Всякому, кто хочет узнать, какими качествами должен обладать настоящий советчик, не надо ходить далеко – достаточно взглянуть на личность Последнего Пророка Аллаха, Мухаммада (мир ему и благословение), который был превосходным наставником и психологом.
Естественно, такой человек, прежде всего, должен быть примером для окружающих и живым воплощением того, чему он учит.
Премудрый Аллах всегда выбирал Своих Пророков из людей, обладающих наилучшим характером, моральными и духовными качествами. Очевидно, что человеку, обладающему качествами Пророка, дарована огромная мудрость, делающая его превосходным наставником.
Пророк Мухаммад был одним из великих Пророков, обладавших этим даром. Аллах наделил его совершенным характером, одной из черт которого была исключительная способность советовать и наставлять, и эта черта проявлялась во всей его жизни и учении.
В Коране Бог описывает Пророка:
«Воистину, твой нрав превосходен» (Коран, 68:4).
В Мекке
Несмотря на страшные гонения, каким подвергались мусульмане, Пророк все равно оставался наилучшим советчиком и утешителем. Именно из-за этого качества безжалостные арабы тянулись к нему и под его влиянием становились мягче и сердечнее. Когда они нуждались в совете, он никогда не отказывал.
Есть множество примеров того, каким мудрым советчиком и психологом был Пророк. Однажды к нему пришел молодой человек и спросил, нельзя ли разрешить ему совершить прелюбодеяние. Внимательно выслушав, Посланник задал юноше несколько вопросов:
«Желаешь ли ты, чтобы с твоей матерью совершали прелюбодеяние?». «Нет, да буду я твоей жертвой», – поклялся юноша. «Точно так же люди не любят, чтобы с их матерями совершали прелюбодеяние», – сказал ему Пророк (мир ему и благословение). «Будь у тебя дочь, ты желал бы, чтобы с нею занимались прелюбодеянием?» – спросил снова Пророк (мир ему и благословение). «Нет, да буду я твоей жертвой», – ответил юноша. «И никто другой не захочет, чтобы так поступали с его дочерью. А хотел бы ты, чтобы прелюбодеяние совершили с твоей сестрой?» – спросил Пророк (мир ему и благословение). «Нет, да буду я твоей жертвой», – ответил юноша. «Точно так же люди не хотят, чтобы с их сёстрами совершали прелюбодеяние. А желал бы ты, чтобы с твоей тётей совершали прелюбодеяние?» – спросил Пророк (мир ему и благословение). «Нет, да буду я твоей жертвой», – ответил юноша. «Так же и люди не хотят, чтобы с их тётями занимались прелюбодеянием», – сказал ему Пророк (мир ему и благословение), затем возложил руку на него и прочитал мольбу: «О Аллах, прости его грех, очисти его сердце, сохрани его органы тела от запретного!» После этого случая тот юноша не стремился более к запретному и стал воплощением целомудрия (Ахмад).
Ответ Пророка был исполнен добротой и пониманием, и с их помощью он дал понять юноше всю тяжесть его намерений. Все с той же добротой Пророк пояснил, что в исламе мы не делаем таких вещей, а если человеку кажется, что он не в силах терпеть, то должен вознести дуа Аллаху, чтобы Тот помог воздержаться от греха.
Пророк Мухаммад был больше, чем просто проповедником. Будучи наилучшим из психологов и наставников, он часто отвечал на вопросы людей, уделяя при этом внимание каждому в отдельности, так, что человек ощущал свою значимость и важность своего вопроса. Он стремился укрепить в них веру, чтобы она вытеснила низкие чувства и помыслы из сердец людей, и впоследствии с помощью крепкой веры во Всевышнего они могли бы преодолевать не только маленькие проблемы, но и серьезные трудности.
Следует отметить, что давая советы и рекомендации другим, Пророк никогда никого не обличал и не критиковал, указывая, что есть харам, а что халяль. Он стремился заронить веру в самое сердце человека, а с нею – естественную способность различать халяль и харам. Таким и должен быть хороший наставник и психолог.
Черный камень
Еще до начала пророческой миссии с помощью своей мудрости Мухаммад сумел разрешить серьезную проблему, которая грозила перерасти в кровавое противостояние.
