Россия и Ближний Восток. Фонд «Альтаир» на форуме «Валдай»

Престижный международный дискуссионный клуб «Валдай» собрал лучших специалистов мира по Ближнему Востоку и исламу 14-15 мая в городе Марракеш. Тема встречи была обозначена, как «Ислам в политике: идеология или прагматизм?».

При этом центром обсуждения стали вопросы соотношения эффективного управления, политических институтов, идеи свободы и религиозных ценностей; роль морально-этических норм, которых придерживаются политические силы в регионе, проблемы сосуществования с этническими и конфессиональными меньшинствами при правлении партий, ориентирующихся на духовные ценности ислама и т.д.

На данной дискуссионной площадке наряду с представителями ведущих мировых интеллектуальных, государственных и общественных институтов был представлен и созданный в прошлом году в России Фонд поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир». Фонд на этом форуме мировых интеллектуалов представлял его директор Руслан Курбанов, являющийся также старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН.

Что такое «Валдай»

Международный дискуссионный клуб «Валдай» – это эксклюзивное собрание ведущих зарубежных и российских экспертов в области истории, политологии, экономики и международных отношений. Несколько раз с его участниками встречались Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

На фото: Владимир Путин на встрече с участниками клуба "Валдай"

Клуб был создан в 2004 году Российским агентством международной информации «РИА Новости» и Советом по внешней и оборонной политике совместно с журналом «Россия в глобальной политике» и газетой The Moscow News.

Своим названием Клуб обязан месту проведения первой конференции, которая состоялась в Великом Новгороде недалеко от озера Валдай.

Цель Клуба – укрепление и развитие диалога между российскими и иностранными учеными, политиками и журналистами; формирование независимого, объективного, научного анализа политических, экономических и социальных процессов в России и в мире.

За девять лет существования Клуба в его работе приняли участие более 600 представителей международного научного сообщества из 47 стран мира. Около 60 являются постоянными членами Клуба.

В число постоянных членов входят профессора крупнейших мировых университетов – Гарвардского, Колумбийского, Джорджтаунского, Стенфордского, Карлтонского, Лондонского, Каирского, Тегеранского, Восточно-Китайского, Токийского, Тель-Авивского, Мессинского, а также Университета имени Джонса Хопкинса, Лондонской школы экономики, Королевского колледжа Лондона, Сьянс По и Сорбонны.

Ближневосточный диалог клуба «Валдай» был создан в 2009 году с целью анализа основных проблем региона и оценки роли, которую Россия играет на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Помимо этого, одной из задач секции является выработка научно обоснованных рекомендаций и подготовка стратегий для правительств заинтересованных стран.

В рамках Диалога были проведены три конференции, вызвавшие значительный резонанс в прессе и в экспертном сообществе России, Европы, США и стран Ближнего Востока и Северной Африки. Эксперты клуба «Валдай» подготовили три аналитических доклада, посвященных наиболее актуальным проблемам ближневосточного урегулирования и политическим перспективам региона.

Организаторами Диалога являются Российское агентство международной информации «РИА Новости», Институт Востоковедения РАН и Совет по внешней и оборонной политике.

Первая конференция Ближневосточного диалога Международного дискуссионного клуба «Валдай» носила название «Ближний Восток – 2020: вероятно ли всеобъемлющее урегулирование?» и прошла 20–22 декабря 2009 г. на иорданском побережье Мертвого моря.

Учитывая такой запрос сторон на откровенный и результативный диалог по урегулированию арабо-израильского конфликта, вторая конференция в рамках Ближневосточного диалога Международного дискуссионного клуба «Валдай» – «Сценарии и модели ближневосточного урегулирования» (Мальта, 9–10 декабря 2010 г.) – была посвящена поиску новых идей и подходов к решению застарелого конфликта.

События, произошедшие в течение зимы – весны 2011 г., серьезно изменили политический ландшафт в странах Ближнего Востока и Северной Африки, поставили перед ведущими игроками региона и мира новые вопросы и вызовы. Поэтому конференция «Трансформация в арабском мире и интересы России» (Сочи, 17–18 февраля 2012 г.) была посвящена оценке и анализу основных причин и первых результатов изменений, произошедших в регионе в результате «арабской весны».

