Мусульмане Дагестана готовы объединиться, оставив теологические разногласия. К такому мнению пришли участники Республиканского гражданского диалога «Путь к миру и согласию», который прошёл в минувший понедельник в Национальной библиотеке. Мероприятие, которое проводилось в рамках развития решений Съезда народов Дагестана, возможно, положит начало консолидирующим процессам в религиозной среде Дагестана. Настрой всех присутствовавших на нём показывал, что точки соприкосновения, которые могут спаять дагестанский джамаат, должны быть найдены. И если не вмешаются третьи силы, то мусульмане могут объединиться и стать силой, способной избавить общество от ряда пороков.
Многие наблюдатели и сами участники проводили аналогии между этой встречей и той исторической, в 1997 году, когда в одном зале собрались представители Духовного управления мусульман Дагестана и салафиты во главе с Багаудином Магомедовым. Арбитром того диспута выступал Саид Амиров. Тогда мероприятие, ввиду неустранимых идеолого-теологических разногласий, не привело к желаемому результату. На этот раз организатором диалога официально выступил Сулайман Уладиев, личность, лояльная к обеим сторонам конфликта, не заявляющая о приверженности ни к одной из них, пользующаяся репутацией интеллектуала и совести нации. Главная задача Уладиева – не доминировать в диалоге, а именно модерировать его, пресекая споры и понуждая стороны к поиску точек согласия.
Сулайман Уладиев заверил аудиторию, что мероприятие давно назревало, однако инициатива его проведения не исходит от властей и присутствовавший на встрече министр по национальной политике Бекмурза Бекмурзаев – только гость, который расскажет руководству республики об этом событии. Среди участников встречи были влиятельные представители как официального духовенства, так и салафитской общины, имамы городов Дагестана, общественные деятели и журналисты. Не было, однако, в списке участников диалога известных шейхов Саида-афанди Чиркейского, Сиражудина Хуригского, Мухаммад-мухтара Кяхулайского,а также муфтия Дагестана.
Началось заседание с мольбы (дуа), которую Уладиев попросил прочитать имама Избербаша Мухаммада Арсланалиева. Арсланалиев, видимо, был выбран им как нейтральная фигура и для суфиев, и для салафитов. Мольба, кстати, не закончилась традиционной для дагестанских дуа «Фатихой».
В своей вступительной речи Сулайман Уладиев прочитал отрывок статьи Руслана Курбанова, где тот, анализируя противостояние силовиков и боевиков, делает вывод, что победа не приходит ни к одной из сторон по причине отсутствия опоры тех и других на общество, которое остаётся в стороне от конфликта.
Целью организации диалога председательствующий обозначил остановку кровопролития, так как «никто из Москвы не приедет к нам наводить порядок». Сулайман Баширович просил присутствовавших не уходить в пространные декларации, а предлагать действенные механизмы.
Первым выступил заместитель муфтия РД Магди Мутаилов. Он поприветствовал всех от имени муфтия и сказал, что экстремизм – это следствие несправедливого отношения к народу, и призвал устранить коррупцию, чтобы укрепить мир между властью и обществом. По его мнению, нужно разъяснить сущность религии и информировать общество об опасности терроризма. Было видно, что заммуфтия основательно готовил текст своего выступления.
