Народы России должны поддержать захоронение головы Хаджи-Мурата

В этом году дагестанская общественность вновь обратилась к очередному главе Дагестана по поводу возвращения на родину и захоронения головы Хаджи-Мурата, наиба Имама Шамиля.

Эта история тянется уже не одно столетие. В нее вовлечены историки, политики и государственные мужи. А началась она с трагедии в горах Восточного Кавказа, которая удостоилась пера самого Льва Толстого…

"...Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою...", - так великий писатель описал конец одного из самых легендарных удальцов Дагестана, чье имя приводило в ярость царских генералов и вводило в трепет светских красавиц Петербурга.

Путь головы

Зачем нужна была Российской Империи голова мятежного горского военачальника, до сих пор спорят историки и политики. Конечно, заявить политическому бомонду Петербурга о смерти одного из самых влиятельных наибов Шамиля для русских генералов было сродни сегодняшних заявлений российских генералов об очередных успехах на Кавказе.

Ведь влияние аварского старшины Хаджи-Мурата на события в Дагестане признавали даже противники. Именно поэтому его хотели использовать против Шамиля, когда Имам и наиб окончательно рассорились.

Его биограф, историк Шапи Казиев пишет: «Славу свою Хаджи-Мурат добыл отнюдь не участием в убийстве имама Гамзат-бека и не благородным происхождением, а безумной храбростью, неукротимой силой и воинскими талантами».

Оттого заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову.

У Пирогова уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом — в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Однако, одно дело продемонстрировать миру отсеченную голову наиба. А другое – везти ее через всю Россию в Петербург и выставлять в музее без последующего разрешения на ее захоронение. Это уже смахивает на варварские обряды африканских племен.

Оттого, и дагестанские, и российские общественные и культурные деятели периодически напоминают властям о необходимости вернуть голову наиба на родину, предать ее земле и закрыть не самую красивую страницу российской истории.

Попытки возвращения головы

Так, в 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан во главе с депутатом Государственной Думы Гаджимурадом Омаровым.

И хотя голову мятежника захоронить пока не удалось, череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. С утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности.

Геннадий Опарин, заведующий Пироговским отделом Музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" пишет по этому поводу: «Работая с материалами, связанными с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, К.А. Шестаков, пресс-секретарь Тульской епархиальной археологической экспедиции, которой я руководил, встретил публикации о голове Хаджи-Мурата.

Мы были поражены, что до сих пор у нас в России, строящей демократическое общество в стране, все еще живы отголоски тех времен, когда голова человека преподносилась государю как показатель высоких результатов работы государственного аппарата и хранилась как военный трофей».

Оттого, с его слов в городе Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановление исторической справедливости в отношении главного героя всемирно известной повести Л.Н. Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициатива была поддержана Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и Правительством Республики Дагестан.

В 2007 году Опарин обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с просьбой о содействии возвращению черепа Хаджи-Мурата на родину. В полученном ответе было сказано, что останки человека, согласно действующему законодательству, не могут являться объектом федеральной собственности, и в данном случае необходимо политическое решение.

Несколько лет назад потомком Льва Николаевича Толстого, директором Музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстым на имя председателя правительства Российской Федерации, на тот момент В.Путина, было направлено письмо с просьбой о его прямом участии в разрешении этой более чем полуторавековой проблемы воссоединения и захоронения останков Хаджи-Мурата.

Музей, в свою очередь, готов был взять на себя всю ответственность за их получение, транспортировку, идентификацию, воссоединение и захоронение. С просьбой о содействии в этом межнациональном и межконфессиональном акте уважения к памяти давно погибшего человека было направлено письмо и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Новая инициатива

В эти дни в просторах сети начало свое онлайн-путешествие очередное Обращение дагестанской общественности к очередному президенту Дагестана по поводу захоронения головы Хаджи-Мурата

В нем авторы от лица дагестанского народа, обращаются к главе республики с просьбой оказать содействие в захоронении головы героя и прекращении всей этой некрасивой истории.