Имена и лица

На недавнем заседании клуба в Марракеше собралось около сотни политиков, дипломатов, государственных деятелей, экспертов, ученых и лидеров общественных движений. От имени марокканцев, гостеприимно принимавших гостей, на Форуме выступали Абделкадер ЛЕШЕХЕБ, посол короля Марокко в России; Тайеб ФАСИ ФИХРИ, советник короля Марокко Мухаммеда VI; Мулай Мухаммед АЛЬ-ХАЛИФА, член исполнительного комитета марокканской партии «Истикляль».

Дипломатический корпус России на данном форуме представляли такие известные люди, как Андрей БАКЛАНОВ, советник заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; заместитель Председателя Совета Ассоциации российских дипломатов; Борис БОЛОТИН, чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Королевстве Марокко; Вениамин ПОПОВ, директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (у) МИД России; Петр СТЕГНИЙ, член Российского совета по международным делам; чрезвычайный и Полномочный посол; доктор исторических наук и др.

На фото: Руслан Курбанов, Виталий Наумкин и Мустафа Тлилли

Весьма широко было представлено и российское академическое сообщество. Стоит назвать такие имена, как Виталий НАУМКИН, директор Института востоковедения РАН, член-корреспондент РАН; Алексей ВАСИЛЬЕВ, директор Института Африки РАН, действительный член РАН; Ирина ЗВЯГЕЛЬСКАЯ, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН; Аликбер АЛИКБЕРОВ, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН; Григорий КОСАЧ, профессор кафедры современного Востока Российского государственного гуманитарного университета.

Западный академический мир представляли такие известные лица, как Мустафа ТЛИЛИ, основатель и директор «Центра по установлению диалогов: Исламский мир – США – Запад» при Нью-Йоркском университете, Стивен ФИШ, профессор политологии Калифорнийского университета в Беркли, США; Джон ОЛТЕРМАН, глава Программы глобальной безопасности им. Збигнева Бжезинского и директор Программы по изучению Ближнего Востока Центра стратегических и международных исследований (CSIS); Рагида ДЕРГАМ, член Совета по международным отношениям; почетный член Ассоциации внешней политики; член Международного медиасоюза Всемирного экономического форума; Петр ДУТКЕВИЧ, профессор политологии, директор Центра изучения государственного управления и общественной политики Университета Карлтона (Carleton University), Оттава.

Ближневосточная команда была не менее представительной. Стоит назвать такие имена, как Васим КАЛЬАДЖИЙЯ, координатор ливанского Форума «Аль-Васатыйя», научный сотрудник отдела стратегического планирования Национального Совета Ливана по научным исследованиям; Басма КОДМАНИ, исполнительный директор организации «Арабская инициатива за реформы»; Фуад МАХЗУМИ, основатель и генеральный секретарь Партии национального диалога, Ливан; Али АЛЬ-ДАББАХ, депутат Совета представителей Ирака

Очень обширной была египетская команда, поскольку проблемы устойчивого развития пост-революционного Египта были одними из центральных на данной встрече. Египет был представлен такими лицами, как Мамдух АШ-ШАЙХ, сооснователь политической партии «Аль-Васат»; Надер БАККАР, сооснователь партии «Ан-Нур», член Верховного совета, официальный представитель партии; член Учредительного собрания Египта по подготовке новой конституции; Шейх Наджех ИБРАГИМ, один из лидеров организации «Аль-Гамаа Аль-Исламийа»; главный редактор сайта организации «Аль-Гамаа Аль-Исламийа»; Ахмед ЭЗЗЕЛЬАРАБ, заместитель председателя старейшей египетской партии «Аль-Вафд».

Особый интерес у гостей вызывала палестинская делегация в составе Усамы ХАМДАНА, директора по внешним связям палестинского движения ХАМАС и Мустафы БАРГУТИ, генсека и со-основателя партии «Палестинская национальная инициатива»; члена парламента Палестины.

Неарабский Восток на Форуме представляли Мухиддин КАБИРИ, депутат Парламента Республики Таджикистан, председатель Партии исламского возрождения Таджикистана; Полур Раман КУМАРАСВАМИ, профессор Центра Восточно-Азиатских исследований Школы международных исследований Университета им. Джавахарлала Неру, Нью-Дели; Хасан КАНБОЛАТ, директор Центра стратегических исследований Ближнего Востока (ORSAM), колумнист турецкой газеты Today’s Zaman; Амир АЛЬ-МУСАВИ, директор Центра стратегических исследований и анализа международных отношений; Мохаммед МАРАНДИ, декан Факультета мировых исследований Тегеранского университета.

