Зачем России голова Хаджи-Мурата?

Говорят, что война заканчивается в тот момент, когда погребен последний ее воин. Кавказская война формально завершена почти 150 лет назад. Однако до сих пор не захоронена голова Хаджи-Мурата — монументальной личности общекавказской истории. Вряд ли можно быть равнодушным к тому, как с частью его мертвого тела обошлась сначала Российская империя, потом СССР, а теперь Российская Федерация. Лишь захоронив героя той войны, можно восстановить справедливость и закончить, наконец, кавказскую войну для всех. Так считает автор материала на нашем сайте.

Кавказская война давно закончилась. Но для одной дагестанской семьи и, как ни странно, санкт-петербургского музея антропологии и этнографии (бывшей Кунсткамеры) – это не так очевидно. В недрах хранилища последнего до сих пор хранится голова легендарного героя Хаджи-Мурата, имя которого дало название знаменитой повести Льва Николаевича Толстого.

Несмотря на вопиющее варварство происходящего, по-другому назвать это невозможно, голову не передают семье для захоронения вместе с остальным телом. Никакие требования и попытки решить вопрос цивилизованно не помогают. Чиновники держатся за голову насмерть.

Необыкновенные приключения головы Хаджи-Мурата в России

В 1851 году Хаджи-Мурат ушел от имама Шамиля в Батлаич. Царское правительство решило воспользоваться его популярностью среди горцев для привлечения их на свою сторону. Но план не сработал. Хаджи-Мурат поругался с русскими властями и сделал попытку уйти в горы. Он погиб в стычке с превосходящими силами казаков и горской милиции в районе с. Онджалы, близ Закатал (Кахский район Азербайджана). Хаджи-Мурат вместе с 4-мя своими сподвижниками (3 аварцев и 1 чеченец) сражались с 300 противниками, окопавшись в небольшой яме.

Знаменитый храбрец Кавказа погиб обняв дерево, а вокруг него остались лежать 17 убитых его врагов. Могила Хаджи-Мурата стала зияратом — почитаемым местом. Тело похоронили на месте трагедии, как и положено, а вот то, что происходит с головой объяснить трудно.

Голова Хаджи-Мурата в момент его смерти была отсечена неизвестным человеком. Уже снятую с плеч ее рисовал художник Корродини.

Русские власти отобрали голову у тех, кто ей владел первоначально, и переслали в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Потом заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре на всеобщее обозрение, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом — в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

В письме от 1 мая 1852 г. князю А. Чернышеву Воронцов писал: «…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек – ужас стольких людей и провинций – действительно умер…» Прочитав донесение князя Воронцова о гибели Хаджи Мурада, Николай I написал резолюцию: “Хорошо, что так кончилось. Вот новое доказательство, как следует доверять этим коварным разбойникам!”.

Мы видим, что отсеченная голова послужила «цивилизованной империи» своего рода доказательством смерти неуловимого наиба. В этих целях ее, вероятно, и выставляли в Тифлисе. Не правда ли, напоминает эпизоды из истории раннего Средневековья или из практики диких племен Африки!

В Кунсткамере череп получил инвентарный статус «экспонат N119». По подтвержденным данным голова героя попала в музей Истории Религии Санкт-Петербурга в 2009-м году. С тех пор она хранится там. Как и в имперские времена, и сегодня голова Хаджи-Мурата – некий анатомический образец черепа «дикого кавказца».

Борьба за голову и честь наиба

В наше время было несколько попыток добиться возвращения черепа и восстановления чести наиба. Дело в том, что в Дагестане живут потомки героя, и они естественно требуют голову для захоронения. Для них, как и для всех дагестанцев, отсечение и последующая ее передача в музей – это форменное унижение, длящееся уже полтора века.

Справедливости ради, надо сказать, что дагестанцы не очень активно занимаются этим делом. Может быть, им вообще не понятно, почему музей и сегодня отказывает в справедливых требованиях и продолжает варварство, удерживая часть тела в своих хранилищах! Такая инфернальная жестокость и абсурдность происходящего действительно вызывает растерянность.

В 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан и лично депутат Государственной Думы Омар Омаров. В Туле была также создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановить историческую справедливость в отношении заглавного персонажа всемирно известной повести Льва Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициативу поддержали Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”. Было поданы иски в суд.

Тогда голову кавказской легенды захоронить не удалось, но череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. Однако с утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности и так и не попал к родным.

В Интернете удалось также обнаружить группу «В контакте» «Хаджи-Мурат – вернем голову герою!». Особой активностью она не отличается.

Есть еще специальный сайт, посвященный Хаджи-Мурату, и отдельное видео о его голове, хранящейся в музее. Любой может с ним ознакомиться: ВИДЕО.

Голова героя должна быть предана земле. Об этом говорит даже неграмотная Марья Дмитриевна, одна из героинь толстовского “Хаджи-Мурата”, которая воскликнула, увидев отрубленную голову наиба: “Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право”.

