Мусульмане Татарстана. Взгляд изнутри

Большинство татар имеет поверхностное представление об исламе. И не смотря на то, что Татарстан иногда называют «мусульманской республикой» женщины в хиджабах и бородатые мужчины явление у нас экзотическое. Получается, что слова татарин и мусульманин перестали быть синонимами. Насколько велико отличие между этими, казалось бы, тождественными словами, и не пролегла ли между ними пропасть? Для того, чтобы понять это необходимо разобраться в структуре татарского населения, с точки зрения отношения к исламу. А это в свою очередь поможет лучше понять процессы, происходящие в мусульманской общине республики. Не претендуя на стопроцентную объективность, я выскажу свои суждения основанные на собственных наблюдениях. Все приведенные здесь цифры – условны и взяты на вскидку.

ЭТНИЧЕСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ

Среди татар 90% ни разу в жизни не читали намаз и даже не знают, как это делается, при этом ежедневная пятикратная молитва является одним из столпов ислама. Они ведут светский образ жизни и даже не пытаются побороть в себе пороки современного общества. Можно ли их назвать мусульманами? Да, можно. Но грешными мусульманами, и при условии, что они искренне верят в единого Бога. А вот это самое сложное. Дело в том, что «вера в какие-то силы» помимо Аллаха, может привести к язычеству и что самое удивительное к язычеству даже в мусульманской упаковке.

Например, у большинства татар над входной дверью квартиры висит шамаиль – красивое изображение в виде рисунков мечети с каллиграфической надписью на арабском языке. С точки зрения мусульманина этот кусок картона с аятом из Корана не способен ни помочь, ни навредить жилищу и его обитателем. Это просто украшение, которое радует глаз правоверного. Но вот как только человек начинает считать шамаиль оберегом, то он помимо Аллаха начинает верить в силу материальных предметов. Суеверие и невежество – прямой путь к язычеству.

Татар принято называть этническими мусульманами и это очень верное определение. Для большинства из них важна только обрядовая сторона: никах, имянаречение ребенка, похороны по мусульманскому обряду и т.д. Они раздают нуждающимся милостыню, по возможности помогают мечетям. Они знают главное – ислам это религия добра и мира и пытаются быть причастными к этому. Среди них есть немало серьезных меценатов, которые обеспечивают материальное обеспечение мусульманских приходов. Это своеобразный резерв, благодаря которому пополняются ряды мусульман. Хочется только молиться за то, чтобы Аллах смилостивился над ними и наставил на праведный путь. А пока, если они даже и мусульмане в глубине своего сердца, то все же не являясь прихожанами мечетей, и не входят в мусульманскую общину республики.

ПРАЗДНИЧНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ

Еще 8% практически не отличаются от этнических мусульман. Они имеют поверхностное представление о порядке совершения намаза и все же выстаивают коллективные праздничные намазы во время Курбан-байрама изредка приходят в мечеть по пятницам. Приди они все одновременно, то в мечети не хватило бы места для всех желающих. Но появляются они нечасто, бессистемно, а потому составляют примерно 20% от присутствующих на пятничном намазе. Это работающие люди. Ничем не отличаются от среднестатистического татарина. В большинстве своем 20-50 лет, которые редко носят бороду. Разобщены, как правило, не поддерживают отношения с другими прихожанами. Могут знать несколько молитв, от своих родителей, бабушек или дедушек. Ислам для них часть татарской культуры.

Сюда же можно отнести некоторую часть выходцев из Средней Азии и Северного Кавказа. Для них связь с исламской культурой способ не утратить свою национальную идентичность в условиях отдаленности от исторической Родины.

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА

Ниже пойдет речь об оставшихся 2%. О мужчинах, которые как минимум систематически приходят в мечеть на пятничный намаз, и женщинах, поддерживающих связь с исламской общиной через общение с набожными мусульманками. Это и есть мусульманская умма Татарстана. Она не однородна. Уровень исламского образования, искренности веры и многие другие характеристики индивидуальны для каждого из них. Пришли в ислам они разными путями, в разном возрасте и с разными намерениями.

