«Благородный дикарь» или «Отчаянный демократ»

«Благородный дикарь» или «Отчаянный демократ»

Неделю назад исполнилось 140 лет со дня смерти выдающего деятеля, вошедшего в истории под именем Имам Шамиль. Наверное, нет никого на Кавказе, да и во всей России, кому не было бы известно это имя. Мнение о нем у каждого неоднозначно, но то, что этот человек был неординарной личностью, обладавшей высоким нравственными ценностями и сильно выраженными лидерскими качествами ни у кого не вызывает сомнения. Для большинства обывателей имам Шамиль это вождь горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи. Всем больше известны его боевые подвиги, но мало кто хранит в памяти образ Шамиля как создателя и руководителя мощного по меркам того времени государства со своей структурой власти, системой образования, здравоохранения и законодательства. Благодаря реформам имама было создано теократическое государство, которое почти четверть века противостояло военной машине Российской империи.

И если для зарубежных публицистов, ценящих в имаме его военные заслуги, называли «благородным дикарем», не желавшим променять свою «дикую свободу» на «золотые оковы самодержавной России», то Карл Маркс назвал имама «отчаянным демократом», будучи очарованным, какое государство он смог установить на Кавказе.

На пути становления государства

Объединить под одним началом, и установить государство среди свободолюбивых горских племен было сложной задачей. Объединяющую роль должен был сыграть Шариат, к которому призывал имам и его последователи. Как только Шамиль был выбран имамом он начал с призыва горских племен к Исламу. Российские власти этому не препятствовали, полагая, что шариат только облагородит нрав горцев.

«Засучите рукава для установления закона Милосердного и устранения наущения дьявола, — призывал Шамиль горцев в своих письмах. — Знайте, что мы никому не причиним никакого вреда за грехи и упущения, имевшие место в прошлом. Я заверяю, что каждому Аллах простит то, что было в прошлом, и не будет вам укора сегодня — Аллах помилует вас, если вы отныне примете шариат, а если не примете, то у меня будет ко всякому, кто противится Аллаху и его посланнику, враждебное отношение, которое не изменится, пока я не одержу верх или буду убит, если Аллах пожелает этого. Поймите это. И мир».

Власть Шамиля распространилась на огромное пространство и военные успехи необходимо было закрепить политически, - созданием государства свободных людей.

Шамиль стремился вначале приучить народы к Шариату, просвещал всех горцев в делах религии и только потом начал свои реформы, устанавливающие на Кавказе теократическое государство.

Одним из главных достижений Шамиля было то, что он смог тактически примирить российскую империю, которая не видела в имаме серьезную угрозу. Именно это время позволили ему в спокойной обстановке начать строительство государства.

Фундаментом для нового государства был установлен шариатское требование равенства и свободы, а освобожденные рабы стали самыми ревностными охранниками шариатских устоев в новом государстве и самыми преданными последователями имама.

В горах Дагестана было и немало народов, которые ввиду своей отдаленности труднопроходимости до мест их проживания вообще не признавали ничью власть и не пускали к себе мюридов. Понимая, что таких проповедями не одолеть, имам решительно проучил их силой, расселил их по другим аулам и обременил такими налогами, что вскоре самых ревностных исполнителей шариата невозможно было и сыскать.

Вскоре народ убедился, что новое правление, основанное на шариате гораздо более выгодное и легче чем правление деспотичных ханов. Имам, прослывший своей справедливостью и честностью настолько полюбился горцам, что даже «мирные» горцы, испрашивали благословения у имама, прежде чем исполнить приказ российского начальства.

Разрешение любого вопроса имам искал в исламской литературе. У имама была обширная библиотека, где он подпитывал постоянно свои огромные знания о Шариате.

Для эффективности управления имамат (шариатское государство, управляемое имамом) было разделен на наибства. Наибства были разделены по принципу расслоения общества и управлялись наибами, - верными подданными имама, которые заслужили уважение народа и отличились как хорошие административные руководители.

Своим наибам имам очень доверял и не принимал ни от кого жалоб на них, но и непрестанно наставлял их стихами из Корана: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде...» (5:2), «Будьте справедливыми — это ближе всего к богобоязненности» (5:11).

Наибы обладали на своей территории той же властью, что и имам, кроме того, что не могли выносить смертный приговор. Эту привилегию, или скорее большую ответственность, брал на себя имам. Наибы набирали войска, строили дороги, образовательные учреждения, больницы, следили за исполнением законов на их территории.