И наконец, стоит еще раз вернуться к российской делегации, в составе которой были и такие известные лица, как Федор ЛУКЬЯНОВ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» (с 2002), член Международного дискуссионного клуба «Валдай»; Максим ШЕВЧЕНКО, ведущий Первого канала, главный редактор сайта «Кавказская политика»; Дамир ХАЙРЕТДИНОВ, ректор Московского исламского университета; Леонид СЮКИЯЙНЕН, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики; Надежда КЕВОРКОВА, обозреватель телеканала Russia Today; Елена СУПОНИНА, руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований.

Вопросы, мысли, идеи

Отдельного внимания заслуживает круг вопросов, которые обсуждался на заседании клуба «Валдай» в Марроко. Так, на пленарной сессии обсуждался широкий круг вопросов, характеризующих связь духовных ценностей с политикой. Означает ли «арабская весна» замену светских режимов на Ближнем Востоке и в Северной Африке ориентированными на духовные ценности мусульманской культуры?

В какой мере религиозные ценности будут определять политику и систему управления? Что является приоритетом для мусульманских политических партий – приверженность религиозным ценностям и консолидации уммы или интересы национального государства?

Как быть в том случае, если они вступают в противоречие? Какова мера их готовности к компромиссам во имя прагматических задач экономики и политики? Каково отношение этих политических партий к иным политическим силам и сложившимся институтам государства (армия, силы правопорядка, судебная система и т.п.)?

Какую эволюцию претерпели программы этих политических партий? Рассматривают ли они секуляризм как идейно чуждое течение? Каково их отношение к меньшинствам? Допускает ли модель государственности, ориентированная на духовные ценности, присутствие атеистов?

В какой степени эти политические партии и организации принимают демократические ценности и считают ли они универсальными? Каковы взгляды победителей «арабской весны» на проблему управления? Каковы принципы и концепции, из которых должна исходить оптимальная для региона система управления и, в первую очередь, решения сложных социально-экономических вопросов?

Как новые режимы намереваются искоренять экстремизм и терроризм? В чем особенности внешнеполитического курса новых игроков? Каково отношение этих политических партий и новых режимов к гражданскому обществу?

На секции под названием «Политические институты и морально-этические нормы: векторы развития» рассматривалась роль морально-этических норм, которых придерживаются новые политические Ближнего Востока и северной Африки в общественной жизни государства, их влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

Как сохранить свою национально-культурную идентичность под мощным глобализирующим натиском западной культуры? Как избежать при этом застоя и отрыва от магистральных путей развития мирового сообщества?

Каково в этом контексте отношение мусульманского сообщества к культурным обменам, получению огромным числом молодежи образования на Западе, Интернету, свободному доступу к информации? И в более широком смысле к восприятию и заимствованию зарубежного опыта, достижений культуры других народов, иных образцов поведения?

Не несет ли неизбежная модернизация и обращение к иностранной помощи угроз для традиционных духовных ценностей и норм народов региона? Меняется ли и как меняется роль женщины в обществе? Не существует ли угрозы дискриминации женщин в свете тех процессов, которые разворачиваются в регионе?

Следующая секция «Перспективы укрепления внутри- и межконфессионального мира в регионе» застрагивала такие проблемы, как смогут ли новые политические партии региона договориться о совместных действиях или они будут продолжать борьбу за реализацию своих целей?

В какой мере они готовы к компромиссам во имя общенациональных задач? Смогут ли новые режимы обеспечить комфортное существование этническим и конфессиональным меньшинствам – курдам, христианам, друзам и другим?

Удастся ли преодолеть заметно обострившиеся отношения между суннитами и шиитами? Как можно остановить кровопролитие в Сирии и что для этого нужно сделать? Как избежать повторения сирийской ситуации в других странах?

Как новые силы собираются улучшать отношения с зарубежными обществами и культурами, выстраивать диалог и взаимопонимание? Нужно ли работать над улучшением имиджа мусульман за пределами этого региона и соответственно над улучшением имиджа некоторых зарубежных государства и обществ в регионе? Кто и как это должен делать?

Третья секция «Внешнее вмешательство: защита населения или свержение режимов?» поднимала широкий круг вопросов, связанных с проблемой внешнего вмешательства. Как оценить итоги этого вмешательства в Ираке и в Афганистане?