Правда, сколько еще времени потребуется для решения вопроса с «экспонатом № 19» не известно.

Кем был Хаджи-Мурат?

Хаджи-Мурат Хунзахский (ок. 1816 — 5 мая 1852) - молочный брат аварских ханов. Один из самых энергичных и способных горских вождей. Его называли «лучшим наибом Шамиля».

Хаджи-Мурат в малолетстве изучал Коран и религиозные науки. Был очень смышленым, что скажется потом. Так что видеть в легендарном наибе только лишь отважного башибузука не правильно. Это крупный политик, который вписал свое имя в золотые страницы Кавказа и всей России.

Ему было около 11 лет, когда Аварское ханство приняло российское подданство и чуть больше, когда Гази-Магомед с мюридами обложили Хунзах. В этой войне он потерял отца. Так он оказался на стороне Петербурга против Шамиля, преемника убитых имамов. После истребления ханского дома Хаджи-Мурат стал настоящим правителем Аварии, несмотря на то, что номинальным главой был назначен Ахмед-хан Мехтулинский.

За совершенные подвиги русские произвели Хаджи-Мурата в офицеры. Но в 1840 г. он был обвинен в тайных сношениях с повстанцами и по приказанию генерала отправлен в Темирхан-Шуру. По пути Хаджи-Мурат бежал, совершив смелый прыжок со скалы по краю которой пролегала тропинка и утащив за собой двоих конвоиров на которых он приземлился при падении сломав только одну ногу.

С этого времени началась его служба у Шамиля, назначившего его наибом всех аварских селений. Для имама Хаджи-Мурат был особым человеком, т.к. он символизировал собой своего рода переход аварской знати на его сторону и признание верховенства власти имамата над ханской.

В течение 10 лет Хаджи-Мурат был правой рукой имама. В эти годы он организовал немало ошеломляющих набегов, сделавших его имя легендарным. Его храбростью восхищались все. А слава его подвигов облетела весь Кавказ и Россию. «Сказать, что это был храбрец и удалец из самых храбрых и удалых горцев, значит еще ничего не сказать для его характеристики: бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», – отмечал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».

По поводу возвращения Хаджи-Мурата к русским нет однозначного мнения. Основная версия заключается в конфликте с имамом, но есть и предположение, что «предательство» было тайной игрой имама. «Смерть Хаджи-Мурада оставила навсегда неразгаданным невольный вопрос: было ли его бегство к нам и обратно хитро продуманною, с ведома Шамиля, комбинациею…», – писал Воронцов Барятинскому. А. Зиссерман, царский офицер, также утверждал: «Есть люди, которые утверждают, будто бегство Хаджи-Мурата было заранее устроено между ним и Шамилем».



3 комментариев


  1. (23.04.2013 19:03) #
    3

    Та же участь постигла отсеченную голову последнего казахского хана Кенесары Касымова, ведшего кровопролитную войну против царского правительства России за восстановление ханской власти. По одной из версий, голова Кенесары стала военным трофеем российских сотников, подавлявших антиколониальное восстание. Они-то якобы и преподнесли ее в дар ученым. Впоследствии голова была помещена в качестве экспоната в Петербургскую кунсткамеру.

    Последние сведения о голове хана Кенесары относятся к 1950 году, когда вышло постановление Совета Министров СССР "О распределении музейного фонда СССР и экспонатов, зарезервированных в военное время". В приложении к этому документу указано, что лабораторный экспонат "Голова казахского хана Кенесары Касымова" находится в музейном фонде Академии наук СССР.
    Казахстан, еще будучи союзной республикой, не раз пытался вернуть голову на родину: в 1978, 1982, 1985, 1989 годах и неоднократно - в годы независимости.

    Почему Россия так упорствует в своем нежелании возвращать то, что по праву принадлежит казахскому народу? В обращении на имя Владимира Путина говорится, что святой долг казахов предать земле прах человека, отдавшего жизнь ради независимости и блага своего народа. В принципе, хан Кенесары не представляет особого интереса для России как историческая личность, поскольку имеет очень опосредованное отношение к российской истории. Тем более нет никаких объективных причин для отказа в возврате его праха.

    • (23.04.2013 22:21) #
      2

      Просто пошлите чиновникам, упорствующим в отказе, а также и путину, письма с уведомлением о вручении, и опубликуйте открытое письмо в центральных изданиях, хоть на правах рекламы, что Аллах, может быть, сделает так, что их головы будут храниться или выставлены в аналогичных условиях. Так, без угрозы. Ничего лишнего.

      Поверьте, это станет ежедневным кошмаром для них.

      Если вы реально заинтересованы, конечно.

      А еще есть еспч. И моральный вред. Дело скандальное, и имидж рфии может пострадать.

  2. (24.04.2013 16:04) #
    2

    Чёрномагическая практика(воздействуя на останки, воздействуешь на живых), возведённая в ранг государственной политики. C дореволюционных времён ещё идёт этот государственный сатанизм. Россия и загибается от него поступательно.