«Любите друг друга». Сулейман Уладиев о примирении мусульман Дагестана

Убийство ректора Института теологии и международных отношений Максуда Садикова стало большой потерей для дагестанского общества. Большинство общественных деятелей и экспертов считает, что за данным преступлением стоят силы, стремящиеся сорвать начавшийся два месяца назад процесс примирения религиозных общин Дагестана, в котором принимал участие Максуд Садиков.

Известный общественный деятель, в прошлом руководитель ГТРК «Дагестан», депутат Народного собрания Республики Дагестан , ныне председатель организации «Территория мира и согласия» Сулейман Уладиев в интервью «Ансар.Ру» рассказал, каким он видит будущее процесса примирения между представителями различных религиозных общин (относящихся к Духовному управлению мусульман Дагестана с одной стороны и независимых религиозных общин - с другой, прим. «Ансар.Ру»), и как может повлиять на данный процесс убийство Максуда Садикова.

Сулейман Баширович вы уже высказывали предположение, что за убийством Максуда Садикова могут стоять силы, противостоящие процессу сближения представителей различных направлений ислама – салафизма и суфизма. Не кажется вам, что после этой трагедии процесс примирения зайдет в тупик?

Мне, как и другим нашим гражданам, больно за то, что произошло. Я знал Максуда Садикова близко. Его все уважали и любили. Мы с ним не раз встречались и пытались решать существующие в Дагестане проблемы. Наряду с другими общественными и религиозными деятелями Садиков занимался вопросами, которые были направлены на то, чтобы остановить кровопролитие и не допустить войну. Но его убийство – не причина, чтобы остановить процесс примирения и недопущения войны в Дагестане. Наоборот, народ Дагестана должен осознать еще больше, что нужно продолжать дальше этот процесс.

Есть два варианта разрешения ситуации, третьего не дано. Первый вариант – идти путем примирения, найти точки соприкосновения, прекратить вооруженное противостояние, добиться понимания между представителями салафизма и суфизма. Но если мы против этого, тогда надо будет продолжать уничтожать друг друга.

Около трех тысяч дагестанцев уничтожено

Со стороны известных людей в Дагестане уже высказывались мнения, что за убийством Максуда Садикова стоят «ваххабиты», и что сесть за стол переговоров с ними – значит, сесть за один стол с убийцами Садикова. Правильно ли понимается процесс примирения людьми, которые делают подобные высказывания?

Я, например, не знаю, кто совершил это убийство. Кстати, кто они? Какие фамилия, имя отчество, адреса? Считается, что если убили представителя суфизма, то это обязательно сделали «террористы-ваххабиты». Но это тоже надо установить.

В салафизме очень много разных людей, да и в суфизме тоже. И там, и там есть непримиримые люди, есть неадекватные, но есть и разумные, готовые к компромиссам, к миру и согласию.

Я не говорю, что надо прощать убийц и вести с ними переговоры. Они нас убивают, а мы с ними должны мириться? Такого не будет. С убийцами не может быть переговоров, и о чем с ними можно договариваться? Я хочу подчеркнуть, что диалог ведется не с теми, кто бегает по лесу, взрывает, убивает, а с людьми, которые готовы сделать все, чтобы в Дагестане наконец-то наступил долгожданный мир.

Около трех тысяч человек уничтожено. Сколько надо еще убивать друг друга? Давайте 10 тысяч, 100 тысяч убьем. Да хоть миллион убьем, все равно разумные люди сядут за стол переговоров, похоронив эти десятки-сотни тысяч, и пойдут путем примирения. История человечества других способов взаимоотношений между противоборствующими сторонами кроме двух не знает. Первое – это взаимоуничтожение, второе – это мир. Мир лучше, чем продолжение войны.

Дагестанское общество устало от противостояния представителей суфизма и салафизма

Вообще, принято говорить, что диалог нужно налаживать между суфиями и салафитами. Не все же, правильно ли называть салафитами тех, кто не является приверженцем суфизма и стоит по другую сторону процесса примирения?

