Салафиты как «легальная оппозиция»

В интервью «Голосу Америки» Джабраил Хачилаев рассказал о попытках власти установить диалог с наиболее радикально настроенной частью молодых мусульман в Республике Дагестан. О сложной ситуации, сложившейся в республике, и о широко обсуждаемом проекте «легализации салафитов» мы писали в предыдущих публикациях.

Джабраил Хачилаев (на фото) – по национальности лакец. Это известный общественный деятель, глава представительства Российского фонда мира в Дагестане, депутат районного совета.

Джабраил – единственный, оставшийся в живых, из четверых братьев Хачилаевых, приобретших широкую известность в 1998 в связи с захватом здания правительства Дагестана. Как и в республике, так и в Москве политическая роль братьев Хачилаевых вызывает неоднозначные оценки. По сведениям генеральной прокуратуры РФ, Хачилаевы были тесно связаны с чеченскими сепаратистами и поддержали Шамиля Басаева в походе на Дагестан. Старший из братьев – Магомед Хачилаев – вплоть до убийства в 2000 году оставался лидером лакского этнического движения в Дагестане. Надиршах Хачилаев в разное время возглавлял Союз мусульман России, был депутатом Госдумы РФ, впоследствии был лишён депутатской неприкосновенности и арестован по обвинению в организации вооружённых беспорядков, а затем оправдан и освобождён. В 2003 году он был убит неизвестными – вскоре после победы на выборах в народное собрание Дагестана.

Несмотря на то, что Джабраил Хачилаев длительное время не принимал открытого участия в политической и общественной жизни Дагестана, по мнению экспертов «Голоса Америки», он по-прежнему обладает влиянием как среди бизнес-элиты Дагестана, так и в среде исламской молодёжи. Кроме того, Хачилаев остаётся одной из самых влиятельных фигур в лакском этническом сегменте.

Фатима Тлисова:Легализация салафитской ветви ислама в Дагестане – насколько это необходимо для решения проблемы радикализации мусульман в республике?

Джабраил Хачилаев: – Вопрос поставлен некорректно. Вы сказали о «салафитской ветви» ислама. Ислам един: он такой, каким его донёс до нас его Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Отождествление «салафитской ветви» ислама с «радикальными мусульманами» – это бессодержательная игра псевдотерминами. Ислам никогда не был чем-то новым и тем более радикальным для Дагестана. Легализация – тоже некорректное слово. Мы, мусульмане, достаточно комфортно чувствуем себя здесь. Большинство мусульман достаточно лояльно и мирно, в русле сложившейся ситуации и реалий, живут, работают… Я бы сказал, что речь идёт именно о диалоге. Да, с приходом новой команды в руководство республикой, власть, наконец, стала общаться с лидерами, как их называют, салафитских общин. То есть той части мусульман, которая сейчас, по сути, представляет собой наиболее активную, действующую в рамках российского правового поля, группу. Я бы сказал, что они есть оппозиция власти.

Ф.Т. – Оппозиция в дагестанском варианте – физический отстрел представителей власти? Вы говорите о мирных салафитских общинах, но ведь новости из вашей республики напоминают сводку с театра военных действий.

Д.Х. – Я не хочу говорить об этом. Нельзя забывать, что по-прежнему нарушаются элементарные права мусульман. Вводятся непонятные режимы КТО, когда во время пятничного намаза силовики окружают целые сёла, врываются в мечети, хватают ребят и забирают их в ОВД. Власти неустанно ратуют об инвестиционном климате, но в то же время проводятся эти неадекватные спецоперации, когда разрушают целые дома, наносится большой ущерб людям, зданиям. Подобные спецоперации только внушают людям чувство безысходности и негативно сказываются на инвестиционном имидже. Сейчас не министерство по делам инвестиций формирует инвестиционный климат, а МВД, ФСБ, пограничники, таможня… Когда вы въезжаете на территорию Дагестана, кого вы встречаете первыми? Сотрудников таможни, миграционной службы, полицейских. Коррумпированные сотрудники этих структур и есть главное препятствие на пути инвестиций в республику.

Ф.Т. – И всё же о диалоге с салафитами – зачем и кому он нужен?

