Монументальный фильм о Шамиле - дело чести для всего Северного Кавказа

Россию сотрясают один за одним громкие скандалы с участием кавказцев. Ответ кавказцев на мнимые и реальные обвинения, как правило, строится по схеме: ничего не было и вообще вы сами такие. Очевидно, что это не работает. В результате пущенной на самотек стихии трений и сложнейшего диалога, а также тщательно конструируемых межнациональных конфликтов, растет русско-кавказское отчуждение.

До сих пор нет ничего, или почти ничего, что демонстрировало бы современному россиянину кавказцев с нормальной, человеческой, позитивной стороны. Кавказ не должен ждать, пока кто-то будет его защищать и обелять, он должен сам говорить за себя. Раз кавказцы считают себя оскорбляемыми и дискриминируемыми, то тогда им следует знать: спасение оскорбляемых и дискриминируемых – дело рук самих оскорбляемых и дискриминируемых.

А ресурсов это сделать, как материальных, так и контентных, у Кавказа огромное множество. Футбол звездно-мирового уровня обходится Дагестану и Чечне, например, куда дороже хорошего кино, которого нет. А хорошее кино – это не менее важный инструмент социальной терапии, чем спорт.

Я считаю, дело чести для Махачкалы и Грозного, для всего Северного Кавказа сделать монументальный, качественный, современный фильм о Шамиле, его эпохе и свершениях. Это должно быть кино формата и уровня «Рима», «Тюдоров» или так популярного сейчас «Великолепного века» на худой конец.

Шамиль – достоин руки самого крупного кинохудожника. В этой мощнейшей фигуре, настоящей глыбе, в его жизни и опыте содержатся ответы на все проклятые вопросы русско-кавказских отношений. Он – квинтэссенция, альфа и омега Кавказа, в том числе его отношений с Россией.

Все, что было в русско-кавказской дружбе и войне, и все, что еще будет, есть в жизни Шамиля. Поэтому шамилеведение – это алгебра кавказоведения, в ней законы, формулы и алгоритмы решения кавказских задач.

Сколько пронзительных образов и картин дает художнику Шамиль и его эпоха, какая палитра характеров и судеб! Любовь и война, смерть и примирение, честь и бесстыдство, страдание и победы, мудрость и глупость – все смешалось в горах. Пленная, ставшая любимой женой, Шуанет, легендарный наиб Хаджи-Мурад, чеченский герой Байсонгур, усмиритель Ермолов, хитрый Орбилиани, дагестанский вождь черкесов Мухаммад-Амин, дипломат Воронцов, почетный аманат и русский офицер Джамаледдин, другие сыновья Шамиля, 2 предыдущих имама, знаменитый врач Пирогов, суфийские шейхи Ярагский и Казикумухский – про каждого из них можно делать отдельный фильм. Это неисчерпаемая драматическая лава.

Я раз за разом перечитываю «Шамиля» Шапи Казиева, изданного в серии «ЖЗЛ», и не устаю поражаться величию, богатству и монументальности Имама, людей его окружавших, любивших и ненавидевших его. Просто удивительно, что бывают такие глыбы. И просто удивительно, что до сих пор нет достойного кино о них.

На Кавказе бывали Пушкин, Лермонтов, Толстой. Они воспели его. О Шамиле писали и восхищались Маркс, Дюма, народовольцы.

Кавказская война с ее героизмом, благородством и трагизмом – если можно так выразиться, красивейшая война в истории нашей страны. Недостойно кавказцев не показывать России, всему миру своих сынов, свою историю, свой уникальный опыт.

Шамиль первым объединил Кавказ как общекавказский проект. Он сделал этот регион самобытной политической и культурной реальностью, единым субъектом истории.

Кавказская война оказалась самой длинной в истории России. К сожалению, для многих она не закончилась до сих пор.

Она всегда носила не только национально-освободительный, но и социально-политический характер. Империя поддерживала власть ханов, покрывала произвол местных царьков и не ставила ни во что простое местное население. Вокруг Шамиля объединялись, прежде всего, те, кто не мог мириться с насилием начальников, больших и маленьких. К Имаму шли беглые поляки, старообрядцы, горские евреи, грузины, простые русские солдаты, прозвавшие его «Наш царь Шмеля». Потомки некоторых из таких русских мусульман до сих пор живут в Дагестане. В государстве горцев были и мечети, и церкви, и синагоги.

Кавказская война имела черты гражданской или народного восстания. В России тогда побаивались как бы Имам вдруг не стал бы приобретать в массовом сознании черты некоего нерусского Пугачева.

