Технологическое будущее Дагестана

Наши доморощенные доктора всяческих наук, вскормленные еще советской системой, и молодая постперестроечная либеральная экспертная поросль любят постоянно нудить о том, как Дагестану мешает его традиционность. Мол, наш народ, поросший мхом в своих адатах и исламе, нежелающий отбросить все эти дедовские пережитки, ни в советское время не смог стать авангардом социалистической модернизации, ни сегодня никак не может вписаться в «светлое будущее» буржуазной экономики.

В ответ на все эти нудения к бессильной злобе оных докторов и экспертов наш народ почему-то упорно продолжает держаться за свои обычаи, молодежь вместо общества потребления выбирает ислам. Очень ярко выбор кавказца в этой ситуации описал один из карачаевских имамов, в беседе с которым я долго и упорно пытался выяснить, почему сегодня вместо того, чтобы с головой нырнуть в липкий омут гламурно-тусовочной жизни, молодые горцы все более решительно начинают возвращаться в ислам. «Если наше светлое будущее состоит в расцвете наркомании, проституции и алкоголизма среди нашего народа — я не хочу такого будущего», — убежденно заявил он мне.

В отличие от наших докторов и экспертов, которым советская и либеральная пропаганда промыла все мозги, московская экспертная среда уже давно осознала, что из Кавказа не получится сделать второй Амстердам. Как пишет Абдулла Мухаметов, «растворить Кавказ в шопинге не выйдет». Отсюда следует, что у этого горного края должен быть свой путь к успеху и процветанию. В это поверили уже сотни тысяч людей по всему миру, чей клич «Другой мир возможен» раздается уже во всех уголках планеты на слетах и митингах антиглобалистов.

Один из самых преданных друзей Кавказа Максим Шевченко убеждает московские и кавказские элиты, что этим собственным путем Кавказа к процветанию может быть только совмещение традиционных ценностей кавказского общества с очевидной необходимостью социальной и технологической модернизации региона. Иного не дано.

Примеров того, что у глубоко традиционных обществ может быть собственная модель экономического и технологического прорыва в современном мире — море. Япония явила миру свое экономическое чудо отнюдь не на основе европейских ценностей, а на основе собственной корпоративной этики традиционного японского общества.

Малайзия, которая за 30 лет выбилась в лидеры исламского мира по темпам экономической и технологической модернизации, сделала это так же — выработав собственную модель совмещения традиции с современными технологиями.

Современная Малайзия, явившая миру исламское экономическое чудо, была создана на основе принципов концепции «Азиатских ценностей», четвертого премьер-министра Махатхиром Мухаммадом, концепции «Ислам Хадари» («Ислам цивилизационный») пятого премьер-министра Абдуллы Ахмада Бадави, и концепции «1Malaysia» нынешнего премьер-министра Наджиба Разака.

Отец малазийского чуда Махатхир Мухаммад, правивший страной с 1981 по 2003 годы, утверждал, что существует три основных элемента, на которых зиждется малазийская модель, — традиционная малазийская социальная культура, ислам и адат. А его последователь Абдулла Бадави развил его дело, наращивая темпы технологической модернизации страны параллельно со все большим возвращением малазийского общества к «фундаментальным принципам Корана и Сунны», «славному наследию исламской цивилизации во всех ее аспектах».

Но для того, чтобы на основе собственной кавказской традиции построить собственное высокотехнологичное будущее, нам нужны интеллектуалы, реформаторы, революционеры и прагматичные практики, которые могли бы породить и реализовать кавказский проект прорывной модернизации на основе собственных традиционных ценностей.

На фото: Куала Лумпур



комментариев