Так вот - мусульмане нашей республики представлены традиционным для татар ханафитским мазхабом. Есть представители и других течений, но это единицы из приезжих мусульман. Структура нашей общины сложная, и я всех мусульман республики условно разделил бы на две большие группы.

ПЕРВАЯ ГРУППА: «БАБАИ»

Думаю Абу Ханифа, основоположник ханафитской религиозно-правовой школы, глядя на некоторых из них был бы крайне удивлен, если бы узнал, что это его последователи. Они хранят верность некоторым обрядам, укоренившимся среди татар еще в дореволюционный период нашей истории, но не имеющий к исламу никакого отношения. Например, устраивают поминки на 3, 7, 40 день, 1 год (естественно без спиртного и с многократными молитвами); на похоронах, поминках и других собраниях раздают друг другу милостыню; после пятничного намаза устраивают круговое приветствие и исполняют другие не менее удивительные обряды и ритуалы. Они словно не слышат, что в исламе порицаются любые новшества, некоторые из которых могут прямиком отправить человека в ад. К сожалению бабаи наравне с религиозными, отмечают и светские праздники, слушают музыку, отдавая предпочтение татарской эстраде. Мужчины из этой группы здороваются за руки с женщинами, считая это частью мусульманского этикета.

В их среде встречаются такие, которые ставят светские законы выше шариата. Они живут интересами светского государства и видят дальнейшее развитие ислама в рамках европейской цивилизации. Идеалом их общества является независимый, или, по крайней мере, суверенный Татарстан – национальное татарское государство. Они, как правило, поражены недугом национализма, который противоестественен для ислама. Для них ислам – это часть татаркой культуры, способствующий его сохранению.

Сплочены. Их неформальными лидерами, являются бывшие руководители советской закалки, обучившиеся мусульманским наукам в медресе при мечетях после выхода на пенсию. Из них нередко выходят имамы деревенских приходов. Применительно к ним слово «бабай» условно. В эту группу можно включить и молодых людей, которые следуют в исламе наставлениям бабаев, при этом есть старики, которые не относятся к этой группе. Их можно разделить на две подгруппы: образованных бабаев и пятничных мусульман.

ПОДГРУППА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Составляют примерно 10% от присутствующих на пятничном намазе. Это наши любимые дедушки, с аккуратно подстриженными бородками и непременно в тюбетейке. Они с радостью откликаются на наши предложения придти домой в честь какого-нибудь события, прочитать за нас молитву. Мы их видим на никахе и на похоронах. Они нас сопровождают всю жизнь. Мы их любим – они часть нашей культуры. Именно они прививали нам любовь к исламу, учили быть честными и справедливыми. Они через все годы Советской власти пронесли в своем сердце любовь к нашей религии и как смогли, так и донесли ее до нас.

Они, как правило, умеют читать по-арабски, пять раз в день читают намаз, без уважительной причины не пропускают пятничный намаз, щепетильны во многих вопросах веры, и все же пришли в ислам в зрелом возрасте, и тяжело расстаются со старыми привычками, привитыми в годы коммунистической молодости.

ПОДГРУППА «ПЯТНИЧНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ»

Составляют примерно 30% от присутствующих на пятничном намазе. Их не стразу отличишь от «образованных бабаев». Они могут не носить бороду, не читать пятикратно намаз, их тюбетейки как правило расшиты узорами. Могут на зубок знать несколько аятов из Корана. Это, как правило, очень невежественные в вопросах религии люди - не знают даже арабской графики. Встречаются среди них и те, кто пришел в ислам от безделья после выхода на пенсию, они могут встать на намаз без тахарата, т.е. без ритуального омовения и не выполняют многие предписания ислама. Присутствие практически на каждом пятничном намазе является формальным признаком, который делает из них прихожан мечети. Признают авторитет «образованных бабаев».