Когда война начиналась, Северный Кавказ уже формально входил в состав России. Крестьянский вождь Шамиль, простой горский самородок, встал против бюрократического Левиафана.

С горцами можно было договориться на приемлемых для всех условиях. После многих лет борьбы, высасывающей из кавказцев все соки, Шамиль соглашался на вариант Имамата под протекторатом России. Но в Петербурге шли на принцип – покорить во что бы то ни стало. И лили кровь русских крестьян в непролазных горах. Там не хотели и слышать о праве горцев, да и вообще любых подданных, на какое-либо свободное от бюрократии самовыражение.

Горцам важно было сохранить свои порядки, Шариат, адаты, т.е. самое главное – выйти с честью из этой бойни, а не то, как их землю рассматривает далекие европейские державы или какой формальный статус им определит Петербург. Россию это тоже устраивало, все ее интересы соблюдались бы: общий контроль над территорией, неучастие Имамата в антироссийских акциях враждебных держав, беспрепятственная связь с Закавказьем.

Сам по себе бедный Северный Кавказа Империи был особо не нужен. Не из-за лесов, гор и песков же шла война. Кавказу просто не повезло, что он лежал на пути Петербурга в Закавказье и далее к теплым морям.

Чуть позже вариант протектората был реализован в Средней Азии – Бухарский эмират и Хивинское ханство благополучно просуществовали до большевиков. Иногда империи идут на уступки.

Шамиль, кавказская война в который раз доказывают, что русские и кавказцы могут конфликтовать, но могут и давать удивительные примеры дружбы, сострадания, любви и уважения, особенно если в эти отношения не вмешивается «цивилизованная элита». Об этом обо всем должно быть великое кино, в котором сойдутся русское и кавказское. Я, татарин, мечтаю привести своих русских и кавказских друзей на его премьеру. Имам объединяет нас всех.



15 комментариев


  1. (09.10.2012 20:18) #
    1

    Да кино снять конечно же было бы хорошо однако кто это будет делать? Русским режиссерам снимать фильм о героизме горцев это против их "моральных" принципов. А дагестанским богачам и бизнесменам "выгодней" построить еще один притон или развлекательный комплекс.

  2. (09.10.2012 20:19) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  3. (09.10.2012 21:02) #
    1

    Фильм, конечно, можно снять, но наивно предполагать , что он может как-то повлиять на устоявшиеся императивы в отношениях указанных народов. Слишком много крови было несправедливо пролито на Кавказе, историю эту просто так не забыть. Может как-то можно было качнуть вектор отношений в положительную сторону, если бы Кремль от имени всего российского народа покаялся и принес извинения за исторические преступления, которые совершило русское, советское и нынешнее правительства нашего государства.