Каковы его плюсы и минусы и какие уроки можно извлечь из этого опыта? Каковы уроки событий в Ливии? Каковы итоги глобальной войны против террора? Является ли уважение национального суверенитета непреложной нормой международного права?

Каково отношение политиков региона и ближневосточного общественного мнения к вопросу о гуманитарной интервенции? В каких случаях допустимо внешнее вмешательство? В какой мере парадигма «смены режима» является императивом политики ряд глобальных и региональных игроков?

Привело ли фактическое вооруженное вмешательство региональных игроков в противостояние в Сирии к улучшению ситуации или ухудшило ее? Как оценивается роль Запада в реформатировании региона?

Можно ли говорить об окончании эры американского интервенционизма в регионе в связи с новым курсом президента Обамы? Как в регионе относятся в событиям в зоне Сахеля и, в частности, в Мали?

И, наконец, четвертая секция обсуждала создаст ли взлет новых сил в регионе больше возможностей для справедливого решения ближневосточной проблемы. Как новые политические игроки намереваются преодолевать разлом, возникший в отношениях между Западом и Ближним Востоком?

Лежат ли в его основе цивилизационные или политические причины? Каким путем будет идти модернизация региона – его экономики, государственных институтов, общественной жизни, социально-политических структур?

Можно ли утверждать, что будущее региона – за новыми силами и духовными ценностями или мы имеем дело лишь с одним из предопределенных особыми обстоятельствами поворотов в цикличном развитии ближневосточных обществ?

Можно ли говорить о том, что «арабская весна» еще не завершена и регион ожидают новые потрясения? Будет ли и дальше расти роль религиозных ценностей или на смену ему могут прийти другие акторы?

В каком направлении будет идти неизбежная трансформация государств Ближнего Востока и Северной Африки? Существует ли опасность радикализации? Насколько реальна угроза воцарения анархии и хаоса в отдельных частях региона?

Можно ли говорить о привлекательности турецкой модели для новых арабских режимов? Как будут в дальнейшем складываться отношения арабских государства с Ираном? Какой будет внешняя ориентация новых режимов – в направлении прагматического сближения с Западом, консолидации с соседями, сотрудничества с незападными глобальными игроками (Китай, Россия, Индия)?

Как будет обстоять дело с правами человека и свободами, с обеспечением социальным лифтов для молодежи, что было в числе требований акторов «арабской весны»? Что новые режимы и силы намереваются делать для развития гражданского общества?

Настоящим венцом двухдневных дискуссия явилось заключительное пленарное заседание “Новый” Ближний Восток и Россия. На этом заседании были в резюмирующем формате рассмотрены следующие проблемы и вопросы:

Каковы модели государственности, которые в ближайшей перспективе возникнут в регионе? Можно ли говорить о перспективе создания новых альянсов или даже интеграционных объединений?

Как ближневосточные режимы и общественное мнение оценивают роль России в мире? Как в России смотрят на события, происходящие на Ближнем Востоке и в Северной Африке? Каковы перспективы развития торгово-экономического и иных направлений сотрудничества России со странами региона?

Каковы причины их заинтересованности в развитии сотрудничества? Какую роль должна играть Россия в Организации исламского сотрудничества? Как улучшать имидж друг друга? Что нужно сделать для поощрения диалога?

Должна ли Россия предоставлять больше возможностей для обучения студентов из региона? Нужна и возможна ли активизация многостороннего сотрудничества с участием государств региона, России, Евросоюза, США, Индии и Китая и по каким направлениям?

Намерены ли новые игроки на Ближнем Востоке и в Северной Африке распространять свое влияние и свой опыт на мусульманские общины за пределами региона, в том числе в государствах с преобладанием немусульманского населения – в Европе, в Индии, в России? Как развивать общение, не допуская при этом навязывания своих концепций, догматов и моделей?



1 комментариев


  1. (22.05.2013 22:25) #
    1

    Когда читаешь вопросы прслеживается тенденция обвинительного порядка Исламской системы, а современные системы представляются как надежные и перспективные, а в реале, эти системы демократии и секулляризма привели человечество в хаос и страданию. Процент суицида в мировом обществе неизменно растет, это следствие безбожного существования, следствием которого является разочарование и безвыходность индивида. Когда Создатель дал точнейшую инструкцию жизненного пути человека, следование ей дает человеку спокойствие и гармонию, так как ему остается только блага или зла и придумывать ничего не нужно!