ВТОРАЯ ГРУППА: «СУНИТЫ»

Ведут мусульманский образ жизни на столько, насколько это возможно в светском обществе. Впрочем, как и все смертные не без греха. Стараются выполнять не только обязательные, но и желательные предписания ислама, поэтому в полном смысле этого слова являются сунитами. Сюда можно отнести имамов мечетей, преподавателей медресе, студентов исламских учебных заведений, а также те, кто получал или получает знания при мечетях. Как правило, знают арабскую графику, стремятся к знаниям, постоянно читают религиозную литературу. Среди них можно встретить и юного школьника и почтенного старика. Они очень разного социального статуса и уровня образования. Среди них можно встретить и разнорабочего и директора небольшой фирмы. Как правило, носят бороду.

Уровень знания и понимания ислам у них выше, чем у «бабаев» но не однороден. Шариат для них превыше всего, но, живя в светском государстве, вынуждены считаться и с его законами. Стремятся выучить Коран и читать его в совершенстве. Ислам для них жизненная философия. Не признают шовинизм и другие виды национализма или, по крайней мере, изживают его в себе. Не признают «ритуалы и обряды» бабаев. Стараются не слушать музыку, ограничивают себя в просмотре телевидения. Именно в этой группе, помимо татар встречаются русские, чуваши, татары из крещенных семей и представители других народов принявших ислам по велению разума.

Знают историю развития ислама, знакомы с принципами, на которых строился некогда Арабский халифат. Для них это идеал справедливого общества, построенный на принципах духовного роста, в противовес евро-американскому обществу потребления. Эта группа очень сложна по своему составу, но условно ее можно разделить на две подгруппы: умеренные и ортодоксы.

ПОДГРУППА «УМЕРЕННЫЕ»

Составляют примерно 30% от присутствующих на пятничном намазе. Пользуются поддержкой муфтията, государственных органов власти и местного самоуправления. Постоянно вынуждены идти на компромисс с властью демонстрируя «цивилизованный ислам» и «межконфессиональную толерантность». Находятся между молотом и наковальней. За 450 лет нахождения в составе России научились выживать в условиях постоянной борьбы и адаптировались к жизни в условиях российской государственности. Наиболее образованная их часть проходила обучение в таких «модернизированных» как Россия странах, как Турция, Сирия, Египет или в российских медресе.

Их модернизация шла главным образом под влиянием светских властей, во все времена пытавшихся поставить религию под свой контроль и встроить ислам в светскую модель государства, лишив его уникальных цивилизационных ориентиров.

ПОДГРУППА «ОРТОДОКСЫ»

В целом по республике составляют примерно 10% от присутствующих на пятничном намазе. Не значительная, но очень авторитетная и уважаемая среди мусульман группа. Среди них имеются имамы мечетей и преподаватели медресе. Большая их часть это люди в возрасте 20-40 лет. Их лидеры в возрасте 40-50 лет прошли обучение в медресе России, Саудовской Аравии и других стран. Прекрасно знают шариат. В Татарстане сконцентрированы в Альметьевске, Нижнекамске и Набережных Челнах. В ДУМ РТ не осталось ни одного представителя этой подгруппы – они полностью выдавлены умеренными.

Эта группа ханафитов не хочет адаптировать ислам, в европейскую цивилизацию считая, что это вымывает саму суть данного учения. Они не пытаются менять и существующую систему власти, рассуждая, что на все воля Аллаха. Таким образом, избегают контактов с органами власти. И не несут ей никакой угрозы. Если бы их не трогали, то их существование многие даже бы не заметили.

Они пытаются переосмыслить мусульманское наследие, доставшееся от старшего поколения. Считают, что многие проблемы современного ислама были заложены татарскими богословами конца 19 – начала 20 вв. Безусловно, правы в том, что российский ислам оторвавшись от мусульманской цивилизации деформировался за 4 столетия гонений.

Среди них встречаются те, кто читают намаз несколько иным образом, чем это традиционно сложилось на территории Татарстана, при этом, как правило, относят себя к ханафитам.

МУФТИЯТ И ВЛАСТЬ

Нет ничего удивительного, в том, что власть пытается поставить ислам под свой контроль - ислам не может быть интегрирован в светскую модуль власти, а потому будет в какой-то мере всегда конкурентом любой политической системе. В то же время ислам способен вполне мирно сосуществовать со светским обществом в виде какой-то открытой для всех параллельной структуры. В этой связи попытки власти, а тем более представителей муфтията воспринявших европейскую культуру, внедрить ислам в светские структуры в виде дополнительного института гражданского общества не будут состоятельны никогда, и будут вести к расколу. А идеи создания евроислама, основными адептами которого должны стать бабаи и умеренные сунниты – это вообще провокация, и очевидная ересь.