Д.Х. – Я думаю, что диалог с салафитами – вынужденная мера, которая происходит из-за интенсивного процесса возрождения ислама как политического фактора во всём мире. Что касается локального уровня, то государству уже давно пора отойти от двойных стандартов и с таким же рвением общаться и с салафитами, с каким власть общается с представителями официального духовенства в лице ДУМД. От этого выиграют все стороны диалога.

Ф.Т. – Насколько вовлечён в эти процессы федеральный центр, кем он представлен, и каким влиянием пользуются люди, участвующие в процессе с дагестанской стороны?

Д.Х. – Я думаю, в значительной степени это инициатива Кремля, подхваченная руководителями республики. Очевидно, что от федерального центра функции модераторов взяли на себя Максим Шевченко и ряд других известных общественников. Они создают площадки для диалога. Можно их поблагодарить за это. В Дагестане функцию модераторов реализуют Аббас Кебедов, и в какой-то степени Сулейман Уладиев. Кебедов – человек, достаточно подкованный в вопросах религии, хорошо чувствующий политическую конъюнктуру всего Кавказа. И я думаю, власти нужно серьёзно с ним работать. Хотя я полагаю, что дело не в модераторах как таковых, а в элементарном соблюдении властью норм права, заложенных в конституции. И вообще я бы призвал перестать бояться слов «джамаат», «шариат». Это обычные слова, заимствованные из арабского языка, и если кому-то во власти они режут слух, то миллионы мусульман от этого страдать не должны. Министр ВД ДагестанаАбдурашид Магомедов ввёл для сотрудников МВД курс лекций по основам ислама. Такие действия служат стабилизации и сближению населения и власти. При встрече один на один сотрудники полиции говорят, что они мусульмане и разделяют ценности ислама.

Ф.Т. – Но опять же – согласно сводкам МВД, именно сотрудники полиции оказываются чаще всего под пулями этой самой «салафитской оппозиции»...

Д.Х. – В селении Советское, как рассказывают очевидцы, полицейские заходили в мечеть в сапогах. Полицейские – наделённые властью и оружием люди, они априори находятся в позиции сильного относительно простого гражданина, и тем более – простого мусульманина. Если прихожане мечетей нарушают российское законодательство – примените к ним закон. А такими методами работы сама полиция ставит под сомнение российскую государственность. Ни один униженный дагестанец не захочет жить с клеймом, ему лучше умереть. Кругом взятки, казнокрадство, с детского сада детей втягивают в процесс коррупции. Власть подаёт им вот такой пример. А те, кто отказывается подстраиваться под эти нечестивые правила, находят смысл жизни в исламе.

Ф.Т. – Эксперты «Голоса Америки» в предыдущей статье на эту тему говорили о том, что Дагестан фактически находится на пути отделения от России. Что вы думаете на этот счёт?

Д.Х. – Нам бы хотелось видеть, что руководство федеральных структур и президент страны так же любят Дагестан, как и Новгородскую область, Краснодарский край, Хабаровский край. На днях я летел из Сочи в Дагестан. Так как прямого рейса нет, летел через Москву, Домодедово. Девушка в пункте регистрации транзитной зоны, узнав, что я лечу в Дагестан, мне объясняет: мы обслуживаем только внутренние рейсы... Вы, что, говорю, географию не проходили? Потом уже, покопавшись у себя в компьютере, она признала ошибку. Чтобы такие казусы не происходили, надо интегрироваться более масштабно, более грамотно. Надо вообще федеральной власти доверять местным кадрам, а то присылают к нам «варягов» на руководящие должности в силовых органах. Не может у президента и у дагестанцев из числа руководящего состава не возникнуть внутреннее неприятие: раз мы россияне – происходит диссонанс, который никак не служит стабилизации взаимоотношений – центра с регионом в целом, а не только с «салафитами» и «радикальными мусульманами». Это на местном уровне, а на федеральном, как мне видится, нет механизмов продвижения интересов мусульман. Есть отдельные островки, такие, например, как Союз мусульман России, который имеет определённый опыт контактов и на федеральном, и на международном уровне, опыт миротворческих миссий. Могу предположить, что Союз мусульман России мог бы послужить площадкой для реализации широкомасштабного диалога о перспективах мусульман России.

