В этом году дагестанская общественность вновь обратилась к очередному главе Дагестана по поводу возвращения на родину и захоронения головы Хаджи-Мурата, наиба Имама Шамиля.
Эта история тянется уже не одно столетие. В нее вовлечены историки, политики и государственные мужи. А началась она с трагедии в горах Восточного Кавказа, которая удостоилась пера самого Льва Толстого…
"...Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою...", - так великий писатель описал конец одного из самых легендарных удальцов Дагестана, чье имя приводило в ярость царских генералов и вводило в трепет светских красавиц Петербурга.
Путь головы
Зачем нужна была Российской Империи голова мятежного горского военачальника, до сих пор спорят историки и политики. Конечно, заявить политическому бомонду Петербурга о смерти одного из самых влиятельных наибов Шамиля для русских генералов было сродни сегодняшних заявлений российских генералов об очередных успехах на Кавказе.
Ведь влияние аварского старшины Хаджи-Мурата на события в Дагестане признавали даже противники. Именно поэтому его хотели использовать против Шамиля, когда Имам и наиб окончательно рассорились.
Его биограф, историк Шапи Казиев пишет: «Славу свою Хаджи-Мурат добыл отнюдь не участием в убийстве имама Гамзат-бека и не благородным происхождением, а безумной храбростью, неукротимой силой и воинскими талантами».
Оттого заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову.
У Пирогова уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом — в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.
Однако, одно дело продемонстрировать миру отсеченную голову наиба. А другое – везти ее через всю Россию в Петербург и выставлять в музее без последующего разрешения на ее захоронение. Это уже смахивает на варварские обряды африканских племен.
Оттого, и дагестанские, и российские общественные и культурные деятели периодически напоминают властям о необходимости вернуть голову наиба на родину, предать ее земле и закрыть не самую красивую страницу российской истории.
Попытки возвращения головы
Так, в 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан во главе с депутатом Государственной Думы Гаджимурадом Омаровым.
И хотя голову мятежника захоронить пока не удалось, череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. С утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности.
Геннадий Опарин, заведующий Пироговским отделом Музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" пишет по этому поводу: «Работая с материалами, связанными с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, К.А. Шестаков, пресс-секретарь Тульской епархиальной археологической экспедиции, которой я руководил, встретил публикации о голове Хаджи-Мурата.
Мы были поражены, что до сих пор у нас в России, строящей демократическое общество в стране, все еще живы отголоски тех времен, когда голова человека преподносилась государю как показатель высоких результатов работы государственного аппарата и хранилась как военный трофей».
Оттого, с его слов в городе Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановление исторической справедливости в отношении главного героя всемирно известной повести Л.Н. Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициатива была поддержана Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и Правительством Республики Дагестан.
В 2007 году Опарин обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с просьбой о содействии возвращению черепа Хаджи-Мурата на родину. В полученном ответе было сказано, что останки человека, согласно действующему законодательству, не могут являться объектом федеральной собственности, и в данном случае необходимо политическое решение.
Несколько лет назад потомком Льва Николаевича Толстого, директором Музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстым на имя председателя правительства Российской Федерации, на тот момент В.Путина, было направлено письмо с просьбой о его прямом участии в разрешении этой более чем полуторавековой проблемы воссоединения и захоронения останков Хаджи-Мурата.
Музей, в свою очередь, готов был взять на себя всю ответственность за их получение, транспортировку, идентификацию, воссоединение и захоронение. С просьбой о содействии в этом межнациональном и межконфессиональном акте уважения к памяти давно погибшего человека было направлено письмо и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Новая инициатива
В эти дни в просторах сети начало свое онлайн-путешествие очередное Обращение дагестанской общественности к очередному президенту Дагестана по поводу захоронения головы Хаджи-Мурата
В нем авторы от лица дагестанского народа, обращаются к главе республики с просьбой оказать содействие в захоронении головы героя и прекращении всей этой некрасивой истории.
В письме, в частности, говорится: «Говорят, что война заканчивается в тот момент, когда погребен последний ее воин. Кавказская Война формально завершена почти 150 лет назад. Однако до сих пор не захоронена голова Хаджи-Мурата — монументальной личности общекавказской истории.
Несмотря на вопиющее варварство происходящего, по-другому назвать это невозможно, голову не передают семье для захоронения вместе с остальным телом. Вряд ли можно быть равнодушным к тому, как с частью его мертвого тела обошлась сначала Российская империя, потом СССР, а теперь Российская Федерация. Лишь захоронив героя той войны, можно восстановить справедливость и закончить, наконец, Кавказскую Войну для всех».
Со слов авторов письма, заявивших о сборе подписей в поддержку своей инициативы, голова человека не может быть музейным экспонатом. И ее захоронение соответствует всем законам и общечеловеческим нормам, вне зависимости от веры и национальности.
Мнения общественности
Позволим себе также в этом материале привести мнения представителей дагестанской общественности по поводу этой тянущейся не одно десятилетии истории. Эти мнения неоднократно озвучивались и цитировались дагестанскими и кавказскими СМИ.
Хаджимурадов Магомедариф Асланбекович, потомок Хаджи-Мурата по мужской линии в четвертом поколении:
— Единственное мое желание — воссоединить череп прадеда с его останками и наконец-то выполнить свой долг перед его памятью. Сделать это в годы Советской власти было невозможно: можно было навлечь беду не только на себя, но и на других членов семьи.
Но и тогда я в меру возможностей пытался, обращаясь в разные инстанции, добиться справедливости. Тем более что в нашем некогда роду долгожителей после гибели Хаджи-Мурата мало кто доживал до 60 лет.
Я до сих пор не выполнил завещание матери захоронить череп предка. Куда только ни обращался, куда только ни писал. Несколько раз ездил на могилу. Не дай Бог никому пережить ту боль, которую мы, наследники защитника родины, испытываем.
Ринат Гамидов, адвокат, преподаватель Российской правовой академии:
— В соответствии с федеральным законом «О погребении и похоронном деле» установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников.
В нашем случае говорить о волеизъявлении умершего не приходится, следовательно, первичны пожелания родственников. Полуторавековая история вопроса здесь значения не имеет. Нельзя также говорить, что приложенные ранее усилия по восстановлению справедливости в отношении останков Хаджи-Мурата не дали абсолютно никаких результатов.
Уже сам факт исключения черепа из состава государственной части Музейного фонда РФ значительно облегчает решение вопроса в юридической плоскости. Ни труп, ни, как в нашем случае, отдельные его фрагменты являться федеральной собственностью никак не могут и должны быть захоронены согласно воле его близких.
Светлана Раджабова, литератор:
— Голова Хаджи-Мурата должна быть предана земле. Удивительно, что такая простая истина, понятная даже неграмотной героине толстовского романа Марье Дмитриевне, не приходит в голову нашим чиновникам. Ее слова как нельзя лучше характеризуют этих чинуш: «Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право».
P.S.
При всем неоднозначном отношении к личности Хаджи-Мурата в Дагестане и на Кавказе мы убеждены, что мусульманским и иным народам России стоит поддержать инициативу дагестанских общественников по захоронению головы Хаджи-Мурата.
Во-первых, это единственно правильное решение с точки зрения религиозных и общечеловеческих ценностей.
Во-вторых, по поводу таких острых и болезненных тем, как уважительное отношение к памяти исторических личностей, народы России должны проявлять свое единодушие, несмотря на разные оценки тех или иных поступков этих личностей.
В-третьих, каждому народу России должна быть близка и понятна боль дагестанского народа, поскольку у каждого из наших народов имеется свой герой и монументальная личность, чья трагическая история еще не до конца закрыта…