Ислам и тюрки в истории Украины

В апреле 2009 года мне посчастливилось побывать на освящении возрожденного собора св. Владимира в Херсонесе. Это было прекрасным поводом наведаться в Бахчисарай, легендарную столицу Крымского ханства.

Мой севастопольский таксист оказался по совместительству краеведом, всю дорогу подробно рассказывавшим о перипетиях пребывания в Крыму Екатерины II, Александра I, Потемкина, Воронцова и прочих деятелей российской истории. Однако уже в Бахчисарае, проезжая мимо музея Исмаила Гаспринского, он небрежно бросил: «А это – какой-то их, татарский, поэт». Но ведь коренной, по его уверениям, житель Крыма не мог не знать о том – кто такой Исмаил Гаспринский, один из виднейших татарских мыслителей и просветителей, чьи труды изучались в Стамбуле, дружбой с которым дорожил основатель украинского востоковедения Агатангел Крымский. Мимолетное замечание севастопольского таксиста – лишь иллюстрация опасного невежества, идеологическое наследие которого не изжито даже некоторыми украинскими академиками.

Судите сами: в 6-м томе 15-томного издания «Украина сквозь века» - «Украина под татарами и Литвой», изданного в 1998 году Национальной академией наук Украины, 272 страницы занимает раздел о литовской экспансии, и 24 – «Татарская эпоха в истории Украины».

При этом вся история «Татарской эпохи» сводится в основном к разбору ссор, обид и взаимных наскоков мелкопоместных князей из-за каких-нибудь 2-3-х сел или более-менее громких номинальных титулов и их ябед друг на друга золотоордынским чиновникам. Тогда как это время полно судьбоносных для европейской истории событий, происходивших на территории нынешней Украины – от принятия в Крыму в качестве официальной религии и массового, причем мирного, распространения Ислама при хане Узбеке (1312-1342) до разгрома столицы Золотой Орды Сарая крымским ханом Менгли I Гиреем в 1502 году, что и стало окончанием так называемого «татаро-монгольского ига» для русских земель.

Тогда же между Крымским ханством и Московией был заключен тесный союз, ухудшивший традиционно дружеские отношения мусульманского Крыма с католической Польско-Литовской державой. Для находившейся под польским владычеством Украины он обернулся разорительными походами крымцев.

Так, в 1482 году московский посол Михаил Кутузов требовал от хана послать «рать свою на Подольские земли или на Киевские места». Вскоре войска Менгли появились под Киевом - древняя столица русской земли была охвачена пламенем, киевский наместник пан Хоткевич был пленен.

В ходе войны с Литвой и Ливонским орденом 1502 года великий князь Московский Иван III настаивал на выступлении хана по маршруту Киев – Слуцк – Туров – Пинск – Минск. Менгли последовал его просьбе, но избрал свой план кампании: его сыновья во главе 90-тысячного войска в течение трех месяцев совершали набег украинскими и польскими землями на Краков через Луцк, Львов, Люблин, а под Рождество снова появившись под Киевом.

Между тем, история Крымского ханства, крымскотатарского этноса для Украины (и не только потому, что сегодня Крым входит в ее состав, а, прежде всего, благодаря многовековым историческим связям) – это не чужая, а своя история, в той же степени, что и история славян.

Активно насаждающаяся нынче в Украине некоторыми политиками теория «конфликта западной и мусульманской цивилизаций», в которой черпают вдохновение ксенофобы всего мира, опровергается множеством исторических фактов времен даже демонизированного ныне Средневековья. Наша страна веками была связана с Великой степью, а последствии через нее и с миром Ислама, наследниками которых в современной Украине являются крымские татары, что не может не ощущаться сегодня.

В этой связи примечательно, что еще отец украинской историографии Михаил Грушевский полемизиовал с официальной версией царской истории о фактическом уничтожении Киева ордами Батыя, ссылаясь на впечатляющий список имен иностранных купцов, упомянутых итальянским путешественником Плано Карпини в качестве свидетелей его пребывания в Киеве во время поездки ко двору наследников Чингисхана. Это, по Грушевскому, красноречиво свидетельствует, что после Батыя Киев «вел далее заграничную торговлю, верно – не пеплом от татарских пепелищ».

Религиозные различия не мешали глубокому культурному и этническому взаимодействию Украины и тюрко-мусульманского мира, напротив – оно было весьма интенсивным и оставило след в наследии, которое мы считаем по праву своим. Символ гетманской власти – бунчук – не что иное, как степное знамя с конским хвостом времен Чингисхана. До начала ХХ века бунчук оставался одним из символов ханского достоинства в Центральной Азии – вплоть до китайского Кашгара.

Наглядную же идентичность тюрко-мусульманских и традиций украинских казаков– от шаровар до бритья головы – отмечали все европейские путешественники и исследователи. Гоголь же называл казачество народом, сложившимся из разных наций, по вере православным, по образу жизни, костюму, обычаям – совершенно азиатским.

Истоки же одного из главных символов украинской национальной культуры – рушника – становятся очевидными при изучении коллекции вышивок бахчисарайского музея-заповедника Ханский дворец. Во-первых, сходство орнаментов крымских татар и украинцев, в особенности – степной зоны – очевидно. Во-вторых, как известно, Ислам запрещает изображение живых существ, и вместо икон или картин, как в Европе, татарский дом традиционно украшали вышитые ткани.

Основными проводниками влияния на Украину со стороны мусульманского мира, безусловно, были крымские татары или, как они называют себя, крымцы – потомки тюрков-половцев, древних соседей наших предков. Один из величайших украинистов и востоковедов второй половины ХХ века, отец международной школы украинистики Гарвардского университета Омелян Прицак пишет: «половцы – наемники черниговских князей и соседи Русской державы, часто ее враги, но нередко и союзники. После прихода монголов (1222 – 1240) в половецкую степь и на Русь половцы смешались с монголами и передали им свой язык, который в то время стал доминировать в степи. Этих половцев (кипчаков, куманов) европейцы начали называть татарами».

Крымскотатарские воины, ученые и чиновники были в чести у Литовских князей со времен великого князя Витовта (1392-1430). Эмигрантские связи между Крымом и Речью Посполитой были сильны и в XVII веке, когда в г. Мстиславе поселились предки будущего первого постоянного секретаря Украинской академии наук Агатангела Крымского, татарина, всю свою жизнь посвятившего делу украинской независимости.

Жил в свое время в Киеве гостем польского короля и свергнутый с крымского престола золотоордынцами хан Нур-Девлет, получивший в 1479 году от Московии в управление город Касимов. Другой союзник польского короля – Девлет I Гирей почти ежегодно совершал военные походы против Ивана Грозного, сжег в 1571 году Москву, сорвав экспансионистские планы царя в Прибалтике.

История запорожского казачества также тесно переплетена с крымскими татарами. Казаки были союзниками Мехмеда III Гирея в его борьбе против султана Османов за полную независимость Крыма (1623-1628). Бежавший в Запорожье хан дважды пытался прорваться на родину во главе объединенного татарско-казацкого войска, но не имел успеха из-за противоречий в казацкой среде.

Нанимал запорожцев на службу хан Инает Гирей (1635-1637), хан Адиль вел переговоры с запорожским гетманом Суховием, противостоявшим союзнику Османской империи Дорошенко, а его преемник Селим I Гирей был союзником последнего в войнах с Польшей и Московией. Девлет II Гирей же поддержал Ивана Мазепу в его борьбе с Москвой. Именно он принял Запорожскую Сечь, спасавшуюся от мести Петра I после полтавского поражения, позволил казакам поселиться на территории Крымского ханства в низовьях Днепра.

Этапными в истории Украины стали союзные договоры Богдана Хмельницкого с Ислямом III Гиреем. Исследование их является «отправным пунктом для понимания причин успеха украинского восстания поздней весны 1648 года», считает Омелян Прицак.

Когда украинский гетман обратился к хану за помощью, тот получил письмо от султана Ибрагима, требовавшего направить крымское войско на помощь туркам в борьбе за о. Мальта. И хан, сам проживший 7 лет в Польше, решил поддержать Хмельницкого в войне с ней. По некоторым данным, Богдан Хмельницкий даже присутствовал на мусульманских молитвах в ставке своего союзника - крымского хана.

Религиозную терпимость Крымского ханства иллюстрируют православные источники, повествующие о Свято-Успенском горном монастыре под Бахчисараем. Издающаяся в Крыму газета «Русичи» писала: «Не только христиане, но и самые ханы были покровителями сего святого места». И после переселения греков из Крыма татары сохранили «святое место Марии». Хан лично позаботился о приглашении в Бахчисарай греческого священника Спиранди, прибывшего из Анатолии. «Он милостиво обошелся с ним, обещал ему свое покровительство и велел ему служить в Успенской Скале», - отмечает газета.

