Спецзадания и сверхзадачи
А. Хлопонин стал очередным уже чисто медведевским назначенцем. Причем под это решение подверстали даже образование нового федерального округа, что заслуживает внимания не меньше, а, наверное, даже больше, чем фигура сибиряка на кавказском фронте проблем.
Перед Хлопониным может сегодня стоять три сверхзадачи-спецзадания. Во-первых, на Северном Кавказе невероятно усиливается фигура чеченского президента Рамзана Кадырова, которого тоже прочили на тот пост, который занял бывший красноярский губернатор. Корни этого явления уходят в боевые 2000-е, они глубоки и запутаны.
В результате война в Чечне закончилась, но руководителю республики явно уже тесно в ее рамках. Он становится политиком даже не общекавказского, а федерального масштаба. Ничего подобного, скорее всего, не входило в пакт семьи Кадыровых с Кремлем в начале Второй чеченской. Но сейчас гадать уже и смысла нет - факт свершился.
Возможно, Хлопонин призван стать своего рода противовесом Рамзану. Не менее сильный управленец, интеллектуал со светскими западными манерами, с одной стороны, и «свой парень» с брутально-популистским имиджем и почти традиционалистско-религиозной легитимностью, с другой, – интересный расклад получается.
Второе. Все сосредоточились на Хлопонине лично, хотя и создание нового федерального округа - крайне важное событие. Появление СКФО - это своего рода бюрократический ответ проекту Имарат Кавказ.
Не идет ли речь о возвращении к плану образования в составе РФ Горской республики (края) Д. Козака, который он предлагал в бытность полпредом? В нее должны войти все нынешние северокавказские субъекты Федерации, границы которых, действительно, во многом искусственны, что осложняет решение проблем и порождает все новые конфликты.
Некоторые специалисты вообще считают, что нарезка северокавказских народов по республикам и есть корень всех бед региона. Соответственно, ключ к решению проблем – эффективным экономическим преобразованиям, преодолению коррупции и клановости - в создании единого края.
И, в-третьих, возникает ощущение, что, если Хлопонин более-менее справится с кавказскими проблемами, т. е. хорошо себя зарекомендует в самом сложном регионе, то перед ним откроются перспективы войти в высшее руководство страны уже без привязки к горящему краю, подняться над нынешней вице-премьерской прибавкой «по Северному Кавказу». Большое будущее Хлопонину предрекали еще в бытность его красноярским губернатором.
Другое дело, что сверхзадачи на то и сверхзадачи, что решение их не всем под силу. Тот же Козак при всех его плюсах главный свой вопрос по Кавказу не решил, а, вслед за этим, кстати, и распрощался с перспективами преемника Владимира Путина, о чем много говорили в свое время.
О чем бы с вами не говорили, речь всегда идет о деньгах?
Эта американская почти аксиома для многих сегодня в России также стала правилом жизни и политики. С ней сложно, конечно, спорить, но в жизни, даже если рассуждать предельно прагматично, не всегда этот подход работает.
Судя по беседе Д. Медведева с А. Хлопониным, президент видит корень проблем Кавказа в экономической неустроенности, прежде всего, отсутствии необходимого числа рабочих мест. На это будет сделан упор в ближайшие годы. Т.е. сибиряк отправлен, прежде всего, поднимать хозяйство Северного Кавказа.
Если в 2000-е ключевым моментом в кавказской политике все-таки была силовая составляющая – обеспечение безопасности и борьба с терроризмом-экстремизмом, - то сейчас, видимо, будет дан крен в экономическом направлении.
Все это правильно. Сложно не согласиться с тем, что на Северном Кавказе экономика никуда не годится. Можно даже сказать, что ее там в привычном для нас смысле слова просто нет, и ее еще надо создать.
Вместе с тем, на Северном Кавказе есть колоссальная проблема идентичности. Этот регион во многом так и не стал Россией в полном смысле. Да, административно это, конечно, РФ, но культурно, цивилизационно – большой вопрос, особенно это касается Чечни, Ингушетии и Дагестана. Кто бывал там, понимает о чем речь.
Наши либералы и уже некоторые националисты на это все время ссылаются, говоря о непреодолимой чуждости Северного Кавказа России. Некоторые даже предлагают и вовсе отделить его от государства на все четыре стороны, утверждая, что у РФ нет таких сил и ресурсов, чтобы «переварить» столь сложный край.
И сколько бы Хлопонин не занимался экономикой, на эту жизненно важную для государства дилемму ему придется искать ответы.
Кризис идентичности переживает вся страна. Но на Кавказе данная проблема, как, кстати, и любая другая, аукается куда громче, чем где-либо еще в России.
К сожалению, в Москве вообще не считают эту проблему серьезной саму по себе, вне экономики, или вообще не замечают или не хотят замечать. Но любая программа постоянно будет наталкиваться на одни и те же грабли – неопределенность идентичности, а значит и видения будущего у населения региона.
Стихийно процесс столкновения и примирения «кавказского» и «российского» идет. Но нужно государственное участие, чтобы придать ему позитивное направление. Дождаться, что проблема само собой рассосется, когда у всех появится работа, не получится. Растворить Северный Кавказ в шопинге не выйдет.
Этот «экономизм» бьет абсолютно мимо проблемы радикализации исламской молодежи и выхода ее на тропу непримиримой войны с режимом. В регионе основным фактором радикализации являются отнюдь не только экономические проблемы. Свидетельство чему - неоднократные случаи «ухода в лес» парней из весьма состоятельных семей и с весьма перспективных социальных позиций.
Оттого, как представляется, проблемы Кавказа не под силу будет решить никакому кризис-менеджеру, если он не придет в регион с новой философией и с новыми подходами. Ведь, наряду со всеми этими трудностями, основная проблема Кавказа, в первую очередь, заключается в том, что не получается эффективно управлять и направлять в созидательное русло человеческую энергию, которая копится в этом регионе. А энергия социальная копится здесь огромной силы.
|