Численность населения России к 2050 году, как ожидается, снизится на 32 млн человек. С такой оценкой выступил в свое время директор ЦРУ Майкл Хейден, отметив, что наша страна из-за плохой демографической ситуации «потеряет в следующие четыре десятилетия почти четверть своего населения». «Чтобы поддерживать экономический рост, России во все большей степени придется заниматься привлечением рабочей силы извне», – отмечается далее в выдержках из текста его речи, подготовленной для выступления в университете Канзаса. «Некоторые иммигранты будут этническими русскими из бывших советских республик. Однако другие будут китайцами и нерусскими из Закавказья, Центральной Азии и прочих регионов, что грозит дальнейшим ростом межнациональной и межрелигиозной напряженности», – считает директор ЦРУ.
Как видно из выступления, прогноз имеет два аспекта: снижение численности населения и рост межнациональной и межрелигиозной напряженности. Большинство приезжающих в Россию являются «этническими мусульманами», поэтому данная проблема напрямую касается перспектив развития Ислама в нашей стране.
Аналогичные прогнозы делались и до ЦРУ. Например, по данным фонда Карнеги, одного из ведущих мировых аналитических центров, в результате миграционных и демографических процессов к 2030 году доля населения, так или иначе относящегося к Исламу, в России достигнет половины. Только подумайте: всего лишь через какие-то двадцать лет каждый второй в нашей стране, как полагают некоторые серьезные эксперты, будет мусульманином.
Если даже исходить из того, что эти выводы преувеличены, то и треть, и четверть мусульманского населения через 15–20 лет – это очень серьезно. Готовиться к этому надо уже сейчас. Точнее, надо было еще вчера.
На этом фоне очень странными выглядят обнародованные данные некоторых российских социологических служб, которые во что бы то ни стало пытаются минимизировать численность мусульман в России – то 20, то 14, теперь уже заявляют всего о 9 млн. Как говорится, бывает ложь, большая ложь и статистика. Можно, конечно, сколько угодно тешить себя иллюзиями, закрывать глаза на очевидные вещи, манипулировать цифрами, но достаточно пройтись по улицам отечественных городов, чтобы убедиться в росте количества представителей народов, традиционно исповедующих Ислам.
Совершенно понятно, что без привлечения людей из-за рубежа, прежде всего из мусульманских стран СНГ, не только развитие российской экономики, но и вообще ее функционирование оказывается под большим вопросом. Сегодня вопрос не стоит – привлекать или не привлекать. Надо думать, кого привлекать и как адаптировать в наших условиях.
Но вместе с тем, как говорится, радоваться рано. На мусульманах России лежит колоссальная ответственность за будущее страны и развития Ислама в ней. Миграция и снижение численности коренного населения – колоссальный вызов, который может как способствовать повышению статуса Ислама в России, так и совсем наоборот.
Прогнозы типа того, что дает Карнеги, должны вызывать в нас не эйфорию, а трезвую ответственность. Проблема в том, что собой будет представлять эта мусульманская половина или треть России, насколько мы действительно будем соответствовать тому типу личности, который превозносит Всевышний в Коране.
Если Россию наводнят десятки миллионов Ахмедов, Рустамов, Магомедов и прочих, которые, грубо говоря, будут вспоминать о своем мусульманстве только в редкие минуты похмелья и смотреть на окружающее население и его имущество как на объект добычи, нас ждут колоссальные проблемы на почве миграции, межнациональных и межрелигиозных отношений, – тогда много раз право ЦРУ. И неизвестно, чем это все закончится. Если же мусульмане в России хотя бы на кончик ногтя будут похожи на Пророка (мир ему), то у Ислама в нашей стране огромные перспективы. Никаким нацдемам с их призывами отделить и выслать мусульман из РФ делать будет нечего, а равно как и силантьевым с амелиными.
Только отстаивая исламские ценности справедливости, социальной солидарности, уважения к личности, просвещения, терпимости, свободы, служа Аллаху и всем Его творениям, можно на деле показать людям эффективность мусульманской модели общественного устройства. Тогда люди повернутся к Исламу.
