Мир и справедливость в исламе

Вся хвала Аллаху, единому Творцу, Опоре и Хранителю вселенной!

Благословение и мир Его последнему посланнику и Пророку Мухаммаду, всем пророкам, предшествовавшим ему, и семьям всех этих пророков и всем, кто последовал их путем, до самого Судного дня!

Какая связь между миром и справедливостью? Мир и справедливость подобны двум крыльям птицы, которая не может лететь без одного из них. Они как две стороны одной медали. Действительно, многие проблемы современности, связанные с отсутствием истинного мира, на самом деле проистекают из недостатка справедливости. А благодаря справедливости мир становится более доступным и играет более важную роль в нашей жизни.

Некоторые критики ислама говорят, что мусульмане то и дело повторяю слова о мире… что ислам – это религия мира, но этого недостаточно для понимания… и они начинают говорить об определенных ошибочных толкованиях Корана или вспоминают о поведении тех мусульман, которые не следуют нормам и идеалам ислама. Но в ответ нам не следует пренебрегать разговором о мире. Напротив, мы должны говорить о мире, который лежит в самом сердце ислама.

Тот факт, что некоторые люди не придерживаются требований мира, - это их проблема, а не проблема ислама. Мы никогда не должны бояться говорить о мире как о глубинной сущности ислама. К этому можно подойти с разных сторон.

Прежде всего, с точки зрения этимологии, отсюда ведет происхождение само слово «ислам». Оно, на самом деле, происходит от арабского корня, который состоит из трех букв без гласных: син, лам, мим (они соответствуют звукам с, л, м). Мы называем их корнем, потому что эти три буквы сохраняются в любом производном от них слове. Например, если в начале поставить «и», а перед «м» поставить «а», мы получим «ислам». То же самое со словом «мусульманин». Любое слово – глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие – будет вариацией от этого корня и будет иметь эти три буквы с-л-м. Поэтому мы говорим, что это основа.

Но что это означает? Это означает, что мы не сможем полностью понять слова, происходящие от этого корня, пока не разберемся в значении самого корня, ибо все значения этого корня отражаются в содержащих его словах. Этот корень – «с-л-м» или, по-арабски, «син-лам-мим» – имеет связанные между собой значения. И самое важное из них «мир». Оно также значит «покорность», означающую покорность Создателю, и, в-третьих, «чистота».

Если взять первые два значения, от которых произошло слово «ислам», то можно понять, что сущность, сердцевина ислама – действительно в том, чтобы достигнуть мира через покорность Создателю и чистоту веры, с готовностью и радостью покориться воле Создателя вселенной.

Но речь идет не столько о слове «ислам», которое значимо уже само по себе, сколько о том, что такое «ислам», мир через покорность Творцу. И это намного глубже.

По сути, когда мы говорим о мире, мы говорим не об абстрактном понятии. Мы говорим о различных важных вещах, которые, конечно, связаны между собой и вместе составляют понятие «мир». Первое, это то, что фундамент для достижения мира закладывается через достижение мира с Богом, Аллахом, Создателем. Именно мир с Богом выводит нас на новый уровень мира – внутреннего мира, гармонии с самим собой.

И если мы действительно искренни в своей вере, этот мир с Аллахом, внутренний мир, проявляется в мире со всеми созданиями Аллаха и не только людьми. Люди – самое важное творение Аллаха, но мир с людьми – на уровне семьи, окружения, общества – это только часть мира. И не только отношения с людьми, которые разделяют с нами нашу религию ислам, или с теми, с кем нас объединяет наша общая принадлежность к человечеству, с людьми других религий.

Это также мир с животным миром. Этот принцип также заложен в учении ислама: как жить в мире с животным миром. Это мирные отношения с растениями, которые тоже являются созданиями Аллаха. Это и мир с неживой природой, с ресурсами, которыми Бог наделил эту вселенную, то есть, это полный мир с Творцом, внутренний мир, мир со всеми созданиями: людьми, животными, растениями, природой в целом. Все это – творение Аллаха.

Но как же достичь такого мира? Ответ на этот вопрос дает второе значение слова «ислам». Только будучи людьми, мы можем прийти к такому миру или попытаться приблизиться к нему как можно ближе, потому что все мы несовершенны, приблизиться как можно ближе к состоянию идеального мира, признав единственную реально существующую власть – власть нашего Создателя. Повиноваться Ему не по принуждению, так как ислам отвергает любое принуждение в религии, но по своему добровольному выбору, с любовью и доверием подчиниться воле Создателя. Такова наша точка зрения как мусульман.

