Онлайн-конференция Руслана Курбанова на "Ансар.Ru"
Уважаемые читатели!
В гостях "Ансар.Ru" известный политолог, журналист, эксперт по вопросам Северного Кавказа и ислама, старший научный сотрудник РАН, директор фонда поддержки гуманитарных инициатив "Альтаир" Руслан Курбанов.
Биографическая справка:
Руслан Курбанов родился в 1976 году в Республике Дагестан.
Закончил Дагестанский государственный университет по специальности "Мировая экономика", защитил диссертацию по политологии в Санкт-Петербургском госуниверситете.
Свою карьеру Курбанов начал с программы "Вести. Дагестан", работал шеф-редактором программы Совета Федерации "Сенат" на телеканале "Россия", шеф-редактором ТВ-проектов Александра Любимова, заведующим отделом в Фонде эффективной политики Глеба Павловского, руководителем серии проектов по Северному Кавказу Максима Шевченко, руководителем Экспертного совета Рабочей группы Общественной Палаты РФ по Кавказу, работал в Сирии, США и Великобритании в качестве эксперта, лектора, преподавателя.
Курбанов является одним из руководителей Экспертного совета при Совете муфтиев России, действующим членом рабочей группы по межконфессиональным отношениям при Правительстве Москвы, постоянным автором ведущих исламских сайтов на английском языке.
Женат, трое детей.
По вашим прогнозам,примерно в какой период времени, Россия развалиться окончательно?Ведь она к этому стремительно движется.
Отвечу на этот вопрос словами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ответившего на вопрос ангела Джибриля (мир ему и благословение Аллаха) о том, когда наступит Судный день: «Спрашиваемый знает об этом не больше спрашивающего».
Судьба всех людей, народов и стран находится в воле Всевышнего Аллаха. И лишь Ему ведомо наше будущее.
Руководство страны,создала на Кавказе, зону постоянного напряжения!Я уверен что с целью усмирения наших народов,перед внедрением программы, тотальной чипизации страны,так как на Кавказе, это будет трудной задачей.Что вы думаете по этому поводу?
Мне ничего неизвестно о связи между напряженностью на Кавказе с программой тотальной чипизации населения страны.
могут ли граждане страны,быть мусульманами,или они обязательно должны стать традиционалистами?
Граждане нашей страны имеют право быть мусульманами и немусульманами, традиционалистами и нетрадиционалистами, суфиями и салафитами, либералами и социалистами.
Свобода совести декларируется Всевышним Аллахом, сказавшим «Нет принуждения в религии». Кроме того, свобода совести закреплена и в Конституции России. Ни один чиновник, ни один правитель, ни один злоумышленник не имеет права отменять эту свободу.
Как вы воспринимаете одичавшую неонацистскую риторику русского народа,о титульности собственной нации.А мы что люди вышедшие из помоев?Когда наконец,на деле, начнётся равноправие всех народов России.
Мы вышли не из помоев. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все люди - от Адама, а Адам – из пыли». Будучи потомками Адама, мы должны стремиться соответствовать описанию, заявленному Самим Всевышним Аллахом.
Он сказал в Своей Книге: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха». (Коран, 3:110)
Любое проявление национализма я решительно осуждаю. Будь то национализм русский, или кавказский, или арабский, или американский, или еврейский. В исламской традиции национализм подпадает под категорию «асабийя».
Под этим термином понимается преувеличенная, доведённая до абсурда гордость за свою нацию, свой род, свою семью и пр., проистекающая не по причине глубины родственных чувств и идущая вразрез с исламской религией.
Это своего рода одна из болезней человечества. Народам России нужно как можно быстрее избавляться от признаков этой болезни. И мусульмане в этом деле должны стать благородным примером для всех остальных общин и народов нашей страны.
Вопросов, на самом деле много, как и тем, которые затрагивает Руслан в своих работах, статьях.
Кратко:
1.Каковы, по Вашему мнению, перспективы качественного исламского образования в РФ? Каким оно должно быть? Кто должен принимать участие в разработке концепции исламского образования? Что является здесь главным препятствием?
2.Как полагаете – поможет ли в вопросах разработки положений фикха для мусульман России союз ученых, имеющих исламское образование и юристов?
Какова роль исламских учебных заведений в решении этих проблем, и не считаете ли Вы необходимым изучение в этих заведениях светского законодательства?
3.Что, по Вашему мнению, в России является определяющим между различными течениями - доктринальные или "политические" разногласия. Отсутствие полноценного диалога - проблема отсутствия личностей, способные его инициировать и вести или есть внешние причины?
4.Ваш "Фикх мусульманских меньшинств" - в каком направлении Вы планируете продолжить работу?
Спасибо.
1. Качественное исламское образование в России должно соответствовать высоким стандартам ведущих исламских стран в части религиозных предметов, и должно соответствовать высоким стандартам ведущих западных вузов в части общественных предметов и наук.
В разработке концепции исламского образования в нашей стране должны принимать ректора и преподаватели существующих исламских вузов, главы ДУМ, представители региональных и федеральных властей.
Главным препятствием на этом пути является недостаточный уровень образования и квалификации мусульманских кадров.
2. Участие союза ученых и юристов, имеющих исламское образование, в вопросах разработки положений фикха для мусульман России окажется очень полезным. Считаю необходимым изучение в исламских учебных заведений основ светского законодательства.
Поскольку знание законов страны проживания и законов, на которые ориентируется окружающее мусульманина населения, является ключевым фактором успеха и эффективности исламского призыва и просвещения.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), а также величайшие сподвижники (да будет доволен ими Аллах), являлись прекрасными знатоками законов, традиций, обычаев не только курайшитского общества, в котором они жили, но и соседних народов и общин – христиан, иудеев, огнепоклонников.
3. В разногласиях между различными мусульманскими общинами и течениями в России есть и доктринальные, и политические причины. Отсутствие полноценного диалога между общинами мусульман России связано, как с проблемой отсутствия личностей, способных его инициировать и вести, так и с рядом внешних причин.
4. Я сейчас работаю над исследованием в области эволюции фикха в современной России. После его завершения, планирую издать его в виде книги.
Как объеденяться мусульманским общинам когда духовенство не делает для этого ничего?
В этом мире нет не ошибающихся людей. Ошибаются все, в том числе и мы с вами, и духовенство, и правители, вершащие наши дела. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все вы ошибаетесь, и лучшие из ошибающихся – кающиеся».
В этой ситуации мусульмане, радеющие за единство нашей общины, должны напоминать нашим духовным лидерам об их ответственности за дела уммы, за достижение ее единства. Причем это напоминание нужно проводить мягко и аккуратно, согласно примеру Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
При этом нам самим нужно денно и нощно работать на достижение единства нашей общины. Поскольку, даже если все духовные лидеры мира соберутся вместе и будут призывать к единству мусульман, это будет невозможно, если сами мусульмане не будут своими делами укреплять это единство.
Ассаламу алейкум(Мир вашему дому) брат
Курбан!!!Скажите - Есть ли вероятность у руководства страны,понять простую истину.Что Кавказ не враг России! И что Кавказ не терпит высокомерия, в принципе. И что если Россия говорила бы с Кавказом не с позиции хозяина с вассалом,а с позиции двух старых закадычных друзей,у них было бы гораздо больше шансов договориться с Кавказкой молодёжью, о многих правилах поведения общего проживания в единой стране.Кавказская молодёжь, воспитанная в Кавказских традициях,гораздо мудрее и разумнее чем Русская(не в обиду всем будет сказано) ,отчетливо чувствует пренебрежительное отношения от руководства страны к себе.И в ответ проявляют внутренний протест,которая выливается во всех формах и сферах общественной жизни.Когда нам предлагают ассимилироваться,мы задаёмся вопросом, что на что мы должны поменять?Наши надёжные ценности на те либеральные. пустые,бес пантовые превращающие человека в тупых животных? Когда молодёжь увидит достойные предложения от государство,реально возвышенные божественные ценности,у нас определённо сложится диалог.А пока мы воспринимаем ,что нас считают быдлом.Жаль что Русские люди не противодействуют подобной политике.Мы с уважением относимся к Русским,но не хотим идти на поводу у либеральной сатаны. Что ВЫ думаете по поводу моих мыслей? с уважением к ВАМ от "Братьев мусульман Кавказа"
Ва-алейкум ас-салам, брат. Уверен, что руководство страны не воспринимает Кавказ, как врага России. Но я при этом не отрицаю, что в российской власти есть люди, не любящие Кавказ. Причем, я более чем уверен, что там есть люди, не любящие и саму Россию.
