Почему русские офицеры в XIXв. предпочитали горский костюм

Готовя пост о папахах, я попросила своих знакомых поделиться рисунками или фото, и получила столько материала, что можно было бы сделать из этого отдельную серию постов, комментируя каждый рисунок или фото. Особо хочу поблагодарить историка из Нальчика Тимура Дзуганова, поделившегося уникальными рисунками из своей личной коллекции.

Уже разместив эти рисунки в блоге, я нашла статью известного питерского историка Якова Гордина “Русский человек и Кавказ”, опубликованную в 2006 году в Альманахе “Культура и общество”. Рассуждения Якова Аркадьевича о влиянии горского костюма на русского офицера, служившего на Кавказе в период Кавказской войны, мне кажутся идеально вписывающимися в тему горского костюма вообще и горской папахи, в частности…Поэтому привожу фрагмент статьи:

“Одним из глубоко осмысленных парадоксов русского мира Кавказа было отношение русских офицеров к внешним атрибутам, присушим горцам. Горский костюм, который, очевидно, с ермоловских времен стали носить русские офицеры (со временем некоторые части Кавказского корпуса получили горскую одежду как официальный военный костюм), изначально имел куда более серьезное значение, чем просто удобная боевая одежда. Одежда Кавказского корпуса с тех же ермоловских времен была не менее удобной. И тем не менее… Мы располагаем массой свидетельств о том, какую роль играл горский костюм в самоощущении русского офицера.

Лермонтов писал в том же очерке: “Он (русский офицер – Я.Г.) легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал – старый базалай, пистолет закубанской отделки, отличная крымская винтовка, которую он сам смазывает, лошадь – чистый Шаллох и весь костюм черкесский, который надевается только в важных случаях и сшит ему в подарок какой-нибудь дикой княгиней. Страсть его ко всему черкесскому доходит до невероятия”.

Аристократ Печорин одевался так, что казаки принимали его за кабардинца.

Зиссерман, прослуживший на Кавказе четверть века, писал в воспоминаниях: “Сами чеченцы не усомнились бы признать меня своим земляком, так преобразился я несколько-летним пребыванием среди горцев и увлеченный поэтическою стороною их воинственной полудикой жизни; ну, а наружно и говорить нечего: бритая голова, маленькая русая козлиная бородка, загорелое лицо, костюм, оружие и все ухватки до тончайшей подробности не уступали оригиналу”.

Русские завоеватели высшим достижением считают максимальное отождествление себя с горцами.

Когда Лермонтов писал, что Печорин гордился своим неотличимым сходством с кабардинцем, то он знал, что говорил: “С тех пор, как я выехал из России… изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Куба, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски”. Это – из письма другу С. Раевскому в 1837 году.

Можно с достаточной вероятностью предположить, что насмешки Лермонтова над Мартыновым, в мирной обстановке носившем утрированный горский костюм – “горец с большим кинжалом”! – были вызваны именно этой профанацией обычая, глубокую суть которого Лермонтов понимал.

Зиссерман гордится тем, что его не отличить от чеченца. Причем, это не только самооценка. Наместник Кавказа Воронцов, выросший и воспитанный, как мы знаем, в Англии, был в восторге от вида Зиссермана. Генерал Засс, прославившийся своими набегами на горские аулы, не только сам носил черкесский костюм, но и все его окружение одевалось так же.

Ношение горского костюма русскими офицерами было явлением знаковым. Оно означало стремление влиться в исконный мир Кавказа, отделиться таким образом от русского мира (при этом не теряя чувства имперского патриотизма).

Это стремление могло возникнуть и проводиться с такой настойчивостью только в том случае, если мир Кавказа воспринимался как нечто более значительное, чем русский мир. И, стало быть, горец, которого копировали русские офицеры, воспринимался как личность с более высоким экзистенциальным статусом. Горец воспринимался как носитель свободы, русскому человеку недоступной.

Любовь славянофилов к русскому платью – допетровской эпохи: платье это они носили как вызов, как символ отрицания европеизма. Это было осознанное оппозиционное действие, но достаточно поверхностное и искусственное. Славянофилы не пытались, да и не могли вжиться в мировосприятие допетровского русского человека. Черкесское платье русского “кавказца” было, по сути дела, таким же вызовом, но скорее подсознательным и потому более глубоким. Русский офицер органично воспринимал мир Кавказа как свой мир.

Черкесское платье, верховая посадка, оружие – имитация облика джигита. Джигит – концентрация достоинств свободного человека и высшая похвала как для горца, так и для русского.