Не удивительно, что во время прошлогодней стычки спровоцированных экстремистски настроенными силами татар со сторонниками возрожденного Свято-Успенского монастыря, совместными усилиями толпу утихомирили настоятель православного монастыря и имам расположенной рядом знаменитой Занджирлы-медресе.

Последнее, кстати, является первым на европейской территории бывшего СССР высшим учебным заведением. Оно было основано Менгли I Гиреем в 1501 году и славилось в Европе и Османской империи, как один из выдающихся университетов своего времени.

Украинская и крымскотатарская культура вообще испытали взаимное влияние. Изящная эргономичная архитектура и изысканные фонтаны Ханского дворца в Бахчисарае, вдохновляли, например, Адама Мицкевича и Лесю Украинку.

Многие трагические страницы в истории украинцев и крымских татар также совпадают. Два десятилетия послереволюционного «красного террора», особо свирепствовавшего в Крыму, как одном из последних оплотов Белой армии, обернулись разрушением мечетей, расстрелами мусульманских религиозных деятелей и национальной интеллигенции. Связи с зарубежным исламским миром были оборваны, совершение одной из главных религиозных обязанностей мусульман – хаджа, паломничества в Мекку – оказалось под запретом.

На Украине в это время положение также было тяжелым. В этой связи достаточным будет упомянуть широко известный голодомор. Позже татары полностью подверглись депортации. И в эти же годы были высланы с исторической родины многие украинцы.

Сегодня мусульманская культура в Крыму возрождается. Она тесно переплетена с процессом дальнейшей интеграции Ислама в социально-культурную ткань Украины.

На крыши Бахчисарайских домов возвращается черепица, разрушавшаяся после депортации и заменявшаяся незатейливым шифером. Возрождаются сады и народные ремесла, еще несколько лет назад считавшиеся безвозвратно утраченными: ковроткачество, вышивка, филигрань, чеканка, искусство башмачников.

Открываются уютные частные гостиницы, караван-сараи и чайханы с превосходным татарским кофе, какого не найдешь ни в Киеве, ни в Стамбуле. Творения народных мастеров в татарских художественных салонах раскупают в свои коллекции заезжие знаменитости из Киева, Москвы, Турции и Европы. С минарета мечети Ханского дворца звучит голос муэдзина.

Бахчисарайский музей-заповедник в серии «Библиотека Ханского дворца» выпускает, пусть мизерными тиражами, поэзию крымских ханов. А ЮНЕСКО – крымские сонеты Мицкевича на польском, крымскотатарском, украинском и русском языке под одной обложкой.

Изучает основы Ислама, истории и культуры своего народа молодежь в медресе и летних лагерях. И я не соглашусь здесь с теми, кто утверждает, что крымские татары поддаются на экстремистские провокации. Им сейчас не до драк и не до конфликтов – они возрождают свою землю, будто пробуждающуюся от сна и стремящуюся к своей самобытной и уникальной красоте.

И это наше общее государство. Это наша история и наша современность. Это наша культура в ее уникальном, дарованном Богом столетиями взаимодействия и взаимопроникновения этносов роскошном многообразии.

И никогда не понять нам себя, не ощутить счастья полноценной государственности, не осознать своей исторической судьбы, пока мы не откроемся простой истине: вся Украина, вся наша земля, все народы, ее населяющие и украшающие, все религии, здесь исповедуемые, – это все мы.

P.S. Автор благодарит бахчисарайцев Асана Таирова и Бахитгуль Качку, открывших ему новый Крым.

Константин Дорошенко, историк (Киев)



7 комментариев


  1. (24.12.2013 09:23) #
    0

    В 4-ом веке берегах Черного моря и Дона жили Скифские (Иранцы их называли Саки)племена Аорс,Сирак, Языг и Роксолан. Они в 3-ом веке проводили морские атаки на короблях в города Рима и Византии и этатаки названы "Скивская войн". В 9-ом веке Крыму жили племена Рус и Сакалиба, которых Россиская Империя назвало как первые Руские и Славияны. Самом деле названия Рус была поздне измененым названием племени Аорс (тюркоязочные племена Арыс пришедшиие до нашей эры из Средней Азии), а Сакалиба самом деле правильно звучал как "Сак Албан" (племя Албан тоже пришла из Средней Азии в Южный Кавказ и известно как Кавказские Албания, часть их обосновалис в районе Черного моря. Племя Албан и сечас есть в составе Казахов). Иранцы Скифов называли Сак и поэтому это названия сохранился у Албанов живщих в Крыму как "Сак Албан", его арабские историки искажнно написали как Сакалиба. Сегоднячние государства Албания находится на противоположном берегу Черного моря и герб этого государства "двух главый орел" (самом деле это сказочная Азиатская птица Самрух) как у России. Почему? Потому-что Россию построил и правил изначально династия выходцев из племени Рус (Рюрик или Варяг, самом деле Борик искаженный вид словы Бори, что переводится как Волк). Народами Рус и Сакалиба правили в соперничестве две царские династии, один из них род Бори (род Волка) и второй род Борчи (род Волкодав)который является выходцами из рода Тюрков-Ашинов. Знаменитный султан Бейбарс был родам из Крыма и он был из рода Борш (сейчас в составе Казахов племя Берш).

  2. (24.12.2013 09:57) #
    0

    Рус и Сакалиба в 10-ом веке приняли веру Католическую и доказательства этому сборник религиозных книг "Кодекс Куманикус" который написано на языке сегоднячного народа Крымлар (Крымские Татары) и написано латинским буквами. Все книги Русов и Сакалиба основном унижточены и часть переделано как славяноязычные летописи. Почему? Потому-что они были тюркоязочными книгами. Это например "Слове о полке Игореве" секрет которого раскрыл наш Олжас Сулейменов еще в Советское время в книге "АзиА" и книга "Хожжение за три моря Никити Афанасьи из Твери" в котором и сегодня сохранился много тюркских и арабских слов. Последный написан был 15-ом веке когда Русы и Сакалиба живщие в Крыму перешли на Ислам, этому помог и помощь султана Бейбарса который построил мечет в Крыму. Часть Русов и Сакалиба жили в 10-ом веке столице Хазарского Каганата который был на берегу Кубанской реки (тогда назывался река Хазаская, а еще ранше назывался река Куман по названию племени Куман из народа Хунов, потомки их сегоднячние Кумыки и Кабарда). Хазарский Каганат был в Южном Кавказе и в берегах Крыма, что четко указано у арабского географа Ал-Масуди в 10-ом веке. А Казаки жили в начале в Южном Кавказа с именем Касах (источник Византии), переселившие 12-ом веке на территории бывщего Киевского княжества (термин Киевский Русь вошло в оборот только 18-ом веке стараниями Россиской Империи), то есть Казаки поселились на территории Южной России и Украйны. Они 15-ом веке были основном мусулманами и назывались Казахами и историки России признаются что «старо Донском говоре» Казаков была много слов похожих словами на языке Киргиз-Кайсаков (так называл Россиская Империя 19-ом веке Казахов). Со слов Мамая Глинского написанной в старой Украйнской картине четко видно, что он выходец из Южного Кавказа (в руке у него муз.инструмент Уд который распространен у Азербайджанцев и у Армиян) и он по вере Мусулманин, а слова его был Казахским позже переделанных на славянский язык (но две словы такие как «Тил» и «Дил» сохранился). Тил это язык на Казахском, а Дил это состояние души Муслманина на Казахском понятии. Казаки легко разводились говоря «не Люба» при разводе, а у Християни того времени такого неможет быть вообще, и это слова самом деле был «Талах» применяемый при разводе женой Мусулманином. Просто его переиначилипозже на свой Россиский лад для скрытие правды. После 17-го века Казаки (в том числе Украйнцы) начали переходит на Православия под влиянием России и через Церковный язык постепенно стали славяноязычным народом (Казаки Южной России стали рускоязочным, а Казаки сегоднячней Украйны стали называтся Украйнцами от слов «у края»). Все знает знаменитный слова Герец у Казаков означаюший «издевательства над противником с помощью публичного показания определенных сценических действии Казаков перед боем», это слова на Казахском звучит Кёрес и имеет такие-же смысл как Герес у Украйнцев или Казаков. Это только один пример из многих!

    • (24.12.2013 12:51) #
      0

      Да, брат Асанкулов, вот к этой статье твои историко-лингвистические изыскания впору. Спасибо!

      • (29.01.2014 21:50) #
        0

        История Евразии в именах и названиях.

