В последние годы в Ислам пришла значительная масса людей по всему миру. Естественно, по мере приближения к Истине, многие открыто озвучивают возникающие вопросы. Если судить по форумным дискуссиям, один из самых распространенных в этом ряду звучит следующим образом: «Не усложняем ли мы сами подход к отдельным нюансам, связанным с исполнением коранических предписаний?».
Наверное, вопрос, все же, не праздный, как бы кто и не оценил его. Ведь сложно не согласиться с тем, что верующее сообщество нередко потрясают дебаты о том, насколько правильно исполнил предписанное сосед справа, и не облегчил ли подход к некоему действу находящийся слева? При этом, однако, как-то упускается из виду, что раз Всевышний "внушил пчеле" следовать "по путям" Господа, "которые доступны" ей ("Пчела": 68-69), может ли аналогичная линия (доступность путей) не быть предусмотренной для человека в аспекте веры?
Упаси Аллах, речь здесь - ни в кой мере не о послаблении вероуставу, т. к. Акыда - неизменна. Но разве одним из краеугольных камней Откровения не является констатация, что Аллах "не хочет создавать для вас трудности" ("Трапеза": 6)?
Посредством Корана, являющегося "предостерегающим увещевателем для миров" ("Различение": 1), Великий Аллах обещает Свою милость богобоязненным, уверовавшим в изложенные в Откровении знамения. А посланник Мухаммед (да благословит и приветствует его Аллах), доводя до людей информацию как об одобряемом и дозволенном, так и о запрете на предосудительное, скверное, обнадеживает, что следующие "за ниспосланным вместе" с пророком "светом, непременно преуспеют" ("Преграды": 156-157). Сомневающихся же "в Моем Напоминании (Коране)" ожидает вкушение мучений, и даже в случае их поднятия "на небеса по путям (или веревкам)", это "войско будет разбито, подобно прежним соумышленникам" ("Сад": 2, 8-11).
Тем самым, в контексте рассматриваемого, вполне возможно увидеть значительнейший водораздел для Аллаха между верующими и неверующими. Тонкость тут - в конкретизации, что "Мы облегчим путь" и "к легчайшему (к праведным деяниям)", и "к тягчайшему (к злу и наказанию)" ("Ночь": 7, 10). Т. е. течение нашей жизни (с точки зрения ощущения поддержки Аллаха) зависит от нас самих - насколько мы готовы жить в соответствии с вероуставом, согласно одному из хадисов названным пророком Мухаммедом искренностью во взаимоотношениях "с Аллахом, с Его Книгой, с Его Посланником, с вождями мусульман и их обществом".
Если повнимательнее прислушаться к вышеприведенным аятам, каждому из нас, без особого напряжения, не составит особого труда уловить неоднократное кораническое ударение на определенной легкости для людей на пути к истине. Дорога к чему берет начало с момента зачатия ребенка(!), ведь непосредственно после сотворения человека "из капли", Аллах "соразмерил" его, вслед за чем "облегчил ему путь" ("Нахмурился": 20). Весьма симптоматично, что эта самая легкость (проведем параллель с ракурсом доступности) предусматривается и для иных направлений: в частности, "Мы облегчили Коран для поминания" ("Месяц": 17).
Без сомнений, в данных строках вполне очевидно просматривается Любовь Всевышнего к своим творениям, но это отношение в корне противостоит понятию "Слепая любовь", т. к. Господь раз и навсегда озвучил Свою позицию: Он "облегчает дела" тем, "кто боится Аллаха" ("Развод": 4) и следует постулатам. И хотя Книга раскрывает, что "Аллах желает вам облегчения", т. к. "человек создан слабым", сей формат - далеко не улица с односторонним движением, иначе Всевышний не желал бы «принять ваши покаяния» ("Женщины": 27).
Таким образом, опираясь на Откровение, мы свободно можем осознать, что Господь лишает облегчения от мучений исключительно беззаконников ("Пчелы": 85), купивших "мирскую жизнь за Последнюю" ("Корова": 86). Следовательно, чем ближе мы находимся к исполнению вероустава, тем легче и проще нам жить и строить отношения с окружающим миром, параллельно надеясь на поддержку Аллаха. ИншаАллах!
Теймур Атаев, политолог Азербайджана