Вторым говорил имам с. Каякент, представитель «Ахлю-Сунна Валь джамаа» Камиль Султанахмедов:– Одна из самых больших проблем Дагестана – это сектантство и фанатизм. Каковы признаки сектанства? Их лозунг: те, кто не с нами, те против нас. Они призывают только к себе, к своему джамаату. Мы, «Ахлю-Сунна», не являемся сектой, мы – мусульмане. Мы ни в коем случае не говорим, что те, кто не с нами, те против нас. Да, мы говорим, что мы на истине, но не говорим, что мы безошибочны. Мы не призываем к себе, своему джамаату, своим шейхам. Мы призываем к Всевышнему Аллаху. Это путь, начиная от Пророка (с.а.с.) и до наших дней. Сегодня мусульман много, но они разные, и это то, о чём предупреждал Мухаммад (с.а.с.). Наш путь понимания ислама – такой, как понимали его Пророк (с.а.с.) и наши праведные предки – саляфы. Пророк (с.а.с.) говорил, что религия – это наставление. Мы все, мусульмане, нуждаемся в наставлении. Не в оскорблениях, а наставлениях ради Всевышнего. Мы открыты перед всеми и говорим: если есть у нас ошибки – укажите на них. Но, готовые воспринимать такое наставление, мы оставляем за собой право давать его другим, с мудростью и красивым увещеванием. Многие сегодня являются фанатиками своего мнения. Они держатся за него так, как нужно было бы держаться за святые принципы религии. Они подстраивают религию под своё мнение, когда нужно делать наоборот. Мой призыв – оставить фанатичность и быть открытыми для диалога. Если мы, братья, не готовы быть вместе, то давайте оставим то, что нас разъединяет. Нужно принять, что мы сегодня все существуем в Дагестане. Первый шаг – это найти способы мирного сосуществования друг с другом. Второй шаг – объединиться. Давайте хотя бы не будем разделяться в праздниках, будем праздновать в один день. Шариат нам это позволяет.
Марко Шахбанов – главный редактор «Нового дела»: – Я не эксперт в религии, поэтому выскажу одно пожелание. Процессы, которые сейчас идут, должны идти снизу, а не от власти, как здесь прозвучало. Власть должна поддерживать, а не указывать.
Мухаммадрасул Саадуев – имам Центральной мечети Махачкалы: – Все беды исламской молодёжи – в невежестве. Нужно на уровне государства поддерживать уровень духовного самосознания молодёжи. Почему мы слышим возгласы: государство светское, вузы светские, вы – отдельно, мы – отдельно? На что государство рассчитывает, если не готово сделать упор на духовность, на идеологию? В наших вузах студенты не имеют возможности совершать пятикратную молитву; в вузах сидят исламофобы. Нужно сделать всё возможное, чтобы мусульманин чувствовал себя в своей республике, как дома, а не как в Голландии. Есть проблема предвзятого отношения преподавателей к девушкам в платках. Пора прекратить бояться ислам. Нужно следить за тем, чтобы в вузах были комфортные условия для намаза и представители духовенства имели свободный доступ в учебные заведения. Если мы не будем их учить, то религии их будут учить в подполье. Мы страдаем от такой беды, когда кто-то говорит, что вот все мусульмане должны делать, как я. Поэтому, пользуясь случаем, хочу попросить присутствующих сосредоточиться на примерах толерантности из жизни Пророка, а не поднимать всевозможные темы (мавлидов и так далее), которые вызывают споры.
Абас Кебедов – сопредседатель организации «Территория мира и согласия»: – Всевышний говорит в Коране: «Крепко держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами. Он сплотил ваши сердца, и вы стали братьями…» Мы, к сожалению, разделили вервь Всевышнего на сотни ниток. Аллах учит нас, как нужно обращаться, даже если тебе вредят:«И пусть ненависть людей, которые помешали пройти тебе к Заповедной мечети, не подтолкнёт вас на преступление. Не поступайте вероломно, когда вероломно поступают к тебе. Помогайте друг другу в благочестии, но не помогайте в грехе». Мы должны говорить только то, что поможет нам. Призываю всех не растрачивать свои силы на взаимные упрёки. Если мы позволим силам зла выйти с осуждением одних течений в угоду их оппонентам или коньюктурным соображениям, дадим им натравливать одних против других и искать ошибки друг друга, это будет полный карт-бланш для тех, кто заинтересован в нагнетании обстановки в Дагестане. А я и вы знаете, что многие в этом заинтересованы. Реальность наша такова, что на ней невозможно никакое строительство: мы безнравственны и бездуховны. Мы превратили общество в «Дом-2».
