Только ли о движении пальца во время намаза?

Странно? Удивительно? Непонятно? А, может, ничего парадоксального, а лишь, к сожалению, естественно для состояния дел, характеризующих сегодняшнюю ситуацию в умме?

Все СМИ тиражируют информацию о происходящем в Ираке. Беженцы, немотивированная смерть, трагедия тысяч семей. Даже невооруженным глазом вполне очевидно просматривается очередное поле по переформатированию мира. Но до выискивания ли причин реанимации незатухающего багдадского пороха и озвучивания Тегераном готовности рассмотреть возможность сотрудничества с США по восстановлению мира в Ираке (при определенных условиях)?

Конечно, нет. Для чего нам пытаться чуть покопаться в происходящем, чтобы предвидеть дальнейшие шаги мировых монстров, могущих отразиться и на наших регионах? Это точно незачем, благо мусульманское сообщество продолжает обсуждать иные нюансы.

Если пролистать на выбор мусульманские интернет-форумы или просмотреть комментарии к некоторым статьям, мы обнаружим отсутствие для уммы более важных вопросов, чем рассмотрение ряда ритуальных аспектов. Ну, скажем, ракурс движения (кто-то скажет, шевеления, дергания, колебания, вибрирования) указательного пальца во время ташаххуда (молитвы, произносимой во втором и последнем ракате при намазе). Не сталкивались?

Ладно еще, когда одни прислушиваются ко мнению, что поднимать палец следует при произнесении слов шахады (Ля иляха илля-Ллах) на слове «Ля»; другие принимают мнение о его шевелении (или сохранении в вытянутом статическом положении) на протяжении всего ташаххуда; третьи настроены на некую иную разновидность. Но ведь по пути начинается уверенная констатация о нарушении намаза "неправильным" движением пальца (или, наоборот, отсутствием такового). Причем все на этом поле осуществляется до хрипоты, склок, ругани, вплоть до взаимообвинений в неверии.

В реалии же на поверку выходит фактическое поклонение фетишу. Вот, к примеру, одно из описаний шевеления (выбрано произвольно): "Дойдя до того места, где в "Аттахийяту" читают "Илла ллагь", указательный палец приподнимают, чуть-чуть согнув. До завершения намаза или вставания на следующий ракаат, нужно держать палец, не шевеля им. После поднятия пальца до произнесения салама, глаза направлены на этот палец".

Давайте вслушаемся в объяснение, для чего осуществляется вышеизложенное (если не сказать, взгляд на палец): "Смысл этого заключен в том, что мы сердцем, телом, глазами и языком указываем на единство Аллаха". Вот так вот. Не более, не менее: единство Аллаха, вернее, наше восприятие и убеждение в этом как бы подкрепляются посредством движения пальцем, никак не иначе.

Так на чем, спрашивается, сосредотачиваться верующему во время намаза? На произносимом? Внутриощущаемом? Состоянии души в момент молитвы? Прочувствовании некоего единения с осязаемым? Или заниматься изучением скорости работы пальца, пытаясь четко уложиться его шевелением в унисон с одним произнесенным словом? Не фетиш ли это, если четко указывается, что "большой палец должен находиться под указательным пальцем и прижат к среднему"? Ведь в один момент поклонение Всевышнему в формате намаза вдруг превращается в контроль (наблюдение) за пальцем.

Право, такого рода нюансы в умме, далеко не единичны. Мы все будто забываем призыв Аллаха не излишествовать, т.к. "Он не любит" таковых ("Скот": 141); не переусердствовать, продолжая со скоростью двигаться в ином направлении. Отходя же от предусмотренного Откровением принципа ни в чем не быть чрезмерными, отдельные мусульмане по результатам непрекращающихся склок постепенно (а кто и сразу) подступают к такого рода заявлениям, что-де чей-то намаз "не примется", т. к. движение указательным пальцем ведется неверно. А молитва второго отторгнется, т.к. он вообще не двигает им. И хотя таковые и схожие обвинения являются фактическим вторжением в прерогативу Аллаха, думается ли впопыхах об этом новоявленными "судьями"?

Наверное, все мы просто иногда забываем о создании людей Творцом, т. е. творческом подходе Всевышнего к сотворению Жизни. И не осознаем, что в Коране отсутствуют какие-либо случайности. Но, согласимся, раз в Книге процесс намаза непосредственно не описывается (хотя довольно подробно говорится об омовении), это тоже не спонтанно. А как может быть по-другому, если нет идентичных людей, схожих абсолютно во всем, тем более что это не предусмотрено Аллахом?

Безусловно, находясь в едином строю верующих, молясь в джамаате, все мы практически делаем одинаковые движения, говорим один текст, пытаясь пропустить его через сердце (пусть и не всегда это получается). Но основа данного единения в строю - не "чисто" ритуал, а дань Богу, выражающаяся (в т. ч.) демонстрацией единства уммы и Единства Аллаха.

Тонкость в том, что, насколько усматривается, основа здесь - не форма, а содержание. Т. е. в глобальном плане главенствуют иные акценты - причина нашего прихода к намазу; подход к нему. Многое-то зависит от нашего разумения и прочувствования ситуации, состояния, настроя. Т.е. поклонение Аллаху - процесс, все же, внутренний (интимный), где ты остаешься как бы один на один с Аллахом. Именно поэтому вслед за молитвой возможны дуа, беседа с Богом, доверение Ему сомнений, проблем.

Это - завоевание верующих, надежда на помощь Бога, Его прощение, терпение (даже несмотря на собственные прегрешения). Потому, наверняка, при намазе целесообразнее сосредотачиваться не на внешних нюансах, а пытаться скорректироваться на внутреннем. Что однозначно позволит чувствовать реальную связующую нить с Богом, ИншаАллах!

Теймур Атаев, политолог Азербайджана



2 комментариев


  1. (04.07.2014 08:58) #
    1

    В Ханафитском мазхабе, все четко и верно прописано. Не нужно изобретать велосипед

  2. (04.07.2014 16:43) #
    1

    Просто абсурд. В намазе главное намерение, это ведь не гимнастика и, не сушествует двух одинаковых людей и никогда не будут с точностью два одинаковых намаза. Но этот фетишь лучшее оружие кяфиров против мусульман. Мы будем спорить о шевелении пальца в то время как они будут закрывать мечети, запрешать хиджабы, исламскую литературу, похишать братьев и сестер. Хочешь навредить умме просто зайди в мечеть и показывай на каждого пальцем со словами "неправильный намаз", хочешь действительно помочь единоверцу то нужно подойти к брату и помочь ему в его незнаниях.