Что происходит с современными мусульманами?

Что- то непонятное, более того ужасающее происходит с представителями Ислама в последнее время. Сводки новостей полны негативной информации о мусульманских странах, обществах и просто отдельных личностях, причисляемых к мусульманам: терроризм, осуществляемый якобы во имя Ислама; нетерпимость к «другим»; братоубийственная война в Афганистане; кровопролитие на Ближнем Востоке и в Африке (будь-то Ирак, Сирия или Нигерия); проблемы в нашем Центрально-Азиатском регионе и на Кавказе; с другой стороны, растущая исламофобия и явный ориентализм в отношении мусульман. Более того, в последнее время все больше поднимается вопрос о проблеме нравственности мусульман, многие не могут понять, почему идет рост «религиозности», но никак не нравственности и духовности мусульман, порой даже выделяется обратная зависимость между этими понятиями.

Так в чем же причина нынешней ситуации, в чем проблема современных мусульман?

Прежде всего, надо признать, что всё негативное, что сейчас происходит с мусульманами – только симптомы болезни, которая поразила души и сердца мусульман. Что усложняется еще тем, что первопричины сложившейся ситуации ищут совсем в другом. Не стоит искать корень проблемы где-то извне, не стоит винить какие-то темные силы и приводить какие-то теории заговора, ибо корень всех проблем – в самих мусульманах.

Внешняя оккупация, интервенция, колонизация, тираны и деспоты – все это подобно переломам, травмам внешних органов организма. В то время, как проблемы воспитания души, сердца, нравственности – подобны тяжелой внутренней болезни вроде рака, которая «убивает» организм изнутри. Проблема мусульманского мира – это наличие болезни, которая разрушает внутренний мир, сердце – основу основ «природы человека».

Все реже можно встретить в людях, тем более у практикующих религию Ислам милость, милосердие, любовь, да просто человеческую доброту! Где же, та самая божественная и пророческая нравственность, которая отличала Пророка (мир и благословение ему) и его последователей, в основе которых лежат выше отмеченные качества?! Не стоит забывать, что «милость» и «милосердие» как раз таки те качества, которыми (в подобной комбинации) Всевышний олицетворяет Самого себя в Священном Писании сто четырнадцать раз (!) и в других комбинациях слов несколько сотен раз (!). Смысл одного хадиса-кудси гласит, что Всевышний «обязал» Себе милость и милосердие. Пророка Мухаммеда (мир и благословение ему) в свою очередь Всевышний называет не иначе как «Милость ко всем мирам».

Как сказал один ученый современности, - «Зачем и с какой стати скупиться на Всепрощение, всеохватную милость Всевышнего, зачем «ревновать бескрайний Рай Всевышнего от Его же созданий?!». Роль истинно верующего человека должна быть как раз таки наоборот. Но как ни странно, некоторые мусульмане главной своей миссией видят быть «забани», т.е «надсмотрщиками Ада». Об этом невольно вспоминаешь, когда речь идет о так называемых радикалах и т.п.

В конце концов, все люди – творения Бога, и прощает-то Он – Самый милостивый и милосердный. В Коране говорится, что Всевышний прощает все грехи, и никто из людей не знает, что кроится в душе другого человека. И Посланник Аллаха предупреждал, что лучше ошибиться в прощении, нежели в наказании. Даже Сатана в Судный день будет питать надежду на всепрощение, безграничную милость Творца…

Согласно Исламу, Всевышний – Совершенен, Он – само Совершенство, у Него не может быть какого-либо изъяна и недостатка. Но современные мусульмане стали далеки от понимания того, что милость и милосердие – именно те качества, которые, образно говоря, «образуют» фундамент совершенства Создателя. Бог сотворил эту жизнь и творит всё с милостью и любовью (совершенной любовью присущей только Ему). И место человека в этом мироздании особое и Всевышний любит (Своей совершенной любовью) человека особенно. И как только человек, уверовавший и полюбивший Всевышнего, не может не полюбить человека – наместника Всевышнего на земле («халифа-и ард»), сотворенного в самом наипрекраснейшем виде («ахсан-и такуим»)?!

Невольно приходит на ум такой вопрос: «Как отреагировали бы сегодняшние мусульмане на просьбу последователей других мировых религий на совершение своих поклонений в мечети?». Учитывая нынешнюю ситуацию, когда взаимоотношения даже самих мусульманам между собой вызывают большое сожаление, скорее реакция была бы отрицательной. Что касается Пророка (мир и благословение ему), возможно к удивлению многих, он в свое время не только разрешил группе христиан совершать свои молебны в мечети, но и даже остановиться в мечети на несколько дней. Или отпустили бы сегодняшние мусульмане просто так из мечети человека, который по незнанию справил бы нужду в ней?! Но из достоверных источников известен случай, когда один бедуин по незнанию справил малую нужду в мечети, на что Пророк не то, чтобы наказать его, даже не сказал ничего отрицательного в адрес этого человека.

Кто из сегодняшних мусульман простил бы от чистой души и забыл бы все личностные обиды, унижения и покушения на свою жизнь, а также смерть, гонения и унижения своих близких и соратников, нанесенные людьми которые в последующем покаялись в своих ошибках или же, никого не проклиная, делал бы все возможное чтобы подобные люди встали на путь верный?! Но Пророк Мухаммед не только простил подобных людей, но и послужил причиной прихода их к вере и они стали его братьями по вере.

Да, Ислам был ниспослан, чтобы оживлять души и сердца людей, радовать людей, а не вызывать страхи или отвращение («истинно верующий тот, от чьего языка и рук не приходит ни малейшего вреда другим людям», достоверный хадис).

