.

Итоги противостояния

В целом, хазары 100-летнюю войну с халифатом сумели свести в ничью, и на этом фронте наступил на время мир. Хазария остановила тогда продвижение ислама в Восточную Европу, дав возможность Руси стать христианской.

Хазария сохранила независимость, а арабы ушли с Северного Кавказа. Вскоре в Халифате вновь возникла смута. К власти там пришла династия Аббасидов, которая отказалась от дальнейшей экспансии на север. Таким образом, Хазарский каганат заслонил собой от проникновения мусульман Восточную Европу и помог выстоять Византии.

Что удивительно, решающую роль в падении Хазарского Каганата сыграло Древнерусское государство. Именно то государство, которое и состоялось как единое государство, по причине того, что хазары своей напряженной борьбой с Халифатом остановили продвижение мусульманской армии в земли русов.


В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа.

По-видимому, тогда же был захвачен и Самкерц (Тмутаракань). Затем, в том же 965 или, по другим данным, в 968/969 году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства.



16 комментариев


  1. (24.09.2013 20:09) #
    3

    Интересная статья, Исламская армия всегда была сильна не столько количеством, а убеждением, что Аллах с ними, жаль, что сейчас нет этой армии, но ИншАллах обещание Аллаха истина, она обязательно будет, а во главе Второго Праведного Халифата будет Халиф!

    • (24.09.2013 22:46) #
      -6

      зачем нужна эта армия?чтоы новые войны развязывать?мусульмане всегда только числом и брали.но сейчас даже это не помогает.за примерами ходить далеко не надо-весь арабский мир не смог справиться с крохотным израилем.300 млн. мусульман проиграли ВСЕ войны за последние 70 лет стране с населением 8 млн!!!

      • (25.09.2013 09:33) #
        2

        мусульмане всегда только числом и брали? бред, когда было становление халифата, число мусульман не превышало сегодняшнее население какой нибудь арабской страны, по численности, а Халифу подчинялись земли до Гибралта́ра, включая Испанию (аль-Андалус), которая раньше принадлежала мусульманам, в которой после их ухода случился нравственный и моральный кризис. Насчет Израиля и "выигранных им" войн, то да, израиль действительно выиграл практически все войны (за исключением второй ливанской, когда сионисты с позором уносили свои ноги). Но "победы" израильской армии в этих событиях весьма накручены и дело тут не в количестве того, сколько там населения. Дело совсем в другом. За израилем ВСЕГДА стояли и стоят Штаты, и если бы не военная поддержка США (3 млн. каждый год на военные нужды в помощь от штатов) то исраиль не продержался бы и пару дней, его бы раздавили бы давным давно, но к сожалению сейчас много арабских стран стоят в зависимости от сша (вернее их руководители), Так что вот так, такие пироги Вадим.

        • (25.09.2013 23:47) #
          -4

          за арабами ВСЕГДА стоял СССР, который тоже оказывал военную помощь, которая из-за трусости и бездарности арабов доставалась в итоге израилю.причина отсталости исламского мира не в отходе от чистого ислама, а как раз в высокой религиозности.

          • (27.09.2013 00:10) #
            0

            СССР подыгрывал Израилю, борясь с ним.(военное планирование, военное снабжение и др.) СССР борясь с США подыгрывал еврейской олигархии во времена Вьетнама.
            http://rbctv.rbc.ru/archive/vittel_on/562949988809786.shtml

      • (25.09.2013 09:56) #
        0

        К сожалению в последние 70 лет дьявольщина выигрывает. Но это временно, на это есть причины, дьявол постарался и "помог" стать мусульманам слабаками, но опять таки по причине отхождения мусульман от чистой реки Ислама, напротив в чистую реку добавили грязи (пояс шахида, туалет в Доме Аллаха) и поэтому всё так плачевно!!! Подумайте, прежде чем минусовать, возможно пальцы могут отсохнуть.

        • (25.09.2013 23:48) #
          -5

          выигрывает не дьявольщина, а разум и атеизм.проигрывают средневековое мракобесие и желание жить по законам 6-7 века.

          • (26.09.2013 09:12) #
            0

            Ни разума ни даже атеизма в твоем "израиле" нет зато там есть расизм, гомосексуализм, и талмудический сатанизм. К какому из этих категорий относишься ты, хотя наверное ко всем трем сразу ведь у вас у сионистов это все в комплекте.

