Небольшое эссе о нас и наших «зернах»

"Истинно говорю вам: "Если вы будете иметь веру с

горчичное зерно и скажите горе сей: перейди отсюда туда", и

она перейдет. И ничего невозможного не будет для вас"

(Библия, Мф 17:20)

"В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с

кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с

горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что

Мы ведем счет!" (Коран, сура "Пророки": 47)

Какая красота слов, помещенных в эпиграфе, не так ли? Художественная изысканность. Изящество. Мелодичность. И звучание, предоставляющее надежду. Для нас. Всех и каждого в отдельности.

"Нечто весом в горчичное зерно". Как это представить? Всего лишь мизернейшее зернышко. И оно будет принесено нам Всевышним! Непосредственно Создателем!

Как же Он любит нас. Ценит. Верит в собственные творения, желая нашего благополучия в земной и следующей жизнях.

"Нечто весом в горчичное зерно"... Какая величайшая надежда. Позволяющая расправить плечи, вдохнуть полной грудью и... искренне желать создавать в различных вариациях такое вот "нечто". Ибо Творец обещает принести его, даже если оно будет находиться "внутри скалы, или на небесах, или в земле".

Именно эту мысль пытается донести в своих наставлениях сыну праведник Лукман, призывая к исполнению намаза, совершению одобряемого, отхода от запрещенного, к терпению, отказу от высокомерия и кичливости, движению по земле "размеренной поступью" ("Лукман": 16-19).

Так что (кто) мешает нам жить в таком ключе? Неужели мы сами вставляем себе палки в колеса на пути к праведности? Безусловно, Дьявол активничает на протяжении всей нашей жизни, но какие шаги мы предпринимаем для противостояния его ухищрениям?

"Аллах раскрывает зерно и косточку" ("Скот": 95), - гласит Коран. Так разве мы не в силах, наряду с исполнением основных столпов Ислама, совершать добрые поступки? "Вес в горчичное зерно"... А ежели чуть массивнее наши дела? Не в нашу ли это пользу?

В преломление к расходующим "свое имущество на пути Аллаха" Господь приводит притчу "о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зерен". Но при этом Всевышний констатирует увеличение награды лишь тем, "кому пожелает" ("Корова": 261). Так значит, нужно еще заслужить принятия наших "зернышек" и "зерен". Следовательно, они должны быть совершены не просто по обязанности, а искренне, с осознанием и внутренним прочувствованием добрых деяний. Т. е. при наличии с нашей стороны не старания (стремления) осуществления светлых действий в качестве игры "на зрителя" (саморекламы), а предпринятия цельных и искренних усилий во имя Всевышнего. Во имя ближнего. А иногда и "дальнего".

В день Воскресения содеявший "добро весом в мельчайшую частицу, увидит его", как и совершивший в аналогичной массе зло встретится со своим поступком ("Землетрясение": 7-8). Так неужели для нас слишком затруднительно хотя бы иногда проявить заботу о нуждающихся? Причем нуждающихся далеко не обязательно в материальной помощи, а в добром слове, во фразах поддержки, в оценке труда, понимании творческого начала и т. д.?

Знаменитый китайский трактат о теории искусства "Слово о живописи из Сада с горчичное зерно", задуманный во второй половине XVII в. в мастерской "Цзецзыюань" (как раз и переводимой "Сад с горчичное зерно") констатирует: "Когда стебель молодой, то и цветы маленькие; когда концы ветвей свежие, то и цветы пышные"(1). И пусть тут речь идет об изображении цветущей сливы, но не Всевышний ли создал растения на земле с присущими им законами роста и цветения? Следовательно, ракурс пышности или мизерного объема цветов вполне можно рассматривать и через призму земной жизни человека.

Потому в комментариях к помещенному в эпиграф высказыванию из Евангелия о том же горчичном зерне известный преподаватель кафедры изучения Нового Завета Университета Глазго (Шотландия) Уильям Баркли (ХХ век) писал, что "вера в Бога делает человека способным сдвигать горы трудностей стоящих у него на пути"(2). А Коран призывает нас творить добро, "подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя" ("Рассказ": 77). С предоставлением при этом Милостивым и Милосердным надежды для нас: "Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна" ("Корова": 272).

В мусульманских странах распространена мера веса "хардал" (хардаль, горчичное зерно), соответствующая весу одного горчичного зерна: 0,000707 г. Как же представить эту мизернейшую часть грамма!? Или, хотя бы, ощутить? А вот Всевышний видит ее. И записывает, желая использовать любые наши минимальнейшие положительные помыслы, действия в нашу же пользу. Да, по-другому, наверное, и быть не может, ибо Господь, находясь "между человеком и его сердцем" ("Добыча": 24), оказывается к своему любимому созданию "ближе", нежели "яремная вена" ("Каф": 16).

Но давайте и мы попытаемся сделать хотя бы пару шагов навстречу Сотворившему нас!

1.Слово о живописи из Сада с горчичное зерно

http://dveimperii.ru/article/obzor-traktata-slovo-o-zhivopisi-iz-sada-s-gorchichnoe-zerno-chast-2

2.Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu/1_17

Теймур Атаев политолог Азербайджан teymur-ogtay@rambler.ru



комментариев