Конструирование будущего. Мусульманские лидеры нового поколения

Российское мусульманское сообщество, как и вся исламская умма, должно переосмыслить ту ситуацию полного хаоса и дезорганизации, в котором оно оказалось. Именно в такие переломные моменты истории появлялись самые сильные и яркие лидеры. Всевышний наделил человечество удивительной способностью – в ответ на кризис и, казалось, полный крах прежде привычного мира, рождать самых ярких сынов.

Так было всегда. Ведь и все пророки, включая и Пророка Мухаммада (мир ему), и все мусульманские лидеры прошлого, такие как Саляхуддин Айуби, имам Шамиль и Абд уль-Кадир аль-Джазаирий, и все современные лидеры – они появлялись в кризисные моменты исламской истории. Иными словами, именно кризис подталкивает народ к тому, чтобы выдвигать из собственной среды великие фигуры.

Если переводить разговор в современную политическую плоскость, и приводить более близкие современному россиянину примеры, то многие политические фигуры современной России появились именно в кризисные 90-е годы. Как пишет глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский, не понаслышке знающий это поколение, именно тот кризис и создал новое поколение российских лидеров.

Собственно говоря, в России по сей день и в политике, и в бизнесе, и в обществе царит поколение кризиса начала 90-х. Павловский очень верно замечает, что оно может не нравиться тем, кто видит, что практически все места в политической и бизнес-элите современной России заняты. Но, он призывает помнить о том, что, прежде, чем занять эти места, это же поколение их и создавало практически на пустом месте. До появления этого поколения этих мест вообще не существовало в природе.

Сегодня многие мусульманские лидеры новой волны, с досадой отмечающие, что коррумпированные власти не дают им реализоваться, должны осознать, что их исторической миссией является состояться не столько через включение в существующую коррумпированную систему, реформировать которую они мечтают. Сколько создать новую систему – политическую, социальную, деловую – свободную от коррупции и клановости.

То есть, они подобно поколению 90-х годов должны создать те места, которые они мечтают занять для того, чтобы реформировать это общество. А поскольку эти места могут существовать только в новой социальной и политической среде, то на плечи нового поколения мусульманских лидеров ложится миссия по созданию этой новой, альтернативной среды.

Они должны создать новое социальное, политическое, деловое, публичное пространство, живущее совершенно по иным законам. И они же должны его заселить новыми игроками, социальными, деловыми и политическими лидерами новой волны. Если же они не справятся с этой миссией, то они и не смогут состояться в качестве нового поколения мусульманского сообщества.

Таким образом, именно сегодняшнее состояние мусульманского сообщества – это колоссальный шанс, предоставленный молодому и амбициозному поколению новых лидеров. Это шанс состояться ядру нового общества. Это шанс доказать самим себе и своему народу, что именно это поколение достойно того, чтобы возглавить новую страницу в истории своего народа и своей страны.

Руслан Курбанов, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»



комментариев