Мы все вместе должны выводить таких нечистоплотных чиновников на чистую воду, проводить общественные и журналистские расследования, публиковать в СМИ разоблачения.
Это наш долг, как мусульман, и как активных участников гражданских процессов внутри российского общества. Наша пассивность и бездействие делает таких оборотней в чиновничьих креслах и в погонах еще сильнее и безнаказаннее.
Не думаю, что стоит употреблять такое выражение, использованное в вопросе «кавказская молодёжь гораздо мудрее и разумнее, чем русская». Ум и мудрость не определяются в килограммах и метрах, чтобы ими мериться.
И потом, нам как мусульманам, несущим Слово Аллаха, нужно быть предельно аккуратными в используемых нами выражениях и словесных оборотах. Не думаю, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) использовал бы подобное выражение «арабская молодежь гораздо умнее персидской» в деле призыва этого народа к истине.
Идти на поводу не только у либеральной Сатаны, но и вообще у любой Сатаны, мы не имеем права, как верующие люди. Твердо убежден в том, что с ценностями, дарованными нам Всевышним, не могут сравниться ценности и нормы, предлагаемые какими бы то ни было еще идеологиями.
В преддверии Универсиады в Казани можно услышать различные опасения за мусульман Татарстана – мол, начнут «зачищать» и «убирать» неугодных, закрывать «нетрадиционные» мечети, а развитие исламской инфраструктуры вообще могут «зарубить на корню». тоже самое говорят про Олимпиаду и регионы СКФО
Не понял, в чем заключается вопрос. В том, стоит ли ожидать усиления давления на мусульман в Татарстане и на Кавказе? Думаю, стоит. Поскольку региональные и республиканские власти не знают, что делать с растущей активностью мусульман.
Куда ее направить? Не подорвет ли она устои российского государства и общества? Ситуацию усугубляет тот факт, что сами мусульмане при всей своей растущей активности, до сих пор не сформулировали свои предложения российскому обществу и государству.
Сами мусульмане до конца даже сами не осознали своего места в современном российском обществе. Не осознали своего места во взаимодействии с российским государством. Не сформулировали свой конструктивный посыл и стратегию развития.
Если сами мусульмане всего этого не осознали и не сформулировали, с чего вдруг власти, общество и СМИ должны осознать, что мусульмане угрозы не представляют и что они несут только мир и процветание России?
Им же мы этого всего до сих пор не разъяснили толком. А наши дежурные заклинания о том, что слово «ислам» переводится, как «мир» - не в счет. Потому что они ни на кого не действуют и никого ни в чем не убеждают.
Ассаляму алейкум. В России есть такая проблема как безграмотные, так называемые "традиционно-похоронные муфтии". За многими стоит административный ресурс, на который они полагаются больше чем на Аллаха. Каким вы видите механизм дисквалификации, с последующей заменой этих кадровых жрецов.
Во-первых, не все российские муфтии таковы. Есть много очень искренних, богобоязненных и самоотверженных муфтиев в разных регионах. А что касается «традиционно-похоронных», как вы выразились, уверен, их не нужно дисквалифицировать.
Ситуация за последние лет десять коренным образом изменилась. Сегодня мусульманская молодежь настолько далеко ушла вперед в своем развитии – получении исламских и гуманитарных знаний, получении профессиональных, организационных и управленческих навыков, что эти муфтии сами по себе останутся в истории.
Молодая часть российской уммы уже давно обогнала этих муфтиев в своем развитии. Нам надо прости и дальше идти вперед и постоянно развиваться. Будущее российского мусульманского сообщества – за знающими, искренними и самоотверженными верующими.
Руслан как вы считаете существует ли некое антироссийское лобби в самом Федеральном центре заинтересованное в поддержании "стабильной нестабильности" на Кавказе и намеренно подогревающее там сепаратистские антиросийские настроения подготавливающие почву уже для вооруженного противостояния?
Мне кажется, что я ответил на этот вопрос в ответе читателю под именем "светагор": http://ansar.ru/online/2013/02/22/37383#73139
Ассалам алейкум. Как вы считаете старшие поколения кавказцев, которое отрицательно относится к исламу признают, что система ценностей кавказцев рухнула, что молодежи не нужны эти традиции, что горцам удавалось сдерживать инстинкты закрытостью от других культур и путем жестких наказаний(изгнанием, убийством девушек за прелюбодеяние). Что современным телевидением развращаются молодых девушек и парней. Как вы думаете в кавказском обществе признают, что сдержать инстинкт самосохранения и продолжения рода способна только искренняя вера в Аллаха.
Ва-алейкум ас-салам. Не до конца понял, в чем заключается вопрос. Но с приведененными тезисами согласен. Современным телевидением, действительно, развращают молодых девушек и парней. Не только в кавказском, но и в татаро-башкирском, и в русском, и в европейском обществах все больше начинают осознавать, что сохранить наши народы способна только искренняя вера в Аллаха.
Ассалам алейкум.Как вы думаете мусульмане России готовы сейчас создать благотворительный фонд без муфтиятов занимающий просветительством и образованием мусульман? Издательством книг, семинаров, создание тв передач, строительство мечетей.
Такие фонды и организации уже существуют во многих российских регионах и занимаются реальной созидательной просветительской работой. Однако многим из них пока не хватает опыта, ресурсной базы и должного уровня координации своей деятельности друг с другом. Но Аллах помогает усердствующим. Уверен, что в ближайшее время мы увидим плоды их активности.
Ассалам алейкум. Руслан как вы думайте получится ли наладить реальный диалог суннитов и шиитов в Росии?
Ва-алейкум ас-салам. Смотря, что является целью такого диалога. Если целью является решение совместных социальных и общественных проблем, думаю, что наладить такой диалог получится.
И мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы он постоянно развивался. Если же целью такого диалога будет объявлено превратить всех шиитов в суннитов, или, наоборот, всех суннитов – в шиитов, думаю, что такая попытка потерпит полный провал.
Ассаляму Алейкум!
Как спасти Северный Кавказ и его жителей мусульман от надвигающей их Беды?
Теперь только и слышно о кровожадности Ингушетии, Чечни и Дагестана. Нас пинают все кому не лень.
Какую позицию занимать выходцам этих республик при этом потоке негативной информации?
Спасибо!
Ва-алейкум ас-салам. Кавказ при всей своей сложности, при всей своей проблемности, при всем своем богатстве языков, культур, традиций, породил уникальную цивилизацию. Я смело говорю о том, что в этом мире родилась и до сих пор существует кавказская цивилизация, отличающаяся своими характеристиками.
И уникальность этой цивилизации дает той стране, в состав которой входит Кавказ, огромное преимущество перед своими конкурентами. Но, к сожалению, сегодняшняя российская политическая элита не использует преимущество пребывания Кавказа в составе нашей страны. Она Кавказа боится и ведет себя с ним зачастую, как с пугающим ее диким, но свободным зверем.
Трусость, малодушие и предательство некоторых представителей этой элиты привело к тому, что истинный Кавказ, Кавказ воли, духа и чести сегодня вместо социального, культурного и технологического рывка, вместо обогащения всей российской культуры, затравлен и загоняется в некую социальную и политическую резервацию.
Да и что говорить о российских чиновниках, если сами кавказцы не знают всех своих преимуществ, всех своих возможностей в реалиях современного мира…
И первая чеченская война, и вторая чеченская война, и события в КБР, и нарастающее противостояние в Дагестане, и сегодняшнее уничтожение кавказцами друг друга – все это является результатом цепи чудовищных провокаций, на которые попались многие кавказцы, особенно молодые.