Это первый уровень, с которого следует начинать, и понимание которого заложено в значении слова «ислам».

Но давайте сделаем еще один шаг.

Если мы возьмем Коран – священную книгу мусульман, - если мы также возьмем высказывания пророка ислама, Пророка Мухаммада (да прибудет над ним мир и благословение!), мы обнаружим в них множество теологических понятий. Многие из них относятся к группе эсхатологических, то есть тех, что связаны с концом света, загробной жизнью. И мы обнаружим, что многие их этих ключевых понятий ислама также происходят от корня «с-л-м», который означает мир через покорность. Какие именно?

Во-первых, одно из свойств – вы можете называть их именами, но на самом деле, это больше, чем имена – одним из свойств Аллаха, Создателя является ас-Салам. Мы обнаруживаем, что в суре «аль-Хашр», 59-й суре Корана, Аллах называет Себя ас-Салам, что, конечно, в буквальном смысле означает «мир», но также это значит, что Бог, Аллах, является источником всего мира. Это первое.

Во-вторых, Рай или небеса, как иногда называют место, куда человек попадает после смерти, называется «Дарус-салам», что значит место, где пребывает мир, дом мира, потому что здесь царит окончательный мир, здесь нет конфликтов, нет злобы и ненависти, как описывает Коран, все пребывает в мире, все, что вы слышите – это мир. Это очень важное понятие, и это слово также произошло от того же корня.

В-третьих, Коран указывает, что людей, которые попадают в Рай, верующих, которые входят в Рай, приветствует Создатель приветствием мира, о чем говорится в суре «Йасин», 36-й суре Корана: «Милосердный Господь приветствует их словом “мир”».

В-четвертых, Коран также говорит, что когда люди будут входить в Рай, ангелы встретят их у врат приветствием: «И приветствовать их в Раю будут ангелы словами «Ас-саляму алейкум».

Пятое, в Коране также говорится, что люди приветствуют друг друга в Раю, желая друг другу мира. Коран говорит об этом так: «Их приветствием там будет “салам”».

Теперь мы можем видеть, что мир – не только абстрактная концепция. Это понятие заложено не только в слове «ислам», но и во многих теологических терминах. К этому можно добавить, что, как всем хорошо известно, существует только одно приветствие, которым пользуются сотни миллионов мусульман во всем мире независимо от того, на каком языке они говорят.

Фактически, это приветствие внедрилось в самые разные языки, на которых говорят мусульмане. Оно является ключом к сердцу мусульманина, независимо от того, откуда он происходит: из Африки, Азии, Европы или Америки. Просто скажите мусульманину: «Ассаламу алейкум» (мир тебе), и неважно, из какой он страны – он поймет, что вы говорите.

И когда звучит пожелание мира, оно по-настоящему затрагивает сердце, и гораздо больше, чем «привет!» или «здравствуйте!». Так говорить намного красивее. Все это доводы в пользу того, что мир является сутью ислама и лежит в самой его основе. Это были аргументы второго уровня.

Высшие цели исламского закона

Можно рассмотреть этот вопрос и с третьей точки зрения – только понятие «мир» и его производные. Для этого мы должны перечислить то, что называют высшими целями шариата или исламского закона (это не тождественные термины). Главные цели ислама, можно сказать, высшие цели, которые выведены учеными из Корана и учения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), - их пять. Некоторые считают, что к ним можно добавить еще одну, справедливость.

Итак, ислам говорит об охране веры, что вновь означает мир: люди имеют право верить в то, что хотят, молиться и совершать обряды, к которым лежит их сердце и душа. Не имеет значения, согласны ли они с вами или нет, они имеют на это право, и наравне с вами имеют право на защиту своего вероисповедания. Этой теме можно посвятить отдельный разговор, и поэтому на этом мы остановимся. Итак, это первая из основных целей.

Вторая важнейшая цель ислама, это охрана жизни, неприкосновенность человеческой жизни. Опять-таки, эта цель связана с миром, потому что значит, человек имеет право жить в мире с другими, и если вы не проявляете агрессию в отношении других, вы имеете право на мир и спокойствие, на то, чтобы пользоваться своим правом на существование.

Третья – это охрана интеллекта, в смысле поощрения чтения, изучения, исследований и экспериментов – это в позитивном смысле, а в негативном – запрет, например, токсичных веществ и всего, что отравляет или разрушает этот прекрасный дар Всевышнего. И снова мы видим связь с миром: как можно пребывать в мире без разума и интеллекта и как можно достигнуть мира в сознании, не имея возможности беспрепятственно заниматься исследовательской деятельностью для своего блага и блага всего общества.

