В «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится рассказ Анаса ибн Малика о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, великое воздаяние рядом с великим испытанием, и, поистине, если Аллах возлюбил людей, то подвергает их испытаниям. Кто удовлетворяется этим, тот обретает довольство, а кто гневается, тот навлекает на себя гнев».
Из этих слов следует, что Всевышний испытывает Своих любимых рабов для того, чтобы приблизить их к Себе и очистить от пороков и недостатков. Испытание — прекрасная возможность научиться ценить милости Аллаха и проявить терпение, приумножить веру в Него и поразмыслить над Его предопределением. Их пречистой сунны известно, что самые большие испытания выпадают на долю Божьих пророков и праведников, которые стараются во всём походить на них.
Ибн Маджа, Ибн Са‘д и ал-Хаким передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что однажды он вошёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда тому нездоровилось. Он прикоснулся к нему и, почувствовав его жар через одеяло, сказал: «Посланник Аллаха, как тебе тяжело!» Он ответил: «С нами бывает так! Наше испытание приумножается, как приумножается наша награда». Абу Са‘ид спросил: «Посланник Аллаха, кто из людей проходит наибольшее испытание?» Он ответил: «Пророки». Абу Са‘ид спросил: «Посланник Аллаха, а кто потом?» Он ответил: «Потом праведники. Бывает, что кого-либо из них испытывают бедностью, и он не находит ничего, кроме абы, которой оборачивается, и бывает, что он радуется этому испытанию, как вы радуетесь благоденствию». Ал-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима, и с ним согласился аз-Захаби. Ал-Албани тоже согласился с такой оценкой в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/274-275).
Ахмад передал со слов Абу ‘Убайды ибн Хузайфы, что его тётя Фатима рассказывала: «Как-то раз мы пришли навестить Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с его жёнами. Над ним висел сосуд, из которого на него капала вода, потому что его сильно лихорадило. Мы спросили: “Посланник Аллаха, почему ты не помолишься Аллаху, чтобы Он исцелил тебя?” Он ответил: “Поистине, из людей наибольшее испытание получают пророки, потом те, которые ближе всего к ним, потом те, которые ближе всего к ним, и потом те, которые ближе всего к ним”». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/275) назвал иснад хадиса хорошим.
Согласно Божьему установлению, каждому человеку выпадают только те испытания, которые ему по силам вынести. Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали, что как-то раз Са‘д ибн Абу Ваккас спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кому из людей выпадают наибольшие испытания?» Тот ответил: «Пророкам, потом — наиболее достойным, а потом — менее достойным. Человека испытывают по мере его набожности, и если его набожность крепка, то испытание его велико. Если же в его набожности есть слабина, то его испытывают по мере набожности. Испытания раба не прекращаются, пока он не будет ходить по земле, не имея за собой ни единого греха». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/273-274) назвал иснад хадиса хорошим.
В другом предании, переданном ал-Баззаром в «Муснаде» и Ибн ‘Ади в «Камиле» со слов Абу Хурайры, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, помощь приходит от Аллаха по мере надобности, а терпение приходит от Аллаха по мере испытания». В иснаде хадиса есть слабый передатчик, но он усиливается похожим сообщением, переданным Абу Джа‘фаром ал-Бахтари со слов Анаса. Об этом сообщил ал-Албани в в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (4/225-228).
Испытания и трудности помогают верующему заслужить великую награду и искупить совершённые им грехи. Ахмад и ат-Тирмизи передали со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Несчастья не перестают постигать верующего мужчину или женщину, их самих, их детей и их имущество, пока они не встретят Аллаха, не имея за собой ни единого греха». Ал-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима, и с ним согласился аз-Захаби. Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (5/349) назвал хадис достоверным благодаря подтверждающим его свидетельствам.
Ибн Абу ад-Дунйа в книге «ал-Марад ва-л-каффарат» (43) передал со слов Абу Хурайры, что однажды Умм ‘Абдаллах бинт Абу Зиаб заболела, и он пришёл навестить её. Она сказала: «Абу Хурайра, как-то раз я навестила Умм Саламу, когда та заболела. Она увидела у меня на руке язву и рассказала, что слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Когда Аллах испытывает раба тем, что ему не нравится, Он обязательно делает это испытание для него искуплением и очищением, пока тот не связывает постигшее его испытанием с кем-либо, кроме Аллаха, или не взывает о помощи к кому-либо, кроме Него”». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (5/669) назвал иснад хадиса хорошим.
Ат-Тирмизи передал со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В день воскресения жившие в благополучии увидят награду тех, кому выпадали испытания, и пожалеют о том, что их кожу не разрезали ножницами». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (5/240-241) назвал хадис хорошим в силу подтверждающих его свидетельств.
Вместе с тем мусульманам не следует просить у Аллаха трудности и несчастья, а надлежит вымаливать у Него благополучия и добра в обоих мирах. Поистине, даже самое лёгкое испытание может сломить дух человека, если он будет предоставлен самому себе, и тогда его непременно постигнет унижение и он лишится многих благ. В «Сахихе» Муслима сообщается со слов Анаса, что как-то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) навестил одного из мусульман, который ослаб и стал словно цыплёнок. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Ты молился о чём-нибудь или просил что-нибудь?» Он сказал: «Да, я говорил: “О Аллах, если Ты собираешься наказать меня в последней жизни, то ускорь это для меня в этом мире!”» Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пречист Аллах! Ты не осилишь это или не справишься с этим. Почему ты не сказал: “О Аллах, одари нас добром в этом мире и добром в последней жизни и защити нас от мучений в огне”?» Он помолился Аллаху за него, и тот мужчина выздоровел.
Ахмад в «Муснаде», ал-Бухари в «ал-Адаб ал-муфрад» и ат-Тирмизи в «Сунане» передали со слов ал-‘Аббаса ибн ‘Абд ал-Мутталиба: «Как-то раз я сказал: “Посланник Аллаха, обучи меня тому, что я буду просить у Могучего и Великого Аллаха”. Он сказал: “Проси у Аллаха прощения и благополучия”. Спустя несколько дней я снова пришёл и попросил: “Посланник Аллаха, обучи меня тому, что я буду просить у Могучего и Великого Аллаха”. Он сказал: “О ‘Аббас, о дядя посланника Аллаха, проси у Аллаха благополучия в этом мире и в последней жизни”». Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, но ал-Хайсами указал на то, что передатчик по имени Хилал ибн Хаббаб заслуживал доверия, хотя некоторые считали его слабыми. Ал-Албани в в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (4/28-29) привёл ещё одну версию хадиса, и вместе они усиливают друг друга.
В «Муснаде» имама Ахмада и «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится рассказ Хузайфы о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующему не подобает унижать себя». Люди спросили: «А как он может унизить себя?» Он ответил: «Подвергая себя испытанию, которое ему не по силам». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (2/170-173) сказал, что иснад хадиса слабый, но усиливается похожими сообщениями.
(Фрагмент из книги «Сладость веры»)