Пройдет много десятилетий прежде, чем политические лидеры республиканские, региональные и федеральные осознают, во что они ввергли регион… Прежде чем найдутся люди готовые пожертвовать своим положением, своим временем, не боясь попасть под политические удары, для того, чтобы спасти свою страну, свой регион…
Но я еще раз хочу повторить, что, несмотря на прежние ошибки и трагедии, Кавказ до сих пор сохранил в значительной степени свою уникальность, энергетику и потенциал развития. И еще раз – уникальность кавказской цивилизации дает той стране, в состав которой входит Кавказ, огромные преимущества перед своими конкурентами.
И настоящий расцвет Кавказа и России наступит только тогда, когда этот факт осознает, как московский чиновник, так и каждый горец…
На Ставрополье усиливается давление на мусульман как правильно действовать?
Ответ на этот вопрос вытекает из поставленных проблем в ответе Айрату про усиление давления на мусульман в Казани в преддверии Универсиады. Мое понимание таково, что нам, во-первых, надо консолидировать интеллектуальную элиту нашего мусульманского сообщества - юристов, журналистов, правозащитников, адвокатов, имамов.
Во-вторых, эта наша интеллектуальная элита должна согласовать свои позиции. И, придя к единой идеологической и общественной платформе, эти люди, каждый на своем уровне и месте, должны начать активное ознакомление власти, структур гражданского общества, СМИ с позицией мусульман по вопросам развития нашего общества.
В-третьих, мы должны иметь достаточно сильные организации правозащитного плана по защите наших интересов - защите наших книг, защите чести и достоинства мусульман, защите права на ношение платков в образовательных учреждениях, защите несправедливо преследуемых.
Но линию этой защиты нужно проводить не таким образом, что мы защищаем мусульман, являющихся отдельной от российского общества категории лиц, отчуждающих самих себя от остальной страны. Мы должны защищать мусульман, как одну из самых активных частей российского гражданского общества. Мы должны защищать права мусульман в контексте защиты общих прав и свобод, заявленных Самим Всевышним и закрепленным в российском законе.
Иначе быть не может, потому что ситуация на Ставрополье – лишь часть общей проблемной для мусульман ситуации, сложившейся во всей остальной стране. И решать проблему на Ставрополье нужно именно в контексте решения проблем в масштабе всей страны.
Почему так вышло что официальные Муфтияты поддерживают только старшее поколение и низкообразованная, в вопросах религии, молодежь?
Потому что во многих регионах муфтияты вместо того, чтобы встать в авангарде исламского возрождения и решать насущные проблем мусульман, блокируют развитие мусульманской активности.
Не знаю по вашей ли это части, но хотелось бы узнать как устроены Муфтияты в России, как происходят выборы Муфтия, согласовывается ли должность с правительством республик и с федеральным центром. Если отличия в этой процедуре в зависимости от регионов или езде одинаково?
Начало системе Духовных управлений в России было положено указом российской императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 года о создании структуры под названием «Духовное Магометанского закона Собрание», а открытие самого этого Собрания состоялось 4 декабря 1789 года в городе Уфа.
Выбор города создания этой структуры был неслучайным, поскольку этот город находится между рекой Волгой и Уралом на территории проживания мусульманских народов – татар и башкир, вошедших в состав Российской Империи.
Первоначально полномочия этого Собрания осуществлялись на территории двух регионов России – Уфимского наместничества и Оренбургской губернии, охватывавшей район Южного Урала. В последующие годы ее полномочия расширились на территорию всей России.
Стоит отметить, что при создании данной структуры власть руководствовалась логикой выстраивания отношений с российским православием, предельно иерахзированным и организованным в единую Православную Церковь во главе с единым для всех верующих патриархом.
Действительно, как и для имперской России, так и для Советского Союза, сохранившего систему Духовных управлений, учреждение данной системы имело «достаточно прозрачную цель: организовать централизованный контроль за состоянием религиозной ситуации» в стране.
Именно по этой причине, даже, несмотря на то, что «исламу изначально была чужда такая организационная структура, как в христианстве церковь», любое правительство старалось превратить религиозные институты «в одну из государственных структур», «опасаясь бесконтрольного развития религиозной ситуации».
Таким образом, с момента своего создания Екатериной данное Собрание, фактически, являлось государственной структурой, статус которой был приравнен по основной деятельности к судебным учреждениям. В бюрократической иерархии это Собрание подчинялось местной администрации и Главному управлению духовных дел иностранных исповеданий.
Председатель Собрания, или муфтий назначался императрицей по представлению министра внутренних дел и местной администрации. Муфтии, заседатели, служащие получали жалование как государственные чиновники.
Данная структура, несмотря на сломы и трансформации российской государственности в 1917 и 1991 годах, была практически в неизменном виде сохранена и советским правительством и молодым демократическим правительством Российской Федерации.
Желание Иосифа Сталина сохранить систему, способную «централизовать» и держать под контролем деятельность «легальных религиозных деятелей», подобно правителям прошлого, понятно и вполне объяснимо. В то время как за действиями современного российского политического режима, продолжающего сохранять созданный при Екатерине религиозно-государственный статус-кво, проглядывает следование исторической инерции сложившихся отношений, весьма, признаться, устраивающей сегодняшнюю власть.
За все эти годы неоднократно менялось официальное название этого Духовного Собрания, а затем и Духовного Управления, неоднократно перекраивалась внутренняя организационная структура, однако основные ее функции сохранялись – служить интересам государственного регулирования отношений с мусульманской частью населения страны.
Российский исламовед Алексей Малашенко подчеркивает ту роль, которую эта структура была призвана играть: «Духовное собрание оказывалось одновременно и инструментом надзора за исламом, и механизмом самоорганизации российской мусульманской общины. По существу, именно в таком качестве оно существовало и действовало во все времена отечественной истории – от XVIII до XXI века».
«Тем не менее, - как пишет Бахтияр Бабаджанов, - такое фактическое сращивание религиозных учреждений и носителей соответствующих должностей с государственно-бюрократическим аппаратом не привело к возникновению единого религиозного института, подобного церкви».
На момент развала Советского Союза и начавшегося почти одновременно с ним распада системы Духовных управлений единой страны, она была организационно оформлена в виде 4 Духовных управлений мусульман, отвечавших за 4 крупных мусульманских региона СССР:
1. Духовное управление мусульман Казахстана и Средней Азии. Его резиденция находилась в столице Узбекской Республики Ташкенте;
2. Духовное Управление мусульман Европейской части СССР и Сибири. Его резиденция находилась в столице Башкирской Республики Уфе;
3. Духовное управление мусульман Закавказья. Его резиденция находилась в столице Азербайджанской Республики Баку;
4. Духовное Управление мусульман Северного Кавказа. Его резиденция находилась в столице Дагестанской Республики Махачкале.
После же развала Советского Союза и распада единой системы Духовного Управления, началось дробление духовных структур. Данный процесс фактически приобрел хаотичный и несистемный характер, в каждой республике и регионе Российской Федерации начали создаваться собственные Духовные управления.
В настоящее время в России существует более 90 Духовных управлений мусульман. Каждое из них осуществляет свою деятельность в собственной республике или регионе и самостоятельно выстраивает отношения с региональными и местными властями. Причем, как я писал выше, в системе российских ДУМ есть очень много муфтиев и имамов, искренне и самоотверженно служащих делу Ислама. Их нельзя причислять к тем муфтиям, которых критикуют в этой дискуссии. Поскольку они - гордость российской уммы.
Ассаламу алейкум, Руслан! 1. Вы очень занятой человек, скажите, бывает ли у вас свободное время, как вы его проводите, успеваете ли вы проводить время с семьей? 2. Какая книга об исламе произвела на вас наибольшее впечатление? 3. Расскажите о проекте "Альтаир", какую деятельность ведет этот фонд? 4. Как вы считаете, проведение митингов в Махачкале принесет пользу мусульманам Дагестана? 5. Слышали ли вы о ситуации Алибека Мирзеханова, которого пытались похитить, а теперь угрожают убить? Как, вы считаете, в такой ситуации ему нужно поступить?