Четвертая цель – это охрана и защита семьи и семейных ценностей. Безусловно, эта цель опять-таки направлена на сохранение мира.

И, наконец, пятая цель – это охрана имущества, права на то, чтобы иметь собственность и пользоваться ею законным способом, приобретать и продавать имущество законным путем.

Итак, все высшие или конечные цели ислама действительно в огромной степени связаны с понятием мира.

Помня об этом, давайте вернемся к определению ислама, который начинается с мира с Богом, с Творцом. Быть в мире с Богом – значит иметь близкие отношения с Создателем. Отношения, которые, прежде всего, предполагают добровольно и со всей убежденностью исповедовать веру в то, что Бог – один Бог для всех народов, а не Бог мусульман, - что Бог всего человечества, Бог всей вселенной, является единственным Создателем, Опорой и Хранителем вселенной. Вот с чего начинаются такие отношения.

Их невозможно достичь без готовности покориться Богу безоговорочно – об этом мы говорили ранее. И в этих отношениях должен присутствовать страх перед Богом. В данном случае, это страх быть отлученным от Бога, страх не угодить Творцу, который создал нас и даровал нам все, что у нас есть в этой жизни.

Да, отчасти, - и об этом говорит Коран – это страх наказания, но не только он. Страх перед наказанием проистекает из того факта, что Аллах знает нашу психологию и нашу природу, и если человек слишком склонен ко греху, к проступкам, ненависти, насилию, порой воспоминание о том, что Аллах могущественнее нас и может нас наказать за проступки, иногда является стимулом для того, чтобы не преступать заповедей Бога – по крайней мере для некоторых людей, а, возможно, и для всех людей, но на различных уровнях духовности.

Один из элементов страха – в том, чтобы искать награды Аллаха, нашего Создателя. Мы совершаем праведные поступки и уже в этой жизни можем рассчитывать в той или иной форме получить за них вознаграждение, но гораздо важнее, что мы определенно будем за них вознаграждены в будущей жизни. Но это еще не все, потому что, как сказал один великий ученый, в таких отношениях есть элемент торговли. Например, я жертвую что-то на благотворительность, но ожидаю, что Бог воздаст мне сторицей, то есть я жду, что мне за это вернется. Но речь идет не только о страхе Геенны, не только вознаграждении от Аллаха, но, прежде всего, о надежде на Его милосердие и близость.

И этот третий элемент очень важен, и Коран тоже о нем говорит, в этом лежит ключ к пониманию наших отношений с Создателем, отношений, которые основаны на любви ко Всемогущему Аллаху. Описывая истинных верующих, Коран говорит: «Истинные верующие более всего усердствуют в любви к Аллаху». Им не запрещено любить других людей, но величайшая любовь, которую имеет верующий, самая сильная любовь – это любовь к Аллаху, Создателю.

И Всемогущий Аллах, хвала Ему, настолько добр и милосерден к нам, что Он в Коране в нескольких местах назвал Себя «Вадуд», что означает больше, чем просто «любящий». Абдулла Юсуф Али близко подошел к истинному пониманию значения эпитета «Вадуд» как «исполненный любящей доброты».

Но любовь Аллаха и взаимность любви между верующим и Творцом – это не просто лозунг, не просто прекрасное чувство. Это, прежде всего, ответственность. Как сказано в Коране в адрес Пророка Мухаммада (мир ему) о том, как учить мусульман: «Скажи им, о Мухаммад, если вы действительно любите Аллаха, то следуйте за мной». Зачем следовать за ним? Потому что он говорит от имени Аллаха, он получает откровение Аллаха, и мы ни в коем случае не равняем его с Аллахом, но он говорит от Его имени, он передает нам заповеди Аллаха. «Следуйте за мной» означает «следуйте учению Аллаха, явленному через меня», и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам все прегрешения.

Это основные составляющие, которые позволяют достигнуть мира с Аллахом – Одним и единственным Создателем, Единым, кто не только достоин веры как Создатель, Единственным, которому мы поклоняемся, ибо никто другой, ни одно существо не достойно поклонения вместо Аллаха или наравне с Аллахом. И нам как мусульманам не дозволено молиться Аллаху через какое-либо из Его созданий. Даже через посредничество самых величайших Его пророков мы не должны молиться Ему. Мы возносим молитвы непосредственно к Богу.

Доктор Джамал Бадави (Jamal Badawi) – профессор Университета Сент-Мэри в Галифаксе, Канада, где в настоящее время он преподает в области менеджмента и религиоведения. Он является автором ряда работ по различным аспектам ислама.



комментариев