Поэт Адалло привёл три примера: крупного журналиста, который в 90-х годах предлагал смотреть на то, как кавказцы перебивают друг друга, а два года назад приезжал как член Общественной палаты и заявил, что в конфликте виноваты и лесные, и милиционеры, то есть повторил собственный тезис девяностых, но уже в оперенье голубя, а не ястреба; высокопоставленного силовика, который, посещая местные тюрьмы, кричал:«Почему пустые камеры? Где ваххабисты-террористы?»; и Сергея Степашина, который приезжая в Карамахи, похвалил ваххабитов: «Достаточно было слова чиновника, как все ваххабисты исчезли. Я считаю, что ваххабизм – это выдумка. Я сам стал жертвой этой выдумки. Всё зависит от властей: когда им нужно – ваххабисты появляются, не нужно – исчезают. На Северном Кавказе, и особенно в Дагестане, авторами этой обстановки являются люди, входящие во властные структуры, сидящие в Москве. Именно по их вине уничтожаются, с одной стороны, молодые люди, с другой – милиционеры. А напряжение всё больше и больше усиливается.
Если властям нужно спокойствие, то они должны извиниться перед молодыми людьми, вынужденными уходить в лес. Власти также должны извиниться перед родителями милиционеров, которые стали жертвами злобной и бездарной политики. Но надеяться на благоразумие властей невозможно, ведь мы живём в государстве, гербом которого является двуглавый орёл. В государстве с двумя вождями, двумя столицами и неизменно проводящем политику двойных стандартов.
Более 400-х лет Россия так или иначе общается с Кавказом. Но никакие события не научили её вождей разумному подходу к нам. Постоянным аргументом их политики здесь является только кулак. Кулак-то не имеет мозгов.
Хорошо, что в последнее время к нам приезжают люди с трезвым мышлением и добрыми намерениями. Некоторые из них сидят сегодня в зале. (Поэт, вероятно, намекал на Сергея Пржездомского – советника председателя Национального антитеррористического комитета, сидевшего в уголке зала. Он внимательно слушал выступавших и делал какие-то пометки. – См. фото.)
Вместе с ними и нужно работать. И моё предложение – в первую очередь, упразднить Закон о фундаментализме(так первоначально авторы и инициаторы закона о запрете ваххабизма планировали назвать его. Но когда им разъяснили, что фундаментом ислама являются Коран и Сунна, они отказались от этой версии названия в пользу действующего. – Прим. ред.), или, как он называется, о ваххабизме.
Максуд Садиков – ректор Института теологии: – Многие преподаватели не имеют базовых знаний в религии, это печально. В школах не даются уроки религии, не объясняется, что такое секты. Хлопонин говорил, что якобы нельзя отпускать на учёбу в зарубежные религиозные вузы. Но мы на своём опыте убедились, что зарубежные вузы выпускают тоже хороших специалистов и с ними нужно работать. Они и работают у нас, мы довольны ими. Если молодой человек имеет базовое религиозное образование хотя бы на уровне бакалавра, то за рубеж его отправлять можно.
Зияудин Увайсов – правозащитник и адвокат: – Если мы хотим добиться мира и благополучия в Дагестане, первое, что нам нужно, – это вера в Аллаха и затем в пророка Мухаммада (с.а.с.), а также искренность в наших словах и поступках. Искренность в желании принести пользу каждому человеку. И мы должны знать слова Аллаха, который сказал, что Посланник (с.а.с.) для нас наилучший пример. Поэтому лучшим решением любой проблемы будет решение её в рамках того, что нам ниспослал Аллах и научил пророк Мухаммад (с.а.с.).
Для разрешения внутренних проблем среди мусульман необходимо следующее:
1. Осознать наличие идеологических противоречий и не пытаться навязать друг другу своё мнение. Точно так же, как живут мусульмане во всём мире: одни делают мавлид, другие не делают, и никто никого не притесняет. Помните, что мусульмане являются братьями друг другу.
2. Если мы видим какой-то недостаток в брате-мусульманине, мы должны исправлять его с желанием принести пользу, а не с желанием его унизить.
3. Не должно быть взаимных оскорблений и придумываний кличек.
4. Не должно быть оскорблений в отношении учёных, будь то учёные суфийского, салафитского или шиитского толка.
5. Внести изменения в закон РД «О свободе совести и религиозных организациях», который не позволяет создание больше одной религиозной организации республиканского уровня, как противоречащий Конституциям РФ и РД. Также запретить закон о ваххабизме как противоречащий Конституции и несущий раскол в дагестанское общество.
Кроме того, этот наш диалог должен быть постоянным и приводить к конкретным решениям, а не лозунгам о том, что мы за мир во всём мире. Вырабатываться такие решения должны не в рамках конференций, а благодаря плодотворной работе. Поэтому считаю необходимым проект резолюции доработать и принять в полноценном виде.