Когда Пророку было 35 лет, жители Мекки занялись перестройкой Каабы, которая пострадала от наводнения и пожара. Когда пришло время вернуть черный камень (хаджар аль-асуад) на прежнее место в восточной стене Каабы, начались споры, кому же достанется такая честь. Никто не хотел уступать, люди уже были готовы хвататься за оружие, в любую минуту могло начаться кровопролитие. Тогда самый старый из курайшитов Абу Умайя предложил поручить разрешить этот вопрос тому, кто первым войдет в храм через ворота. Этим человеком оказался Мухаммад, который пользовался среди жителей Мекки репутацией исключительно честного человека (аль-амин). Все возрадовались такому везению и предложили ему рассудить их. Он согласился.
Мухаммад предложил положить черный камень на плащ, а старейшинам каждого рода – взяться за края плаща и так перенести камень на место. Все согласились. После того, как камень поднесли к правой стороне Каабы, Мухаммад взял камень и собственноручно установил его в углу. Все племена были довольны, и строительство могло продолжаться.
Преображение Аравийского полуострова
Через 23 года Откровения Аравийский полуостров полностью преобразился. Если некогда его населяли грубые и невежественные люди, то теперь он стал краем, жители которого были наделены прекрасными качествами, могли с легкостью отдать жизнь друг за друга и за своего предводителя Мухамада. Разве это было бы возможным, если бы он просто проповедовал полученное откровение? На самом деле, залогом успеха его миссии были личные качества, характер и способ общения.
Пророк не был бы прекрасным советчиком и учителем, если бы сам не учился. Его учителем был Аллах, а он, в свою очередь, учил других. Но его учение не было просто изучением какого-то материала. Он воплощал то, чему его учил Творец, и это становилось частью его существа. И тогда Пророк учил этому других и увлекал их души красотой послания. Самым важным его инструментом был Коран, и он использовал его для врачевания болящих душ. Пророк смог установить закон в сердцах и душах, и так построить новый порядок в обществе.
И он бы не одержал эту великую победу, победу, которая повлияла на людей тогда и продолжает влиять по сей день почти на шестую часть населения планеты, если бы не обладал великолепным характером. Итак, не будем же сомневаться в том, что у учителя и советчика должен быть, в первую очередь, образцовый характер.
Поэтапный подход
Кроме того, чтобы совершить серьезный и долговременный сдвиг в сердцах людей, необходим поэтапный подход. Еще раз отметим, что Верховный Учитель пользовался этим методом, чтобы укрепить сердце Своего Пророка, который, в свою очередь, точно так же поступал со своими последователями.
Аллах говорит:
«Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование» (Коран, 25:32-33).
Есть множество примеров того, насколько целесообразен этот подход применительно к людям. И поэтому можно только благоговеть перед мудростью Пророка, с какой он разрешал некоторые ситуации, в которых простые люди были бы бессильны.
Мудрость
Рассказывают, что некий бедуин начал мочиться в углу мечети и люди принялись криком прогонять его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) остановил их, а когда бедуин перестал мочиться, Пророк (мир ему и благословение) велел вылить туда ведро воды (аль-Бухари, Муслим). После этого Пророк мягко объяснил, что мечеть – место богослужения, поэтому должна содержаться в чистоте.
Лучший учебник для ищущего – Коран. Преуспеет тот, кто сделает его учение своей жизнью. Аиша, супруга Пророка Мухаммада, на вопрос о том, каким был Пророк, отвечала: «Его мировоззрением был Коран. Он был доволен тем, чем был доволен Коран, и ненавидел то, что ненавидел Коран»(удостоверено аль-Албани).
Можно сказать, что таким, как Мухаммад, не сможет стать уже ни один человек, потому что он - последний Пророк и Посланник Аллаха человечеству. Это так, потому что никто никогда не сможет вынести ту ответственность, какую пришлось взять на себя ему. Однако, как его последователи, мы должны стремиться развивать в себе такие же прекрасные свойства, как у него, и проявлять столь же высокие моральные качества в повседневной жизни, ибо жизнь Пророка была избрана Аллахом для того, чтобы служить учебником самосовершенствования для нас с вами.
И не только мусульмане должны пытаться уподобиться Пророку Мухаммаду характером и нравственностью – всякий, кто искренне интересуется его личностью, оценит его благородный нрав и будет стремиться походить на него.
На протяжении веков ученые пытаются следовать его примеру и учить других так, как это делал он.
Поэтому шейх должен посвящать достаточно времени ответам на вопросы людей после своей речи, так чтобы человек действительно получил ответ на свой вопрос. Именно этот момент, когда наставник находится один на один с верующим, - самая важная часть привлечения людей к исламу, потому что Пророк был не просто проповедником, он был советчиком и психологом.