        В начале было Слово

        «…хочешь узнать истинную историю этноса, познай историю его языка. Именно там, в недрах лингвистики, лежат ответы на многие вопросы…»
        История развития человеческого общества на просторах Евразии создавалась трудами многих поколений ученых. Через призму их восприятия и трактовку явлений, событий и фактов сложились устойчивые стереотипы и взгляды на прошлое мировой цивилизации, что, в свою очередь, определило мировоззрение общества. Но человечество непрерывно развивается, появляется новая формация людей, имеющих свой, основанный на современных достижениях науки, взгляд на развитие мира, его зарождение и становление, позволяющий по-новому, объективно, без лакировки и идеализации осветить и осмыслить все значимые события, факты, явления, имевшие глобальное значение в развитии общества. Это сообщество ученых, исследователей, обладающих современными научными знаниями, владеющих передовыми технологиями, неординарным мышлением, независимым взглядом, умеющих без политизированности суждений, без мифологизации и вымысла, при наличии весомых аргументов опровергнуть и разрушить стереотипы и дать свою трактовку официальной истории Евразии. Однако до сих пор недостаточно уделено внимания роли и значимости влияния предков казахов — аборигенов евразийской степи на ход истории, неполно и недостоверно изучены причины миграции кочевников. На мой взгляд, именно это является недостающим логическим звеном в цепи эволюции цивилизации на материке Евразия.
        Вместе с тем нельзя отрицать значимое влияние предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь, чему есть и лингвистические доказательства.
        «В русском языке очень много заимствований из тюркских языков. Это количество сопоставимо с заимствованиями из западно-европейских языков. А кто-нибудь задумывался, сколько слов вошло в русский язык из армянского, грузинского и молдавского? Очень мало…»,- это высказывание проходит красной нитью в трудах многих известных филологов.
        В предыдущей статье я акцентировал внимание читателей на том, что предки казахов, молодые мужчины, из-за устройства общества-полигамии, в котором превалировало многоженство и, как следствие, недостаток женщин, не могли создать семью, и поэтому были вынуждены уходить из степи в окружающие народы и племена, как гастарбайтеры, т.е. работники добровольно приехавшие для работы по приглашению. Это перемещение больших групп мужского населения (десятки, сотни тысяч в год) получило название в истории как «великое переселение народов» и создало условия для возникновения государств насилия на территориях вокруг Евразийской степи. (Н.Абуев. «Теория происхождения государств или события, которые изменили мир», «Казахи — загадка истории».).
        В этой статье я хочу обратиться к лингвистике, а именно, к названиям и именам, проникшим в языки народов, окружавших Степь, для того, чтобы наглядно подтвердить факт миграции предков казахов в соседствующие племена и народы. Для примера рассмотрим русский язык, сформировавшийся на территории Руси.
        Как было сказано ранее, юноши из степи мигрируют на территорию современной европейской части России, где в период до 15 столетия возникает целая система государств насилия, то есть княжеств, объединивших местные славянские и угро-финские племена, и где идет конкурентная борьба в виде жестоких вооруженных столкновений, именуемая в официальной истории, как раздробленность и междоусобица. Победителем в этом противостоянии выходит Московское княжество, как «собиратель земель русских».
        Известно, человек как особь, как индивид выживает только в группе. Группы объединены в управленческие структуры, от примитивных до более совершенных. Все структуры имеют общие признаки: название общества, структура его управления, штатное расписание (руководитель-лидер, приближенная к нему элита и народ), взаимоотношения между членами общества (положение о его структуре, должностные инструкции, определяющие обязанности, идеология, которая обеспечивает моральную поддержку существующего порядка) и виды производственной деятельности, т.е. условия и способы получения дохода. У каждого элемента структуры есть свои названия. Предметом моего исследования являются терминология, а также имена и названия составных частей общества, которое возникло на территории Руси примерно к 16 веку.
        Сначала обратимся к тому, как было организовано общество предков казахов — кочевников, проживающих на территории Евразийской степи, какие существовали названия элементов структуры управления. В казахской степи, в отличие от саван, прерий и пампасов, населенных примитивными охотниками, сформировалось общество, производственной деятельностью которого было ведение организованного, высокопродуктивного кочевого животноводства. Это была организация первого в мире массового производства ликвидных товаров широкой товарной линейки: универсальный транспорт, продукты питания, сырье для производства товаров народного потребления. Идеология, которая объединяла предков казахов, была основана на кровном родстве и многоженстве. Это основа моей версии на исторические факты, события, происходящие на материке Евразия! Тем не менее, социальная иерархия и дифференциация в обществе присутствовали: простой народ, элита и лидер. Объединение кочевников называлось ордой. Лидером был хан. Хозяйственная элита (производители материальных благ, «красные директора-хозяйственники») – это байлар( множ.ч. ). Бай — это человек, стоявший во главе рода, обладающий волевыми, интеллектуальными и физическими качествами, способный управлять многоженной семьей, где количество жен доходило до нескольких десятков. Байлар управляли аулами и были непререкаемыми авторитетами. Все это происходило в условиях постоянных перекочевок. Экономической же основой степного общества был аул.
        Кроме байлар, в орде была военная элита, люди из народа, наделенные исключительной физической силой, боевым духом и управленческим талантом, — это батыры. Батыры решали военные вопросы.
        Хан тесно взаимодействовал с баями и батырами. Также у него была охрана, состоявшая из преданных воинов, – уланы. С казахского «ул» переводится как сын. Уланы — люди с сыновьей преданностью хану. Консультативные дела орды решались с аксакалами, обладающими жизненным опытом и мудростью старцами. Были в степном обществе и авторитетные, грамотные люди, которые решали сложные спорные вопросы. Это судьи – бии, от «билим» – знания, а также переводчики – тoлмач (телмаш) от казахского слова («теле») – язык. Роскошное жилище хана называлось сарай – дворец, легкое передвижное жилище – шатыр, а передвижное жилище народа – юрта. Общее собрание байлар для выбора хана и принятия стратегических решений именовалось курултаем. Гость в ауле – конак.
        Молодые мужчины у казахов — джигиты, а уважаемых, влиятельных людей в народе называли мырза. Себя же предки казахов называли казак. Соседи, жители московского княжества, до правления династии Романовых называли казахов Казаками Ордынскими, а территорию их проживания-Ордой Казачьей. Интересно то, что в Европе военные объединения рыцарей называли «ордо»(лат.), «орден»(нем.) Таким образом прослеживается родственная связь с тюркским «орда». Стоит отметить, что только при Романовых казахов начали называть киргиз-казаками или киргиз-кайсаками. Денежные отношения у предков казахов определялись тенге, а деловые отношения сводом правил — жасак. На казахском «жасак»–трудиться.
        Язык жителя степи сохранялся в устной форме, рифмовался и ложился на музыку. Основным музыкальным инструментом для передачи культурного наследия, традиций и быта последующим поколениям была домбра.
        В степном обществе казахов не собирали налоги, так как в нем было сильно развито кровное родство, родовой семейный коммунизм. Это послужило причиной того, что у казахов не было профессиональной армии, профессионального научного и культурного сообщества. Поэтому кочевой народ уступил будущим, созданным по централизованным принципам, государствам в культурном, техническом и военном отношении.
        Итак, выходцы из степи, обладая навыками, приобретенными в условиях проживания в степи: верховая езда на лошадях, дисциплина, трезвость, взаимовыручка, выгодно отличались от жителей той местности, куда иммигрировали. И это позволило им занять привилегированные места в административном управлении территорий. По численности в вооруженных силах, в органах правопорядка, в сборе налогов они составляли значительную часть от штатной численности данных структур государств насилия (княжеств). Пришедшие из степи джигиты принесли с собой не только свои устои и порядки, но и язык.
        Если мы обратимся к русскому языку, то увидим, что он впитывал в себя язык степняков и адаптировал их под свое произношение. Рассмотрим несколько примеров.
        На Руси существовала система племен и прибывшие туда гастарбайтеры из степи, приняв активное участие в насильственном объединении этих племен в княжества, стали элитой на новых местах. Эти люди составляли русскую конницу и называли себя байлар, что затем перешло в русский язык как слово бояре. Из группы бояр избиралась боярская дума, которая выдвигала князя и принимала стратегические решения в управлении страной по примеру степного курултая.
        Проследим этимологию слова сарай. В тюрском языке сарай — это дворец. Так почему же в русском языке сарай– это место, где содержат скот? Но этому есть объяснение: в сарае– дворце казахской элиты, было и жилое помещение и, как у истинных конников, место для содержания и кормления лошадей. Всего лошадей в сарае-дворце содержалось не меньше десятка голов, там же хранились сено и прочие корма. Естественно, что это здание имело специфические запахи. Именно поэтому местное население воспринимало сарай как помещение для содержания скота. Но на самом деле сарай – это элитное жилище, место проживания лидера и содержания его транспортных средств -лошадей.
        Обратимся к слову царь. Есть много версий происхождения этого слова: и кесарь (др.греч.), и цезарь (лат.). Но мы только что говорили, что хан казахов жил во дворце, который назывался сарай. Хан – это правитель Орды, проживающий в Сарае или правитель Сарайский, а потом Сарский, Царский. Впоследствии слово трансформировалось в Царь Ордынский, а близкие родственники соответственно: царица, царевич, царевна. Подтверждением этого является название ставки хана на Волге: Сарай-Бату- Царицын. Подобная трансформация названия видна на примере религиозных организаций. В Сарай-Бату была организована православная церковь, и первоначально она называлась Сарайская епархия. Потом название трансформировалось в Сарскую епархию (1261-1788 и 1918). В период усиления Московского княжества Сарская епархия была переведена в Москву и правителя Сарского стали называть Сарский владыка.
        Как в степи абсолютная власть принадлежала хану, так на Руси местным князьям. Но княжеская власть была слабее влияния русской православной церкви и распространялась только на одно княжество, да и эту власть приходилось делить с боярской думой. Таким образом, владыка мог конкурировать в борьбе за власть с князьями и иметь большую силу, чем они. Князь Иван Грозный, благодаря проведенным жестоким административным реформам, известным в истории как «опричнина», сумел укрепить свою власть так, что Боярская дума и православная церковь оказались в его подчинении. По примеру абсолютного лидера степи Царя Ордынского в 1547г. Грозный взял себе титул абсолютного лидера всех князей и подчиненных территорий — Царя Всея Руси.
        Подтверждением этого является посвященная императрице Российской империи Екатерине Великой знаменитая ода Г.Державина «Фелица» (1782г.) «Богоподобная царевна киргиз-кайсацкия орды…. Мурзам твоим не подражая, почасту ходишь ты пешком …»
        Еще одним заимствованным тюркизмом является слово улан. У казахов это был преданный хану воин, находящийся в его подчинении. Впоследствии так стали называть гвардейские конные части на Руси, в Польше, Болгарии.
        На Руси физически сильных, талантливых и умелых воинов из простого народа называли богатырями. Батыр и богатырь созвучные слова, и, возможно, богатырь – это более позднее образование от первоначального казахского слова батыр.
        Атаманом у казахов называли главаря бандитов. Перешедшее в украинский язык это слово потеряло негативное значение и стало обозначать предводителя неженатых мужчин — конников-казаков (запорожских, донских и прочих, т.е. хохлов), промышлявших набегами на соседей.
        Еще одним заимствованием из тюркского языка является слово караул. Его этимологию проследить нетрудно. В казахском языке карааул– смотреть за населенным пунктом. То есть караул – это служба охраны, а переводчиков в Московском княжестве, как было сказано выше, называли толмач.
        На Руси долгое время имело хождение слово ясак – деятельность по получению дохода от сбора дани, уплачиваемой обыкновенно натурой, главным образом, пушниной. Происходит оно от казахского жасак –дело или свод правил, регулирующих основную деятельность государства-сбор налогов и их трата.
        Весьма прозрачно сходство русского слова казна (одно из значений «хранилище ценного имущества») и казахского казан (емкость для хранения и приготовления пищи), т.е. место из которого кормится государство.
        Финансовые взаимоотношения на Руси определялись в эквивалентном товаре, который назвали деньги. Это созвучно степной денежной единице- тенге.