Ф.Т. – Диалог этот по объективным причинам ещё очень хрупок: продолжается насилие с обеих сторон, и остаётся глубокое недоверие между обществом и властью. Какие ещё факторы, на ваш взгляд, мешают этому процессу?

Д.Х. – Диалог, о котором мы с вами ведём речь, несколько деперсонализирован. Вы употребили слово «модераторы». Модераторы – это те, кто выстраивает дискуссию, направляет её. Но в целом широкой публике неизвестно, кто именно ведёт диалог, с кем именно «модерируют» диалог Шевченко, Сванидзе, Лукин и другие. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что проблемы назрели не на уровне личностей, а на уровне институтов. Нужно создавать институты, механизмы встраивания интересов мусульман России в политическую мозаику страны. Это и есть реальный диалог. Я готов, имея небольшой опыт, делиться им со всеми участниками этого диалога, понимаемого шире, чем просто «круглые столы».

Ф.Т. – По мнению всё тех же экспертов, на Северном Кавказе Кремль предпочитает опираться на им же назначенных представителей власти. Насколько устойчив авторитет этих людей на местах – в частности, в вашей республике?

Д.Х. – Если исходить из многовековой традиции «кнута и пряника», то Россия должна понимать, что этот метод управления Кавказом себя изжил. Кавказ научен горьким опытом. А горький опыт – опыт незабываемый. Сама активизация исламского возрождения на Кавказе и есть ответ на эту политику по имперскому принципу «Разделяй и властвуй!». И теперь федеральный центр оказался перед оскорбительным для нормального, демократического государства выбором: убивать «радикальных мусульман», то есть тех, кто уже воюет против этого государства, не признавая его для себя легальным, или договариваться. Пока хотя бы с теми, кто не воюет.

Голос Америки, 23 июня 2011



19 комментариев


  1. (05.09.2011 22:46) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  2. Семитский варвар
    (05.09.2011 23:22) #
    0

    Шиит, на кого работаешь?))

  3. Халида
    (06.09.2011 00:32) #
    0

    Уверена -никакой это не шиит,а платный иуда-провокатор, которых почему-то не удаляют с сайта, и которые вольготно чувствуют себя на исламских сайтах.

  4. (06.09.2011 02:00) #
    0

    Суфисты в Дагестане имеют печатные издания, телеканалы. 90%имамов мечетей это поставленные Думдом имамы суфисты, также они имеют полную поддержку со стороны власти. Если власть в Дагестане перестанет разделять мусульман на традиционных и ""вахабитов"" и поймет что не каждый салафит "лесной брат" если власть позволит умеренным салафитам вести да'ват на равных с суфистами, иметь хотя бы один телеканал, или одну собственную газету, отменит этот глупый позорный закон о "вахабитах" то через пару лет 50%населения Дагестана будут салафиты, а еще через пару лет люди начнут забывать что такое суфизм.

  5. Семитский варвар
    (06.09.2011 02:06) #
    0

    Брат!

    Суфисты - это временное явление.

    Лучше нацельтесь на "слияние" с суфистами, а потом уже, в тонкой политической и "подковёрной" борьбе захватите стратегические позиции в их атакующих порядках. Чтобы победить нужно быть более конструктивными и иметь более гибкую политическую позицию. Возьмите в пример Богатые Арабские Страны, которые и являются самыми основными спонсорами Фундаментальных Мусульман. Американцы отдыхают, при их псевдоамериканизме. Учитесь, Брат!!!!!

  6. (07.09.2011 01:23) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  7. Irek Bikkinin
    (07.09.2011 07:32) #
    0

    Опять этот баклан-баклава занимается тут своей гнусью - призывами физически уничтожить группу лиц по признаку принадлежности к религиозной группе. На это есть ст.280 и 282УК РФ, между прочим.

  8. Семитский варвар
    (07.09.2011 07:46) #
    0

    Баклава, мне кажется что ты немуслим. Извини.

