Что нам дал ислам?

Наверное, в аспекте осознания того, что, по сути, предоставил человечеству Ислам, первым пунктом может фигурировать придание этой религией значимейшего фона единству людей. По Исламу, все человечество происходит от Аллаха, находясь как бы в единой семье. Преимущество же получает тот, кто в своих помыслах и действиях наиболее приближен к Аллаху (с точки зрения соблюдения постулатов Всевышнего). Никто не "стоит" ни над кем вследствие национального признака, цвета кожи, разреза глаз или происхождения, т.к. Аллах разделил людей по этим признакам исключительно для узнавания друг друга и взаимного обогащения (с точки зрения наработанного цивилизацией). В этом контексте все люди равны и в плане социального статуса, что создает мощнейший базис для пропаганды и поддержания справедливого общественного порядка, да и безопасности социума. Отсюда - непоощрение индивидуализма. Вернее, каждый человек - индивидуальность и несет ответственность перед Создателем только за себя. Однако каждый верующий индивидуум - член единого верующего сообщества, то есть коллектива единомышленников. И этот фон коллективизма - важнейшее завоевание человечества. Так как с этой позиции формируется политика закята, благотворительности, материальной помощи, милостыни.

Огромный плюс состоит в том, что Ислам не обязывает всех членов уммы разговаривать на едином языке. Здесь абсолютно не предусматривается ликвидация национальной самобытности, если не сказать наоборот. Исламские ценности настолько общечеловечны, что они органически стыкуются с общемировыми цивилизационными наработками. Факт равенства и единства для Аллаха всех его созданий, без даже мало-мальского учета географической территории или расовых отличий, позволил Исламу впервые в мировой истории уравнять в правах мужчин и женщин. По Корану, у мужчины перед женщиной нет никаких преимуществ, потому что все сотворенные Всевышним создания - равны перед Ним. В доисламское время ситуация была в корне иной, так как женщины являлись подчиненным мужчине "объектом", его собственностью, фактически лишенной всех прав. Ислам в буквальном смысле "приподнял" женский пол. Мусульманки имеют право не только на учебу и независимый источник дохода (с предусмотрением расходования зарабатываемого по своему усмотрению), но и на голос в социально-политических сферах. Также, согласно Откровению, супруга наделена правом на развод, не будучи обязанной прожить всю жизнь на фоне притеснений со стороны мужа. Причем основанием для развода может быть как моральный, так и материальный ракурс. Содержание семьи, следовательно, жены и детей, падает на мужа. Важнейшим завоеванием Ислама является призыв к знаниям. Поощрение знаний.

Следование мусульманами данному постулату позволило планете не оказаться лишенными доисламских учений, включая философию. Непосредственно приверженцы Ислама сохранили для будущих поколений труды великих мыслителей древности. Этот нюанс оказался настолько глубоким для Ислама, что многие нации и народности, представители немусульманской религии, получали возможность творить в период владычества мусульман. К примеру, знаменитый еврейский ученый, крупнейший раввинистический авторитет Рамбам (Маймонид) творил в мусульманской Кордове. Такое отношение к знаниям позволило исламским ученым внести неоценимый вклад в мировую историю. Имеются в виду открытия в математике, астрономии, медицине и так далее. В целом, аспект знаний - это как часть предусмотренной Исламом общемировой гармонии. Вне знаний, даже при неимоверно духовно-чувственном восприятии происходящего с тобой и вокруг, осознать суть созданного Всевышним мироздания просто-напросто невозможно. Лишь разумом, вкупе с чувственным оттенком, мы сумеем распознать всю гамму сотворенного для нас Аллахом. Лишь данным двуединством мы осознаем и ощутим прелесть предоставленной нам гармонии. Включающей в себя взаимоотношения между человеком и Создателем, между творениями Бога, между нами и природой. Эта гармония предусмотрена Исламом во всем (в природе живой и неживой). И в случае с обществом. Внутри него, как в целом во взаимоотношениях индивидуумов друг с другом, так и в семье. Семья потому на особом счету в Исламе, что она служит не просто как базис для продолжения рода, а в качестве той ячейки социума, которая, на основе взаимной любви супругов, является стержнем общества. Государства. Здесь, кстати, просматривается следующий важнейший исламский нюанс, в плане соблюдения (сохранения) порядка в обществе.

