Любовь к посланнику Аллаха

Анас (да будет доволен им Аллах) сообщил следующие слова Пророка (да пребудет над ним мир и благословение Аллаха):

«Никто из вас не уверует, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своих детей и всех людей»(аль-Бухари).

Сталкиваясь с этим хадисом, люди задают множество вопросов. Означает ли он, что мы не считаемся верующими, пока не полюбим Пророка (мир ему и благословение) больше, чем кого бы то ни было? Как достичь такого уровня любви, если мы никогда с ним не встречались? Как полюбить его (мир ему и благословение) больше, чем отца и мать?

Данный хадис входит в главу об имане (вере) сборника хадисов имама аль-Бухари «Сахих». Он приводит две цепочки передачи этого хадиса, однако текст хадиса, который он цитирует, является вариантом, переданным Абу Катадой от Анаса. Другой вариант текста, переданный через Абд аль-Азиза, несколько отличается, в нем вместо «отца и детей» говорится «семьи и богатства».

Хадис начинается со слов «никто из вас» (ахадукум), что, как думают некоторые, может относиться лишь к сахабам (спутникам Пророка). Но в других версиях хадиса слово«никто» заменено на «ни один человек» (аль-раджуль), что делает хадис более всеобъемлющим и применимым ко всем и всегда.

«Никто из вас не уверует»: Хотя на первый взгляд кажется, что эти слова отрицают веру тех, кто не любит Пророка (мир ему и благословение) больше, чем кого-либо другого, на самом деле, это не так. Имам ибн Хаджар аль-Аскалани упоминает, что отрицание веры здесь подразумевает отрицание совершенной и полной веры. То есть, это означает: «никто из вас по-настоящему не уверует».

«Пока не полюбит меня»: Что здесь подразумевается под словом «любовь» (хуб)? Аль-Хаттаби говорит, что имеется в виду добровольная любовь (хуб аль-ихтийар). Существует два типа любви, естественная любовь (хуб аль-таби’и) и добровольная, сознательная (хуб аль-ихтийар). Естественная любовь проистекает из человеческой природы или, другими словами, мы созданы с нею. Большинство людей любят красоту, силу, удовольствия, здоровье и т.д. Эти инстинкты – неотъемлемая часть нашей натуры, как сказал Аллах,субханаху ва тааля:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения». (аль-Имран, 3:14)

С другой стороны, сознательная любовь является результатом добровольного выбора, который обычно принимается после осмысления и понимания. Возможно, вам в жизни встречались люди, которые сначала были вам безразличны. Но проведя с таким человеком некоторое время, вы открывали для себя его прекрасные качества, или, возможно, он много сделал для вас или принес вам очень большую пользу, и вы стали восхищаться им, любить его. Такова сознательная любовь. У вас есть причина, чтобы полюбить этого человека.

Таким образом, хадис содержит тонкий намек на то, что важно пользоваться своим умом, обдумывать и размышлять над различными вещами. Иными словами, чтобы достигнуть этого уровня любви – первое, что нужно, это размышление. У большинства людей обычно предметом любви являются либо они сами, либо другие люди. Что касается любви к себе, более всего они желают жить вечно, не зная проблем и лишений.

Задумайтесь, сколько пользы принес вам Пророк (мир ему и благословение), передав по указанию Аллаха послание ислама, которое через поколения дошло до вас, хотя Пророк (мир ему и благословение) пошел для этого на многие жертвы, был преследуем, гоним, утратил свое имущество и родину, рисковал своей жизнью. Задумайтесь и осознайте, что религиозное руководство – которое несет вечное счастье и радость в Раю, освобождает от вечных мук и отчаяния в Аду – это величайшее благо из всех, какие только можно себе пожелать. Поймите, что в Судный день, когда ни одно создание Всемогущего Аллаха, не сможет вам помочь, в день, когда ваша собственная мать не сможет передать вам ни одно из своих добрых дел, чтобы спасти вас, а вы не сможете спасти ее, Пророк (мир ему и благословение), падет ниц перед Всемогущим Аллахом и будет молить Его спасти свою умму. Вспомните, что, когда вы желаете мира и благословения Пророку (мир ему и благословение), Всемогущий Аллах десятикратно возвращает вам мир и благословение.Субханалла! Представьте его возвышенный характер, безупречное поведение, справедливость, милосердие, его преданность Всемогущему Аллаху. Если вы поймете и осознаете все это, вы придете к выводу, что лишь один человек заслуживает высшей любви, и это наш возлюбленный Пророк (мир ему и благословение Аллаха), ибо он принес вам величайшее из благ, благо, которое будет длиться вечно.