Они не называют себя ни салафитами, ни «ваххабитами». Некоторые в последнее время себя называют «ахлю Сунна» (последователи Сунны). Но дело в том, что с точки зрения каждый мусульманин является приверженцем Сунны. Мы все последователи Сунны Пророка (мир ему). Считается, что на поле боя два противника, так и обозначились с одной стороны салафиты, с другой – суфии.

Но есть и те, которые не принадлежат ни к одному, ни к другому направлению, но также считают себя мусульманами…

Да, есть миллионы дагестанцев, которые не относят себя ни к одному, ни к другому направлению. Их огромное количество. Они устали от этого противостояния. Я считаю, что и представители суфизма, и представители салафизма, те, кто изучал Ислам по несколько лет, изучал религию мира, а не религию войны, должны меня учить, светского человека, миру, согласию и примирению.

Мы, общество, можем предъявить претензии к ним, сказать: «мы устали от вашего противостояния». Если вы находитесь в рамках Ислама, тогда действуйте, как положено Исламу, любите друг друга и говорите, что вы едины, что вы – мусульманская умма и нет лучшего братства, чем исламское.

Почему я должен этим заниматься, и почему народ должен бесконечно ждать, какие конфликты еще между салафитами и суфиями произойдут, которые в равной степени обязаны учить умму Дагестана миру? Они должны быть образцом для всех остальных дагестанских мусульман, и не только мусульман.

Убийство Максуда Садикова – это повод весь разумный, нравственный потенциал дагестанского общества бросить на то, чтоб остановить кровопролитие и ненависть. Те, кто совершил преступление, рассчитывают на то, что мы дальше будем ссориться, обвинять друг друга, а потом убивать. Давайте найдем убийцу и уничтожим его, а не друг друга. Каждый дагестанец должен сделать все возможное и невозможное, чтобы остановить эту бойню.

Уничтожение лучшей части дагестанцев - не повод отказываться от ведения переговоров и примирения

Как сегодня дагестанское общество относится к идее примирения?

Общество разное. В нем есть равнодушные, инертные, апатичные люди. Есть социально активные, здравомыслящие люди есть радикальные люди. Если под обществом понимается совокупность разумных, нравственных людей, которые представляют Дагестан, я уверен, что они понимают необходимость примирения.

Обществу надо разъяснять, говорить о том, что происходит и что делать. Надо это общество вести к миру, работать с этим обществом. Уничтожение лучшей части дагестанцев я не считаю поводом убивать друг друга и отказываться от ведения переговоров и примирения. Это еще один повод, чтобы мы подумали над тем, что надо еще активнее идти путем примирения, как этого требует религия Ислам.

Насколько известно, о поддержке процесса гражданского диалога между религиозными общинами Дагестана было заявлено и властями республики. Все ли делается со стороны властей, чтобы этот процесс проходил на должном уровне?

Во власти есть разные люди. Одни набивают себе карманы, другие казнокрады, третьи – коррупционеры, четвертым вообще все равно, что происходит с народом и республикой, пятым нужна напряженная ситуация. Но во власти есть и нормальные люди. Власть – это часть нашего народа. Там много разумных, нормальных, адекватных людей. Конечно, они заинтересованы, чтобы не было этой нестабильности и убийств. А как по-другому?

Все равно ситуация в Дагестане когда-нибудь закончится примирением. В Европе 100-летняя война закончилась на 101-м году примирением после гибели миллионов людей. Любой конфликт, любое противостояние, любая война они однажды заканчиваются перемирием. Поэтому чем быстрее мы это сделаем, тем лучше. И глава Дагестана, и аналитики сказали, что убийство Садикова совершили силы, заинтересованные в срыве миротворческого процесса в республике.

