Небольшое исследование предания о том, что Аллах проклинает до седьмого колена

Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим! Дорогие друзья! Сразу скажу, что наши улемы не любят говорить на эту тему. Все, что я нашел в многочисленных источниках, лишь скудные обрывки. В то время как проблема, на мой взгляд, очень важная и интересная. Здесь я изложил некоторые из моих мыслей по данному вопросу и попытался обосновать их аятами, хадисами и высказываниями улемов, хотя прямых суждений по данному вопросу так и не нашёл. Поэтому, если вам попадались изречения или статьи на эту тему, буду признателен, если вы укажете на них в ваших комментариях, чтобы я мог внести в этот материал исправления и добавления, прежде чем он попадет в нашу новую книгу. Заранее благодарю всех, кто потратил время на ознакомление с этой статьёй!

Имам Ахмад в «Зухде» (С. 47) приводит рассказ Вахба ибн Мунаббиха о том, что Всевышний Аллах сказал: «Я Аллах, и нет божества, кроме Меня. Если Я доволен, то дарую благо, которому нет предела. Если же Я гневаюсь, то проклинаю до седьмого колена».

Вахб ибн Мунаббих (ум. 114/732) — известный йеменский богослов и историк эпохи табиев. Аз-Захаби в «'Ибаре» (1/109) пишет, что он был выдающимся учёным, рассказывал хадисы со слов Ибн 'Аббаса и других сподвижников и уделял особое внимание древним сказаниям и истории древних народов. Более подробные сведения о нём аз-Захаби приводит в «Сийаре» (4/544-557).

Что касается самого предания, то оно, скорее всего, опирается на рассказы «людей писания». Нам не известно прямое подтверждение этому ни из Корана, ни из Сунны. Более того, в некотором смысле это предание противоречит кораническому аяту: «Ни одна обременённая [душа] не понесёт чужого бремени» (сура 6 «Скот», аят 164). Эта фраза повторяется ещё в четырёх сурах. Однако в строгом смысле между ними нет противоречия. Прежде всего, потому что в аяте речь идёт о воздаянии, которое люди получат в день воскрешения, когда ни с кем не поступят несправедливо и никто не будет отвечать за чужие грехи. Такое толкование приводит Ибн Касир в своём тафсире (3/383-384).

Что же касается этого мира, то здесь невинный младенец может пострадать или покалечиться из-за грехов своих родителей. Несчастье, приключившаяся с младенцем, является наказанием для его родителей или для их родителей, если они живы, ибо они страдают больше самого ребёнка. Если они проявят терпение, извлекут из этого полезные уроки и вернутся на прямой путь, то это станет для них искуплением и милостью. Что же касается самого ребёнка, то для него это всего лишь часть земного испытания. Эти тяготы увеличивают его положение перед Аллахом, ибо Он щедро вознаграждает Своих рабов за любые испытания, выпадающие на их долю, если они принимают их со смирением. Всё сказанное относится к испытаниям, выпадающим на долю малолетних детей. Если же человек достиг совершеннолетия (в шариатском понимании), т. е. того возраста, когда он начинает нести ответственность перед Аллахом, то любая беда, приключившаяся с ним, непременно является следствием его собственных деяний. Он страдает за свои грехи, а если его родители живы и тяжело переживают случившееся с ним, то они страдают за свои грехи.

Иными словами, в этом мире судьбы людей тесно связаны друг с другом, и происходящее с одним из нас отражается на наших родных и близких, которые радуются нашим успехам и страдают, когда нам плохо. Всевышний сказал: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов» (сура 2 «Корова», аят 155), т. е. смерть и болезни родных и близких тоже являются частью нашего испытания. И это испытание мы заслуживаем своими проступками и упущениями: «Любое несчастье постигает вас лишь за то, что вы совершили сами» (сура 42 «Совет», аят 30).

В подтверждение сказанному можно привести и хадис, переданный Ибн Маджой (1968), ал-Хакимом (2687), ад-Даракутни (198) и ал-Байхаки в «Сунане» (13536) со слов 'Аиши. В нём сообщается, что пророк r сказал: تَخَيَّرُوا لِنُطَفِكُمْ وَانْكِحُوا الْأَكْفَاءَ وَأَنْكِحُوا إِلَيْهِمْ «Выбирайте [жён] для своего семени, женитесь на равных и выдавайте [своих дочерей] за таких». Ибн Хаджар в «Талхисе» (3/309) пишет, что передатчики разных версий хадиса являются слабыми, но все они усиливают друг друга. В «Фатхе» (11/348) он же добавляет, что хадис 'Аиши усиливается похожим сообщением со слабым иснадом, переданным Абу Ну'аймом со слов 'Умара. Ад-Дийа ал-Макдиси в «ал-Ахадис ал-мухтара» (2634) передал похожий хадис со слов Анаса и назвал его иснад хорошим. Ибн Абу Шайба (17432) передал его в отосланнои виде (мурсал) со слов 'Урвы ибн аз-Зубайра. Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (3/56-57), исследовав различные версии хадиса, отмечает, что Ибн 'Асакир в «Тарих Димашк» (15/84) приводит хадис 'Аиши с достоверным иснадом. Таким образом, этот хадис является надёжным, и из него следует, что у праведных родителей больше шансов на то, что их дети будут правильными и счастливыми.

В исламе нет понятия родового проклятия. Однако известно, что Аллах принимает мольбы людей за их потомков, как Он принял мольбу Ибрахима за его потомков: «Господи, включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву!» (сура 14 «Ибрахим», аят 40). Но посмотрите, каким был ответ Всевышнего: «Мой завет не коснётся несправедливых» (сура 2 «Корова», аят 124). И если мольба имама ханифов не принесла пользы грешникам из числа его потомков, то совершенно ясно, что любая добрая молитва не принесёт пользы тем, кто не преуспел за счёт собственных благодеяний, и любое проклятие не коснётся тех, кто уберёг себя благодаря своим добрым поступкам.

А Аллах знает лучше!

Эльмир Кулиев

http://www.facebook.com/note.php?note_id=172729789454292



комментариев