Ва-алейкум ас-салам, брат. Отвечаю по пунктам
1. Благодарю за понимание о моей занятости. Это, к сожалению, действительно, так. Даже то, что у меня не получилось сразу ответить на все вопросы данной онлайн-конференции – наглядное тому свидетельство.
Говорю, к сожалению, потому что я хотел бы проводить больше времени за получением знания, со своей семьей, с детьми, с братьями. Несмотря на занятость, я стараюсь каждый вечер после работы и оба выходных дня посвящать детям.
2. До моего прихода к Исламу на меня самое большое впечатление оказала книга Хаджимурата Мугуева «Буйный Терек». Очень советую. Это книга о жизни первого имама Дагестана и Чечни Гази-Мухаммада.
По приходу к Исламу самое сильное впечатление на меня оказали две книги – «Жизнеописание посланника Аллаха», принадлежащая перу шейха аль-Мубаракфури и «Картинки из жизни сподвижников» Абдуррахмана Аль-Баша.
3. Фонд поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир» учрежден в конце прошлого года группой молодых журналистов, юристов и преподавателей из Поволжья, Северного Кавказа и Москвы.
Его основная цель – организация просветительских и образовательных мероприятий для молодежи. Основной профиль этих мероприятий – семинаров, деловых игр, тренингов – развитие личностных и профессиональных навыков молодежи.
На этот год мы планируем три крупных семинара – в Поволжье, на Кавказе и в Москве. На них участникам из числа молодежи будут предложены тренинги по управлению временем, постановке и достижению целей, развитию навыков ведения переговоров, ораторского искусства, искусства ведения дискуссии, управления социальными проектами, созданию и развитию малого бизнеса и т.д.
4. Митинги – это часть общественной активности, имеющая прецеденты в жизни общины пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и использующаяся сегодня по всему миру.
Убежден, что развитие любых неразрушительных форм гражданской и общественной активности мусульман, а также представителей других групп российского общества – только на пользу самим этим группам и самой стране.
5. Я слышал о ситуации, в которой находится Алибек Мирзеханов. Таких случаев, к сожалению, на Кавказе не становится меньше. Убежден, что мы должны бросить все свои силы на прекращение практики похищения людей в нашей стране.
Противостояние несправедливости, угнетению – одна из главных задач мусульман. Мы должны показать всей стране и всему остальному миру достойный пример нашей стойкости и убежденности в деле защиты исконных прав и свобод.
В том, что касается конкретных мер по защите от преследования Алибека, то они должны обсуждаться и разрабатываться непосредственно теми людьми, которые на месте знают нюансы этого дела.
А самому Алибеку нужно как можно шире освещать в СМИ каждый новый поворот этого дела, привлекать к случаям преследования внимание журналистов, адвокатов, фиксировать документально каждый случай неправового давления.
Чем больше внимания общественности к таким случаям и чем больше документально зафиксированных случаев давления и преследования – тем меньше у злоумышленников будет пространства для маневра.
Если можно, то у меня два вопроса:
1) Почему мы, мусульмане России, настолько слабы, что не можем защитить от запрета фундаментальные книги нашей религии, в чем причина на ваш взгляд?
2) Не назрела ли необходимость проведения всероссийских акций протеста мусульман в связи с непрекращающимися притеснениями, как то убийства наших знающих братьев, запрет нашей фундаментальной литературы, ежедневные похищения и убийства, провокации вокруг хиджаба, постоянные аресты и облавы, провокации вокруг строительства мечетей, постоянные и непрекращающиеся провокации разных исламофобских организаций и СМИ и т.д. и т.п.? Или как нужно правильно бороться за наши права, за права мусульман в России?
Ответ на первый вопрос и последнюю часть второго вопроса вытекает из уже данного мною ответа на вопросы Айрата и Али про давление на мусульман Татарстана и Ставрополья. В них заключено мое понимание того, почему мусульмане России так слабы, и что нам с этой проблемой делать.
Что касается второго вопроса, то любой знающий человек может сказать, что все эти притеснения, убийства и запреты можно было с большой долей вероятности спрогнозировать заранее.
Поскольку такова была первоначальная реакция всех народов в истории человечества на призыв к Единобожию. Дядя Хадиджи (да будет доволен ею Аллах), супруги Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) по имени Варака, бывший христианином, предупреждал Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в начале его пророческой миссии о таком преследовании: «Не было ещё ни одного человека, с которым не враждовали бы, когда он приходил с тем, с чем пришёл ты».
Таким образом, эти убийства обладателей знания среди нас, аресты и провокации, запреты литературы и хиджабов – были полностью прогнозируемой реакцией на развитие исламской активности и исламского призыва.
Но при этом надо сказать, что и со стороны мусульман в провоцировании этого преследования также есть немалая доля вины. Поскольку многие из молодых верующих отличаются предельной жесткостью взглядов, необдуманностью поступков, непозволительной в таких вопросах наивностью и невежеством.
Извините, пропустил строчку!)
Вопрос Руслану. Нужна ли мусульманам России политическая партия, основанная на принципах ислама? Эффективно ли это будет для развития мусульманской уммы или такая партия не принесет никакой пользы? Заранее спасибо.
Вопрос необходимости, дозволенности и целесообразности создания мусульманами России собственной политической партии – насколько сложный, настолько же и противоречиво оцениваемый разными группами мусульман.
Часть из них ссылается на мнения арабских ученых, запрещающих заниматься мусульманам политической деятельностью в немусульманских странах. Другая часть ссылается на опыт европейских стран, где мусульмане уже создают подобные партии и участвуют в политической жизни стран пребывания.
Я убежден, что вопрос необходимости, дозволенности и целесообразности создания мусульманами России собственной политической партии должен решаться не одним человеком. Это вопрос, которой должен быть поставлен перед всей уммой и самыми знающими ее представителями и лидерами.
Поскольку в рамках мусульманского права этот вопрос относится к категории вреда и пользы для мусульман. Кроме того, его решение должно учитывать то, что в России запрещено создавать партии по конфессиональному принципу.
Но при этом закон вполне позволяет тем же мусульманам, или христианам создать партию без конфессиональной окраски, преследующую какие-нибудь социальные, гражданские или политические цели, как например, защиту социальной справедливости или свободы совести.
Уважаемый брат Руслан! Что нужно сделать исламской умме России, чтобы государство прекратило ее "кошмарить"?
Ответ на этот вопрос вытекает из уже данного мною ответа на вопросы Айрата и Али про давление на мусульман Татарстана и Ставрополья. В них заключено мое понимание того, почему мусульмане России так слабы, и что нам с этой проблемой делать.
Ассаламу Алейкум. В Москве запретили строить мечети, в некоторых регионах мечетей вообще нет. Запрещают носить хиджаб в школах. А муфтияты ничего ни делают и не могут делать, не лучше ли их распустить?
Ва-алейкум ас-салам. Не все российские муфтии таковы. Есть много очень искренних, богобоязненных и самоотверженных муфтиев в разных регионах, пытающихся реально решить проблемы мусульман. А что касается «ничего не делающих» муфтиев, они являются атавизмами советского авторитарного строя. И как все атавизмы они сами собой уйдут в прошлое.
Ассаламу алейкум. Какая форма социальной активности приемлема, если нарушаются права мусульман "официальным духовенством" - скажем, мусульман не допускают в мечети между намазами, выдавливают из страны неугодных проповедников, используют административный ресурс для давления на неДУМовские движения?
Ва-алейкум ас-салам. В подобной ситуации для мусульман наиболее приемлема модель развития гражданской активности – широкая реализация социальных проектов, решение общественных проблем, широкое историческое, культурное, научное просвещение, достижение высот в бизнесе, науке, карьере, общественной активности.
Эта наша гражданская активность должна охватить и покрыть все мусульманское и общероссийское пространство. И тогда, забаррикадировавшиеся в мечетях имамы и муфтии, не допускающие туда молодежь, обнаружат, что в резервациях оказались именно они, а не те молодые мусульмане, которых они выгоняли их своих мечетей.