И здесь снова нужно вспомнить о принципе “психологической компенсации”, о котором уже шла речь. Литератор, публицист Евгений Марков, автор лучшего анализа толстовских “Казаков”, путешествовавший по Кавказу и хорошо его понимавший, писал в 1880-х годах: “Когда смотришь в одно время на лезгина и на нашего брата вахлака-русского, то русский производит впечатление неуклюжего травоядного животного рядом со статным и смелым хишником. У лезгина пестрота наряда какой-нибудь пантеры или барса, грация и гибкость ее движений, ее страшная сила, воплощенная в изящные стальные формы”.

Разумеется, Марков преувеличивает контраст. Казаки-линейцы часто не уступали горцам в боевой выучке и сноровке. Но очевидно, что русский офицер осознавал разницу своих возможностей и возможностей горца. И дело было отнюдь не только в чисто военном соревновании. Горец идеально вписывался в окружающий мир, что создавало основу его высокого самосознания. Имитируя внешние формы, русский офицер сознательно или подсознательно стремился сравняться с горцем именно во взаимоотношениях с миром”.



12 комментариев


  1. (04.06.2012 23:48) #
    0

    Писали где-то, что бурка могла задерживать свинцовые пули на каком-то расстоянии.

  2. (05.06.2012 03:28) #
    -1

    Статья очень комплементарна, в "духе времени", и вполне даже соответствует формату "гламурного" журнала . Но очень странно выглядит фраза ("Русский офицер органично воспринимал мир Кавказа как свой мир") в реальном историческом контексте: ведь под непосредственным руководством русских офицеров русские войска проводили политику истребления в сер. XIX в. кавказских народов Северного Кавказе, особенно истребления населения Черкесии, в западной части СевКавказа. И какие бы "аргументы геополитического характера" не приводились в оправдание этих актов истребления населения этого региона, эти события имели место быть и даже самый упертый сторонник "единой и неделимой" сами факты эти не отрицает. А потому очень странны такие опорные тезисы статьи.

    • (05.06.2012 13:03) #
      -1

      Особенно экоцид в те времена показателен на Кавказе. А одевались они так ещё для маскировки под местных, легче так было выживать, наверное.

  3. (05.06.2012 17:46) #
    -3

    Статья интересная. Кстати, подражательность-в крови русских. С кем из них не разговаривай, каждый из русских похвастается, что у него или дед, или бабка-нерусские, чаще всего татары или цыгане, в крайнем случае бурят или какой-нибудь другой сибирский инородец. Часть из русских при этом сознательно выдумывает. Но факт остается фактом, русские свой русскости подспудно, где-то в глубине души, стыдятся.
    Именно сами русские дают основание считать, что русский-это недочеловек.

    • (05.06.2012 20:12) #
      0

      В твоей крови-стадность, понты, комплекс неполноценности за свою нацию. Сначала со своими тараканами разберись, а потом к нам лезь, моджахед клавиатурный.

      • (05.06.2012 22:13) #
        2

        Согласен с Silver, этот Zayid позволяет себе непозволительные в цивилизованном обществе вещи - провокационные высказывания с расистским душком, что несовместимо ни с обычной моралью, ни с исламом, который представил себя через Коран как послание ко всему человечеству, без различия людей на языки, цвет кожи и пр. Россия - полиэтническая страна, практически у каждой российской семьи (русской, татарской, мордовской и т.д.) среди предков есть представители разных этносов. И в этом нет ничего странного, и тем более предосудительного или постыдного. Наши деды-красноармейцы в Отечественную войну хребет сломали тем, кто развивал теории о "недочеловеках".

        • (06.06.2012 01:00) #
          0

          Ты почитай коментарии неадеквата Сильвера к другим статьям и я посмотрю как ты с ним согласишься! Когда этот имбицил высказался о Коране!!!

          • (06.06.2012 02:11) #
            3

            Вот и надо судить по конкретным комментариям. Что бы ни писал Silver в других своих комментах, это не оправдывает Zayidа за приведенное им высказывание тут. Что же, по Zaydу, Лев Толстой - недочеловек?

            • (06.06.2012 02:16) #
              -1

              а в чем не прав Зияд? и при чем здесь Л.Толстой?

              • (06.06.2012 14:35) #
                1

                Ramzan, вы же знаете, о чем идет речь, Л. Толстой - русский, русский писатель.

                • (06.06.2012 14:53) #
                  0

                  Комментарий удален модератором.

    • (06.06.2012 08:26) #
      1

      Нет, это дает основание считать, что русские в своей массе не являются расистами и нациками, в отличие от г-на zayida.

  4. (06.06.2012 11:51) #
    0

    Популярная индуктивная логика это и национальные стереотипы в том числе.