  2. (24.09.2013 20:09) #
    -1

    туфта.....

    • (24.09.2013 22:17) #
      2

      И в чем тут туфта, господин Нохчи? Я с 1982 года занимаюсь историей татар и других тюрков, включая хазар, и вижу, что это нормальная статья, без бросающихся в глаза ошибок. Охаивать чужой труд - не лучшее занятие для мусульманина.

  3. (24.09.2013 21:04) #
    0

    чем же?у тебя есть другой вариант?

  4. (25.09.2013 19:40) #
    4

    Вообще интересен автор под псевдонимом Тимур Юсупов.

    В свое время в ислам.ру, ингушетия орг (обоих контентов уже не существует, уничтожены мусульманами) писал как публицист все больше на исламскую тематику. И всегда со спорными, по крайней мере на мой взгляд, моментами. И всегда задавала себе вопрос: «Так кто ты, Тимур Юсупов?»

    С недавних пор Юсупов выступает как «историк». У меня какое сложилось видение по прочтении данной статьи? Что это компилятивный материал, т.е. просто-напросто сворованный. Содранный с разных источников и скомпонованный, но представленный читателям как труд Тимура Юсупова.

    При компоновке совершено очень много стилистических и просто грамматических ошибок.

    Что еще интересно? Создание Юсуповым тонких акцентов, разрушающих общее представление о блестящем периоде расширения территорий Ислама на Кавказ.

    Хазары убивали, и мусульмане шли в атаки убивая. Но не единой цифры о численности павших мусульман в поражениях или скажем так «об убийствах хазарами мусульман». Но вот де посмотрите, как Юсупов тонко раскрывает глаза читателей на кровожадность мусульман, как они «нападают на отдыхающих хазар и вырезают 10 тысяч, пленив 7 тысяч хазарских солдат».

    Какие итоги в конце выводит «Юсупов»? «Победы мусульман (на Кавказе) были разрушены походом хазарского полководца Растархана в 764 году. После чего их (мусульман-арабов) вмешательство в дела региона прекратилось. В целом, хазары 100-летнюю войну с халифатом (х) сумели свести в ничью, и на этом фронте наступил на время мир. Хазария остановила тогда продвижение ислама в Восточную Европу, дав возможность Руси стать христианской... Таким образом, Хазарский каганат заслонил собой от проникновения мусульман Восточную Европу и помог выстоять Византии.… Хазары своей напряженной борьбой с Халифатом (Х) остановили продвижение мусульманской армии в земли руссов….Святослав освободил от хазар…захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа».

    Де мол, смотрите,говорит Юсупов, борьба с Халифатом всегда шла, как и сейчас в России.

    Де мол, смотрите,говорит Юсупов, а ведь заслуга Хазарии то большая! И она состоит в недопущении исламизации Европы и России!

    Далее. Какая речь вообще может идти о русских землях или русском городе до 16 веков? На этих землях до этого периода России археологи при всех изощренных потугах не находили иудейского или христианского обряда захоронений. А вот тюркские, исламские захоронения – это обыденность. Как и древние каменные изваяния тюрков, т.н. «бабы», которые были уничтожены иудо-христианскими пришельцами окончательно в 20 веке, для которых эти памятники были просто бестолковыми камнями. Их они использовали вместо скамеек во дворах, для стоек в воротах, на порог клали, в фундаменты своих мазанок….

    Так кто же ты, Юсупов?

    • (25.09.2013 20:00) #
      2

      Спасибо Maryana, тонко подмечено и подмечено правильно. Я как то пробежал статью не вдумываясь и без интереса, так и не поняв, что хочет сказать автор. Теперь, после вашей заметки, понял. Историки всегда были псами правящей системы.

    • (25.09.2013 20:14) #
      -1

      Может вот так: " Так кто же ты, "Ансар"?

    • (25.09.2013 21:19) #
      2

      И я задумался над вашим замечанием касательно статьи. Хотя может автор имел ввиду не то о чем вы подумали

      • (26.09.2013 10:04) #
        3

        Возможно, вот это? "...решающую роль в падении Хазарского Каганата сыграло Древнерусское государство. Именно то государство, которое и состоялось как единое государство, по причине того, что хазары своей напряженной борьбой с Халифатом остановили продвижение мусульманской армии в земли русов."