Заметьте, что Всемогущий Аллах в Своем нескончаемом милосердии благословил Пророка (да пребудет над ним мир и благословение Аллаха) прекрасным происхождением, привлекательной внешностью, непревзойденным мастерством красноречия и пророческой миссией. То есть Аллах сделал Пророка таким, чтобы люди легко могли полюбить его, сделал его предметом не только природной, но и сознательной любви. Физические качества Пророка влекли к нему людей, заставляли их любить его естественной любовью, а его действия и поведение подогревали в них сознательную любовь к нему.

Однако эта любовь не может быть выражена просто словами или внешними проявлениями или даже восхвалениями. Это должна быть настоящая любовь, чувство, которое изливается из самого сердца и ведет к действиям. Как говорит ибн Хаджар, если вам предложат выбрать между самой желаемой вещью в мире и возможностью увидеть Пророка (мир ему и благословение), вы должны выбрать второе. Более того, эта любовь должна проявляться в вашей приверженности его сунне (традиции) и шариату (закону) и сопротивлении всему, что им противоречит. Эта любовь должна заставить нас истинно следовать (иттиба’) наставлениям Пророка (мир ему и благословение) в том, что он считал халяль (разрешенным) и харам (запрещенным), во всех аспектах нашей жизни.

«больше, чем своего отца, своих детей и всех людей»: Подразумевается ли под этим «больше чем свою мать»? Да, потому что в арабском языке чаще всего упоминание одного из родителей приравнивается к упоминанию обоих, а также в силу следующих причин.

Подразумевается ли, что Пророка (мир ему и благословение) следует любить больше, чем себя? Да, и это иллюстрирует другой знаменитый хадис в сборнике аль-Бухари, в котором Умар (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (мир ему и благословение), что любит Пророка больше, чем кого-либо другого, за исключением самого себя. На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, именем Того, в чьих руках моя душа, нет, пока ты не возлюбишь меня больше, чем самого себя». После того, как Умар понял и признал это, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Теперь (ты достиг этого), о Умар».

Итак, мы видим, что наш иман несовершенен до тех пор, пока мы не полюбим Пророка (да пребудет над ним мир и благословение Аллаха) прежде всех других. Этой любви можно достичь серьезным размышлением над тем, кто он был и что он сделал для вас. Но эта любовь должна выражаться и в действиях, послушании и истинном подражании возлюбленному Посланнику (да пребудет над ним мир и благословение Аллаха), в соответствии с указанием Всемогущего Аллаха, то есть в том, чтобы жить согласно его учению.



3 комментариев


  1. (02.02.2012 13:56) #
    4

    да. что такое любовь? это подчинение!
    подчиняемся ли мы Посланнику Аллаха салля Ллаху алейхи уа саллям? а подчиняемся ли мы Аллаху??
    готовы и мы пожертвовать всем, что у нас есть, ради Аллаха, на Его пути? готовы ли мы стремиться к претворению всего, что нам велел Аллах Субханаху уа Тагаля, чего бы это нам не стоило? ведь в итоге все эти трудности и потери обернутся Раем инша Аллах!
    задумайтесь: любите ли вы Аллаха? не на словах (ведь говорить, что любит, и даже искренне в это верить, может каждый - и убийца, который в порыве бешенства убил человека, "которого на самом деле очень любит и жить без него не может"). любите ли вы его на самом деле? что для вас важнее - устои, к которым вы привыкли, повседневность, общественное мнение или Его Слово? готовы ли вы к потерям на Его пути, чтобы претворять Его Шариат?

    • (12.02.2012 22:45) #
      0

      интересно ты сформулировал слово "любовь" не совсем согласен

      • (12.02.2012 22:58) #
        3

        Аль-Азхарий сказал: «Любовь раба к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) означает его подчинение и повиновение Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.)». Аль-Байдавий сказал: «Любовь – это означает желание подчинения». Ибн Арафа сказал: «Любовь у арабов означает желание вещи со стремлением к ней». Аз-Зуджадж сказал: «Любовь человека к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) – это подчинение им и довольствие тем, что приказал Всевышний Аллах, с чем и пришел Посланник Аллаха (с.а.с.)».
        Любовь раба к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) с вышеупомянутым смыслом является фардом. Любовь к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) является той любовью, которую Всевышний Аллах связал с шариатским понятием и сделал ее обязательной (фардом).

        Доказательством на это служат нижеследующие аяты:
        «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее». (2:165). Смысл этого аята заключается в том, что любовь мусульман к Аллаху сильнее, чем любовь многобожников к своим идолам.
        «Скажи: «Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах и Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного!»» (9:24).

        Аллах Субханаху ва Тагаля связал любовь к Нему с подчинением Его пророку(К.Эль Зант "Расскажи мне о вере"):

        (31). Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи» - поистине, Аллах - прощающий, милосердный.(3:31)