        Также очевидно, что русское слово былины (устные поэтические сказания) родственно казахскому названию билим – знания.
        Если касаться искусства, то самый древний музыкальный инструмент Московского княжества назывался домра, а не балалайка, как многие думают, т.к. балалайка появилась только в 18 веке. Домра – это струнный щипковый музыкальный инструмент, что очень напоминает домбру предков казахов.
        Все перечисленные названия обозначали структуры, должности, деятельность, культуру окружающих Степь оседлых народов в сравнении со степными народами — предками казахов.
        Теперь рассмотрим, какие имена несли сами народы.
        Жителей Московского княжества соседи не называли русскими, как сейчас, их называли москалями, московитами, кацапами. А те, в свою очередь, украинцев называли хохлами. Остановимся подробнее на слове хохол. Казахи в те времена носили чубчик. Было два вида чубчиков: айдар – чуб взрослого мужчины и кекил – чуб холостого молодого мужчины. А по-украински хохолок называется хихол, что родственно казахскому кекил. Вот и судите, есть здесь родство или нет?
        У меня есть мнение и относительно происхождения слова русский. В основе Российской империи было Московское княжество — военизированное государство, которое не жило набегами, так как ни у кого не было складов и товаров длительного хранения. Доходы от такой деятельности были нестабильны, непривлекательны. Вместо этого княжество осуществляло захват народов, накладывало на них обязательство регулярно выплачивать часть его доходов, т.е. налоговое бремя. Это была эффективная экономическая политика по сравнению с набегами. Но она требовала администрирования захваченных территорий, перепись населения, обмер земель, разработку налогов и их сбор. Московское княжество было государством воинов и вело жестокую оккупационную политику, т.е. «собирало земли». Администрация и армия состояли из выходцев из степи, которые воевали в конном строю и использовали в схватках холодное оружие: сабли, копья, дубинки. Воевать таким оружием приходилось в ближнем бою, что очень тяжело психологически, поэтому воинам нужно было иметь сильный дух, и, наступая на противника, они подбадривали друг друга громким боевым кличем «Ур-аа!!», что по-казахски означает «бей», «ударь», «дави» и деморализовали противника. Занимательно и то, что ругань, ссора, бой, битва, сражение на казахском языке – урыс. Таким образом, мы видим, что жители Московского княжества из-за проводимой ими оккупационной политики в отношении предков казахов были воинственными боевыми людьми, а значит, склонными к конфликтам, агрессии, отстаивающие свои интересы с помощью войны, т.е. урыс. Отсюда, из-за клича «Урра!!», из-за воинственности «Урыс» жители степи стали называть жителей Московии –урыс (орыс), что трансформировалось в слово рус, а страна в Русь. Данное название распространилось на все подчиненные ей (Руси) славянские племена и народы с последующей их русификацией и названием русский и страна Россия. По данному сценарию развивались и соседние государства: Киевское княжество, Галицко-Волынское государство, Великом Княжество Литовское, Польша, Болгария, Молдавское княжество, Валахия, но в жестокой конкурентной борьбе за лидерство они уступили право на гегемонию в регионе Московскому княжеству. Так легла карта истории. Но это отдельная тема.
        Дополнить можно еще одну версию существовавших названий. Если объективно оценить, как на самом деле велись боевые действия прошлых времен, насколько гуманным образом, то увидим отвратительные картины. И Московские военные, которые сражались кривыми саблями на конях, не исключение. Чтобы победить, они разрубали своих противников на куски, превращали в фарш все, что попадалось на пути, после штурма военные ходили по полю сражения по колено в крови, добивая противника! Эти действия походили на работу умелых специалистов по разделке туш животных-мясников. Мясник на казахском языке – касап. Отсюда и одно из названий победителей истории, профессиональных военных московитов -кацап.
        Обратимся к российской и европейской историографии и попытаемся узнать, откуда появились названия народов: татары и монголы. В связи с тем, что с приходом во власть династии Романовых истории Руси был навязан, скажем так, евростандарт, наименование ордынцы перестало существовать. В европейской истории благодаря императору Филиппу II (11-12 в) в употребление вошло название выходцев из степи — татары, что и закрепилось в официальной науке: энциклопедиях, учебниках, в программах учебных заведений. В древнегреческой мифологии словом Тартар обозначали страшное место на земле, находящееся в степях Евразии. Стоит отметить, что буква «р» в название Тартарии не произносится из-за правил чтения германских языков: tartar– [ta:tar], т.е. звучит как Татария. Если до Романовых предков казахов называли Казаками Ордынскими, то во время Петра уже татарами, а в последующем киргиз-казаками, киргиз-кайсаками.
        Поэтому степные общества и государства, где администрация и армия состояли из степняков, европейцы называли Татарией, а Московское государство – Московской Татарией. Помимо Московской Татарии на зарубежных картах 16-18 веков, а также в документах и энциклопедиях Европы были обозначены и другие страны на степных просторах — Великая Татария, Чина Татария и т.д. Соответственно жителей всех этих государств называли татарами. Вышеперечисленные примеры лингвистики раскрывают влияние предков казахов на Восточную Европу.
        Подобное происходило и на востоке от степи при формировании Китайской империи. Изучение лингвистических факторов доказывает это. Особенно убедительно это раскрыто в трудах известного на западе британского профессора-синолога Эдуарда X. Паркера (1849-1926) на рубеже XIX-XX вв. Он удивил научный мир своими оригинальными исследованиями древней истории тюркских народов по китайским источникам. Результатом этих исследований стало создание научной монографии «Тысяча лет из истории татар», изданной в конце XIX в. Книга принесла английскому ученому и дипломату мировую известность. В книге он доказывает, что в китайском языке в значительном количестве присутствуют тюркизмы, особенно пекинский диалект. «…Этот более испорченный татарским языком жаргон стандартного китайского языка, возможно, является наиболее худшим выбором, поскольку поиск любого сходства с татарским звучанием было намеренно желательным; однако, этот диалект наиболее знаком в Китае…». Данное произведение мало известно русскоязычным народам. Отсюда следует, в китайской истории предки казахов из степи сыграли значительную роль, чему свидетельствуют лингвистические доказательства по примеру состояния русского языка, где очень много присутствуют тюркские слова.
        Единственным местом, которое не называлось в европейской историографии и картографии Татарией, была Моголия или Империя Великих Моголов, где также жили выходцы из казахских степей. Это государство возникло на территории современной Индии, Пакистана и южного Афганистана. Но почему выходцы из той же степи европейцы назывались моголами, а не татарами? Дело в том, что термин могол применялся в Индии для обозначения мусульман Северной Индии и Центральной Азии. В 16 веке предводитель кочевников-степняков из Средней Азии Бабур пошел на Индию и захватил ее. Местные народы – индийцы назвали захватчиков моголами, то есть мусульманами. Впоследствии британские историки в период колонизации Индии Великобританией внесли в европейскую науку название «Моголы», а европейцы государям знаменитой тюркской династии дали титул «Великие Моголы»(1521-1870 г.) Так получилось, что один и тот же народ, предки казахов, в европейской историографии получил два названия: моголы и татары. И когда приглашенные в Россию немецкие ученые, а также прочие европейские историки (поляки, французы и т.д.) создавали историю Российской империи, то они объединили эти два названия в одно «татаро-монголы», а миграции неженатых молодых мужчин из степи в оседлые народы дали определение «татаро-монгольское нашествие». Местом исхода захватчиков историки обозначили далекую пустынную местность в районе Алтая и современную Монголию, где ее жители, ойраты, халха и другие также, как и предки казахов, вели кочевое животноводство, говорили на халха-монгольском языке, но они были малочисленны и проповедовали буддизм. Фактически представители названных выше народов появились на территории Европы лишь в 17 веке, как наемные конные части Российской империи, а в 16-18 веках они участвовали в конных формированиях Китайской империи. Калмыки-джунгары за плату, вооружение и обучение, выполняли исторический заказ созданных централизованных государств, России и Китая, по уничтожению предков казахов на просторах Евразии. Данные представления об истории отражены полно, всесторонне, красочно в трудах современных авторов, тем самым сильнее укрепляют в сознании человечества версию татаро-монгольского нашествия.
        Когда царь Петр I пришел к власти, он занялся европеизацией русского народа, его быта и истории и стал внедрять, как бы выразились сейчас, «евростандарт». Он убрал старую элиту, состоящую из выходцев из степи, а его потомки переписали историю на европейский лад, пригласив ученых из заграницы: немцев, голландцев, шведов и т.д. Петр I в корне менял традиции. Православная религия предполагала у русских ношение бороды, запрещало курение, одежда была консервативна, женщины были затворницами. Петр I заставил мужчин обрезать бороды, обязал употреблять табак, носить обтягивающие ноги панталоны, а женщины надели смелые наряды, платья с декольте. Все это подрывало православные устои. Дополнительно он ввел орган Синод и должность прокурора, который следил за церковью. Таким образом, Петр I перестраивал положение церкви на европейский лад, как и в Европе, где власть церкви стояла далеко не на первом месте. Он отказался и от титула «царь» в пользу европейского «император». Дал наказ своим потомкам: «чтобы бусурманского духу на Руси не осталось». Немецкие историки Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, Г.З.Байер и др., приглашенные последователями Петра I, писали историю России через призму европейской науки. И, как следствие проводимой политики европеизации, все народы Российской империи стали татарами с определениями: сибирские татары, волжские, уфимские, казанские, крымские, азиатские, финские, польские, литовские, петербургские, омские, московские, крещеные и т.д. Казахам дали название киргиз-кайсаки, киргиз-казаки, а моголами –монголами стали халха и ойраты — жители современной Монголии.
        Хочу выразить свою точку зрения по поводу существующей весьма спорной интерпретации имен ханов – Бату хана и Чингисхана. В бескрайней, простирающейся на сотни верст, плоской, открытой как океан, степи было очень трудно ориентироваться. Без знания навигации, без ориентиров, она была ловушкой для человека, гиблым местом. Казахи взяли за основу ориентации в пространстве направления сторон света: восход и заход солнца. В казахском языке восход — шыгыс, заход – батыс. Отсюда Восток-Шыгыс, а Запад-Батыс. Главным святым направлением был восток. Если встать лицом к востоку, то справа (в каз.языке правая сторона — он) будет Онтустик–Юг, а слева (в каз.языке — сол), соответственно, Солтустик-Север. В связи с этим, все что находится на западе от степи для казахов имело приставку бату, а на восток-шыгыс. Отсюда правитель Западных территорий Руси назывался у них Бату ханом. А ханом Востока – Китая был Шыгыс хан. Это не было именем одного человека, а было собирательным названием, нарицательным именем для всех ханов-правителей данных направлений и территорий.
        Веденное в обиход в средние века название Татар является заблуждением историков и филологов трех последних столетий, считавших его историко-этнографическим, что дало им основание развивать во многом ошибочные гипотезы о генеалогии и миграции племен и народов. Не только арабские и персидские писатели заблуждались, обозначая многочисленные тогда тюркские народы безразличным общим названием турки и татары, но и труды великих европейских ученых содержат те же ошибочные названия больших и малых этносов, ономастические и топонимические заблуждения, неправильные трактовки. При этом напрочь игнорируется и искажается исконное происхождение слов.
        В своих размышлениях я на приведенных лингвистических примерах пытаюсь еще раз показать, что взаимоотношения жителей степи и окружающих народов не просто имели место быть, но они были обширными, длительными, взаимопроникающими, и что эта ассимиляция внесла весомый вклад в развитие цивилизаций. Что молодые мужчины из степей, уходя в окружающие народы, как гастарбайтеры, принимали активное участие в их развитии. Они брали в жены местных невест, а родившихся детей матери воспитывали по своим обычаям. И хотя терялся язык, облик, традиции, но сохранялась у потомков память о родине их отцов, бескрайней степи. К сожалению, в мировой истории сложилось несправедливое, негативное мнение о вкладе степняков в развитие государственности многих народов. Поэтому у меня назрела необходимость поделиться своими мыслями и внести недостающее звено в теорию развития цивилизации на материке Евразия.
        Все, что было сказано в этой статье, гипотетично, но любая гипотеза стоит того, чтобы иначе посмотреть на привычные и устоявшиеся вещи, и решить, что есть правда, а что просто историческая подтасовка, принятая за факт.Абуев Нуркасым nurmonolit@mail.ru

