Уроки хиджры для мусульманских меньшинств

Хиджра – переселение Пророка Мухаммада в Медину – стала переломным моментом в истории ислама, и из этого опыта можно извлечь множество важных уроков, особенно – для мусульманских меньшинств.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его сподвижники стали образцом, на примере которого мусульманам следует учиться и применять этот опыт ко всем аспектам своей жизни. Когда Пророк и его спутники переселились в Медину, которую тогда называли Ясриб, этот город стал вторым важнейшим городом ислама после Мекки.

Хотя Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) никогда не забывал о своей любви к Мекке, он остался в Медине, где прожил до своего последнего вздоха, защищая и развивая этот город. Пророк Мухаммад и его соратники не жалели сил на то, чтобы улучшить Медину и превратить ее в прогрессивный и цивилизованный город. Итак, мусульмане, проживающие в странах с преобладанием немусульманского населения, - и иммигранты, и уроженцы этих стран – могут извлечь для себя важные уроки из хиджры Пророка.

Истинный гражданский дух

Осев в Медине, Пророк Мухаммад и его сподвижники из Мекки полюбили ее и заботились о ней ничуть не меньше, чем о своей родной Мекке.

Искренне любя и беспокоясь о Медине, Пророк Мухаммад провозгласил ее священным и неприкосновенным городом, таким, каким была Мекка. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Ибрахим объявил Мекку священной и заповедной и помолился за ее жителей. Я же по примеру Ибрахима объявляю священной и заповедной Медину и молюсь за каждый са‘ и каждый мудд этого города в два раза больше, чем Ибрахим делал это для жителей Мекки» (Муслим, Сахих, хадис 1360).

Пророк Мухаммад и его соратники прилагали исключительные усилия для защиты Медины от чужеземного нападения. Они воевали с любыми войсками, которые пытались вторгнуться в город и захватить его, даже если их противниками были из их же племен и городов. Так, в 5-й год хиджры Пророк и его сподвижники отважно защищали Медину от нападения союза племен во главе с курайшитами, полчища которых стремились ворваться в город.

После завоевания Мекки на 8-й год хиджры Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его главные помощники вернулись в Медину, где оставались до конца своих дней. Некоторые считали, что после победы мусульман Пророк переселится в Мекку, но он (мир ему и благословение) вместе со своими спутниками возвратился в Медину и возобновил свое служение этому городу и работу по его улучшению.

Точно также мусульманские меньшинства в Европе, Америке и на других континентах, должны быть преданными и лояльными гражданами стран, в которых они живут. Потому что нет никакого противоречия в том, чтобы быть верным гражданином и в то же время сохранять свою веру. Мусульманам следует превосходить других в служении своему городу и стране и работать в ее интересах и во имя ее благополучия.

Мирное сосуществование

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его сподвижники установили добрые отношения с другими народами, живущими в Медине, - евреями и арабскими племенами, не принявшими ислам. Пророк (мир ему и благословение) разработал митхак (конституцию), чтобы регулировать отношения между этими группами населения. В конституции Медины заложены общие принципы, по которым строились дружественные отношения между мусульманами и немусульманами. Кроме того, документ гарантировал защиту жизни и имущества, а также свободу совести и вероисповедания. В частности, в договоре говорилось:

«Евреи и мусульмане… должны поддерживать друг друга против всякого, кто борется с народом, подписавшим этот документ [мединскую конституцию]. Их отношения должны строиться на принципах взаимного совета и совещания, взаимопомощи и милосердия, а не зла и вражды… Милосердие и добродетель явно отличаются от преступления и ущерба, и каждый отвечает только за свои поступки. Аллах – поручитель истинности и добровольности этого соглашения. Данное соглашение не распространяется на нечестивцев и преступников» (Сират ибн Хишам, сс. 110-111).

Таким образом, мусульманские меньшинства должны не только мирно уживаться с остальным населением страны, но также они должны по мере своих сил поддерживать и помогать ему в делах добродетели. Поступая именно так, мусульмане следуют примеру Пророка (мир ему и благословение) и его спутников (да будет доволен ими Аллах), которые трудились на благо всех общин, живущих вместе с ними в Медине.

Развитие своей общины

Прибыв в Медину, Пророк (мир ему и благословение) построил свою мечеть, которая предназначалась для встреч, общения, образования мусульман. Здесь они собирались на занятия и для духовной практики. В мечети Пророка проходили общественные торжества и собрания, отмечались праздники, например, свадьбы. Сюда люди приходили, чтобы обсудить проблемы и заботы городской жизни, потому что мечеть не была только религиозным сооружением.

До хиджры Ясриб был чрезвычайно грязным городом. Когда спутники Пророка прибыли из Мекки в Медину, многие из них заболели. Пророк (мир ему и благословение) предложил им убрать в городе, очистив его от грязи и мусора. Он (мир ему и благословение) взывал к Аллаху, чтобы Тот благословил Медину и защитил ее от чумы и других болезней. Аиша (да будет доволен ею Аллах) поведала: «Когда мы переселились в Медину, это была самая грязная из земель Аллаха. Вода была самой зловонной» (аль-Бухари, аль-Джами ас-сахих, хадис 3926).