    А есди ты ищешь скандала - то зайди на казахстанские форумы Радио Азаттык и Время - там сейчас начинается свара по поводу позиций казахского и русского языка в Нашей Мусульманской Республике!

    Хочешь эмоций - просто зайди на те сайты и посмотри как пророссийские комментаторы казахских-национал-патриотов "сортире мочат". Если можешь - помоги Казахским Национал-Патриотам, которые, также как и ты, против Ваххабитов.. Слабо?))

  9. (07.09.2011 10:18) #
    0

    Бикини,даже в этом простом высказывание ты делаешь вывод в стиле ваха-слово ликвидировать не обязательно означает физическое устранение,и что это ты вдруг заговорил о конституции,не вы ли громче всех кричите о установлении шариата,двуличные сектанты.

  10. (07.09.2011 10:19) #
    0

    Варвар,думай что пожелаешь, Аллаха достаточно как свидетеля.

  11. (07.09.2011 10:28) #
    0

    Бикини,ты в очередной раз доказал что:
    1.-вы ворочите слова как вам выгодно,то же самое вы сделали с исламом.
    2-твои слова о конституции,то есть о законах кяфиров,уже говорит о том что вы как хамелеоны меняете цвет в зависимости от ситуации.
    Разоблачение вахов продолжится,иншаАллах.

  12. Семитский варвар
    (07.09.2011 10:33) #
    0

    Баклава, зачем нужно всё это пустословие за ваххабитов и секты? Пустословие - это серьёзный грех. А наговор - это уже Большой Грех. Не бери греха на душу, Брат..

  13. (07.09.2011 11:01) #
    0

    Варвар,борьба с ересью не может быть пустословием,мы должны защищать себя от лжи,которую хотят нам навязать заинтересованные в этом люди.

  14. Irek Bikkinin
    (07.09.2011 11:54) #
    0

    Баклан, ты похож на больного - путаешь УК РФ и Конституцию, называя их законом кяфиров. Так ты не признаешь российские законы? Признаешь только шариатские нормы, но без ваххабитской ереси? Я тебя правильно понял?

  15. (07.09.2011 12:50) #
    0

    Опять этот заблудший фанатик фитну заводит.

  16. Семитский варвар
    (07.09.2011 14:48) #
    0

    Баклава, вначале докажи и приведи в пример Священный Коран и Благочестивую Сунну. Сможешь обосновать свои движения? Ты хочешь разделения Уммы - это твоя оперативная задача?))

  17. (07.09.2011 14:49) #
    0

    Бикини,на самом деле попутал,ведь меня в отличие от вас не интересует ни конституция ни ук.
    дАнди,это ты заблудший фанатик вместе со своими братьями сектантами.

  18. (07.09.2011 20:53) #
    0

    Баклава на этом сайте все уже убедились кто на самом деле фанатик и смутьян. В какой мы теме ты не появлялся начинается фитна.

  19. (07.09.2011 23:03) #
    0

    Как же я хотел бы, чтоб Кавказ был един. Чтобы не было там никаких течений как Суфизм, вах, лесные. Чтобы все были мусульманами из общины Мухаммада с.в.а.в. Наша вина в том, что мы не можем протянуть друг другу руки. Сесть за одним столом, а не кричать в мечетях "Мусульманин тот, кто есть суфист", в лесах кричат: "суфизм и есть неверие". Давайте каждый из нас попросит у Аллаха, что бы мы все пришли к одному, к одному верному пути, к тому пути, что указал нам наш пророк.

  20. (14.09.2011 14:42) #
    0

    Полагаю, что сказанное Джабраилом Мугадовичем Хачилаевым адекватно и самодостаточно. Вопросом, вопросов остается то, почему власть придержавшие не реализуют практически ресурс наличествующий у Джабраила Хачилаева, дело от этого только выигрывало бы.

  21. Haydar
    (17.09.2011 11:03) #
    0

    как ни горько это осознавать, но события последнего времени говорят о том, что верхушка страны тупо работает на хозяев США.

    Мудрец (07.09.2011 23:03)
    +100500
    а еще лучше просить у Аллаха, чтобы мусульмане не только Кавказа, а всего мира не разделялись, а пришли к одному.
    ИншАллах