Та истерия которая творится в отношении кавказцев на центральных каналах телевидения, это что по вашему мнению, заказ правительства (учитывая что центральные каналы на 100% контролируются правительством, и не одна передача без согласования не выходит в эфир, кроме авторских (например - Познер, но и тем особо разгуливаться не дают)) или же все таки реально кавказцы всех в России достали? Если заказ, то как думаете, не хотят ли нас использовать как очередных врагов народа для того что бы отвлечь внимание населения от реальных проблем (коррупция, низкое качество жизни, Путин) подменяя вымышленными? Т.е раньше во всех бедах была виновата Америка, а теперь хотят сделать Кавказ! Если это так, то какие пути выхода из этой ситуации вы видите?
Ответ на этот вопрос содержится в моей статье.
http://flnka.ru/politika/55-kavkaz-s-vozu-rossii-legche.html
Уважаемый брат Руслан! В США,Англии, Германии в государственных учебных заведениях открыты факультеты исламской теологии:там активно изучают и принимают ислам коренные европейцы.Неужели и в этом Европа опережает Россию на 200 лет?!Что нужно сделать для выравнивания ситуации?
В чем именно США и Европа опережают Россию? В открытии факультетов исламской теологии или в принятии ислама коренными европейцами? Если в открытии факультетов, то согласен с этим утверждением. Если принятия ислама европейцами, то в России тоже много русских принимает ислам.
Но реальных цифр не знает никто. И, тем не менее, отмечу, что в Европе и США для новообращенных мусульман больше свободы самореализации в новом качестве, чем у нас. Что делать? Повышать качество мусульманской уммы и совместно с остальными россиянами, засучив рукава, улучшать качество российского общества.
Как вы думайте будет ли в ближайшие время съезд мусульман(не духовенство, а простых мусульман практикующих свою религия со всей России)?
Думаю, что пока такой съезд невозможен по причине слабой координации действий мусульман из различных регионов страны.
Каких российских богослов вы считаете наиболее авторитетными и подкованными в вопросах религии?
Тех, которые получили фундаментальное образование в вопросах исламской религии, и чье образование подтверждено авторитетными университетами через присуждение ученых степеней магистров и докторов шариата.
Уважаемый, брат Руслан! Вы принимали участие в форуме на Домбае. Как Вы считаете, насколько подобные форумы способны привлечь активную мусульманскую молодежь, которая должна стать качественной прослойкой интеллигенции российской уммы? Какие форумы Вы можете посоветовать?
Форум в Домбае с первого дня зарекомендовал себя, как площадка, открытая, как для мусульманской, так и для христианской, и вполне светской молодежи. Он уникален тем, что там каждый находит себе место и занятие по душе.
К сожалению, в России не все молодежные форумы могут похвастаться такой открытостью и демократичностью и гостеприимством. Предыдущие годы мы слышали, как то на одном, то на другом раскрученном на федеральном уровне форумах предельно неуважительно относились к чувствам верующих.
Посоветовать могу всем молодым и активным именно Домбайский форум, в силу всех вышеперечисленных факторов.
Ассаламу алайкум Руслан. Когда заработет телеканал Аль-РТВ
Ва-алейкум ас-салам. Я мало что знаю о сроках запуска телеканала Аль-РТВ, поскольку никак не связан с ним. Но я слышал, что он сейчас уже вещает в тестовом режиме. То есть уже посылает сигнал на спутник, но со спутника, как я понял, сигнал еще не передается на наши антенны.
Но при этом команда Аль-РТВ активно снимает передачи впрок и подбирает обширную видеотеку фильмов и программ со всех телеканалов – федеральных и региональных, касающихся мусульман.
Ассаламуалейкум Руслан абзи)как вы думайте что мешает стройке мечетей и Исламских университетов,мэдрэсэ в России?И допускаете ли вы что скоро не будет национальных республик?Можно ли сделать мусульманских канал по всей россии для республик,областей,сел?
Ва-алейкум ас-салам. Отвечаю по очереди. Строительству мечетей и медресе в России мешает страх перед мусульманами представителей региональных властей и низкий уровень развития самих мусульман в плане обладания необходимыми религиозными и социальными знаниями и опытом для решения подобных проблем.
Что касается ликвидации национальных республик, знаю, что такие идеи обсуждаются среди российских политиков. Но я, думаю, что руководство России не пойдет на этот шаг.
Общероссийский мусульманский телевизионный канал можно создать. Но для его создания у мусульман еще недостаточно навыков и ресурсов.
Ассалам алейкум. Руслан согласны ли с моим мнением, что в муфтиятах, джамаатах и мусульманские приходах должен быть устройство по типу античной Греческой демократии классического периода. Если не согласны то какое устройство муфтиятов вы видете?
Ва-алейкум ас-салам. Я так пониманию, что вы в своем вопросе имели в виду демократичность процедуры принятия решения в античном полисе? Считаю, что мусульманские общины, джамааты, приходы и муфтияты должны закладывать в свою основу, прежде всего, принципы, которые лежали в основе общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Поскольку эти принципы были открыты ему в откровении Самим Всевышним.
Ассаламу алейкум. Если исходить из постулата, что Ислам- это образ жизни, то почему российская умма не стремится к тому, чтобы одежда, еда, обувь и деньги мусульман были халальными? Словами сыт не будешь, нужны конкретные действия. Какие пути Вы предлагаете в этом направлении, уважаемый Руслан?
Ва-алейкум ас-салам. Все проблемы в недостатке знания и недостаточном практиковании этого знания. Ислам – это религия не книжного знания, а знания, воплощенного на практике в жизни каждого верующего и всего мусульманского общества.
В России у каждого региона(Дагестан,Ингушетия,Чечня,Татарстан,Башкортастан и т.д.) свой Ислам, и каждый утверждает что Ислам который они проповедует истинный Ислам. В чем проблема? И как выйти с этого положения?
О том, что мусульмане разделятся на 73 течения, предупреждал еще пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Это закон, заложенный самим Всевышним в основание общественных процессов.
Согласно этому общественному закону все сплоченные прежде общины, группы или партии при росте численности последователей делятся на различные направления, подгруппы и сообщества.
Мы не можем отменить этот закон Всевышнего, но мы можем нивелировать негативные последствия такого разделения – когда люди становятся фанатично привержены только своему течению и не хотят признавать другие.
Мы можем использовать это разделение как милость, когда разногласия служат не для вражды, а для многообразия предлагаемых решений. Ведь крупнейшие исламские ученые единогласны в том, что разногласия в общих, непринципиальных вопросах – есть милость Аллаха для мусульман.
Подобное разнообразие мнений создает поле для социальной конкуренции. А эта конкуренция – это и есть двигатель развития общества. Но, к сожалению, на сегодняшний день в мусульманском обществе все разногласия становятся поводом для взаимных обвинений, упреков, а иногда и братоубийственной войны.
Но только через взаимодействие можно достичь всеобщего процветания и решения совместных проблем. Нужно понять, что невозможно уничтожить все остальные конкурентные группы, как, допустим, это пытались сделать в средние века католики, убивая протестантов, или как это было во время шиитско-сунитских противостояний.
Многообразие групп, течений и общин – это закон Всевышнего, и нужно просто извлекать из этого пользу. Как говорит Всевышний Аллах в Коране: «Я создал вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга». А мы сегодня из-за второстепенных вопросов ставим под удар такую важную вещь, как достижение единства мусульман.
Ассаламу алейкум, Руслан!