Кого здесь только не убили! И государство, и общество не будет этого терпеть. Предел должен быть терпению. Думаю, меры будут предприняты, и общество не будет молчать. Если есть определенные силы, которые заинтересованы в дальнейшем нагнетании ситуации в Дагестане, они не остановятся на убийстве Максуда Садикова. Кому в голову пришла бы мысль, что такого человека можно убить? Видите, и его убили. А кто следующий?

Мы чувствуем, что у процесса примирения есть противники

Процесс примирения начался 25 апреля этого года с проведения гражданского диалога "Путь к миру и согласию". Вы можете сказать, что у данного процесса есть противники, и кто они?

Когда состоялся гражданский диалог, ни его участники, ни эксперты не выступили против него, потому что выступить против него – выступить за войну. Какой нормальный человек это сделает? Я не сказал бы, что все представители власти и общественности относятся к идее примирения позитивно и понимают, что это нужно.

Конечно, хотя многие и молчат, мы знаем и чувствуем, что есть силы, кто против этого процесса. Посмотрите, наряду с примиренческим процессом начинает возрастать напряженность. На второй-третий день после проведения гражданского диалога 5-6 человек погибли. Это реакция на этот процесс. Конечно, этим следователи должны заниматься и найти, кому это нужно, каким силам. Иногда люди совершают неправильные действия не потому, что они умышленно делают, а потому, что не хватает мудрости и понимания того, что другого не должно быть. А сейчас в Дагестане время не эмоций, а разума.



31 комментариев


  1. алина
    (10.06.2011 16:10) #
    0

    конечно надо выступать за то чтобы остановить это кровопролитие, и диалог этот нужен и нужно чтобы его поддерживали все силы. А Сулейман Уладиев - очень здравомыслящий деятель

  2. Джамиль-Николай
    (10.06.2011 16:50) #
    0

    Искренне а не на словах..И Умму счастье не покинет ни когда.Осмелюсь сказать ,это вольное переложение смысла Нашего Великого Курана.

  3. Джамиль-Николай
    (10.06.2011 17:00) #
    0

    Вот к примеру Братья мне сказали ,что всего лишь инженер прошептал о мне не лестно слово просили ознакомить его фейс с понятием универсального таза.Но он утверждает Шахаду .И он прощен мною.Возможно не грамотный пример.Но все же хоть не любовь но толерантность есть.И модуляция нормальна.

  4. alina
    (11.06.2011 21:08) #
    0

    будет ли такой день в Дагестане когда все помирятся и будут любить друг друга ради Аллаха?

  5. Исмат
    (12.06.2011 08:41) #
    0

    Мусульмане Дагестана забыли, что все они принадлежат к одной религии. многие стали превращаться в настоящих сектантов! не удивлюсь если по домам ходят и книжечки раздают, как свидетели иеговы. примирение это сунна, пора бы уже вспомнить хадисы Пророка и не гневить Аллаха...

  6. алим
    (13.06.2011 13:54) #
    0

    самое страшное что дагестанцы уничтожают друг друга, фактически брат убивает брата.

  7. Исмат
    (13.06.2011 20:00) #
    0

    Сейчас даже кровников примиряют. Неужели глядя на это, братья по вере не могут отставить в сторону разногласия и вспомнить, что все они рабы Аллаха? неужели нельзя организовать "прекращение огня" и хоть какое-то время не вешать друг на друга такфир и прочие гадости?
    Не верю, что всеми ими движет корысть. Скорее, у этих людей глаза и уши запечатаны Аллахом

  8. alina
    (13.06.2011 20:59) #
    0

    к сожалению, сегодня в каждой общине найдутся те люди, которые будут делать больше деструктивного, чем конструктивного. например после убийства Садикова предтставитель ДУМ Дагестана сразу сказал, что никакого диалога не должно быть, мол с убийцами Садикова за стол переговор не сядем. все переворачивают с ног на голову. речь идет не о диалоге с убийцами а о диалоге с адекватными и разумными людьми. но видимо и среди суфиев и среди умеренных салафитов есть те, кто не стремится к этому диалогу

  9. алим
    (14.06.2011 12:42) #
    0

    сегодня убили еще одного имама в Кизлярском района. кто и зачем это делает? люди наверно озверевают от всего...