  3. (24.12.2013 16:42) #
    0

    Когда я пишу что сегоднячние Славянские народы, в том числе Русский народ произошли из тюркоязочных племен таких как Булгар, Буртас, Языг, Аорс и т.д. многим не верится. Отличие от Ислама у Християн нет единный язык для богослужение, у них по видам языка подразделяется на Епархию. Например Грузинской Епархии язык Церковный являетя Грузинскийй, а у Армиянской Епархии язык Церковный армиянскийй и также у первых Булгарской Епархии пришедшии из Византии на землю Булгарских племен (сегоднячная Болгария бывший тогда частью государства Великой Булгарии)Церковный язык был свой. Но он небыл языком тюркоязочных Булгар, у этой Епархии язык Церкви был "средне Греческий язык" (или "язык койна средный"). Принимая Християнства через этот Епархию местные люди из племени Булгар обязаны были переходит на этот язык и поменят свои имена согласно к его закону. В те времена Християнская религия полностью контролировала повседневный жизнь верующего и все его жизнь был каждодневно тесно связано с Епархией. Вот так если не Он, но его потомки обязательно становились совершенно другим человеком с другим языком и менталитетом под воздействием Церковного языка. Греческий язык делится на три периода, древно греческий, средне греческии и ново греческий. Именно средне греческий язык и есть старо Болгарский язык, которого у славянских народов принято назвать старо-церковным языком.

