Подзарядить Россию мусульманским позитивом

Доказывать, что в современной России исламский фактор все больше вторгается почти во все сферы жизни, излишне. Надо понимать, что социально-политическая активизация мусульман – естественный и необратимый процесс, протекающий одновременно по всему миру. Всякие попытки подавить ее силовым путем неизбежно приведут к прямо противоположным результатам. Что мы сегодня и наблюдаем на Кавказе.

Вопрос здесь должен ставиться совершенно иным образом – не как подавить, а как направить эту энергию возрождающегося Ислама на благо всего российского общества и укрепление современного российского государства. Но на этом пути перед властями и обществом встает невероятно сложная задача – предотвратить нарастающую радикализацию части молодежи и ее противопоставление самой себя всей российской государственности.

Решение этой проблемы – основной ключ к профилактике радикальных и экстремистских идей в среде мусульман. Ведь на самом деле, тех, кто вышел за рамки правового поля, не так много. Значительная часть склонной к крайностям молодежи на сегодняшний день является пассивно симпатизирующей радикальным идеям. Но при отсутствии срочных продуманных комплексных мер, ряды молодых ребят, готовых выходить за рамки правового поля, может пополняться.

Ключевой подход, который поможет не только погасить радикализацию, но и направить энергию возрождающегося Ислама на пользу всему российскому обществу – предоставить мусульманам широкую свободу социальной активности, взять Ислам в союзники и сориентировать эту волну на созидательные цели. Это именно тот подход, к которому все больше начинают обращаться здравые люди по всему миру. Он позволит подзарядить Россию позитивной мусульманской энергий.

Таким образом, чрезвычайно важно обозначить стратегию, которая будет заключаться в нейтрализации радикализма и сепаратизма в мусульманской среде через разработку и продвижение идей исламской умеренности, основанной на учете положений Ислама, интересов общества и государства, на раскрытии и вовлечении просветительского, цивилизационного, созидательного, патриотического и примирительного потенциала Ислама в процессы общественного развития.

Концептуальные же предложения по реализации подобной стратегии заключаются в следующем:

Создание пространства. Для того, чтобы успешно продвигать идеи исламской модернизации и полноценного использования созидательного потенциала Ислама, в первую очередь, нужно создать само идеологическое, коммуникативное и инновационное пространство, в котором эти идеи существуют, обсуждаются и распространяются. Данное пространство возможно только в виде сообщества, сети единомышленников и активистов, но никак не в виде иерархических забюрократизированных структур, заточенных не на развитие, а на сохранение статус-кво.

Речь идет о выведенной из тени сети умеренных ученых и лидеров, которую необходимо как можно скорее оформить в виде некоторых легальных и санкционированных властью официальных организаций – исламских учебных центров, советов мусульманских ученых, аналитических групп, институтов современной исламской мысли и т. д. Этим умеренным сетям и организациям нужно создать все условия, чтобы они могли успешно конкурировать за аудиторию. К сожалению, сегодня Россия значительно отстает в разработке и реализации подобных инициатив от тех же самых США, Великобритании, где идею о необходимости поддержки подобных сетей эксперты, работающие на правительство, продвигают не первый год.

Для этого, во-первых, в самом мусульманском интеллектуальном пространстве необходим поиск и оформление идейного проекта российской исламской умеренности, который бы позволял раскрывать и актуализировать просветительский, цивилизационный и созидательный потенциал Ислама на благо всего общества.

Примерами таких версий могут служить - концепция, поддержанная правительством Малайзии, «Ислам Хадари» («Цивилизационный Ислам»); кувейтская концепция «Аль-Васатийя» (центризм, умеренность, срединность); правовые концепции западных мусульман «Фикх аль-аккалийят» (мусульманское право для мусульманских меньшинств), сосуществование с немусульманами, адаптация Шариата в светском плюралистическом государстве и обществе; теория договора; опыт турецкой Партии справедлиости и развития и т. д. Несомненно, при выработке российской версии подобного рода нужен учет наших традиций и наработок интеллектуальных школ отечественных исламских ученых. На основе этих идей возможно создание идеологической платформы (доктрины) мусульман России.

Во-вторых, этим сетям необходимо позволить открыто и без боязни преследований со стороны судебных и правоохранительных органов строить и организовывать широкие публичные дискуссии по ключевым вопросам для современного российского мусульманского сообщества – вопросам власти, границ призыва и джихада, формам взаимодействия с немусульманами и немусульманской властью, межконфессионального диалога, светского государства, Шариата в плюралистическом обществе и т. д.

В-третьих, этим сетям и организациям нужно оказать широкое методическое, финансовое и политическое содействие для того, чтобы они могли организовывать крупные проекты по мобилизации в своей среде новых идей, добровольно жертвуемых финансовых средств, а также по вовлечению в конструктивные дискуссии и созидательную активность как можно большего круга мусульманской молодежи. Речь здесь может идти об инициировании и запуске широкого круга общественных, экономических и политических мусульманских проектов, вроде программ малых грантов по поддержке мусульманских правозащитных, образовательных, исследовательских, молодежных, благотворительных и иных проектов.