Судебными и уголовными делами заведовали муфтии и кади, - духовные лица, знавшие хорошо шариат и способные согласно ему вынести тот или ной приговор.

Для регламентации деятельности наибов был издан низам – свод заповедей, которым должны были следовать наибы при выполнении своих обязанностей. Низам состоял из 14 глав и содержал требования, согласно которым наибы должны были выполнять приказание имама, поддерживать в нужде или при опасности остальных наибов, удерживать себя и других от взяточничества, призывать к исполнению шариата и следить за его соблюдением, удерживать себя от набегов, грабежа и захвата чужого имущества и многое другое.

Все эти и впоследствии добавляемые законы были собраны в один низам, который получил название «Кодекс Шамиля». Именно это кодекс, который не имел аналогов в мире, заставил Карла Маркса назвать Шамиля «отчаянным демократом». Реформы Шамиля способствовали укреплению государства, которое набирало силу с каждым днем.

Был сформирован Государственный совет, состоявший из известных ученых, военачальников и других выдающихся личностей. Здесь решались дела государственной важности, обсуждались необходимые реформы, территориальные вопросы, выносились судебные решения по самым сложным делам.

Государство, которое устанавливал Шамиль, все больше походило на первое мусульманское государственное образование, которое воздвиг пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует).

Военные реформы и военная промышленность

Любое государство нуждается в защите, и для увеличения эффективности своей армии, Шамиль провел ряд военных реформ. Первым делом имам создал в имамате регулярную армию, в которую могли попасть только те мюриды, которые проходили жесткие испытания.

Армия была поделена на тысячи, сотни, полусотни с назначением командиров. Таким образом, в армии имамата появился генералитет и старший офицерский состав. Армия теперь имела строго организованную структуру.

Отношения между командованием и солдатами регулировал низам, ставший воинским уставом для наибов, солдат и простых граждан: «Ты не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону насильников. Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы. Смотри за ними, как жалостливый к своим детям отец, управляй ими на основе справедливости и совести, не приближай к себе никого из-за дружбы и приятельства и не отдаляй никого из-за вражды. Будь для старшего сыном, для равного — братом, а для младшего — отцом. Тогда ты не найдешь в своем округе врага. Если ты будешь вести себя противно тому, что я говорю, если будешь вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя прежде всего гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа. Твое дело тогда обернется плохо». Низам вводил также принципы гуманного отношения к пленным, населению завоеванных территорий и строго ограничивал использование природных ресурсов в военных надобностях: «Когда победите неверных, не убивайте ни стариков, ни женщин, ни детей; не жгите ниву, не рубите деревья, не режьте животных (кроме тех случаев, когда они необходимы вам для пищи), не обманывайте, когда вы находитесь во взаимном перемирии, и не нарушайте мир, когда вы заключили его».

С каждой десяти семей выставлялся один войн с конем и вооружением. Дальше содержание война брал на себя имамат. Армия имамата не имела обозов, что делало ее более мобильной и подвижной, особенно в условиях горной местности это придавало огромное преимущество перед противником.

Кроме того, Шамиль ввел знаки отличия за проявлены героизм и мужество. Были наградные знаки и для трусов. Награды Шамиля интересны не только в историческом смысле, но и в художественном. Ордена и медали выполняли искусные мастера Дагестана, обрамляя знаки отличия драгоценными камнями и позолотой.

Оружие для армии изготовлялось в основном в самом имамате. Порох горцы изготовляли сами. А месторождений серы, из которой собственно и изготовлялся порох, было предостаточно.

В мастерстве изготовления оружия горцам не было равных. Клинки, ножны, дула, замки, изготовляемые кавказскими мастерами, были известны на весь мир. Каждый мастер оставлял на своем творении свое клеймо, дорожа своим именем и качеством.

Пули, когда не хватало металла, выстругивались из дерева, лепились из глины или вытачивались из камня, а затем уже обливались свинцом.

Долгое время Шамилю не удавалось наладить производство пушек. Пушки приходилось забирать у вражеской армии как трофеи после боя, а ядра собирались на поле боя. Однако когда Шамилю удалось изготовить свою первую партию, она оказалось мобильнее и метче заводских. И когда эти пушки оказались в руках русских инженеров, то уже они вносили изменения в свои чертежи.