    Создав на окрайне бывшей Великой Булгарии нового народа Болгар с новым болгарским (среднегреческим)языком и создав нового Християского государства с назвнием Болгарская Царства, это Старо-Церковный язык началь быстро распространятся среди других Булгарских племен начавщих принимат Християнскию религию. Этому спасобствовало вражда новопривывщих Южно Кавказских Казахов которые вытеснив Булгаро-Буртаских племен в сторону внутренной России занял територию бывшей Великой Булгарии (Южная Россия и Украйна первый очеред). А новый народ Болгар был все-таки своим для Булгар-Буртаских племен, вот так началься распространение Православия на Восточной Европе и России. Как простой человек мы думаем какая была миссия пророка Исы? Он вроде должен был как Спаситель или как Мессия придти перед концом света. Но он был направлен ранше и потом вознесен к Создатеью, и он теперь точно придет как Мессия перед концом света с позволения Аллаха. Християна ошибошно, не ожидая его второго приезда решили что он уже спас человечества как Мессия, потому-что они знают что его предназначение был как Спаситель и поэтому его первый приезд так и принимает (соответсвенно недопускает мысли о возможности его вторго приезда). Прошу прошение у Создателя если я наговорил лишнего. Но я как простой человек должен признатся что я допускаю мысли о том что, через пророка Исуса был направлен религия Християнства который позволил из одних народов вывести совершенно других народов через церковные языки.

  4. (24.12.2013 16:52) #
    0

    Он создал человека из глины и создал из его ребра спутницу для него. Он сделав мужем и женой этих двоих вывел от них и таким образом распространил все человечества. Но Он вывел исуса из непорочной девы без участие мужшины. И видим что Он вывел из одних народов совершенно других народов через християнской религии. Поистинне только Он спасобен на все и хвала Ему!

    • (29.01.2014 21:50) #
      0

      История Евразии в именах и названиях.