На сайте youtube.com есть ваше видео, в котором вы рассуждаете о фикхе меньшинств и приводите в качестве примера конкретную ситуацию, которая сложилась в Европе. Вы говорите, что сегодня в Европе большое количество замужних девушек и женщин принимают ислам и тут же сталкиваются с одним вопросом – как поступить жене мусульманке с мужем не мусульманином. Который не собирается принимать ислам, а как известно в исламе мусульманка не может быть женой христианина, иудея и т.д. согласно аяту Корана, где Аллах говорит: «Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам» (Бакара, 221). Далее вы приводите фетву шейха Юсуфа Кардави, в которой шейх разрешил не разрушать брак и жить мусульманки с не мусульманином, так как это новое явление, фикх не стоит на месте, мусульмане в меньшинстве и т.д. и т.п. затем вы поясняете, что эту фетву раскритиковали многие современные саудийские ученые и даже сирийский шейх Рамадан Бути, т.е. большинство ученых сказали, что такой подход неверный и это не дозволено в исламе. Теперь вопрос:
Как вы думаете, стоит ли нам мусульманам, проживающим в европейской части России следовать столь сомнительным фетвам или все же нам лучше сторониться всего сомнительного следуя в этом пречистой Сунне нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует?
Ва-алейкум ас-салам. Манхадж, или методология, которую разработал шейх Юсуф Аль-Карадави для фикха меньшинства, полностью укоренена в методологии общего мусульманского фикха, проистекает из нее и получает правовое и научное обоснование.
В ее основу шейх Аль-Карадави заложил четыре фундаментальных принципа: 1) облегчение и устранение затруднений, 2) содействие миссии исламского призыва, 3) первоочередная ориентация на коллективные вопросы, нежели на индивидуальные, и 4) преодоление границ мазхабов.
Фатва шейха аль-Карадави, которая предполагает дозволенность сохранять брак и не разводиться с мужем той женщине, которая приняла Ислам, в то время, как муж не принял, является одним из показательных примеров подобного рода фатв, выведенных на основе это манхаджа.
Классический мусульманский фикх в этом случае требует, чтобы женщина обязательно развелась с мужем, поскольку женщине-мусульманке не подобает жить в браке с немусульманином и в доме немусульманина.
Реальность же западных обществ состоит в том, что большинство принимающих Ислам на Западе являются женщинами. А обязательное требование классического фикха развестись с мужем по принятии Ислама многих из них отвращает от принятия Ислама.
Шейх же Аль-Карадави, изучив ситуацию в западных обществах, обратил внимание на тот факт, что действительно необходимость развода, угроза развала семьи, разлучения с детьми является серьезным препятствием на пути принятия Ислама многими западным женщинами.
Учитывая тот факт, что современные свободы личности и права человека, гарантируемые западными демократиями, позволяют западной женщине практиковать Ислам, даже если муж не разделяет ее убеждений, шейх Аль-Карадави издал свою фатву о дозволенности сохранения подобного брака.
В своем решении он опирался на правовые положения относительно категории «зиммий» (людей, находящихся под защитой мусульман) в наследии крупного мусульманского ученого ибн Каййима (да будет Аллах милостив к нему).
Ибн Каййим (да будет Аллах милостив к нему) примерно в подобной же ситуации нашел возможным для женщины, принявшей Ислам, сохранить свой брак, чтобы своим примером и постоянным усердием призывать мужа и своих детей в Ислам.
Шейх Аль-Карадави нашел это решение Ибн аль-Каййима (да будет Аллах милостив к нему) весьма полезным и подходящим для решения проблем, встающих перед современными западными обществами, и построил на логике и методе Ибн аль-Каййима (да будет Аллах милостив к нему) свое правовое заключение.
Любопытно, что за четверть века до издания обсуждающейся фатвы сам же аль-Карадави издал фатву о необходимости обязательного развода для женщины в подобной ситуации. Однако после ознакомления с реальностью западных обществ, проблемами западных мусульман он принялся за детальное изучение прежнего правого наследия, чтобы понять, существует ли возможность иного правового решения.
Начиная с периода сподвижников, он обнаружил по этому вопросу тринадцать мнений, которые колебались между разрешением сохранения брака и запретом. Некоторые из этих мнений и фатв принадлежали сподвижникам и табиинам, а некоторые – имамам, факихам муджтахидам исчезнувших или существующих мазхабов. На основе детального изучения всех этих мнений Аль-Карадави и вынес свою фатву о дозволенности сохранения брака.
Кроме того, известно, что муджтахиды издают фатвы на основе прецедентов, которые имели место в жизни общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В свете этого известно, что в общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были случаи, когда женщины, принявшие Ислам не разводились со своими неверными мужьями, желая привести их в Ислам.
Вспомним хотя бы случай с принятием Ислама Икримой ибн Абу Джахлем (да будет доволен им Аллах), который до этого 23 года был злейшим врагом мусульман. Икрима в своей ненависти к Исламу сражался с мусульманами даже в день открытия Мекки, когда все прежние противники были прощены Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха).
Будучи разбитым мусульманами, он бежал на берег Красного моря, желая спастись от возмездия. Однако здесь на берегу его нагнала его супруга Умму Хаким, уже принявшая Ислам и снискавшая среди мусульман образ праведной верующей.
Умм Хаким долго уговаривала вернуться вместе с ней в Мекку, подойти к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и покаяться. При этом до их прибытия в Мекку, Икрима оставался неверным. И даже пытался разделить супружеское ложе со своей супругой.
Однако она воспротивилась этому самым категорическим образом. - Я мусульманка, а ты язычник, - заявила Икриме жена. Изумленный Икрима сказал: - Очевидно это очень серьёзно, если мешает тебе разделить со мной ложе.
По прибытию в Мекку Икрима принес покаяние, принял Ислам и стал одним из героев мусульманской общины. Ярким подтверждением тому стала битва Ярмук, произошедшая после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) между мусульманами и византийцами. Самоотверженность Икримы в этой битве до сих пор продолжает пленять сердца мусульман.
При этом, для мусульман не является обязательным следовать фатвам того или иного ученого. Фатвы носят рекомендательный характер. И на каждую фатву шейха аль-Карадави, которые представляются некоторым мусульманам, слишком мягкими, всегда найдутся фатвы других муджтахидов, предлагающих более жесткое решение.
Наличие такого выбора между мнениями различных ученых – это милость Аллаха для мусульманской уммы.
Ну для начала, почему у нас так мало специалистов которые реально знают проблемы Кавказа?
Специалистов по Кавказу у нас немало. Но их знания и опыт не востребованы властями.
Можно ли вести вообще диалог с идолопоклонниками, если они не покаются, признав свою заблуждение и не вернутся на путь Единобожия. Под идолопоклонниками имеются ввиду суфийские тарикаты, шиитские ереси... т.е все те, сотворяющие сотоварищей Аллаху /СубханаЛлах/, посягая тем самым на абсолютную власть Творца.
Я не возьмусь судить о такой тонкой сфере, как степень чистоты вероубеждения людей, с которым я не знаком лично. Поэтому я лучше отвечу, как отвечал в таких сложных случаях Имам Малик (да будет Аллах милостив к нему): «Я не знаю».
Как думаете, низкая образованность в вопросах религии нового и.о. президента Дагестана, будет препятствовать решению проблем с вооруженным подпольем Дагестана?
Я склоняюсь к такому выводу. И я об этом уже заявлял в своих комментариях.
Как можете охарактеризовать первые шаги нового врио президента Дагестана на новом посту, какие его шаги вы оцениваете позитивно, какие негативно?
Пока прошло слишком мало времени, чтобы давать оценки. Но подобранный новым главой Дагестана кабинет министров уже вызывает вопросы.
Ассалам алейкум. Нужно ли создавать кодекс мусульманина?
Ва-алейкум ас-салам. Кодексом мусульманина является Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Но считаю полезным издавать некий набор взятых из Сунны, систематизированных и изложенных доступным языком норм поведения, на который стоит ориентироваться мусульманину.
Руслан, хотелось бы услышать ваше мнение относительно салафитского движения "Братья мусульмане", лично я считаю его инструментом который сионисты используют сначала против Ирана, а потом и против России. Как вы относитесь к духовному лидеру движения "Братья мусульмане" Юсуфу Аль-Кардави?
Движение «Братья мусульмане» - не салафитское. У ихванов с салафитами есть ряд расхождений в методологии общественной и политической активности мусульман. Что касается моего отношения к шейху аль-Карадави, то я уважаю всех ученых Ислама, к какому бы направлению они себя не относили.