  10. Исмат
    (14.06.2011 13:11) #
    0

    в Дагестане есть даже случаи, когда лесные бандиты уговаривали ребят убивать родных отцов, т.к. они видите ли намаз не делают, и не отчисляют закят на нужды ихнего же "лесного бизнеса". Т.е. имеются преступные элементы, прикрывающиеся религией и преследующие меркантильные цели - эти люди не осознают, что такое хорошо и что такое плохо. Мелкая необразованная маргинализированная прослойка, но она терроризирует все нормальное общество

  11. алим
    (14.06.2011 13:13) #
    0

    если так, то поможет ли примирение, если будоражится все общество из леса?

  12. Султан
    (14.06.2011 13:14) #
    0

    Исмат, что за чушь ты несешь придурок, ты лесного хоть раз в глаза видел.

  13. Исмат
    (14.06.2011 13:16) #
    0

    "Некоторые в последнее время себя называют «ахлю Сунна» (последователи Сунны). Но дело в том, что с точки зрения каждый мусульманин является приверженцем Сунны. Мы все последователи Сунны Пророка (мир ему). "
    правильно говорит Уладиев. зачем кому-то понадобилось вешать на себя ярлыки с "модными" арабскими словами? в графе религия пишут "ахлю сунна". а мы, значит, нормальные рядовые мусульмане, не люди сунны? они делают это ради фитны, не иначе.

  14. Исмат
    (14.06.2011 13:20) #
    0

    Султан, как-то вы болезненно реагируете, на личности переходите сразу. Желаю вам, чтобы Аллах вас просветил и наставил на правильный путь. надеюсь, вы на мой комментарий не из леса отвечаете.

  15. Исмат
    (14.06.2011 13:20) #
    0

    Султан, как-то вы болезненно реагируете, на личности переходите сразу. Желаю вам, чтобы Аллах вас просветил и наставил на правильный путь. надеюсь, вы на мой комментарий не из леса отвечаете.

  16. алим
    (14.06.2011 13:23) #
    0

    Султан а вы поддерживаете то, что мусульмане Дагестана должны налаживать мир и диалог? не обзывайте вы Исмата, каждый имеет право на свое мнение

  17. Султан
    (14.06.2011 13:27) #
    0

    Я один из участников этого процесса, но всякий раз идут слухи эти что-то сделали, те что-то сделали. Лесные тоже хотят шариата и все больше им ничего не нужно. Здесь чтобы не раскрывать преступления все валят на них, абсолютно все и ни одного раскрытия. А слухи которые вы пишите ИСМАТ пускают суфисты, за не имением других аргументов.

  18. Исмат
    (14.06.2011 13:40) #
    0

    тоже хотят шариата? а вы, Султан, хотите чтобы в вашем регионе был закон шариата? сомневаюсь что вам это удастся в рамках российской конституции.

  19. Султан
    (14.06.2011 13:47) #
    0

    Мой брат ты хочешь развести дискуссию.Давай переключимся на другую публикацию там и побеседуем, чтобы другие могли присоединится, а статья наз Ваххабизм и ваххабизм в Дагестане, не подумай ничего просто там уже сформировался дисскусионный контингент.

  20. alina
    (14.06.2011 13:48) #
    0

    Мне кажется не надо превращать Дагестан в то, что было в Чечне. невозможно сегодня установить шариат в какой-либо российской республике. нужно стремиться быть мусульманами в этом светском государстве. все ученые говорят что сейчас не время устанавливать Шариат, а пророк Мухаммад (мир ему) говорил что надо думать о приоритетах и последствиях и делать все разумно, тогда когда условия времени и обстоятельства это позволяют.

