Странно? Удивительно? Непонятно? А, может, ничего парадоксального, а лишь, к сожалению, естественно для состояния дел, характеризующих сегодняшнюю ситуацию в умме?
Все СМИ тиражируют информацию о происходящем в Ираке. Беженцы, немотивированная смерть, трагедия тысяч семей. Даже невооруженным глазом вполне очевидно просматривается очередное поле по переформатированию мира. Но до выискивания ли причин реанимации незатухающего багдадского пороха и озвучивания Тегераном готовности рассмотреть возможность сотрудничества с США по восстановлению мира в Ираке (при определенных условиях)?
Конечно, нет. Для чего нам пытаться чуть покопаться в происходящем, чтобы предвидеть дальнейшие шаги мировых монстров, могущих отразиться и на наших регионах? Это точно незачем, благо мусульманское сообщество продолжает обсуждать иные нюансы.
Если пролистать на выбор мусульманские интернет-форумы или просмотреть комментарии к некоторым статьям, мы обнаружим отсутствие для уммы более важных вопросов, чем рассмотрение ряда ритуальных аспектов. Ну, скажем, ракурс движения (кто-то скажет, шевеления, дергания, колебания, вибрирования) указательного пальца во время ташаххуда (молитвы, произносимой во втором и последнем ракате при намазе). Не сталкивались?
Ладно еще, когда одни прислушиваются ко мнению, что поднимать палец следует при произнесении слов шахады (Ля иляха илля-Ллах) на слове «Ля»; другие принимают мнение о его шевелении (или сохранении в вытянутом статическом положении) на протяжении всего ташаххуда; третьи настроены на некую иную разновидность. Но ведь по пути начинается уверенная констатация о нарушении намаза "неправильным" движением пальца (или, наоборот, отсутствием такового). Причем все на этом поле осуществляется до хрипоты, склок, ругани, вплоть до взаимообвинений в неверии.
В реалии же на поверку выходит фактическое поклонение фетишу. Вот, к примеру, одно из описаний шевеления (выбрано произвольно): "Дойдя до того места, где в "Аттахийяту" читают "Илла ллагь", указательный палец приподнимают, чуть-чуть согнув. До завершения намаза или вставания на следующий ракаат, нужно держать палец, не шевеля им. После поднятия пальца до произнесения салама, глаза направлены на этот палец".
Давайте вслушаемся в объяснение, для чего осуществляется вышеизложенное (если не сказать, взгляд на палец): "Смысл этого заключен в том, что мы сердцем, телом, глазами и языком указываем на единство Аллаха". Вот так вот. Не более, не менее: единство Аллаха, вернее, наше восприятие и убеждение в этом как бы подкрепляются посредством движения пальцем, никак не иначе.
Так на чем, спрашивается, сосредотачиваться верующему во время намаза? На произносимом? Внутриощущаемом? Состоянии души в момент молитвы? Прочувствовании некоего единения с осязаемым? Или заниматься изучением скорости работы пальца, пытаясь четко уложиться его шевелением в унисон с одним произнесенным словом? Не фетиш ли это, если четко указывается, что "большой палец должен находиться под указательным пальцем и прижат к среднему"? Ведь в один момент поклонение Всевышнему в формате намаза вдруг превращается в контроль (наблюдение) за пальцем.
Право, такого рода нюансы в умме, далеко не единичны. Мы все будто забываем призыв Аллаха не излишествовать, т.к. "Он не любит" таковых ("Скот": 141); не переусердствовать, продолжая со скоростью двигаться в ином направлении. Отходя же от предусмотренного Откровением принципа ни в чем не быть чрезмерными, отдельные мусульмане по результатам непрекращающихся склок постепенно (а кто и сразу) подступают к такого рода заявлениям, что-де чей-то намаз "не примется", т. к. движение указательным пальцем ведется неверно. А молитва второго отторгнется, т.к. он вообще не двигает им. И хотя таковые и схожие обвинения являются фактическим вторжением в прерогативу Аллаха, думается ли впопыхах об этом новоявленными "судьями"?
Наверное, все мы просто иногда забываем о создании людей Творцом, т. е. творческом подходе Всевышнего к сотворению Жизни. И не осознаем, что в Коране отсутствуют какие-либо случайности. Но, согласимся, раз в Книге процесс намаза непосредственно не описывается (хотя довольно подробно говорится об омовении), это тоже не спонтанно. А как может быть по-другому, если нет идентичных людей, схожих абсолютно во всем, тем более что это не предусмотрено Аллахом?
Безусловно, находясь в едином строю верующих, молясь в джамаате, все мы практически делаем одинаковые движения, говорим один текст, пытаясь пропустить его через сердце (пусть и не всегда это получается). Но основа данного единения в строю - не "чисто" ритуал, а дань Богу, выражающаяся (в т. ч.) демонстрацией единства уммы и Единства Аллаха.
Тонкость в том, что, насколько усматривается, основа здесь - не форма, а содержание. Т. е. в глобальном плане главенствуют иные акценты - причина нашего прихода к намазу; подход к нему. Многое-то зависит от нашего разумения и прочувствования ситуации, состояния, настроя. Т.е. поклонение Аллаху - процесс, все же, внутренний (интимный), где ты остаешься как бы один на один с Аллахом. Именно поэтому вслед за молитвой возможны дуа, беседа с Богом, доверение Ему сомнений, проблем.
Это - завоевание верующих, надежда на помощь Бога, Его прощение, терпение (даже несмотря на собственные прегрешения). Потому, наверняка, при намазе целесообразнее сосредотачиваться не на внешних нюансах, а пытаться скорректироваться на внутреннем. Что однозначно позволит чувствовать реальную связующую нить с Богом, ИншаАллах!
Теймур Атаев, политолог Азербайджана