      В начале было Слово

      «…хочешь узнать истинную историю этноса, познай историю его языка. Именно там, в недрах лингвистики, лежат ответы на многие вопросы…»
      История развития человеческого общества на просторах Евразии создавалась трудами многих поколений ученых. Через призму их восприятия и трактовку явлений, событий и фактов сложились устойчивые стереотипы и взгляды на прошлое мировой цивилизации, что, в свою очередь, определило мировоззрение общества. Но человечество непрерывно развивается, появляется новая формация людей, имеющих свой, основанный на современных достижениях науки, взгляд на развитие мира, его зарождение и становление, позволяющий по-новому, объективно, без лакировки и идеализации осветить и осмыслить все значимые события, факты, явления, имевшие глобальное значение в развитии общества. Это сообщество ученых, исследователей, обладающих современными научными знаниями, владеющих передовыми технологиями, неординарным мышлением, независимым взглядом, умеющих без политизированности суждений, без мифологизации и вымысла, при наличии весомых аргументов опровергнуть и разрушить стереотипы и дать свою трактовку официальной истории Евразии. Однако до сих пор недостаточно уделено внимания роли и значимости влияния предков казахов — аборигенов евразийской степи на ход истории, неполно и недостоверно изучены причины миграции кочевников. На мой взгляд, именно это является недостающим логическим звеном в цепи эволюции цивилизации на материке Евразия.
      Вместе с тем нельзя отрицать значимое влияние предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь, чему есть и лингвистические доказательства.
      «В русском языке очень много заимствований из тюркских языков. Это количество сопоставимо с заимствованиями из западно-европейских языков. А кто-нибудь задумывался, сколько слов вошло в русский язык из армянского, грузинского и молдавского? Очень мало…»,- это высказывание проходит красной нитью в трудах многих известных филологов.
      В предыдущей статье я акцентировал внимание читателей на том, что предки казахов, молодые мужчины, из-за устройства общества-полигамии, в котором превалировало многоженство и, как следствие, недостаток женщин, не могли создать семью, и поэтому были вынуждены уходить из степи в окружающие народы и племена, как гастарбайтеры, т.е. работники добровольно приехавшие для работы по приглашению. Это перемещение больших групп мужского населения (десятки, сотни тысяч в год) получило название в истории как «великое переселение народов» и создало условия для возникновения государств насилия на территориях вокруг Евразийской степи. (Н.Абуев. «Теория происхождения государств или события, которые изменили мир», «Казахи — загадка истории».).
      В этой статье я хочу обратиться к лингвистике, а именно, к названиям и именам, проникшим в языки народов, окружавших Степь, для того, чтобы наглядно подтвердить факт миграции предков казахов в соседствующие племена и народы. Для примера рассмотрим русский язык, сформировавшийся на территории Руси.
      Как было сказано ранее, юноши из степи мигрируют на территорию современной европейской части России, где в период до 15 столетия возникает целая система государств насилия, то есть княжеств, объединивших местные славянские и угро-финские племена, и где идет конкурентная борьба в виде жестоких вооруженных столкновений, именуемая в официальной истории, как раздробленность и междоусобица. Победителем в этом противостоянии выходит Московское княжество, как «собиратель земель русских».
      Известно, человек как особь, как индивид выживает только в группе. Группы объединены в управленческие структуры, от примитивных до более совершенных. Все структуры имеют общие признаки: название общества, структура его управления, штатное расписание (руководитель-лидер, приближенная к нему элита и народ), взаимоотношения между членами общества (положение о его структуре, должностные инструкции, определяющие обязанности, идеология, которая обеспечивает моральную поддержку существующего порядка) и виды производственной деятельности, т.е. условия и способы получения дохода. У каждого элемента структуры есть свои названия. Предметом моего исследования являются терминология, а также имена и названия составных частей общества, которое возникло на территории Руси примерно к 16 веку.
      Сначала обратимся к тому, как было организовано общество предков казахов — кочевников, проживающих на территории Евразийской степи, какие существовали названия элементов структуры управления. В казахской степи, в отличие от саван, прерий и пампасов, населенных примитивными охотниками, сформировалось общество, производственной деятельностью которого было ведение организованного, высокопродуктивного кочевого животноводства. Это была организация первого в мире массового производства ликвидных товаров широкой товарной линейки: универсальный транспорт, продукты питания, сырье для производства товаров народного потребления. Идеология, которая объединяла предков казахов, была основана на кровном родстве и многоженстве. Это основа моей версии на исторические факты, события, происходящие на материке Евразия! Тем не менее, социальная иерархия и дифференциация в обществе присутствовали: простой народ, элита и лидер. Объединение кочевников называлось ордой. Лидером был хан. Хозяйственная элита (производители материальных благ, «красные директора-хозяйственники») – это байлар( множ.ч. ). Бай — это человек, стоявший во главе рода, обладающий волевыми, интеллектуальными и физическими качествами, способный управлять многоженной семьей, где количество жен доходило до нескольких десятков. Байлар управляли аулами и были непререкаемыми авторитетами. Все это происходило в условиях постоянных перекочевок. Экономической же основой степного общества был аул.
      Кроме байлар, в орде была военная элита, люди из народа, наделенные исключительной физической силой, боевым духом и управленческим талантом, — это батыры. Батыры решали военные вопросы.
      Хан тесно взаимодействовал с баями и батырами. Также у него была охрана, состоявшая из преданных воинов, – уланы. С казахского «ул» переводится как сын. Уланы — люди с сыновьей преданностью хану. Консультативные дела орды решались с аксакалами, обладающими жизненным опытом и мудростью старцами. Были в степном обществе и авторитетные, грамотные люди, которые решали сложные спорные вопросы. Это судьи – бии, от «билим» – знания, а также переводчики – тoлмач (телмаш) от казахского слова («теле») – язык. Роскошное жилище хана называлось сарай – дворец, легкое передвижное жилище – шатыр, а передвижное жилище народа – юрта. Общее собрание байлар для выбора хана и принятия стратегических решений именовалось курултаем. Гость в ауле – конак.
      Молодые мужчины у казахов — джигиты, а уважаемых, влиятельных людей в народе называли мырза. Себя же предки казахов называли казак. Соседи, жители московского княжества, до правления династии Романовых называли казахов Казаками Ордынскими, а территорию их проживания-Ордой Казачьей. Интересно то, что в Европе военные объединения рыцарей называли «ордо»(лат.), «орден»(нем.) Таким образом прослеживается родственная связь с тюркским «орда». Стоит отметить, что только при Романовых казахов начали называть киргиз-казаками или киргиз-кайсаками. Денежные отношения у предков казахов определялись тенге, а деловые отношения сводом правил — жасак. На казахском «жасак»–трудиться.
      Язык жителя степи сохранялся в устной форме, рифмовался и ложился на музыку. Основным музыкальным инструментом для передачи культурного наследия, традиций и быта последующим поколениям была домбра.
      В степном обществе казахов не собирали налоги, так как в нем было сильно развито кровное родство, родовой семейный коммунизм. Это послужило причиной того, что у казахов не было профессиональной армии, профессионального научного и культурного сообщества. Поэтому кочевой народ уступил будущим, созданным по централизованным принципам, государствам в культурном, техническом и военном отношении.
      Итак, выходцы из степи, обладая навыками, приобретенными в условиях проживания в степи: верховая езда на лошадях, дисциплина, трезвость, взаимовыручка, выгодно отличались от жителей той местности, куда иммигрировали. И это позволило им занять привилегированные места в административном управлении территорий. По численности в вооруженных силах, в органах правопорядка, в сборе налогов они составляли значительную часть от штатной численности данных структур государств насилия (княжеств). Пришедшие из степи джигиты принесли с собой не только свои устои и порядки, но и язык.
      Если мы обратимся к русскому языку, то увидим, что он впитывал в себя язык степняков и адаптировал их под свое произношение. Рассмотрим несколько примеров.
      На Руси существовала система племен и прибывшие туда гастарбайтеры из степи, приняв активное участие в насильственном объединении этих племен в княжества, стали элитой на новых местах. Эти люди составляли русскую конницу и называли себя байлар, что затем перешло в русский язык как слово бояре. Из группы бояр избиралась боярская дума, которая выдвигала князя и принимала стратегические решения в управлении страной по примеру степного курултая.
      Проследим этимологию слова сарай. В тюрском языке сарай — это дворец. Так почему же в русском языке сарай– это место, где содержат скот? Но этому есть объяснение: в сарае– дворце казахской элиты, было и жилое помещение и, как у истинных конников, место для содержания и кормления лошадей. Всего лошадей в сарае-дворце содержалось не меньше десятка голов, там же хранились сено и прочие корма. Естественно, что это здание имело специфические запахи. Именно поэтому местное население воспринимало сарай как помещение для содержания скота. Но на самом деле сарай – это элитное жилище, место проживания лидера и содержания его транспортных средств -лошадей.
      Обратимся к слову царь. Есть много версий происхождения этого слова: и кесарь (др.греч.), и цезарь (лат.). Но мы только что говорили, что хан казахов жил во дворце, который назывался сарай. Хан – это правитель Орды, проживающий в Сарае или правитель Сарайский, а потом Сарский, Царский. Впоследствии слово трансформировалось в Царь Ордынский, а близкие родственники соответственно: царица, царевич, царевна. Подтверждением этого является название ставки хана на Волге: Сарай-Бату- Царицын. Подобная трансформация названия видна на примере религиозных организаций. В Сарай-Бату была организована православная церковь, и первоначально она называлась Сарайская епархия. Потом название трансформировалось в Сарскую епархию (1261-1788 и 1918). В период усиления Московского княжества Сарская епархия была переведена в Москву и правителя Сарского стали называть Сарский владыка.
      Как в степи абсолютная власть принадлежала хану, так на Руси местным князьям. Но княжеская власть была слабее влияния русской православной церкви и распространялась только на одно княжество, да и эту власть приходилось делить с боярской думой. Таким образом, владыка мог конкурировать в борьбе за власть с князьями и иметь большую силу, чем они. Князь Иван Грозный, благодаря проведенным жестоким административным реформам, известным в истории как «опричнина», сумел укрепить свою власть так, что Боярская дума и православная церковь оказались в его подчинении. По примеру абсолютного лидера степи Царя Ордынского в 1547г. Грозный взял себе титул абсолютного лидера всех князей и подчиненных территорий — Царя Всея Руси.
      Подтверждением этого является посвященная императрице Российской империи Екатерине Великой знаменитая ода Г.Державина «Фелица» (1782г.) «Богоподобная царевна киргиз-кайсацкия орды…. Мурзам твоим не подражая, почасту ходишь ты пешком …»
      Еще одним заимствованным тюркизмом является слово улан. У казахов это был преданный хану воин, находящийся в его подчинении. Впоследствии так стали называть гвардейские конные части на Руси, в Польше, Болгарии.
      На Руси физически сильных, талантливых и умелых воинов из простого народа называли богатырями. Батыр и богатырь созвучные слова, и, возможно, богатырь – это более позднее образование от первоначального казахского слова батыр.
      Атаманом у казахов называли главаря бандитов. Перешедшее в украинский язык это слово потеряло негативное значение и стало обозначать предводителя неженатых мужчин — конников-казаков (запорожских, донских и прочих, т.е. хохлов), промышлявших набегами на соседей.
      Еще одним заимствованием из тюркского языка является слово караул. Его этимологию проследить нетрудно. В казахском языке карааул– смотреть за населенным пунктом. То есть караул – это служба охраны, а переводчиков в Московском княжестве, как было сказано выше, называли толмач.
      На Руси долгое время имело хождение слово ясак – деятельность по получению дохода от сбора дани, уплачиваемой обыкновенно натурой, главным образом, пушниной. Происходит оно от казахского жасак –дело или свод правил, регулирующих основную деятельность государства-сбор налогов и их трата.
      Весьма прозрачно сходство русского слова казна (одно из значений «хранилище ценного имущества») и казахского казан (емкость для хранения и приготовления пищи), т.е. место из которого кормится государство.
      Финансовые взаимоотношения на Руси определялись в эквивалентном товаре, который назвали деньги. Это созвучно степной денежной единице- тенге.