В письме, в частности, говорится: «Говорят, что война заканчивается в тот момент, когда погребен последний ее воин. Кавказская Война формально завершена почти 150 лет назад. Однако до сих пор не захоронена голова Хаджи-Мурата — монументальной личности общекавказской истории.

Несмотря на вопиющее варварство происходящего, по-другому назвать это невозможно, голову не передают семье для захоронения вместе с остальным телом. Вряд ли можно быть равнодушным к тому, как с частью его мертвого тела обошлась сначала Российская империя, потом СССР, а теперь Российская Федерация. Лишь захоронив героя той войны, можно восстановить справедливость и закончить, наконец, Кавказскую Войну для всех».

Со слов авторов письма, заявивших о сборе подписей в поддержку своей инициативы, голова человека не может быть музейным экспонатом. И ее захоронение соответствует всем законам и общечеловеческим нормам, вне зависимости от веры и национальности.

Мнения общественности

Позволим себе также в этом материале привести мнения представителей дагестанской общественности по поводу этой тянущейся не одно десятилетии истории. Эти мнения неоднократно озвучивались и цитировались дагестанскими и кавказскими СМИ.

Хаджимурадов Магомедариф Асланбекович, потомок Хаджи-Мурата по мужской линии в четвертом поколении:


— Единственное мое желание — воссоединить череп прадеда с его останками и наконец-то выполнить свой долг перед его памятью. Сделать это в годы Советской власти было невозможно: можно было навлечь беду не только на себя, но и на других членов семьи.

Но и тогда я в меру возможностей пытался, обращаясь в разные инстанции, добиться справедливости. Тем более что в нашем некогда роду долгожителей после гибели Хаджи-Мурата мало кто доживал до 60 лет.

Я до сих пор не выполнил завещание матери захоронить череп предка. Куда только ни обращался, куда только ни писал. Несколько раз ездил на могилу. Не дай Бог никому пережить ту боль, которую мы, наследники защитника родины, испытываем.

Ринат Гамидов, адвокат, преподаватель Российской правовой академии:


— В соответствии с федеральным законом «О погребении и похоронном деле» установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников.

В нашем случае говорить о волеизъявлении умершего не приходится, следовательно, первичны пожелания родственников. Полуторавековая история вопроса здесь значения не имеет. Нельзя также говорить, что приложенные ранее усилия по восстановлению справедливости в отношении останков Хаджи-Мурата не дали абсолютно никаких результатов.

Уже сам факт исключения черепа из состава государственной части Музейного фонда РФ значительно облегчает решение вопроса в юридической плоскости. Ни труп, ни, как в нашем случае, отдельные его фрагменты являться федеральной собственностью никак не могут и должны быть захоронены согласно воле его близких.


Светлана Раджабова, литератор:


— Голова Хаджи-Мурата должна быть предана земле. Удивительно, что такая простая истина, понятная даже неграмотной героине толстовского романа Марье Дмитриевне, не приходит в голову нашим чиновникам. Ее слова как нельзя лучше характеризуют этих чинуш: «Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право».

P.S.

При всем неоднозначном отношении к личности Хаджи-Мурата в Дагестане и на Кавказе мы убеждены, что мусульманским и иным народам России стоит поддержать инициативу дагестанских общественников по захоронению головы Хаджи-Мурата.

Во-первых, это единственно правильное решение с точки зрения религиозных и общечеловеческих ценностей.

Во-вторых, по поводу таких острых и болезненных тем, как уважительное отношение к памяти исторических личностей, народы России должны проявлять свое единодушие, несмотря на разные оценки тех или иных поступков этих личностей.

В-третьих, каждому народу России должна быть близка и понятна боль дагестанского народа, поскольку у каждого из наших народов имеется свой герой и монументальная личность, чья трагическая история еще не до конца закрыта…



15 комментариев


  1. (15.11.2014 16:57) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  2. (15.11.2014 20:36) #
    0

    Мне кажется, что не надо взворошат череп Хаджи Мурата дабы избавить некоторую национальность от идолопоклонства. Могилу Хаджи Мурата сделают местом для поклонения как могилу эфенди

  3. (15.11.2014 23:01) #
    2

    Череп надо вернуть! Но даю 100 гарантии что не отдадут, потому как голова им нужна по каким то сатанинским соображениям.

