Курбанов: В сфере ислама чиновники не хотят играть на опережение

ИА REGNUM публикует мнения российских исламоведов о текущей ситуации в российском исламе и о перспективах ее изменения в 2013 году. На вопросы агентства отвечает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов.

Прошлый год ознаменовался большим количеством убийств мусульманских лидеров: заместители муфтиев Татарстана и Северной Осетии, шейх Саид Афанди и имам мечети Каримулла Ибрагимов в Дагестане и другие. Почему такие преступления участились именно сейчас, что за ними стоит?

Сегодня само российское общество стремительно меняется. Рушатся прежние ценности, идет распад традиционного общества. В стремлении защитить свою идентичность в последние годы мусульманские общины начали выходить за пределы тех рамок и ниш, которые за ними закрепились в советское время. Но этот выход вызывает различную реакцию с разных сторон общества. И в этой реакции замешано все. Могут там быть и криминальные группы, которые пытаются отстоять свое собственное влияние через попытки убийства наиболее активных духовных лидеров. Могут быть и акции неопознанных силовых группировок, которые на Кавказе называют "эскадронами смерти" или "черными ястребами". Они ставят своей целью месть боевикам за убитых силовиков, но многие эксперты говорят, что под их удар попадают и наиболее активные проповедники. Естественно, огромным фактором является и рост активности самих боевиков, которые берут на себя все больше убийств духовных лидеров, таких, как убитые недавно суфийские шейхи Сиражуддин Хурикский и Саид Афанди Чиркейский в Дагестане.

В 2012 году все это достигло "пороговых" величин. За этим может последовать либо еще большая кровь, если ситуация будет развиваться по худшему сценарию, либо должен разворачиваться широкий общественный диалог по тому, как перевести нарастающую активность мусульман в конструктивное русло.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться в 2013 году диалог государства с исламскими лидерами? Претерпит ли изменение число участников этого диалога со стороны мусульман?

Я убежден, что количество участников диалога должно претерпеть кардинальные изменения. Во-первых, сегодня часто в диалоге участвуют чиновники на местах и подконтрольные им духовные лидеры, взращенные еще в советское время. Но дело в том, что эти лидеры не отвечают чаяниям молодежи, не представляют ее интересов и не могут на нее влиять. Фактически, они являются продолжением чиновнического аппарата на духовном поле.

С другой стороны, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров готов на переговоры готов с представителями салафитской общины, посещает их мечети. Он даже готов на диалог с родственниками боевиков. В Дагестане же салафитская община уже фактически легализовалась, "продавив" свое место в региональной политике, хотя там этому препятствовали.

Со стороны чиновников не видно понимания, что нужно играть на опережение, нужно самим искать большее количество участников диалога - конструктивные, гибкие фигуры, которые имеют влияние на молодежь и могут стать проводниками созидательных идей, имеют светское и духовное образование, могут быть модераторами диалога. Пока региональная власть не проявляет такой инициативы: чиновники боятся или не умеют реализовать эту стратегию.

В 2012 году громкой темой для СМИ стал скандал вокруг ношения хиджабов в школе в Ставропольском крае. На ваш взгляд, будет ли он иметь последствия для российского ислама в целом, и в чем они могут состоять?

Что касается ситуации в Ставропольском крае с запретом на ношение в школах мусульманских платков, думаю, это была попытка прощупать реакцию со стороны мусульманского сообщества, со стороны либеральной части российского общества, правозащитников и СМИ: насколько наше общество смирится с грубым нарушением конституционных прав. Дело в том, что у нас на общественном поле возникает очень неравномерная реакция на одни и те же проблемы.

Например, в Дагестане проблема ношения платков в школах уже не первый год стоит остро. Попытка решить её кардинальным образом привела к гибели уже двух директоров школ. Попытки ограничить ношение платка в школе неоднократно предпринимались в Ингушетии. СМИ никакого интереса к этой теме не проявляли. Как только эта тема всплыла в Ставропольском крае, то СМИ тут же накинулись, раздули истерию и подняли эту проблему на уровень президента страны.

Получается, что у нас многие журналисты неодинаково в правовом и гражданском относятся к гражданам России в зависимости от их веры и национальности, неодинаково оценивают регионы России и происходящие в них схожие процессы. Я считаю, что проблема платка в ставропольских школах - абсолютно искусственно поднятая и подогретая в своем скандальном виде и неправильно поданная главе государства. Считаю, что эта ситуацию чревата серьезными последствиями не столько для российского мусульманского сообщества, сколько и для самой российской государственности, потому что из-за такого избирательного подхода ангажированных СМИ и лоббистов правовое поле России, правовое сознание российских граждан и правоприменительная практика деформируются самым чудовищным образом.



4 комментариев


  1. (04.02.2013 19:57) #
    2

    Вряд ли "глава государства" такой уж, прям, несведующий, хотя любит на публике показать, что он ничего не знает, отношения не имеет и, вообще, так мимо проходил... Все он знает, главный куфар, и все делает для того, чтобы максимально удержать население в повиновение. Учитывая, что он не может народу дать идею для жизни, в ход идет силовое управление, в котором нет места "правовому сознанию граждан". Так что не надо ждать улучшения в сфере "развития правового поля России", а вот еще большего "деформирования правоприменительной практики" ожидать следует.

  2. (05.02.2013 00:01) #
    1

    "Россия в глобальной политике"

    Р.М. Мухаметов – кандидат политических наук, эксперт Совета Муфтиев России.
    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!