Представьте себе, каким было бы отношение к мусульманам, приехавшим из других стран, да и ко всем российским приверженцам Ислама, если бы мы жили так, как предписывает наша религия. Думаю, что большинство россиян как минимум очень скоро начали бы ставить мусульман своим детям в пример как образец порядочных, образованных и целеустремленных людей и каждый был бы только рад соседству с теми, кто исповедует Ислам.
В исламской среде России распространено мнение, что миграцию надо обязательно поддерживать, так как в стране в результате нее становится больше мусульман. Это стало чуть ли не аксиомой. Между тем к данной позиции есть масса замечаний.
Во-первых, количество – далеко еще не качество. Во-вторых, скажем прямо: российская умма переживает кризис. Она разобщена, не сформированы базовые институты, грамотность и исламская сознательность близки к минимальным, собственное оригинальное мировоззрение только появляется. А тут еще перед нами возникает такая проблема, с которой не знает, что делать, все государство в целом. Это значительно усложняет процесс становления Ислама в России. Миграционный фактор уже дает о себе знать во многих общинах, причем зачастую не самым лучшим образом.
В-третьих. В конце концов в Исламе нет принципа «он с нашего двора». Согласно Корану, надо поддерживать кого-либо или что-либо исходя из принципа справедливости, а не из каких-то личных или корпоративных интересов, защищая кого-либо только потому, что он называется мусульманином, но ведет себя непотребно. Аллах прямо говорит, что мы должны быть поборниками справедливости, если придется даже свидетельствовать против самих себя.
В-четвертых, надо понимать, что окружающие уже судят об Исламе по мигрантам. Складывается стереотип, что это религия «приезжих» со всеми проблемами неграмотности, неустроенности, нищеты, криминала и проч. Не надо даже объяснять, что это мешает даваату (религиозному призыву) и исправлению ложных представлений об Исламе, порождает исламофобию.
Есть, конечно, шанс повысить статус Ислама в России в результате миграционных процессов. Для этого как минимум столь разным группам надо объединиться и сформировать эффективные институты работы на благо не только своей общины (в том числе по интеграции приезжающих), но и всех россиян, вне зависимости от их религиозных убеждений.
Легко сказать, всего несколько слов, – но крайне сложно претворить в жизнь. Будем честны – перед нами стоит задача колоссальной сложности, учитывая низкий уровень элементарной политической культуры, отсутствие какой-то общемусульманской идеологической платформы и массированное противодействие.
Государству же, чтобы избежать развития событий по прогнозу ЦРУ, нужно оставить негативные стереотипы в отношении мусульманской религии и выявить ее позитивный потенциал для интеграции приезжих.
Пока складывается впечатление, что в высоких кабинетах, особенно в последнее время, сделали ставку на привлечение мигрантов, как раз максимально далеких от Ислама, в основном из Киргизии. Мол, чтобы «хизб ут-тахриров» там всяких не было. В результате получаем рост не только межнациональной напряженности, но и массу сопутствующих проблем от уличного пьянства до криминала. Это как раз имеет прямое отношение ко второй части выступления М. Хейдена.
Если не хотим реализации прогноза американских «заклятых друзей» в самом неприятном виде, надо рассматривать Ислам не как осложняющий миграцию момент, а, наоборот, как фактор, смягчающий адаптацию, способствующий нормальной интеграции и помогающий снимать многие даже бытовые проблемы.
Что касается миграционной политики, контуры которой вроде как должны в ближайшее время проявиться, то в ней надо не бояться делать ставку в числе прочих мер на укрепление подлинно Исламских настроений среди приезжающих, для чего необходимо задействовать действительно авторитетных мусульманских лидеров и организации. Последние сами также должны активно включиться в этот процесс и предложить властям свою идейную и практическую помощь.
Ведь, как бы кому ни казалось, «исламская компонента» при правильном применении может значительно способствовать адаптации и социализации иммигрантов из мусульманских стран. Но, безусловно, дело не должно ограничиваться только этим. Прежде всего необходима целостная концепция миграционной политики с набором социально-экономических и законодательных мер.