В-четвертых, в каждом регионе нужно избавиться от системы монопольного закрепления права на истину в религиозно-идеологических вопросах за группами мусульман, представляющих только одно идейное течение в Исламе. Саму систему духовных управлений необходимо дополнить и расширить системой религиозных советов, советов улемов, советов по фетвам (богословско-правовым заключениям) и т. д. с приглашением в них как можно более широкого представительства умеренных и конструктивных сил.

В-пятых, необходимо стимулировать в традиционно мусульманской среде увеличение социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной), социального разнообразия и идейного плюрализма этого же самого общества, социальную и идейную конкуренцию, создание и популяризацию привлекательных моделей социального поведения выходцев из традиционных обществ нового типа, например, успешных бизнесменов новой конкурентной экономики, независимых журналистов, политиков и т. д.

После создания подобного идеологического и коммуникативного пространства умеренных ученых, лидеров и активистов необходимо инициирование создания разветвленной сети школ, тренинговых и учебных центров, клубов и интеллектуальных инновационных мастерских, в которых можно было обеспечить воспитание нового поколения умеренных исламских лидеров и активистов. Речь здесь идет не о существующих исламских университетах, а именно о добровольных инициативах и объединениях умеренных мусульман, которые, к примеру, могут использовать опыт молодежных инициатив, сетей, объединений и организаций нашей страны.

Добиться этого можно легализацией и пресечением всякого преследования со стороны судебных и правоохранительных органов любых молодежных инициатив по реализации в общественном и политическом пространстве проектов активности на исламском поприще. Иными словами, нужна поддержка инициатив по созданию региональных и общероссийских молодежных движений, организаций, организационных мероприятий – съездов, конференций, семинаров, публичных дискуссий, СМИ, просветительских и иных проектов.

Власти, стоит подчеркнуть, должны преодолеть свое недоверие к новому, нарождающемуся поколению исламских лидеров, которые, к сожалению, пока воспринимаются как конкуренты существующих духовных управлений. Ведь ситуация на сегодняшний день такова, что «законодателями мод» в среде исламской молодежи уже в основном являются эти ученые и проповедники нового поколения, а не «старая гвардия» ДУМов с их косностью, забюрократизированностью и утратой во многом доверия со стороны молодых мусульман.

Создание информационных каналов. Важнейшей задачей является создание информационных каналов, которые могли бы транслировать вырабатываемые идеи и модели исламской умеренности на широкую мусульманскую аудиторию. Которые могли бы способствовать их распространению и укоренению в среде российских мусульман, связать ее в идейном плане в единое, консолидированное сообщество, неприемлющее идей радикализма и экстремизма в силу глубокой теологическо-правовой обоснованности этого, а не благодаря нажиму сверху.

Важнейшими инструментами на данном направлении являются мусульманские СМИ регионального и федерального уровней - интернет сайты, циклы телепередач на местных каналах, радиостанции, газеты и т. д., нацеленные на реализацию вышеупомянутой стратегии.

Основной же задачей этой медиа-сети должен стать перехват инициативы в информационном, коммуникативном и публичном пространствах у крайних пропагандистов. Добиться этого можно только открытым обсуждением всех волнующих сегодняшних мусульман вопросов, вовлечением в публичные дискуссии как можно более широкого круга лидеров и активистов исламской умеренности, в том числе, и зарубежных.

Сеть образовательных учреждений и студенты за рубежом. Отдельное место занимает создание сети образовательных центров и учреждений. Так, на первом этапе целесообразным является создание федерального исламского просветительского центра, который мог бы готовить специалистов на основе разработанной доктрины исламской умеренности. На первом этапе целесообразно, чтобы он был филиалом какого-нибудь авторитетного международного исламского университета. Для разработки этого проекта создана специальная рабочая группа.

В то же время необходимо внедрение некоторых элементов этой доктрины в существующие в России исламские учебные заведения для увеличения их эффективности. Важным направлением является также работа с гражданами России–студентами исламских учебных заведений за рубежом. Для всех нас должен быть очевиден не столько высокий риск подверженности этих студентов идеям радикальных организаций, сколько ошибочность и даже вредность распространенного стереотипа об опасности всех без исключения студентов за рубежом.

На сегодняшний день нет ни одного случая, когда среди «лесных» оказывался какой-нибудь выпускник зарубежного исламского вуза, получивший полноценное исламское образование. В подавляющем большинстве случаев в ряды вооруженного подполья вливаются мусульмане, недополучившие полноценного исламского образования, или самоучки.