    Российские мусульмане и внешняя политика
    цитаты:
    ....Когда в 2003 г. Владимир Путин привел Россию в Организацию исламского сотрудничества (тогда – Организацию Исламская конференция), он встретил жесткое сопротивление своего ближайшего окружения. Причем со стороны как силовиков-сырьевиков, так и либерал-экономистов. Но и у мусульман он не нашел особой поддержки и опоры...
    ...Случилось несколько знаковых событий – вступление России в качестве наблюдателя в ИСЕСКО (аналог ЮНЕСКО при ОИС), визит лидеров ХАМАС в Москву, отправка чеченского батальона в Ливан после войны 2006 г., историческая поездка российского президента в Саудовскую Аравию и ряд других.
    За всю историю отечественной государственности Путин стал первым, кто официально признал на высшем уровне, что Россия – «и мусульманская страна». До него этого не делали ни цари, ни императоры, ни генсеки. Президент добавил, что российские мусульмане имеют полное право чувствовать себя частью глобальной уммы, а сама Россия всегда была и остается геополитическим союзником ислама...
    ...В бытность главой государства Владимиру Путину вторил Дмитрий Медведев: «Российская Федерация в качестве наблюдателя в Организации Исламская конференция твердо настроена на дальнейшее расширение конструктивного диалога с исламским миром. Уверен, такое активное взаимодействие будет способствовать созданию более справедливой системы международных отношений, урегулированию конфликтных ситуаций на глобальном и региональном уровнях». В ходе встречи несколько лет назад с генеральным секретарем ОИС Экмеледдином Ихсаноглу он говорил: «Россию и ОИК связывают особые отношения. Мы не только являемся наблюдателями в организации, но и хотим иметь полноценные, полномерные отношения с ней в различных форматах и на различных площадках». Со своей стороны Ихсаноглу подчеркивал, что «весь исламский мир приветствует членство России (в качестве наблюдателя. – Авт.) в ОИК и выступает за развитие этих отношений».
    Медведев вообще стал единственным из мировых лидеров такого уровня, кто лично встретился с главой политбюро ХАМАС Халедом Машаалем, что вызвало удивление даже в мусульманских столицах. ..
    ...Президент прекрасно понимает, что Москва, будучи одним из крупнейших мегаполисов мира, переориентироваться на исламский мир не захочет. Да это и не нужно. Значит, должен быть другой центр – Казань, Грозный, Уфа, Махачкала. То есть идея сближения с исламским миром изначально имела серьезный региональный подтекст, он должен был стать дополнительным локомотивом развития для части субъектов Российской Федерации...
    ...Вся проблема в том, что знаковые заявления Путина и попытки запустить «стратегический диалог Москвы с исламским миром» не получили наполнения со стороны тех, кто призван был это сделать. Да, мусульмане очень заинтересованы в том...
    ...Российские мусульмане любят в этой связи сетовать на активность определенных политических и корпоративных страт и групп, которые выступают против развития отношений с исламским миром. Да, есть система лоббистских структур, связанных с частью росси...
    ...Однако ключевая проблема не в них, а в том, что такой лоббистской структуры нет у российских мусульман. И это отрицательно сказывается на ситуации. В качестве партнера Москвы исламский мир занимает объективно третье место после Запада и Китая...
    ...«Нет субъекта развития партнерских отношений Москвы с исламским миром. Это ключевой момент. Ведь Кремль нуждается в такой стратегической проработке. Путин не раз обращался: есть у нас мусульманское сообщество, давайте работайте. Никакого отклика на слова президента. Потом он сказал: давайте идеи, предложения. Опять же – ноль внимания», – с тревогой отмечает Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»...
    ...Нельзя сказать, что официальные мусульманские религиозные структуры России совсем уж инертны на внешнем направлении. Совет муфтиев как может прикладывает усилия для укрепления избранного Владимиром Путиным евразийского вектора (инициатива ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз и др.). Руководители совета первыми из представителей России совершили турне по странам арабской весны в Северной Африке, где встретились с новыми лидерами...

    На бумаге что- то есть, а что на самом деле?..

    • (07.02.2013 01:21) #
      0

      Да ничего не случилось, все это болтология, Путину насрать на ислам и мусульман. Что за идиотизм!

  3. (05.02.2013 12:30) #
    0

    Если бы даже Путин захотел...

    Вспомните историю Ираклия, императора Византии. Когда он узнал истинность пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) он собрал у себя во дворце знатных людей своего народа и приказал запереть за ними все двери, а затем обратился к ним со следующей речью: “Не хотите ли вы обрести успех, встать на истинный путь и укрепить ваше царство, присягнув этому пророку?” Услышав эти слова, они, подобно диким ослам, кинулись к дверям, но увидели, что они заперты. Ираклий же, увидев их отвращение, и что они не согласятся с ним, велел: “Верните их ко мне!”, а когда их привели, он сказал им: “Поистине, сказав это, я лишь хотел проверить вашу приверженность вашей религии и убедился в ее силе”. См. «Фатх аль-Бари» 1/33.
    Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Ираклий познал истину, и собирался принять Ислам, но народ его не согласился с ним. Он побоялся их и отдал предпочтение неверию перед Исламом после того, как ему стал ясен прямой путь”. См. «Хидая аль-Хаярий фи аджуиба аль-Яхудуа ан-Насара» стр.18