  21. alina
    (14.06.2011 13:50) #
    0

    какая разница где идет дискуссия. здесь речь идет о примирении мусульман. вот вы опять здесь суфиев задели. пока мы будем вот так задевать друг друга вряд ли будет мир. как говорит Уладиев, это салафиты и суфии должны призывать общество к миру, а не он их... мы вечно копаемся в окружающих не думая о том, что в нас внутри самих...

  22. alina
    (14.06.2011 13:53) #
    0

    и еще Султан вы здесь назвали брата-мусульмнина придурком и говорите что участник примирительного процесса. не очень стыкуются эти два момента

  23. Исмат
    (14.06.2011 14:00) #
    0

    Султан, не то чтобы я хотел развести дискуссию, я просто хочу сказать, что все мы мусульмане, и нельзя превращаться в сектантов, нельзя вешать ярлыки плохое и хорошее без разбору, а я вижу вы пишете "суфисты" с явным презрением. Лично я обычный мусульманин ханафитского мазхаба, не суфий, но мне странно слышать подобное. И тем более странно слышать о желании установить шариат в светском государстве с немусульманским большинством.

  24. alina
    (14.06.2011 14:01) #
    0

    а почему вы под тем материалом отвечаете на вопросы? напишите, что вы думаете о взглядах уладиева о процессе примирения раз вы его участник... нам это интересно. я соблюдаю законы Шариата но если в России правосудие не шариатское я терплю это и не иду с лозунгами против этого. нам терпения не хватает - того главного, что предписал Всевышний. нам всем работать надо над собой, и по возможности следовать Шариату. альхамдулиЛляхи намаз делать, платок носить мне никто не запрещает.

  25. alina
    (14.06.2011 14:04) #
    0

    после ваших сообщений Султан, я не верю, что вы искренне желаете примирения и диалога, в котором ВЫ УЧАСТВУЕТЕ

  26. (14.06.2011 14:35) #
    0

    Да, у нас пока очень трудно (нельзя сказать "не возможно" - ведь на все воля Аллаха) говорить о законах Шариата.
    Тут у нас законы России не действуют, какая уж речь о законах Шариата... Без суда и следствия забирают людей. Погибают, пропадают люди, наши братья...

    Исмат, зачем вы говорите о шариате, как будто он недосягаем... В этом и состоит наверно "примирение", чтобы рассмотреть область соприкосновения российских законов и шариата, чтобы Все мусульмане могли спокойно жить, имея права свободы вероисповедания, чувствуя свою защищенность, своих прав..., могли воспитывать своих детей, как они считают нужным, ...

  27. (14.06.2011 14:37) #
    0

    А Вы Исмат разве не хотели бы Шариата ?)

  28. Гусейн
    (14.06.2011 14:39) #
    0

    Исмат правду говорить,лесные отправляли убивать своих отцов и убили,лесные изымають дань с мелких предпринимателей,кто не можеть за себя постоять под прикрытием религии.Может Султан ты один из них?

  29. (14.06.2011 14:44) #
    0

    Исмат, "нельзя вешать ярлыки плохое и хорошее без разбору"...
    Возможно, среди "лесных" есть такие искренние мусульмане, до искренности которых нам далеко... Наверняка, они понимают о грехе убийства в мирное время, мирных граждан и т.д. Государству нужно создать условия нормальной жизни, нужны процедуры "примирения"...

  30. (14.06.2011 14:46) #
    0

    Гусейн, есть может и такие, но ярлыки все равно не вешайте... Среди правоохранительных органов тоже разные есть, все это знают...

  31. alina
    (14.06.2011 14:52) #
    0

    Рустем. в Дагестане есть комиссия по адаптации. те кто не связан ни с какими преступлениями и убийствами может обратиться туда. мы не можем во всем обвинять государство, силовиков и так далее. мы должны искать нормального существования в этом государстве а мы все время на себя одеяло тянем