Комментарий удален модератором.
Как считаете, Муфтияты справляются с той ролью которая возложена на них в плате просвещения мусульман (и т.д).Что бы по вашему мнению можно было изменить в системе муфтиятов для того что бы они более эффективно выполняли свои задачи?
Муфтиятам нужна свежая кровь в лице молодых мусульман, получивших качественное образование в исламских и общественных науках.
Ассаляму алейкум
1)Каково Ваше мнение о ситуации в Сирии? Перспективы? И как Россия будет вылезать из той лужи, куда сама себя посадила?
2) Ваше мнение о журналисте и политологе по Бл.В.Тьерри Мейсане
3) Какие ошибки допустили Ихваны в Египте и Нахда в Тунисе, что привело к настоящей ситуации?
1. Ва-алейкум ас-салам. Убежден, что руководство России, столь упорно поддерживания режим Асада, совершает большую ошибку. Подобную той, что совершили советские, а за ними и американские власти, когда они влезли в Афганистан. У наших властей еще есть возможность исправить эту ошибку. Тем более сейчас, когда близкая победа оппозиционных сил становится все более очевидной.
2. Я его лично не знаю. Но тоже склоняюсь к тому, что атака на символы американской власти в Нью-Йорке и Вашингтоне не была терактом в чистом виде.
3. Одно время, еще до арабских революций, я достаточно близко изучал, как востоковед, политическую практику движения «Братья мусульмане». Но в момент свершения самих революций и прихода их власти, я оказался занят совершенно другой темой.
А для того, чтобы оценивать их ошибки и факторы успеха, нужно более серьезное исследование, нежели короткий ответ в онлайн-конференции. Надеюсь, что я скоро смогу посвятить этой теме больше времени и найти на этот вопрос детальные ответы.
1)Руслан,какое у тебя видение по наведению порядка в Дагестане? С чего бы ты начал и сколько бы времени для этого понадобилось?
2)Какое решение ты видишь по разделенным народам,в частности по лезгинам и аварцам.
1. Сегодня в Дагестан должно прийти поколение технократов, управленцев-профессионалов, которые пока рассеяны по всей России. Не нужно бояться делать ставку на молодых. Во власти должны быть люди, представляющие, в первую очередь, народ. Люди, которые смогут совладать с этим импульсом социальной энергии огромной силы, копящейся в республике и направить его в позитивное русло.
А какой окрас имеет сегодня эта социальная энергия? На Кавказе сегодня мы наблюдаем бурное исламское возрождение. И этого не нужно бояться. Сегодня пик атеизма и секуляризма в мире уже пройден. Идет активное возвращение религиозных ценностей в политику. Сегодня президент, премьер-министр посещают церковь, посещают мечеть, принимают патриарха.
Я предполагаю, что ситуация и в Дагестане останется не разрешимой до тех пор, пока президент, глава республики, представитель президента не будут отвечать чаяниям народа, который жаждет быть услышанным, чтобы его духовные запросы нашли отклик на уровне власти. И здесь работает формула, которую предложил европейский интеллектуал Тарик Рамадан. Он предлагает Ислам воспринимать не как проблему, а как средство ее решения.
Сегодня исламская модернизация и на российских просторах, и на Кавказе в частности, идет стремительными темпами. К сожалению, пока не мы, не сторонники поступательного развития исламского общества, управляем этой энергией и этими процессами на Кавказе. Не мы управляем этой инициативой по модернизации Ислама и исламского сообщества.
Ею управляют иные силы. Только тот человек, который способен перехватить инициативу на этом поле по управлению социальной энергией мусульманского сообщества, только тот человек, который способен задать правильный вектор модернизационных процессов в самом исламском сообществе, способен справиться с нарастающим комом проблем.
Сегодняшняя ситуация в Дагестане создавалась и нагнеталась десятилетиями. И на ее выправление понадобится не меньше времени.
2. Превращение всего постсоветского пространства в аналог Евросоюза с абсолютно прозрачными границами и созданием единого безвизового пространства.
Как повысить уровень культуры приезжих кавказцев живущих городах?
Поведение и уровень культуры молодых кавказцев в российских городах – это лишь отражение в кривом зеркале поведения и уровня культуры остальной части нашего общества.
После краха Советского Союза государство ушло с Кавказа, оставив народы регионами один на один с коррумпированными элитами, которые продолжали накачиваться деньгами в обмен на покупку лояльности. А все социальные протесты, в том числе окрашенные в национальные, религиозные тона, они закатывались под асфальт.
Кавказцы утратили свой национальный кодекс поведения – он был разрушен, свой мусульманский кодекс – он был разрушен. Новый кодекс поведения российского общежития они не усвоили. И это поколение кавказцев, потерявших понимание о собственной культуре, на плечах отступающего государства, естественно, попало в российские города.
Естественно, они приезжают на российские просторы и ведут себя так, как они считают должным вести себя из обрывков своей национальной памяти. Они говорят: Вы воспринимаете нас дикими? Да, мы такие! К сожалению, это стало основным модусом поведения. Ну, не осталось у кавказцев, чем гордиться.
И сегодня, к сожалению, мы вынуждены видеть столкновение двух дикостей – одичавшая кавказская молодежь столкнулась сегодня на просторах российских мегаполисов с какой-то одичавшей, маргинализированной русской молодежью. Этот нарыв вскрылся неожиданно и лишь усугубил трещины, которые и так существовали в обществе между гражданами разных национальности и вероисповеданий.
Власть должна начать применять нулевой уровень терпимости к коррумпированным кланам в регионе, власть должна начать применять нулевой уровень терпимости к тем оборотням в погонах, которые загоняют кавказских ребят в леса. Государство сегодня вместо того, чтобы подавлять социальный протест, должно повернуться к населению другим боком.
Сегодня Москва для того, чтобы сохранить регион, должна говорить не с элитами, которые даже неспособны породить никакого эффективного проекта по социально-экономической модернизации у себя дома.
Она сегодня должна говорить с широчайшим кругом кавказкой общественности, включая интеллектуальную элиту советской закваски, включая бизнес, интеллектуальную, политическую и общественную элиту постсоветского периода.
Включая и умеренное крыло мусульман, численность которых стремительно растет. И умеренные, просвещенные мусульмане как никто другой сегодня заинтересованы в сохранении страны. Поскольку им в этой стране бороться с пороками, реализовывать умеренное просвещение, бороться за умы.
И они становятся очень влиятельными фактором, без диалога с которым ситуацию под контролем не удержать. Но если чиновники ничего не сделают для того, чтобы вовлечь широчайший круг кавказцев в проект дальнейшей интеграции, и не будет проводить работу среди русскоязычного населения, ситуация может стать критической.
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
1. Кто конкретно и какие экспертные организации являются "советниками по вопросам Ислама" у президента В.В. Путина? Не думаете ли вы, что в основном он принимает решения, исходя из своего субъективного мнения?
2. Как по вашему, Россия не идет на сближение с арабскими странами из- за страха перед так называемой "исламизацией", хотя вроде бы и оправдываются опасностью распространения через них влияния США?
3. Телевидение и СМИ не освещают жизнь исламского мира, или показывают негатив по той же причине, т.е. боятся распространения правды об Исламе?
4. Не кажется ли вам, что есть силы заинтересованные в том, чтобы мусульмане России занимались внутренними "местечковыми" проблемами при этом отделяя нас от 1,5 миллиардной уммы? И как долго по- вашему это будет продолжаться?
5. Какие шаги и в каком направлении надо сделать, чтобы мусульмане России стали частью мировой мусульманской уммы?
Ва-алейкум ас-салам.
1. Вопросами Ислама в Президентской Администрации занимается Департамент по взаимодействию с религиозными организациями. Однако, кроме Администрации Президента руководителю государства на стол кладут свои доклады и другие структуры – МВД, ФСБ, МИД, Прокуратура, Следственный комитет и т.д. Каждый человек в той или иной мере подвержен собственным субъективным мнениям. Не является исключением и Президент. Однако в какой мере подвержен именно он, сказать не могу.