МЕСТО ПОДГРУПП В БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ

«Праздничные мусульмане» не имеют никакого влияния и не стремятся к этому. Они вообще не живут интересами мусульманкой общины, а потому не имеют представления о происходящих в этой среде процессах. Их не приглашают на приходские собрания, они не участвуют в выборах имама мечети.

«Умеренные» как правило не имеют неформальных лидеров, подчинены имамам мечетей. В кулуарах они могут высказывать недовольство муфтиятом, но против его руководства, скорее всего не пойдут. Более того, на выборах имама, будут демонстрировать лояльность кандидатуре ДУМ РТ. Впрочем, некоторые представители умеренных, не предсказуемы.

«Ортодоксы», там, где они в меньшинстве, и не имеют авторитетного и грамотного в вопросах религии лидера – не оказывают никакого влияния на жизнь общины. Там где они многочисленны, они находят общий язык со всеми группами и возглавляют не только приходы, но даже мухтасибаты районов.

«Образованные бабаи» вместе с «пятничными мусульманами» составляют большую и наиболее влиятельную часть мусульманской общины республики. Их преимущество – наличие свободного времени и сплоченность рядов, а также жизненный опыт. Они пользуются авторитетом среди этнических мусульман, с ними считаются органы государственной власти и местного самоуправления, но, что самое важное с этими 40% прихожан считается Духовное управление мусульман РТ. Дело в том, что тот, кто контролирует бабаев, тот определяет кандидатуру будущего муфтия. Потому, что:

Во-первых, они управляемы, во-вторых, внушаемы, в-третьих, по своему воспитанию всегда считаются с мнением «вышестоящего начальства», в-четвертых, по команде могут просто «заглушить любого не согласного», в-пятых любой нормальный человек уважает их возраст. Таким образом, именно они избирают имамов мечетей. А имамы ключевые фигуры при выборе кандидатур на высший мусульманский пост республики.

К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ

Накануне выборов муфтия республики, мы наблюдаем, как некоторые представители муфтията делают попытки отстранить от управления приходами не угодных имамов и в первую очередь ортодоксальных мусульман. Делается это под видом борьбы за единство рядов в мусульманкой умме Татарстана. Но это только на первый взгляд кажется, что они находятся в подавляющем меньшинстве 10% против 90%. А вот если из последней части вычесть «праздничных» и «пятничных», чья вера в Аллаха слаба, то очевидно, что 10% против 40% - это не так уж и мало. Кроме того, в исламе не принято решать вопросы авторитарным способом, а легитимность муфтията с точки зрения шариата всегда вызывала сомнения. Таким образом, умеренный мусульманин может оказаться на стороне достойного ортодокса.

При этом стоит учесть, что поставив вне закона ортодоксальную часть мусульман, как пытается это сделать некоторая часть муфтията, она не изменит их взглядов, а вот тут могут начаться серьезные проблемы.

Впрочем, в борьбу за власть внутри мусульманкой общины, некоторые представители муфтията смогли подключить органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы. Излюбленный метод борьбы развешивание ярлыков. В частности отодоксов клеймят тем, что они не являются ханафитами, установив монополию на право причислять себя к этому мазхабу. Из называют и безмазхабниками, и салафитами, и ваххабитами, намекая, что это синоним слова террорист, что абсолютно не соответствует действительности. Те, кто это делают, берут на себя большой грех да еще отвлекают и правоохранительные органы от борьбы с настоящими бандитами. Кроме того, это подрывает веру в муфтият, и ведет к расколу уже среди умеренных мусульман республики, к которым в виду своего воспитания пока, что отношусь и я.

Линур Мифтахов,

прихожанин Соборной мечети г. Елабуги

газета «Звезда Поволжья» № 10 за 2011 г.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции



комментариев