  4. (15.11.2014 23:26) #
    1

    Когда умирает мусульманин, мусульмане читают дуа душе, а не телу трупа. А вернуть или не вернуть часть тела, это уже попахивает православным трупопоклонством (останки "святых" мощей). Пусть останется в музее этих кяфиров и показывает миру, о их жестокости и фашизме по отношению к иноверцам. тут Гитлер отдыхает.

  5. (16.11.2014 02:49) #
    1

    Комментарий удален модератором.

  6. (16.11.2014 11:11) #
    1

    Имам Шамиль, Хаджи-Мурат, как и наши современники Дудуаев , Масжадов, - они не просто воины, лидеры сопротивления, они - символы борьбы народов Кавказа за независимость и свободу. Так, вот всяком случае, воспринимает их абсолютное большинство народов Кавказа. Глумление над останками Хаджи-Мурата - есть глумление над символом. В войне символов животная страсть ставится выше всех других человеческие инстинктов(не ценностей, а инстинктов!)). На войне - как на войне. Такова харя войны и ....

    • (16.11.2014 13:09) #
      3

      Конечно, тупое сопротивление российских властей захоронению останков как Хаджи Мурата, так и Ленина, - это варварство, дикость. И это - диагноз.
      Но символы для варваров, не знающих единобожия, очень важны. Одним они поклоняются, других боятся.
      Сейчас в Украине началось настоящее очищение от этого варварства, что проявилось в сносе памятников Ленину и Дзержинскому. Украинцы радуются, а россияне трепещут и возмущаются!
      Казалось бы, за четверть века перестройки России много рассказано об извергах Ленине и Дзержинском, погубивших миллионы невинных граждан страны. Но в народе так закрепилась "любовь" к своим палачам, что они не могут расстаться с их идолами. И это - самый страшный диагноз тяжелейшей болезни, от которой страна никак не излечится. А излечиться она может только через возвращение в Ислам, который просветляет умы людей Верой в Единственного Хозяина всего сущего - Аллаха субухана ва тааля.
      Для мусульман идолы безразличны. Они спокойно и быстро хоронят тела умерших согласно Сунне нашего Пророка Мухаммада, с.а.с.
      Так что проблема с останками Хаджи Мурата не так проста, как кажется. Но ее нужно решить!

      • (17.11.2014 01:56) #
        2

        Анвер, согласен с вами. Разве что только не разделяю вашего оптимизма по тезису, что "очищение Украины от варварства возможно через снос памятников Ленину и Дзержинскому". Скорее, как мне кажется, там идет процесс смены одних идолов на другие. Останки Хаджи-Мурата(также как и Ленина) должны быть преданы земле. Это для нас с вами, как и для любого здравомыслящего человека, представляется очевидной необходимостью. Очевидно и то, что имя Хаджи-Мурата в умах сколь-нибудь способных к суждениям людей, является символом борьбы за свободу и независимость народов Кавказа. А в умах некоторых носителей власти, отрубленная голова Хаджи-Мурата представляется символом твердости имперского духа, способного укрощать непокорных.

    • (16.11.2014 17:48) #
      3

      Фидарис. Голова и другие части скелета трупа, для мусульман не являются не символом, не мощами. Вы не приписывайте правослвное язычество, к нашему Исламу.

      • (16.11.2014 22:10) #
        0

        Ну зачем же с такой вульгарной прямотой вы воспринимаете мой пост?! Ничего такого я не приписываю нашему (надеюсь, именно НАШЕМУ) Исламу.

  7. (17.11.2014 02:18) #
    1

    Комментарий удален модератором.

  8. (17.11.2014 13:49) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  9. (17.11.2014 15:02) #
    2

    Комментарий удален модератором.

