Обречён ли благородный в поступках?

Этика и воспитательная мораль – это те категории, которым мы, как нам кажется, не уделяем должного внимания в соответствии с требованиями сегодняшних реалий. Что касается мировой общественности, то принципы этики и морали воспитания, казалось бы, её элементарные нормы, вовсе выброшены из нашей жизни – будто за ненадобностью и ущербностью в погоне за материальными ценностями и благами.

А всех пугающий мировой кризис всё навязчиво наталкивает только на одну мысль – выживет сильнейший в своей жестокости, а благородный в своих поступках - обречён на полную погибель. Так ли это?

Толчком к подобным размышлениям послужила одна из обыденных сцен, с которыми мы практически каждый день сталкиваемся на улицах, в общественном транспорте, в среде знакомых и друзей, да и в рабочем коллективе тоже. На этот раз в поле моего зрения оказался молодой мусульманин в тюбетейке, который нарочито громко разговаривал по мобильнику в маршрутке:

- Ва алайкум ассалам, братуха! Да, я после университетских занятий, щас в мечеть еду. Зачем? Да там учусь Коран-муран читать…

Последнее высказывание «Коран-муран» не столько рассмешило, сколько ошеломило меня и других пассажиров маршрутки, судя по выражению их лиц.

В своих наблюдениях при посещении медресе я не раз замечала, что там практически отсутствуют уроки элементарного адаба, которые так необходимы в нашей повседневной жизни. К сожалению, у большинства молодых мусульман форма: хиджаб и тюбетейка не всегда соответствует внутреннему содержанию. И в этом случае они остаются только в роли символики, какой-то внешней атрибутики, которая служит лишь отличием от представителей других конфессий. Задаётся один из извечных риторических вопросов: Кто виноват?

Когда вопрос касается исламского адаба, в наше время не следует делать виноватыми только одну сторону – родителей. Ибо пока мы живём в таком постсоветском обществе, где старшее и зрелое поколение было воспитано на атеистическом мировоззрении, на социалистических нравах. Хотя надо отдать в чём-то должное советскому воспитательному процессу, где молодым была везде дорога, а старикам - почёт. В воспитании основными критериями служили уважение к страшим, родителям, товарищам, а также, что немаловажно - к самому себе. На сегодняшний день сам воспитательный процесс практически сведен на ноль, даже в общеобразовательных светских школах.

Что касается мусульманского воспитания, то с возрождением Ислама в России, оно всё же не стало реализоваться должным образом на практике. Несомненно, имамы в своих пятничных проповедях затрагивают подобную тематику, но, тем не менее, учитывая актуальность и злободневность вопроса, этого зачастую оказывается недостаточно.

Каковы же основные принципы исламской этики и на какие из них на сегодняшний день мы должны акцентировать особое внимание?

Особое внимание Ислам акцентирует на терпении (сабр): «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (Аль-Анфаль, 8:46.;) упование (таваккуль); праведные деяния; милосердие (рахма); благодарность (шукр). Всё это - нравственные качества мусульманина. А нравственность невозможно ни купить, ни продать, ни передать по наследству. Её можно обрести в семье, в том коллективе, где трудишься, в среде друзей, с кем общаешься.

Самое главное в цепочке вышеизложенных качеств, которыми должен обладать мусульманин, естественно, стоит культура речи. Ведь Всевышний Аллах в Коране говорит: “Милосердный — Он научил Корану, сотворил человека, научил его изъясняться”. (Сура 55, аяты 1–4). А язык изъяснения является одним из тех критериев, который регулирует поведение человека в обществе, т.е. важнейшую часть исламского адаба.

Манера вести разговор, культура общения – не столько внешний ритуал на сегодняшний день, а сколько основной принцип, показывающий нравственное содержание личности, которая носит хиджаб или же тюбетейку. Т.е. это то важнейшее и необходимое качество, на котором зиждется на столько внешний облик мусульманина или мусульманки, сколько их нравственное содержание облачённую в форму.

Когда мы говорим мусульманин, прежде всего на ум приходит благородство. А благородство исходит не только от внешней красоты и изящества, но из манеры вести разговор, который показывает насколько умён, образован и тактичен собеседник.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Вера раба (Божьего) не встанет на прямой путь, пока не встанет на прямой путь сердце его. А сердце его не встанет на прямой путь, пока не встанет на прямой путь язык его” (Ахмад).

Как нам кажется, именно на сегодняшний день и в сегодняшний жестокий век, когда вокруг старательно воцаряют тот хаос, который мы наблюдаем, в мире должны делать упор именно на благородных качествах мусульманина, который состоит, прежде всего, и из его речевой этики. Здесь примечателен важный хадис: «Со слов Са‘ида ибн Мусаййиба: “Однажды, когда Посланник Аллаха сидел среди своих сподвижников, к Абу Бакру пристал один человек и уязвил его, но Абу Бакр промолчал (в ответ) на это. Затем он уязвил его во второй раз, но (Абу Бакр вновь) промолчал (в ответ) на это. Затем он уязвил его в третий раз, и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, не выдержал, а Посланник Аллаха встал. Абу Бакр же спросил: «Находишь ли ты (в этом что-либо) против меня, о Посланник Аллаха?» Он же ответил: «Нет, однако с небес спустился ангел – он объявлял ложным все, что говорил тот человек. Когда же ты не выдержал, ангел удалился и сел шайтан. Я же не сяду, когда уселся шайтан»” (Абу Дауд).

Молодое поколение мусульман мы должны воспитывать на наилучших нравах - коль заговорил, то говори благое, а благая речь способна остудить даже накал врага. Известна поговорка, кто спотыкается о землю, тот встанет, а кто споткнётся о язык, тот обречён на погибель. Благородный в поступках всегда выигрывает. И первое из них язык и дар речи, чем наделил нас Всевышний Аллах.



комментариев