Пророк (мир ему и благословение) приказал своим сподвижникам выкопать колодцы в разных частях города. Упоминается, что в Медине было вырыто более пятидесяти колодцев, после чего в городе стало вдоволь чистой воды для всех. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение) призывал сподвижников возделывать земли и разбивать на них сады. Он пообещал, что всякий, кто будет возделывать мертвые земли, получит их в собственность. Многие люди начали трудиться на земле, и вскоре в городе не было недостатка в продовольствии (Ар-Рубаи, Фатх аль-Гаффар, 3:1294).

Мусульманские меньшинства должны активно участвовать в работе по улучшению жизни в своей общине. На Западе мусульманские центры должны организовать предоставление социальных и образовательных услуг для всех групп населениях. Мечетям следует взять на себя заботу о налаживании добрососедских отношений с представителями других вероисповеданий. По примеру Пророка и его товарищей, мусульмане должны бросить все силы на то, чтобы способствовать улучшению и развитию стран, в которых они живут.

Благородство характера и поведения

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его сподвижники были самыми честными, верными, добросовестными и правдивыми людьми, каких когда-либо знал мир. Они вели себя честно и откровенно с населением Медины, независимо от веры, национальности и культуры. Они добивались блага и благополучия для всех. Спутники Пророка отказались вести праздную жизнь и зависеть от других, но начали работать и торговать, чтобы обеспечить себе законные средства к существованию и принести пользу своему городу.

Ибрахим ибн Са’д передал от своего отца а тот – от своего отца, Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа, который рассказывал ему: «Когда мы приехали в Медину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратал меня с Са‘дом бин ар-Раби‘ и Са‘д бин ар-Раби‘ сказал (мне): “Поистине, я — самый богатый из ансаров, и я отдам тебе половину того, что имею. И посмотри, какая из двух моих жён понравится тебе, и я уступлю её тебе, а когда закончится её срок (до свадьбы), ты женишься на ней”».

«‘Абд ар-Рахман сказал: “Я не нуждаюсь в этом”, (и спросил): “Есть ли здесь рынок, где (люди занимаются) торговлей?” (Са‘д) ответил: “(Есть) рынок кайнука”. И ‘Абд ар-Рахман понёс туда сушёный творог и масло, после чего стал ходить туда постоянно, а уже через короткое время ‘Абд ар-Рахман явился с жёлтыми следами (от благовоний на теле), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Ты женился?” Он сказал: “Да”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “На ком?” Он ответил: “На одной женщине из ансаров”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “И сколько же ты отдал?” Он сказал: “Золото, равное по весу косточке”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Тебе следует устроить угощение хотя бы из одной овцы”» (аль-Бухари, аль-Джами ас-сахих, хадис 2048).

Коран дает высокую оценку и хвалит нравственные качества первых мусульман, живших в Медине:

«А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, — они и суть преуспевшие» (Коран, 59:9).

Мусульмане, живущие в странах, большинство населения которых исповедуют другую веру, должны, не колеблясь, отдавать предпочтение общественным интересам перед личными и общественному благу перед собственной выгодой. Они должны быть образцом верности, надежности, сотрудничества в благих начинаниях, правдивости, ибо все эти черты являются качествами истинных мусульман.

Хиджра раскрывает благородство нравов и характера мусульман. Она еще раз может стать переломным пунктом в жизни мусульман, если они усвоят и применят на практике ее бесценные уроки и будут нести всем и каждому послание мира, любви, братства, прогресса, благородства и благополучия.



6 комментариев


  1. Казах
    (30.11.2011 16:15) #
    0

    Для депортированных народов СССР - Казахстан стал, своего рода, подобием Медины, а Казахи - Ансарами.

  2. (01.12.2011 10:48) #
    0

    "мусульманские меньшинства" субхан Аллах,что за название,Аллах субханаху уа тааля оставил мусульман как наместников на земле, чтоб они возвысили слово Его и правили по Его законам,а не искали прибежища как бомжи.Вся земля созданна Аллахом,все миры.
    Посланник Аллаха переселился в Медину,потому что там люди желали править по законам Всевышнего,и ждали Посланника как правителя Медины.

  3. Akmal
    (01.12.2011 11:42) #
    0

    Сравнения Казахстана и Медины тут вообще не уместны! Медина это отправная точка Исламской цивилизации,котору заложил сам Пророк Аллаhа (с.а.с)! А Казахстан является лишь частью этой цивилизации.

  4. Казах
    (01.12.2011 12:10) #
    0

    Своего рода - подобием.

    Не стоит всё так буквально понимать.

    Некая аналогия, всё таки, присутствует.

  5. Алиакбар
    (01.12.2011 12:31) #
    0

    Казах (30.11.2011 16:15) а Воркута для казахов своего рода, подобием Медины да? Ну ты сравнил товаристчч казах, какое то шовинистическое заявление, типа казахи крутя всех?

  6. Казах
    (01.12.2011 13:22) #
    0

    Воркута - это воркута.

    Там прибывших не жаловали.. сколько народу там. специально, положили.

    А в Казахстане депортированные народы выживали - потому что им Казахи помогали - последним куском хлеба делились, в свои семьи брали, помогали как могли.