Однако этот импульс неприятия, недоверия и отторжения доходит до них, и зачастую толкает их на изоляцию и определенное сочувствие радикалам. Не секрет, что внеправовое давление со стороны правоохранительных органов, с подачи некоторых представителей «официального духовенства», сказывается, прежде всего, на них. Вместе с тем, в этой среде имеется большое количество потенциальных союзников в деле стабилизации ситуации, распространении исламской умеренности и созидания.

Нетрудно предположить, что при продуманной тактике, хорошей подготовке и благоприятных условиях, деятельность одного такого профессионала в идейно-пропагандистском плане может быть эффективнее многих лет усилий целого штата духовного управления. За примерами тут далеко ходить не надо – они у всех на слуху.

Почему бы не иметь ярких проповедников исламского созидания, которые могли бы не просто удержать молодежь, но направить ее потенциал в мирное, конструктивное русло. Наличие у них религиозного образования даст им столь требующуюся сегодня легитимность и авторитет. Остро необходимо разработать специальную программу по работе с ними.

В заключение стоит добавить, что все озвученные здесь идеи и предложения, специалистами прорабатываются не первый год. По многим из этих идей существуют уже готовые научные исследования, концептуальные разработки и методические пособия.

Кроме того, по большинству из озвученных рекомендаций имеются уже запущенные проекты начального уровня, ориентированные на долгосрочное развитие и масштабные цели. Таким образом, идейный, организационный и кадровый фундамент под предлагаемые рекомендации в значительной степени уже заложен.




9 комментариев


  1. Кирилл
    (26.10.2011 18:14) #
    0

    Как мне представляется, автор с самого начала статьи определяет действия бандитов и террористов на Северном Кавказе как социально-политическую активизацию мусульман?! Вообще-то, каждый абзац данной статьи можно подробно разложить с точки зрения несостоятельности утверждений г-на АРМ. До свидания

  2. Rasdag
    (26.10.2011 19:22) #
    0

    Кирилл видно не в курсе ситуации на Кавказе, или видно в курсе только "официальной" позиции. Вообще предложения хорошие, но в Россий они не будут проведены никогда, если конечно лесные не попытаются ликвидировать товарищей которые в Москве принимают решения, тогда конечно может они пятой точкой начнут думать. А так им насрать на нас.

  3. Обозреватель
    (26.10.2011 20:43) #
    0

    Кирилл
    ||Как мне представляется, автор с самого начала статьи определяет действия бандитов и террористов на Северном Кавказе как социально-политическую активизацию мусульман?!||
    Попробуй с такими сионистами найти общий язык , в мыслях которых только объявление мусульман террористами !
    Когда они сами ими являются.

    А их установка воевать с мусульманами на уничтожение !

  4. Мугмин
    (26.10.2011 22:18) #
    0

    Ассалямуалейкум братья! Если взглянуть на историю всего человечества, никогда не распространялась религия Всевышнего сверху в низ, а на оборот с низу в верх, да простит меня Алла, за аналогию. Господин миров каждому народу дает соответствующего правителя. Обязанность мусульманина молитвой, знанием и благим нравом доносить ислам, а остальное за Всемогущим. Пусть Прощающий Милостивый простит меня и смилостивится надо мной, и пусть Он простит вас и смилостивится над вами.

  5. Менеджер
    (27.10.2011 12:40) #
    0

    Готовый бизнес-план для муслимов. Воплощать надо!

  6. Знающий
    (27.10.2011 13:09) #
    0

    " предоставить мусульманам широкую свободу социальной активности"

    О какой конкретно "социальной активности" речь идет, о свободе для чего и от чего? О свободе создавать некие зоны, на которых отменяются российские законы и вместо них - шариат? О свободе кавказских диаспор нарушать все законы, плевать на некавказские традиции? О полной свободе для пропагандистов построения халифата в России, создания "Исламской Республики Урал" и т.п.?

  7. Семитский варвар
    (27.10.2011 14:32) #
    0

    Знающий, лучше посмотрите на своих православных - с каких-таких пор Кострома считалась чисто православным городом? Разве это не претит российской Конституций?

  8. Знающий
    (27.10.2011 17:30) #
    0

    Уважаемый Варвар, при чем тут Кострома?

    У меня по конкретному тезису статьи вопрос. Какую именно "свободу СОЦИАЛЬНОЙ активности" хочет для мусульман Абдулла? Разве нет сейчас свободы создавать халяльные предприятия, заниматься благотворительностью, создавать исламские учебные заведения, выпускать даже "исламскую МастерКард"?
    Но у него речь, видимо, о чем-то ином. О чем-то политическом? О каких-то привилегиях? Или о чем?

  9. прохожий
    (30.10.2011 20:18) #
    0

    Ливию уже подзарядили, глава ПНС - мусульманин, жить будут по шариату. Теперь Россиию хоцца. позитивом подзарядить.