Где же уважение некоторых сегодняшних мусульман к другим, без которого нельзя ожидать ответного уважения к себе и своим принципам? Только верующий, обладающий широкой душой и уверенностью в своих вероубеждениях, не будет бояться диалога и контакта с представителями других верований, с которыми в плане ценностей имеется гораздо больше общего, нежели разъединяющего.

Ислам пришел чтобы приближать людей друг к другу, чтобы сделать их братьями («все верующие братья и сестры по вере, в все люди братья и сестры по сотворению»), а не разъединять людей, тем более семьи, родственников («даже если родители идолопоклонники дети обязаны относиться к ним с уважением и добротой» говорит Коран), соседей. Если люди, в не зависимости от их веры и взгляда на жизнь, не чувствуют себя в надежности и безопасности в отношениях со своими соседями- мусульманами (будь-то в соседстве по дому, улице, работе, дороге или в близлежащем государстве), то значит у этих мусульман есть проблемы с их верой.

Почему современные мусульмане отошли от образа жизни, которому присуща широта души?! Почему сегодняшние мусульмане отдалились от методологии толкования источников Ислама в духе праведников, этически и морально возвышенных личностей? И почему основополагающие и мировоззренческие принципы (такие как мирное сосуществование, признание священности жизни и свободы выбора других людей) превратили в «ситуативные», и наоборот «ситуативные» принципы (такие как ведение вооруженной борьбы), обусловленные существованием определенных неординарных условий превратили в мировоззренческие принципы?! Почему современные мусульмане заостряют свое внимание на каких-то низменных или же «агрессивных» толкованиях (порой явно расистского или националистического или же сексистского характера), которые никак не могут удовлетворить, более того, не могут вызвать симпатию у более-менее образованных людей или представителей других верований?

Почему все это происходит? Причин много. Но есть одна главная – современные мусульмане стали воспринимать Ислам механистически, не стараясь проникнуться божественной моралью и истинной духовностью источающей истинное человеколюбие, которое проистекает из любви к Создателю.

Мусульмане «забыли» о «воспитании сердца» (Пророк предупреждал, говоря, что это самый важный «компонент» природы человека), повторимся из-за буквалистического толкования , из-за узости мышления и узости души, не дающих надлежащим образом понять парадигму Ислама, которую можно коротко резюмировать как «радовать людей, внушать надежду, доверие, радушие и искренность». Поэтому Ислам низвели до уровня до инструмента политики те, кто жаждет определенных политических дивидендов, или же Ислам стал инструментом удовлетворения определенных групповых (общинных, национальных, региональных) интересов. Или же Ислам превратили в орудие удовлетворения «определенных слабостей натуры человека», таких как «месть, гордыня, похоть», которые в корне противоречат мировоззрению, этике и морали Ислама. Или же Ислам стал жертвой в руках людей со сломанной психикой, преступников и бандитов, которые нашли в некоторых вырванных из общего духа и контекста высказываниях психологическую псевдокомпенсацию своим чудовищным деяниям.

Остается только одно,мусульмане обязаны обратно приобрести, выработать, олицетворить от чистой души и сердца, натурализировать божественные качества – милость и милосердие. Мусульманам нужна очень серьезная самокритика, и не стоит разглагольствовать о прошлых золотых веках или о растущем числе мусульман в мире, всё это не так важно, если нет «надлежащего качества» у нас – у современных мусульман. Хотя не будем сгущать краски, в мире еще можно встретить множество истинно гуманных, одухотворенных верой, просвещенных мусульман. Тем не менее, нам – мусульманам катастрофически не хватает самокритики. Мусульмане сами являются корнем своих проблем, и не стоит сосредотачивать свое внимание на том, что никак не меняет сердца в лучшую сторону. Многие преломляют Ислам через свое узкое, порой больное и психологически патологическое видение мира. Пророк Мухаммед предрекал, что наступят время, когда Ислам станет «гарип», т.е. «не понимаемым», «странным», в чем по нашему мнению в первую очередь вина самих приверженцев Ислама.

Установка на всеохватность, поиск любых, даже самых мелких поводов и причин для установления контактов, а не установка на «отделение и отчуждение» должны характеризовать мировоззрение Ислама, ведь все люди или верующие или же «потенциальные верующие» (поэтому, хотя Пророк Мухаммед и знал лицемеров, но поддерживал с ними хорошие отношения), и никто кроме Всевышнего не знает что в сердце человека и не знает участь человека. Поэтому в Исламе (в суннитской доктрине ) «другим»/ «чужим» (не будем употреблять понятие «враг») с кем следует бороться –является плохое начало в нашей душе, проводник наущений Сатаны, а не безбожники и тем более не христиане или иудеи, с которыми мусульманам приказано иметь не только хорошие отношения, но и разрешено создавать семьи. А разве человек может создать семью с «чужим», и как он не может не любить свою вторую половину, не уважать и не почитать родственников своей половины?!

Повторимся, мусульмане должны измениться изнутри, заново обрести божественную мораль, стать олицетворением божественной и пророческой морали, благонравия, чистоты и трудолюбия, понять что путь к достижению милости Всевышнего лежит через служение Ему посредством служения всему человечеству и посредством преображения этого мира как в духовном и морально - эмоциональном плане, так и в материальном плане. Надеемся что все прекрасное еще впереди, ибо как велит Всевышний «нельзя терять надежду» и о будущем следует думать только позитивно, так как судьбы во власти Всевышнего, а о Всевышнем следует думать только позитивно.



комментариев