Кораническая история о пророке Сулеймане (мир ему и благословение Аллаха!) и удоде, описанная в суре "Муравьи" хорошо известна. В ней сообщается о том, что удод, опоздавший на поверку, в своё оправдание сказал царю Сулейману:
22. ... Я узнал то, чего ты не знаешь. Я принёс тебе достоверное известие из Сабы.
23. Я видел там женщину, которая правит [своим народом]. Ей дарованы всякие [блага], и у неё величественный трон.
24. Я видел, как она со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Шайтан представил им прекрасными их деяния и сбил их с пути, и они не следуют прямым путём.
25. [Шайтан хотел,] чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет всё сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете.
26. Нет иного божества, кроме Аллаха, Господа великого трона.
Обратите внимание, из всех деяний Всевышнего Аллаха мудрая птица указала только на Его способность выявлять сокрытое на небесах и на земле. Ибн Аббас и другие ранние комментаторы усматривали в этом намёк на то, что Аллах наделил её способностью находить воду под землёй. Свят Аллах, наделивший эту крохотную птицу способностью, которой нет ни у человека, ни у многих других животных!
В этой связи также интересен комментарий средневекового богослова аз-Замахшари:
«В словах удода о выявлении Аллахом сокрытого содержится указание на его способность обнаруживать воду под землёй. Это происходит только по внушению от Того, Кто выявляет скрытое на небесах и на земле, Чьё могущество велико и Кто ведает обо всём. Для проницательного человека, рассматривающего явления при свете, дарованном Аллахом, не секрет, что способности каждой личности к той или иной профессии или области знаний оказывают влияние на его внешний вид, речь и поведение. Поэтому говорят: "Чем бы ни занимался человек, Аллах непременно сделает род занятий его отличительной чертой"».
Какое прекрасное заключение и какое глубокое понимание священного текста! Поистине, мудрец не только восхищается точностью коранических сравнений и правдивостью ниспосланных в нём сведений, не ограничивается филологическим и законоведческим истолкованием священных текстов, но и извлекает из них полезные выводы, которые служат для него ориентирами на пути духовного развития! Правдив Всевышний Аллах, сказавший:
«Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только сведущие» (сура 29 "Паук", аят 43).