  10. (17.11.2014 19:24) #
    2

    В некоторых восточных странах, например, в Юго-Восточной Азии голова считается вместилищем души, до головы ребёнка, например, нельзя дотрагиваться, это может вызвать самые тяжёлые последствия у некоторых племён вплоть до смертоубийства. В соответствии с такими языческими представлениями захват и удерживание голов, черепов это, по всей видимости, порабощение душ умерших и живых. В этой связи интересно сообщение одного из потомков./"Тем более что в нашем некогда роду долгожителей после гибели Хаджи-Мурата мало кто доживал до 60 лет."/

    • (17.11.2014 20:44) #
      1

      Вот именно, о чем я и говорю! Вполне может быть, что махровым сихром занимались не только самодержавные "патриархи", но и сменившие их жидобольшевики, и потомки совковой партократии, присвоившие власть и наше богатство!

      • (18.11.2014 14:08) #
        1

        Конечно, в советские времена и сейчас есть Институт мозга, там делают срезы мозга различных в том числе исторических личностей, изучают чего-то. Ума в России от этого не прибавляется, почему-то.

  11. (17.11.2014 21:06) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  12. (17.11.2014 21:08) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  13. (18.11.2014 04:03) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  14. (18.11.2014 16:51) #
    2

    Комментарий удален модератором.

  15. (19.11.2014 00:20) #
    3

    Так же вопрос к Ansar.ru :почему троллей вроде BigMac-а публикуете?Вот чьи-чьи,а комменты этого антиисламиста и ему подобным можно и подчищать,дабы не засорять головы новообращённым в ислам людям или традиционникам,которые посещают сайт)

  16. (19.11.2014 21:05) #
    2

    Очнитесь, когда россия соответствовала общечеловеческим нормам и законам, а сейчас..., что соответствует? И война далека от завершения, исход закономерен господа.

  17. (19.11.2014 21:20) #
    3

    Нашим "Мудрым" не хватает духа потребовать от Раши исполнить волю своих сородичей, убогие трусы.

  18. (20.11.2014 01:34) #
    1

    Комментарий удален модератором.

  19. (29.11.2014 00:26) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  20. (29.11.2014 09:02) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  21. (29.11.2014 17:24) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  22. (29.11.2014 22:36) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  23. (06.12.2014 17:16) #
    0

    Можно даже предположить, что путин с депутатами, - патологические трупоеды. Они бы, может, и рады сожрать труп каждого из нас, но закон не позволяет, вот они и пытаются придумать какие-то исключения из закона, типа тела террористов не выдаются родственникам. К тому же, они наверняка слышали, что тела шахидов пахнут мускусом, и даже не портятся. Если даже оккультные соображения здесь ни при чем, то выбор вполне понятен.

    Но, я полагаю, антиконституционен.

    Ansar.ru, а вы не можете предположить, что путин с депутатами, - трупоеды? Может, у вас есть иные соображения, почему они не хотят отдавать родственникам тела людей, объявленных ими террористами? Какое иное ЛОГИЧЕСКОЕ, РАЗУМНОЕ с точки зрения психически нормального человека обоснование этому антиконституционному "закону" вы можете дать? Или вы их вполне понимаете? Тогда поделитесь своими соображениями? Или прекратите удалять мои абсолютно уместные комментарии.
    Ад генералам ермоловым! (29.11.2014 22:36) # 0
    Ад генералам ермоловым! (29.11.2014 17:24) # 0
    Ад генералам ермоловым! (29.11.2014 09:02) # 0
    Ад генералам ермоловым! (29.11.2014 00:26) # 0
    Ад генералам ермоловым! (20.11.2014 01:34) # 0
    Ад генералам ермоловым! (18.11.2014 16:51) # 2
    Ад генералам ермоловым! (18.11.2014 04:03) # 0
    Ад генералам ермоловым! (17.11.2014 15:02) # 2
    Ад генералам ермоловым! (17.11.2014 13:49) # 0
    Ад генералам ермоловым! (17.11.2014 02:18) # 1
    Ад генералам ермоловым! (16.11.2014 02:49) # 1
    Ад генералам ермоловым! (15.11.2014 16:57) # 0