Организованная структура армии и налаженная система производства оружия позволили имамату вести тяжелую войну с самой крупной армией того времени. Защита государственных границ была четко организована и редко давала сбои. Как только на один из аулов совершалось нападение,- об этом сразу узнавали соседние наибства, армии которых как молнии быстро доходили до места битвы.

Социальные реформы

Понимая всю тяжесть кровной мести, имам строжайше запретил ее в своем государстве. Этот старый обряд мести прожил в горах тысячи лет и ждал своей отмены шариатом. Кровная месть в том виде, которая существовала у горских народов, могла иметь длинную цепочку, которая не заканчивалась никогда. Но еще более страшным было то, что поводом для нее могло быть не только убийство, но и самая простая обида или выявленная кража.

Отмена кровной мести следовала и из требований шариата. Ислам выступает за установление мира и разрешение конфликтов между спорящими сторонами независимо от того, люди ли это, племена или семьи. Аллах говорит: «Если две группы верующих вступают в сражение [между собой] , то примирите их. Если же одна из них вершит насилие по отношению к другой, то сражайтесь против той, которая несправедлива, пока она не признает веления Аллаха. Когда же она признает, то примирите их по справедливости и действуйте беспристрастно. Воистину, Аллаху угодны справедливые» (Коран, 49:9).

Ислам также призывает людей прощать друг друга, даже в случае убийства: «Воздаяние за зло - равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит нечестивцев» (Коран, 42:40). Также известно, что Аль-Ахнафа Ибн Кайса прозвали «самым прощающим арабом», потому что он простил убийцу своего сына.

Запрет кровной мести явился мощным социальным инструментом, позволяющим сближать людей, вне зависимости от того имеют ли разные группы или кланы обиды друг на друга. Отмена данного обычая была всеми легко принята и спасла много невинных жизней. Сила веры стала сильнее силы вражды.

Для облегчения возможности молодым людям создавать брак имам Шамиль решил провести и брачную реформу. Первым делом было введение запрет на умыкание невест. Хоть это обычай и был описан в самых романтических тонах, но на самом деле он имел самые прозаические корни. Для того, чтобы жениться парню необходимо было выплатить стороне невесты калым в размере 200-300 рублей серебром, а это было очень большое состояние, которым не обладало большинство горцев. Для решения это проблемы горцы либо пускались в набеги, чтобы кражей набрать такое состояние, либо крали самих невест, которых родные от безысходности прощали и выдавали за похитителя, лишь бы она не возвращалась домой. В этой деликатной сфере царил полный хаос, который все глубже усугублял кризис в общественной нравственности.

Для изменения данного порядка имам уменьшил размер калыма до того уровня, который устанавливал в свое время Пророк – 20 рублей за девушку и 10 рублей за вдову. Калым можно было уменьшать, но увеличивать его размер запрещалось и влекло за собой крупные штрафы. Таким образом, разводы и холостое состояние стало явлением предосудительным, а власть мужей к своим женам обрела разумные пределы.

Увеличилось количество свадеб и новорожденных детей. Неудивительно что после этих реформ население Дагестана и Чечни стало быстро расти.

Аллах сказал: «Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жён, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!..» (30:21).

Особое внимание имам уделили реформе образования. Будучи сам высокообразованным человеком, имам понимал, что именно знания помогают людям справиться со всеми проблемами и задачи, встающими на их жизненном пути. Сам имам и все его приближенные были образованными и знающими людьми.

Начальное образование стало для всех обязательным и общедоступным. Мальчики учились в школах при медресе и изучали различные науки от математики до философии. Дальше кто хотел по желанию, мог продолжить обучение.

Обучение основывалось на арабском языке – языке Корана. Благодаря этой реформе более 80% горцев получили начальное образование, умели читать и писать, чего не было даже ни в России, ни в европейских странах в то время.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) требовал от мусульман получения знаний: «Кто бы ни отправлялся в путешествия в поисках знаний, Аллах (Свят Он и Велик) направит его путем Рая» (Тирмизи).

А Аллах в Коране сказал: «Поистине, боятся Аллаха из (числа) рабов Его только знающие» (35:28).

Экономика государства

Для поддержания всех этих реформ, содержание армии необходимы были материальные средства. Добычи от военных трофеев были делом ненадежным, а процесс сбора закята (обязательного налога с дохода мусульманина) было плохо реализован.