Сулайман Уладиев: – Резолюция – это наши намерения, а что касается конкретики, то она будет, когда мы создадим рабочую группу.
Загалав Абдулбеков – первый олимпийский чемпион Дагестана: – Когда меня спрашивают: когда в Дагестане будет порядок? – я отвечаю: когда в Москве на 5 % наведут порядок – на следующее утро в Дагестане будет порядок. Нужно бояться не начальства, а Всевышнего. Как можно быть не исламистом или не мусульманином, если мы рождены мусульманами? Мы – мусульмане – должны быть примером для людей.
Заид Абдулагатов – зав. сектором социологии ИИАЭ ДНЦ РАН (атеист по убеждению. – Прим. ред.) – привёл данные социологических исследований ипредложил провести съезд мусульман Дагестана (о практике съездов мусульман в СССР см. во врезке «ЧК» на 5 стр. – Прим. ред.) и выбрать муфтия, а также посоветовал государству не вмешиваться в религиозные дискуссии и становиться на одну из сторон.
Адвокат Расул Кадиев предложил регулировать взаимоотношения нормами закона, который выгоден каждой из сторон, отметил положительный пример Хасавюрта, где была создана комиссия по примирению, и призвал мусульманские общины быть источником финансирования социальных объектов, как это практикуется на Западе, а не ходить с протянутой рукой. Им же была предложена идея создания союза юристов-мусульман Дагестана, который помогал бы правильно оформлять желания и требования религиозных общин.
Имам Хасавюрта Яхья Магомедов: – Всевышний Аллах говорит в Коране: «О вы, которые уверовали, зачем вы говорите то, чего не делаете? Аллаху крайне ненавистно, когда вы говорите то, чего не делаете!» Одной из главных наших проблем является несоответствие слов делам. В нашем обществе распространены все грехи, запрещённые нашей верой: убийства, кражи, наркомания, азартные игры, проституция, притеснение слабых, взятки, коррупция. Что нас к этому привело? Почему у нас на устах вера, а в поступках мы подобны преступникам? Причина – невежество в вере. Человек не боится законов, которые установило для него государство, потому что он знает, что их можно обойти и остаться безнаказанным. Человек должен знать, что над ним есть более важный контроль – это контроль Аллаха. В Судный день мы будем отвечать за все наши деяния. К осознанию этого контроля нужно приучать с детства. Причина наших бед – в отсутствии такого воспитания. Если мы воспитаем каждого человека в нашем обществе, то он будет исполнять свою работу, как богослужение, а это именно так ему и будет засчитываться.
Выпускники религиозных учебных заведений не могут устроиться воспитателями и учителями, потому что их дипломы не признаются государством. В республике не хватает исламских знаний, поэтому нам необходимо отправлять дагестанцев на учёбу за рубеж, контролируя их. Вношу следующие предложения: создать совет алимов с широкими полномочиями с представителями от всех районов и городов. Ввести программу религиозного обучения. Ввести, где это возможно, раздельное обучение. Провести крупные форумы с приглашением крупных учёных из-за рубежа.
Надырсултан Абдурахманов озвучил мысль о том, что собравшиеся в зале лишь на 10 % представители Духовного управления мусульман Дагестана, потребность людей в религиозном просвещении растёт, а кадров в действующем ДУМД не хватает. Поэтому он предложил расширить состав ДУМД, включив в него представителей всех религиозных общин.
Бекмурза Бекмурзаев – министр по национальной политике и делам религий: – Виновата ли власть? Да, виновата: не доработали. Наши дети отвечают нам за наши дела. Но любого из вас поставьте на место Бекмурзы – коррупция от этого не перестанет. Эта ситуация для нас – знамение и испытание. Осознайте, во что мы можем быть ввергнуты. Ведь эта машина не будет разбирать, кто ваххабист, суфист или салафит.
Министр показал фотографию участников первого Съезда народов Дагестана 1918 года и подарил по экземпляру фотографии первому заммуфтия Магди Мутаилову и председателю общества «Ахлю-Сунна Валь-джамаа» Халилурахману Шаматову.