Призывая верующих к жизни по-Откровению, Ислам фактически подразумевает реальнейшую безопасность личности и общества. Потому что следование всеми словам Господа позволяет обеспечивать внутренний порядок в стране. Так как практически все дозволенное и запретное в Исламе - во имя недопущения разрушения мироздания. То есть Ислам, по сути своей, является противником хаоса. Еще одним завоеванием Ислама является допустимость богатства. Однако не посредством становления богатым через призму любых шагов для этого. В этом ракурсе разрешенными являются исключительно халяльные шаги. Коран четко описывает нормы, могущие быть основными для зарабатывания денег. Но при этом предусматривается справедливая выплата налогов, оказание помощи малоимущим и так далее. То есть, бедные слои - такие же члены уммы, как и ее богатый и средний состав. Наверняка, в аспекте того, что дал Ислам миру, обязательно затрагивается тема прощения человека человеком. Причем в таком формате, который до Ислама не существовал. А именно, в случаях, ранее не рассматриваемых в ракурсе возможных в этом векторе. Например, что касается мести, то человек вправе отказаться мстить своему обидчику. Он может потребовать возмездия, но может и простить и тем самым возвыситься перед Богом. И в этом, безусловно, уникальность Ислама.

В общем-то, можно привести очень много примеров того, что дал Ислам миру (человечеству) не только в точных науках, но и архитектуре, литературе, экономической или культурной сферах. Об этом очень подробно уже рассказано, в частности, о попадании в средние века в Европу массы технических новшеств, типа водяных и механических часов, пороха, бумаги, магнитной иглы и т.д. и т.п. Но, как представляется, все же, значительно важнее нам самим осознать, что мы завоевываем в социальном плане. Наверное, прежде всего, надежду. Надежду на попадание в Рай. Надежду на то, что и в земной жизни мы вполне может обрести поддержку Всевышнего! Причем мы осознаем, что это возможно исключительно в случае следования Корану. В этом плане Ислам, провозгласив отсутствие посредников между верующим и Богом, позволяет самостоятельно общаться с Всевышним. Причем не только посредством ежедневного пятикратного намаза, а и через дуа (мольбу). Да и в любое время, будь ты дома, в общественном месте или в пути. Такой наш путь - наше завоевание, предоставленное Исламом.

Каждый свой шаг, каждое намерение ты можешь не просто стыковать с Откровением, но и беседовать о нем с Аллахом, просить Его предоставить сигнал, дать шанс и т.д. Данная ситуация - во имя нас. И она означает, что мы не одни в этом мире, даже когда нас постигают трудные дни, ненастные, мы никогда не остаемся одни. Вера в Аллаха, любовь к Нему позволяет ощущать поддержку "свыше". Поэтому важнейшим завоеванием, что предоставил своим последователям Ислам, является наша внутренняя уверенность. Мы слышимы. Мы любимы. И даже в случае каких-то нарушений постулатов, мы надеемся, что Господь не оставит нас. Поможет. Ислам также продемонстрировал запреты не через их восприятие верующим со страхом попадания в Ад. А с возможностью осознания, что недопущение запретного - в нашу пользу. Т.е. Ислам преподносит запрет и недопустимость осуществления чего-либо, вследствие раскрытия полезности этого для нас. Тем самым, мы становимся заинтересованы в неподпускании себя к запретному.

Наверное, аспект воздействия на мир Ислама каждый может воспринимать (видеть) по-своему. Мы ведь пропускаем коранические строки через себя. Но и в этом случае нельзя не признать предоставленную Исламом человечеству свободу выбора. Мусульманская религия - не догма. Это не воспитание роботов или механических исполнителей ритуалов. Ислам создает возможность мыслить. Думать. Размышлять. В этом - смысл свободы, предоставляемой нам Аллахом. Бог не требует, что самое главное. А призывает. Ради нас самих. Не нужно, не совершай, не позволяй. И мы знаем, что нельзя. И знаем, почему. Но Бог оставляет нам выбор все равно. Всевышний призывает, предупреждает... но выбор за нами. Именно вследствие вышеперечисленных причин Ислам всегда остается современной религией. Неподвластной времени. Потому в мусульманство тянутся все новые и новые лица...



0 комментариев