Для решения этих вопросов была учреждена государственная казна. Основные средства шли от налогов с состоятельных горцев, пятая доля всех военных трофеев, различные добровольные пожертвования, штрафы, налоги с торговцев, имущество преступников, предателей, выкупы за пленных и т.д. Была налажена система сбора налогов.

Состоятельность считалось в имамате непозволительным, и многие горцы тратили свое имущество в пользу государства. Однако и бедность считалась непозволительной и из казны выделялись средства на содержание нищих семей. Имам пытался построить государство, где не будет ни бедных, ни угнетенных.

Появление казны и необходимость распределения средств обусловили необходимость ввода и регулирования денежного обращения в имамате. Однако чеканить свою монету так и не довелось. Пользовались в основном все серебряными монетами. Медные монеты сплавлялись для бытовых нужд, а золото хранилось в казне на «черный день».

Вскоре появились в государстве и свои фальшивомонетчики. С такими мастерами имам не церемонился, - приказывал строго наказать виновных, обязать их возместить убытки, все их монеты и инструменты уничтожить, а при новом покушении на фальшивомонетничество — отрубать преступникам сначала руки, а потом и головы.

Имамат находился в горной местности, что затрудняло возделывание злаков и других продуктов, для которых требовались пахотные земли на равнинной территории.

Торговлю с горцами для их ослабления запретил еще Ермолов, но контрабанда все-таки проходила. Традиционные бурки, гончарные изделия, ювелирные украшения, оружие, сыры, мясо, кожи, шерсть, ковры, фрукты, орехи, мед попадали на рынок только через посредничество мирных аулов, а это недостаточно в полной мере отвечало требованиям и спросу на эти продукты со стороны горцев имамата.

Именно в таких суровых экономических условиях и стали необходимы набеги. Набеги – это быстрый захват чужого имущества без захвата земли. Набеги устраивались на царские крепости и другие аулы, имеющими возможность торговать с другими странами.

Вследствие ведения постоянной войны экономика имамата имела характер натурального хозяйства и в основном была направлена на содержание армии и военной промышленности.

Национализм – тягчайшее преступление

Если все социальные и экономические реформы, проводимые Шамилем, на сегодняшний день потеряли свою актуальность, то его политика по сплочению народов остается актуальной и по сей день. За время своего правления он с помощью шариатских инструментов смог воспитать в среде горцев чувства взаимного уважения и братской любви вне зависимости от нации, к которой они принадлежали. Более не существовало ни аварцев, ни даргинцев, ни лезгин, ни кумыков, - все стали дагестанцами, братьями мусульманами, для которых национальные предрассудки стали пережитком прошлого. Национализм объявлялся тягчайшим преступлением.

Имам Шамиль понимал, что только так можно построить надежное государство, где каждого оценивают по его личным качествам, а не по крови, которая течет в его жилах.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный невежеству и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди — дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед не арабом, кроме как в благочестии». (Ат-Тирмизи).

Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет преимущества араба над неарабом, кроме богобоязненности (которую он может достичь, как и неараб), ибо самый благородный из вас — самый богобоязненный!»

Аллах Всевышний (Свят Он и Велик) сказал: «О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас — явный враг!» (2:208)

До сих пор Дагестан остается при своей многонациональности одной из самых дружных республик России. Фундамент дружбы и любви между народами, заложенный во времена имамата еще не разрушен.

Совершенно другая картина царит на Западном Кавказе, где никто и никогда не боролся с национальным чувством превосходства у местных народов. Взаимная неприязнь и чувство собственного превосходства впитываются в умы молодых кавказцев с детства. Это грозит в будущем вылиться в тяжелые последствия, о которых многие даже не хотят думать. На сегодняшний день пример имама Шамиля более чем нагляден. Если мусульмане России при всем разнообразии народов, которыми представлена наша исламская община, не последуют за нашим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и установкам Шариата, то в скором времени мы можем стать свидетелями отчуждения народов России по национальному признаку. А это в свою очередь может привести к внутренним конфликтам и уходу людей из Ислама, потому что в сердце, где коренится любовь к нации, а не к Богу нет места Исламу. Да оградит Аллах нас всех от этой болезни.

Нравственный облик государства и имама

Любое государство в период своего упадка сопровождается глубоким нравственным падением его граждан. Является ли это причиной или следствием мы оставим на суд философии истории.