А депутат НС РД Ахмед Азизов предложил провести встречу между мусульманами и представителями правоохранительных органов.
Важным инструментом советской внутренней и внешней политики были мусульманские съезды, проводившиеся в 20-е годы ХХ в. с участием виднейших представителей мусульманской духовной элиты, лояльных к большевикам. Первоочередной задачей Съезда мусульман Востока, состоявшегося в сентябре 1920 года в Баку, было расширение сферы влияния Советской России на колониальные и полуколониальные страны Азии, использование мусульман в качестве «горючего материала» для разжигания пожара мировой революции.
Главной задачей Всероссийского съезда мусульманского духовенства, проходившего с 10 по 17 июня 1923 г. в Уфе, было налаживание отношений между Советской властью и официально признанной к этому времени в РСФСР иерархией мусульманского духовенства в центре и в советских автономиях. Съезд был подготовлен руководством Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) под контролем Наркомнаца и Антирелигиозной комиссии ЦК РКП (б). Организаторы пытались ослабить мусульманское духовенство, расколов его, как это произошло с православной церковью, на враждующие группировки, а на принятые съездом положительные решения о поддержке новой власти повлиял прямой нажим сотрудников ГПУ и НКВД. Последний Всероссийский мусульманский съезд состоялся 25 октября 1926 г. опять же в Уфе, где имело резиденцию ЦДУМ. Во второй трети 20-х годов руководство партии и правительства постепенно отходило от мысли использовать ислам в пропагандистских целях за рубежом и внутри страны.
Свои особенности имели съезды мусульманского духовенства Дагестана, проводившиеся в 1920, 1923 и 1925 гг. Задачей съездов 1920 и 1923 гг. было упрочить положение Советской власти в регионе, помочь воплощению в жизнь советских преобразований, а также не допустить участия мусульманского духовенства и массы верующих к восстанию, поднятому в горах Дагестана Нажмутдином Гоцинским.
На Съезде мусульманского духовенства Дагестана, проведённом 20 ноября 1923 г. в селении Кахиб (родинаХасана Кахибского), участвовали 76 суфийских шейхов, шариатских судей-кади, мулл и учёных-алимов из Аварского, Гунибского, Андийского и Лакского округов. Важной особенностью кахибского съезда было то, что власть сознательно не допустила совместного сбора духовенства всего Дагестана. На съезд не приехали делегаты от мусульманского духовенства 6 из 10 округов и всех 4 районов. Лакский округ был представлен лишь двумя алимами. Кахибский съезд 1923 г. принял развёрнутое обращение «к братьям-мусульманам Дагестана и всего мира», в котором была выражена поддержка Советской власти. Содержание и стиль принятых на съезде документов недвусмысленно указывают на то, что и воззвание, и резолюция были составлены (или, по крайней мере, отредактированы) кем-то из партийно-советских чиновников, ответственных за проведение съезда.
Последний, четвёртый, съезд духовенства (его также называют совещанием) с участием около 100 алимов прошёл в Темир-Хан-Шуре 12–14 февраля 1925 г. Дагестанский обком ВКП (б) назначил ответственным за проведение съезда народного комиссара просвещения А. Тахо-Годи, а основным докладчиком – тогдашнего главу Шариатского отдела Наркомата юстиции ДАССР О. Османова. Особый упор в докладе был сделан на вопросы международной политики и гонения против мусульман в колониальных и зависимых странах Востока, в повестку дня были также включены проблемы передачи закятов и вакфов в кресткомы.
На обсуждение делегатов были вынесены насущные проблемы проводившихся тогда в республике советских преобразований с целью выяснения политических настроений неформальных духовных лидеров. Ряд алимов поддержал проводившиеся мероприятия по развитию советской общеобразовательной школы, но прозвучало больше критики в адрес властей, чем в 1920 – 1923 гг. Многие были недовольны антирелигиозными мерами. В руководстве республики, как и в Москве, были и те, кто отрицательно относился к самой идее таких форумов духовенства, видя в них средство подрыва партийного и советского авторитета у мусульманских народов, поэтому отказались их проводить.
Из автореферата диссертации «Мусульманское духовенство Дагестана и власть: история взаимоотношений (1917–1991 гг.). Автор – Иманутдин Сулаев.