      Также очевидно, что русское слово былины (устные поэтические сказания) родственно казахскому названию билим – знания.
      Если касаться искусства, то самый древний музыкальный инструмент Московского княжества назывался домра, а не балалайка, как многие думают, т.к. балалайка появилась только в 18 веке. Домра – это струнный щипковый музыкальный инструмент, что очень напоминает домбру предков казахов.
      Все перечисленные названия обозначали структуры, должности, деятельность, культуру окружающих Степь оседлых народов в сравнении со степными народами — предками казахов.
      Теперь рассмотрим, какие имена несли сами народы.
      Жителей Московского княжества соседи не называли русскими, как сейчас, их называли москалями, московитами, кацапами. А те, в свою очередь, украинцев называли хохлами. Остановимся подробнее на слове хохол. Казахи в те времена носили чубчик. Было два вида чубчиков: айдар – чуб взрослого мужчины и кекил – чуб холостого молодого мужчины. А по-украински хохолок называется хихол, что родственно казахскому кекил. Вот и судите, есть здесь родство или нет?
      У меня есть мнение и относительно происхождения слова русский. В основе Российской империи было Московское княжество — военизированное государство, которое не жило набегами, так как ни у кого не было складов и товаров длительного хранения. Доходы от такой деятельности были нестабильны, непривлекательны. Вместо этого княжество осуществляло захват народов, накладывало на них обязательство регулярно выплачивать часть его доходов, т.е. налоговое бремя. Это была эффективная экономическая политика по сравнению с набегами. Но она требовала администрирования захваченных территорий, перепись населения, обмер земель, разработку налогов и их сбор. Московское княжество было государством воинов и вело жестокую оккупационную политику, т.е. «собирало земли». Администрация и армия состояли из выходцев из степи, которые воевали в конном строю и использовали в схватках холодное оружие: сабли, копья, дубинки. Воевать таким оружием приходилось в ближнем бою, что очень тяжело психологически, поэтому воинам нужно было иметь сильный дух, и, наступая на противника, они подбадривали друг друга громким боевым кличем «Ур-аа!!», что по-казахски означает «бей», «ударь», «дави» и деморализовали противника. Занимательно и то, что ругань, ссора, бой, битва, сражение на казахском языке – урыс. Таким образом, мы видим, что жители Московского княжества из-за проводимой ими оккупационной политики в отношении предков казахов были воинственными боевыми людьми, а значит, склонными к конфликтам, агрессии, отстаивающие свои интересы с помощью войны, т.е. урыс. Отсюда, из-за клича «Урра!!», из-за воинственности «Урыс» жители степи стали называть жителей Московии –урыс (орыс), что трансформировалось в слово рус, а страна в Русь. Данное название распространилось на все подчиненные ей (Руси) славянские племена и народы с последующей их русификацией и названием русский и страна Россия. По данному сценарию развивались и соседние государства: Киевское княжество, Галицко-Волынское государство, Великом Княжество Литовское, Польша, Болгария, Молдавское княжество, Валахия, но в жестокой конкурентной борьбе за лидерство они уступили право на гегемонию в регионе Московскому княжеству. Так легла карта истории. Но это отдельная тема.
      Дополнить можно еще одну версию существовавших названий. Если объективно оценить, как на самом деле велись боевые действия прошлых времен, насколько гуманным образом, то увидим отвратительные картины. И Московские военные, которые сражались кривыми саблями на конях, не исключение. Чтобы победить, они разрубали своих противников на куски, превращали в фарш все, что попадалось на пути, после штурма военные ходили по полю сражения по колено в крови, добивая противника! Эти действия походили на работу умелых специалистов по разделке туш животных-мясников. Мясник на казахском языке – касап. Отсюда и одно из названий победителей истории, профессиональных военных московитов -кацап.
      Обратимся к российской и европейской историографии и попытаемся узнать, откуда появились названия народов: татары и монголы. В связи с тем, что с приходом во власть династии Романовых истории Руси был навязан, скажем так, евростандарт, наименование ордынцы перестало существовать. В европейской истории благодаря императору Филиппу II (11-12 в) в употребление вошло название выходцев из степи — татары, что и закрепилось в официальной науке: энциклопедиях, учебниках, в программах учебных заведений. В древнегреческой мифологии словом Тартар обозначали страшное место на земле, находящееся в степях Евразии. Стоит отметить, что буква «р» в название Тартарии не произносится из-за правил чтения германских языков: tartar– [ta:tar], т.е. звучит как Татария. Если до Романовых предков казахов называли Казаками Ордынскими, то во время Петра уже татарами, а в последующем киргиз-казаками, киргиз-кайсаками.
      Поэтому степные общества и государства, где администрация и армия состояли из степняков, европейцы называли Татарией, а Московское государство – Московской Татарией. Помимо Московской Татарии на зарубежных картах 16-18 веков, а также в документах и энциклопедиях Европы были обозначены и другие страны на степных просторах — Великая Татария, Чина Татария и т.д. Соответственно жителей всех этих государств называли татарами. Вышеперечисленные примеры лингвистики раскрывают влияние предков казахов на Восточную Европу.
      Подобное происходило и на востоке от степи при формировании Китайской империи. Изучение лингвистических факторов доказывает это. Особенно убедительно это раскрыто в трудах известного на западе британского профессора-синолога Эдуарда X. Паркера (1849-1926) на рубеже XIX-XX вв. Он удивил научный мир своими оригинальными исследованиями древней истории тюркских народов по китайским источникам. Результатом этих исследований стало создание научной монографии «Тысяча лет из истории татар», изданной в конце XIX в. Книга принесла английскому ученому и дипломату мировую известность. В книге он доказывает, что в китайском языке в значительном количестве присутствуют тюркизмы, особенно пекинский диалект. «…Этот более испорченный татарским языком жаргон стандартного китайского языка, возможно, является наиболее худшим выбором, поскольку поиск любого сходства с татарским звучанием было намеренно желательным; однако, этот диалект наиболее знаком в Китае…». Данное произведение мало известно русскоязычным народам. Отсюда следует, в китайской истории предки казахов из степи сыграли значительную роль, чему свидетельствуют лингвистические доказательства по примеру состояния русского языка, где очень много присутствуют тюркские слова.
      Единственным местом, которое не называлось в европейской историографии и картографии Татарией, была Моголия или Империя Великих Моголов, где также жили выходцы из казахских степей. Это государство возникло на территории современной Индии, Пакистана и южного Афганистана. Но почему выходцы из той же степи европейцы назывались моголами, а не татарами? Дело в том, что термин могол применялся в Индии для обозначения мусульман Северной Индии и Центральной Азии. В 16 веке предводитель кочевников-степняков из Средней Азии Бабур пошел на Индию и захватил ее. Местные народы – индийцы назвали захватчиков моголами, то есть мусульманами. Впоследствии британские историки в период колонизации Индии Великобританией внесли в европейскую науку название «Моголы», а европейцы государям знаменитой тюркской династии дали титул «Великие Моголы»(1521-1870 г.) Так получилось, что один и тот же народ, предки казахов, в европейской историографии получил два названия: моголы и татары. И когда приглашенные в Россию немецкие ученые, а также прочие европейские историки (поляки, французы и т.д.) создавали историю Российской империи, то они объединили эти два названия в одно «татаро-монголы», а миграции неженатых молодых мужчин из степи в оседлые народы дали определение «татаро-монгольское нашествие». Местом исхода захватчиков историки обозначили далекую пустынную местность в районе Алтая и современную Монголию, где ее жители, ойраты, халха и другие также, как и предки казахов, вели кочевое животноводство, говорили на халха-монгольском языке, но они были малочисленны и проповедовали буддизм. Фактически представители названных выше народов появились на территории Европы лишь в 17 веке, как наемные конные части Российской империи, а в 16-18 веках они участвовали в конных формированиях Китайской империи. Калмыки-джунгары за плату, вооружение и обучение, выполняли исторический заказ созданных централизованных государств, России и Китая, по уничтожению предков казахов на просторах Евразии. Данные представления об истории отражены полно, всесторонне, красочно в трудах современных авторов, тем самым сильнее укрепляют в сознании человечества версию татаро-монгольского нашествия.
      Когда царь Петр I пришел к власти, он занялся европеизацией русского народа, его быта и истории и стал внедрять, как бы выразились сейчас, «евростандарт». Он убрал старую элиту, состоящую из выходцев из степи, а его потомки переписали историю на европейский лад, пригласив ученых из заграницы: немцев, голландцев, шведов и т.д. Петр I в корне менял традиции. Православная религия предполагала у русских ношение бороды, запрещало курение, одежда была консервативна, женщины были затворницами. Петр I заставил мужчин обрезать бороды, обязал употреблять табак, носить обтягивающие ноги панталоны, а женщины надели смелые наряды, платья с декольте. Все это подрывало православные устои. Дополнительно он ввел орган Синод и должность прокурора, который следил за церковью. Таким образом, Петр I перестраивал положение церкви на европейский лад, как и в Европе, где власть церкви стояла далеко не на первом месте. Он отказался и от титула «царь» в пользу европейского «император». Дал наказ своим потомкам: «чтобы бусурманского духу на Руси не осталось». Немецкие историки Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, Г.З.Байер и др., приглашенные последователями Петра I, писали историю России через призму европейской науки. И, как следствие проводимой политики европеизации, все народы Российской империи стали татарами с определениями: сибирские татары, волжские, уфимские, казанские, крымские, азиатские, финские, польские, литовские, петербургские, омские, московские, крещеные и т.д. Казахам дали название киргиз-кайсаки, киргиз-казаки, а моголами –монголами стали халха и ойраты — жители современной Монголии.
      Хочу выразить свою точку зрения по поводу существующей весьма спорной интерпретации имен ханов – Бату хана и Чингисхана. В бескрайней, простирающейся на сотни верст, плоской, открытой как океан, степи было очень трудно ориентироваться. Без знания навигации, без ориентиров, она была ловушкой для человека, гиблым местом. Казахи взяли за основу ориентации в пространстве направления сторон света: восход и заход солнца. В казахском языке восход — шыгыс, заход – батыс. Отсюда Восток-Шыгыс, а Запад-Батыс. Главным святым направлением был восток. Если встать лицом к востоку, то справа (в каз.языке правая сторона — он) будет Онтустик–Юг, а слева (в каз.языке — сол), соответственно, Солтустик-Север. В связи с этим, все что находится на западе от степи для казахов имело приставку бату, а на восток-шыгыс. Отсюда правитель Западных территорий Руси назывался у них Бату ханом. А ханом Востока – Китая был Шыгыс хан. Это не было именем одного человека, а было собирательным названием, нарицательным именем для всех ханов-правителей данных направлений и территорий.
      Веденное в обиход в средние века название Татар является заблуждением историков и филологов трех последних столетий, считавших его историко-этнографическим, что дало им основание развивать во многом ошибочные гипотезы о генеалогии и миграции племен и народов. Не только арабские и персидские писатели заблуждались, обозначая многочисленные тогда тюркские народы безразличным общим названием турки и татары, но и труды великих европейских ученых содержат те же ошибочные названия больших и малых этносов, ономастические и топонимические заблуждения, неправильные трактовки. При этом напрочь игнорируется и искажается исконное происхождение слов.
      В своих размышлениях я на приведенных лингвистических примерах пытаюсь еще раз показать, что взаимоотношения жителей степи и окружающих народов не просто имели место быть, но они были обширными, длительными, взаимопроникающими, и что эта ассимиляция внесла весомый вклад в развитие цивилизаций. Что молодые мужчины из степей, уходя в окружающие народы, как гастарбайтеры, принимали активное участие в их развитии. Они брали в жены местных невест, а родившихся детей матери воспитывали по своим обычаям. И хотя терялся язык, облик, традиции, но сохранялась у потомков память о родине их отцов, бескрайней степи. К сожалению, в мировой истории сложилось несправедливое, негативное мнение о вкладе степняков в развитие государственности многих народов. Поэтому у меня назрела необходимость поделиться своими мыслями и внести недостающее звено в теорию развития цивилизации на материке Евразия.
      Все, что было сказано в этой статье, гипотетично, но любая гипотеза стоит того, чтобы иначе посмотреть на привычные и устоявшиеся вещи, и решить, что есть правда, а что просто историческая подтасовка, принятая за факт.Абуев Нуркасым nurmonolit@mail.ru