2. Россия сближается с арабскими странами ровно настолько, насколько глубина этого сближения была проработана в советские годы, а также насколько эту глубину задают энергетические и иные контракты. На большую глубину российская элита проработать отношения с арабскими странами не может, потому что не знает, что арабам предлагать и в какие политические проекты их вовлекать. В России, к сожалению, нет работы на стратегическую перспективу с мусульманским миром, потому что у нас страшный дефицит профессиональных кадров на этом направлении. Кроме того, в нашей стране очень сильно анти-арабское лобби.
3. Конечно. Большинство людей, не знакомых с Исламом, боятся его. Развеять эти страхи – наша основная задача.
4. Абсолютно убежден в этом. Это будет продолжаться до тех пор, пока мы будем пребывать в спячке и невежестве.
5. Безостановочное углубление знания по всем направлениям человеческой деятельности, освоение передовых технологий и постановка их на службу нашим благородным целям.
Почему главы мусульманских регионов, кроме Кадырова, так открыто не демонстрируют свою принадлежность к Исламу – обидно, что лишь по праздникам их видно в мечетях. Неужели у глав республик нет возможностей провести концерт для народа и пригласить пусть не Мишари Рашида, но не менее известных исполни
Главы всех кавказских республик, за исключением Рамзана Кадырова – это продукты советской эпохи, воспитанные в светских традициях. Оттого многие из них считают для себя непозволительным демонстрировать слишком большую свою религиозность. Для многих из них каждый визит в мечеть по праздникам становится тяжким испытанием. Не говоря уже о проведении в своих республиках концертов нашидов.
Комментарий удален модератором.
Салам алейкум, считаете ли вы позицию руководителя смр и кавказских муфтиятов, достаточной по принципиальным вопросам мусульман России ( вопрос хиджабов , запрет книг, строительство мечетей). Нужно ли нашим лидерам жестче отстаивать интересы мусульман.
Ва-алейкум ас-салам. Убежден, что и СМР, и другие муфтияты отстаивали бы интересы мусульман эффективнее, если бы ощущали реальную поддержку самой мусульманской общины – политиков, глав регионов, бизнесменов, журналистов, ученых и огромных масс простых верующих.
Как вы оцениваете перспективы создания в России мусульманского неполитического движения со стратегией "не лезть в политику, а завоёвывать умы людей через социальные проекты, помогая им"? Ведь победа движения Братьев-Мусульман на выборах в Египте показала эффективность этой стратегии.
Создавать в России мусульманское неполитическое движение для реализации социальных проектов нужно и без отсылки к опыту «Братьев мусульман». У нас в стране огромное количество специфических проблем в мусульманском поле и окружающем обществе, которые не решит никто, кроме искренних и самоотверженных мусульман.
Уверен, что в случае создания такой организации, оно должно быть исконно нашим, выросшим на российской почве, заточенным на решение наших специфических проблем, без привязки к каким бы то ни было другим мусульманским движениям за рубежом.
Вопросов много, но как он будет отвечать, искренне или по бумажке готовой? Хотелось бы чтобы ответы не были купленными или продиктованными кем либо из властей!
Отвечаю искренне, не по готовой бумажке. Сижу за компьютером и набираю ответы, что называется, из сердца. Уверяю, что мои ответы не куплены и не надиктованы кем-либо из властей.
Ассалам алейкум. Руслан как наладить масштабное издательство исламской литературы(не только арабской, но из западных стран) в нынешнем нашем состояние.
Ва-алейкум ас-салам. Никаких препятствий в издании исламской литературы со стороны российского законодательства не существует. Есть только абсурдные попытки некоторых силовиков и чиновников запретить те или иные книги в судебном порядке.
Но бурное исламское возрождение эти запреты не остановят. Спрос на качественную исламскую литературу будет все больше расти. А, значит, на этот спрос должно появиться качественное предложение.
Издание исламской литературы нужно организовать, как и издание иной литературы – на профессиональной и коммерческой основе. Ставка на благотворительность и издание бесплатной литературы слишком расслабляет самих мусульман, приучает их к иждивенчеству и слишком нервирует власти.
Комментарий удален модератором.
ас-Салам алейкум уважаемый Руслан, я хочу поблагодарить Вас за то что Вы переживаете,помогаете и защищаете Умму мусульман и тех кто не притесняет наших братьев в России и за ее пределами.
Хотелось бы узнать о ваших убеждениях (акыде) ваш путь (манхадж) в исламе (сунит(саляф,суфий,ихваноец ...) и
Ва-алейкум ас-салам. Благодарю за высокую оценку моим скромным усилиям. Я никогда не относил себя к каким-либо течениям. Я мусульманин, хвала Всевышнему. Но, зная, что сегодня каждый мусульманин пытается понять, кто перед ним находится: суфий, салафит, ихван, хизб-ут-тахрировец или еще кто-то, я отнесу себя к группе социально активных мусульман, которые стремятся как можно шире реализовать на практике, в социальных проектах все те знания, которые они сумели освоить по милости Аллаха.
Как думаете, со сменой президента РФ сменится курс кремля в отношение Кавказа и кавказцев? Стоит ли кавказской молодежи больше участвовать в оппозиционных митингах в России, для изменения политики правительства в отношении Кавказа и мусульман?
За каждым приходом к руководству страной новых людей происходят изменения в политическом курсе страны. Что касается митингов, то я уже отвечал выше, что митинги – это часть общественной активности, имеющая прецеденты в жизни общины пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и использующаяся сегодня по всему миру.
Убежден, что развитие любых неразрушительных форм гражданской и общественной активности мусульман, а также представителей других групп российского общества – только на пользу самим этим группам и самой стране.
Как думаете, есть ли, как любят многие политики говорить, внешнее влияние из-за рубежа РЕАЛЬНО способствующее дестабилизации положения на Кавказе, или же это попытка правительства отвлечь внимание населения на вымышленных врагов?
Сегодня на дестабилизацию ситуации на Кавказе в многократно большей степени влияют внутренние факторы, нежели внешние.
Ассалам алейкум. Как вы думайте нужно создавать мусульманские кланы? В котором будут представители всех наций, помогающие и защищающие друг друга, а если представитель клана совершил преступление то его не защищать.
Ва-алейкум ас-салам. Я не понял, что такое мусульманские кланы. Мусульманам нужно создавать мусульманские общины.
Сейчас в России есть кино проекты на исламские темы? Реально снимать исламские фильмы засчет в России засчет пожертвований мусульман?
Насчет исламских кинопроектов мне ничего не известно. Снимать исламские фильмы за счет пожертвований вполне возможно. Но только если жертвовать будут или крупные бизнесмены, или большинство мусульманского населения России.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
какое направление по вашему изберет политика Турции после провала неосманизма?И на ваш взгляд после прихода ихванов к власти в арабских странах ,они создадут сильный альянс с Ираном?
Думаю, что и в Турции, и в пост-революционных арабских странах к власти пришли технократы, ориентированные на проведение политики мусульманского прагматизма.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Как Вы оцениваете "проект «Анжи»"? Насколько его реально хватит?
Насколько его хватит, лучше знает Аллах Всевышний. По мне, так эти деньги, вложенные в «Анжи» принесли бы больше пользы, если бы они были вложены в образование нашей молодежи и подготовку нового поколения специалистов для нужд наших регионов.
Комментарий удален модератором.
Когда во ВСЕХ мусульманских странах будут предоставлены права на свободную деятельность Русской Православной Церкви? Почему ислам в России есть, а РПЦ в Саудовской Аравии нет? Это получается игра в одни ворота.
Мусульмане относят христиан к одной из самых почитаемых ими категорий населения «Люди Писания». Обеспечение свободы исповедания религии – один из исламских принципов. Даже в Имамате Шамиля пленным или беглым русским солдатам была отведена старая грузинская православная церковь в аварском селении Датуна.
Но при этом, в мире у каждой конфессии есть такие земли и территории, которые закрепляются за одной конфессией. К примеру, в том же Ватикане также нельзя строить мечети и синагоги. И это считается нормальной практикой.