Имам Шамиль как никто другой понимал, что постоянной ячейкой общества, фундаментом общественных отношений, индикатором стабильности общества является семья. До тех пор пока семья является святым институтом, регулирующим общественные отношения, государство будет надежным и крепким. Крепость семьи всегда определялась уровнем нравственных устоев в данном обществе. Ислам всегда уделял пристальное внимание укреплению нравственности в обществе.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отчетливо сформулировал главную цель и указал ясный метод осуществления своей миссии в этом мире: «Я послан только для того, чтобы усовершенствовать благородство нравственности».

Обладая высокими нравственными качествами, имам Шамиль пытался привить эти качества и своим подданным. Так как любое государство состоит из людей, уровень нравственности государства определялся уровнем нравственности общества. Шариатские нормы поведения людей как нельзя лучше подходили для этих целей.

Укрепление нравственных качеств происходило через укрепление веры в сердцах людей, проповедями и распространением знаний о том, как следует себя вести мусульманину, что дозволено, а что запрещено в Исламе.

Аллах Всевышний сказал: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199)

Честность, порядочность высших должностных лиц позволяла избавиться от такого пагубного качества, преследующего современное общество, как взяточничество. Чиновники и судья судили людей по законам Шариата и справедливости, а не по толщине его кошелька. Именно такие качества должностных лиц при имаме обусловили широчайшее признание его в народе и всеобщую любовь населения.

Способность поддерживания такого уровня нравственности в обществе могло быть возможно только показом на собственном примере. И он этому примеру вполне соответствовал.

Имам Шамиль сегодня

Трудно сказать кем был бы сегодня имам Шамиль. У каждого времени свои герои. Имам Шамиль достиг больших результатов, но добился он всего только по одной причине: его жизнью был Ислам. Вся его жизнь наполнена следованию, установлению, укреплению и распространению Ислама.

Важно понимать, что Имам Шамиль это история, изучая которую необходимо делать выводы. Необходимо брать с него пример не в том, как следует жить, а в том, чтобы искать все решения в Исламе. Имам Шамиль не был ни пророком и не посланником, чтобы следовать ему. Следовать и брать пример мы должны только с нашего любимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который был послан ко всем людям и во все времена. Именно таков был путь имама Шамиля и он достиг больших успехов на этом пути.

Политическая ситуация во время появления и жизни имама могут не соответствуют тем реалиям, которые существуют сейчас. Для нас сегодня важно знать про его способности вести за собой людей, умение проповедовать меду людьми Шариат, любовь к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Для нас примером должна быть его борьба против аморальности и распутства в обществе, и главное взять рецепты по оздоровлению мусульманского общества от такой страшной болезни как национализм.

Может нам и следует поучиться у него тому, что в определенных ситуациях легче отдать меньшее и остановиться, чем потерять большее. Сохранение того, чего достигнуто ведь гораздо важнее, чем полная потеря того, что строили многие годы. Своим добровольным пленением имам прервал многолетнюю кровопролитную войну за независимость Кавказа. Это было поражение… А может и вынужденная мера для сохранения жизни своего народа. Истории не может дать ответа на это вопрос. Ведь буквально через 5 лет непокорных адыгов практически уничтожили. Могло ли такое произойти с народами восточного Кавказа известно только одному Аллаху.

Конечно же, имам был неидеален, и брать с него пример во всем означает признать его безошибочность, а это противоречит установкам шариата. Для мусульман есть только один пример для подражания, - Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Аллах Всевышний (Свят Он и Велик) сказал: «Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много» (33:21).

Да убережет Аллах нашу умму от смут, Ислам от искажений, наши сердца от неверия, и удалит от нас все то, что приносит вред!



2 комментариев


  1. Гость
    (15.01.2012 17:08) #
    0

    У меня еще с начала 90-х имеется репринтное воспроизведение книги М.Н. Чичаговой "Шамиль на Кавказе и в России" с фотоил-люстрациями самого имама и членов его семьи.Почему-то там Ша-миль под своим фото сделал перевернутую надпись. Почему?

  2. Гость
    (15.01.2012 18:52) #
    0

    Поистине, многонациональный Дагестан-маленький слепок с России, которая сейчас находится в упадке.Где же тот "отчаянный демократ", который сумел бы повторить опыт имама Шамиля в России?