  4. (09.10.2012 22:33) #
    0

    Спустилась тьма, безмолвие в горах.
    Молчанье грозно предвещает бой.
    Последний стан и нет пути назад.
    Гуниб в кольце, он обречен судьбой.
    В осаде крепость, горький путь войны,
    последний стан мятежного Имама.
    Пятьсот мюридов в нем обречены,
    на стыке гор Чечни и Дагестана.
    Последний штурм, полки врага несметны.
    Сурова участь неприступных стен.
    Нарушив свой обет в предверье смерти,
    Шамиль принял решенье сдаться в плен.
    В предсмертный час совет своих наибов,
    Шамиль последний раз к себе созвал.
    И с безысходностью смирившись
    к наибам обратясь Имам сказал:
    'Сыны Кавказа, воины Ислама,
    сыны суровых непокорных гор.
    Здесь много лет кровоточила рана,
    таков судьбы жестокий приговор.
    Мы бились за свободу столько лет.
    Кавказ в огне весь пламенем пылает,
    но этому конца и края нет,
    хоть гибли мы, как нам и подобает.
    В душе у нас не заживают раны,
    Страданий бездна и в крови земля.
    Хотел понять я смысл этой драмы
    И долго думал, боль в себе тая.
    Я понял, что судьба нам не покорна.
    Нам не дано понять свободы суть.
    Остановиться здесь нам не позорно,
    и пусть победу празднует урус.
    Свободу я потомкам завещаю.
    Их не постигнет участь этих стен,
    а я свой путь сегодня завершаю,
    мной принято решенье сдаться в плен.
    Не выносите спешных приговоров
    Мои наибы в этот трудный час.
    Теперь, смирившись с горестной судьбою,
    мои мюриды, я покину вас'.
    И в стан врага направился Шамиль,
    исполненный тоски, главой поникнув.
    И Байсангур вдруг в бешенстве вскочил,
    Наиб Имама в ярости окликнул.
    'Шамиль, остановись хоть на мгновенье.
    Я не могу понять тебя Имам,
    мы четверть века за свободу бились
    и умирали, не склонив колен.
    Мы смерть презрев врагу, не покорились,
    И от тебя не вытерпим измен.
    Скажи зачем, скажи, зачем Имам,
    Ты вел нас за собой в пучину смерти?
    Чтоб здесь ты нас покинул, не затем,
    Мы покидали жизни круговерти.
    В боях сражались до последних сил.
    И твердо шли мы по пути Аллаха.
    Святые горы гордо отстоим,
    любой ценой и хоть ценою брата.
    Чечня в огне, страданий, бед полна.
    Уж больно много пролито здесь крови.
    Наш первый долг неверность покарать,
    мы отомстим врагу за слезы вдовьи.
    И вот настал жестокий смертный час.
    Неравный и последний примем бой.
    Имам ты здесь решил покинуть нас,
    остановись, ты будешь, проклят мной.
    Остановись, одумайся, опомнись,
    Врагу сдаешься на исходе лет.
    Шамиль взгляни назад, ты не уйдешь,
    в руке моей взведенный пистолет'.
    Имам не посмотрел в глаза наиба,
    на зов не оглянулся он в ответ.
    Он знал, чеченцы не стреляют в спину -
    таков был чести воина обет.
    Шамиль ушел и сдался в плен.
    Наиб в порыве гнева, яростью ослеплен.
    В зловещей тишине стоит Гуниб,
    и в три кольца он намертво оцеплен.
    И путь один - свобода или смерть.
    К сраженью Байсангура рать готова.
    Наиб Имама, гордых сыновей,
    Прислал на газават по сердцу зова.
    'За мной мюриды, воины джихада,
    наш грозный дух покажем мы врагу.
    В раю нас ждет великая награда,
    пробьём кольцо и вырвемся в Чечню.
    Вперед чеченцы примем этот бой,
    Крепки клинки из атагинской стали.
    В бою заплатим жизнью дорогой,
    здесь за свободу братья погибали'.
    И двинулись чеченцы на прорыв.
    Гуниб оцеплен, мощная преграда.
    Была цена свободы дорога,
    и бились на смерть воины джихада.
    Блеск острых сабель, пушечный раскат,
    И кровь, и порох вместе всё смешалось.
    Чеченцы знали, нет пути назад,
    кромешным адом битва показалась.
    И бой затих, горел закат вдали:
    И солнца диск сходил по небосводу.
    В Чечню лишь 30 воинов ушли,
    в жестокой схватке, отстояв свободу.
    И бой затих, горел закат вдали:
    И солнца диск сходил по небосводу.
    В Чечню лишь 30 воинов ушли,
    в жестокой схватке, отстояв свободу.

  5. (09.10.2012 22:47) #
    1

    :):) было бы удивительно, если бы здесь не прозвучал комментарий о "конфликте" меж шамилем и байсангуром. Ну да ладно, Аллах рассудит.

    А вообще должен отметить, не в обиду нам дагестанцам, будь имам шамиль чеченцем вопрос о снятии был бы давно уже предрешен. Не созрели мы еще на такие грандиозные вещи.

    • (10.10.2012 23:23) #
      1

      Эта сцена описана так публицистами и поэтами. В реальности, есть свидетельства их разговора, но там не было свидетелей.
      И вообще это противопоставление чененца Байсангура и аварца Шамиля, это такая оперативная разработка на первом этапе. Не к месте принятая в Дагестане и в Чечне.
      Как в песне поется: всё не так, ребята..
      Это отдельная большая тема. Лично для меня, как чеченца Имам, на такой максимальной высоте, на которую можно вообще поставить для себя другого человека. Никогда не позволяю при себе его ругать. И тут вижу тоже без умысла.
      Это наши славные предки. Думаю любые такими бы гордились. Сам всегда повторяю, слова Шамиля: там где, там Кавказ:) не то, чтобы это оценка себя(аузубиллах!) А от того,что Кавказ показывают не адекватно. Тогда и говорю: там где я, там Кавказ!

      • (10.10.2012 23:38) #
        0

        Фильм снимать? Чтобы показать какие мы хорошие?
        Я не уверен, что надо "быть хорошими". Уверен, что показывать не кому. Уверен, что не поймут.
        Уверен, что не дадут.
        Нельзя же возобновлять Кавказскую Войну, для того чтобы снять фильм, о том, как она проходила в прошлом:)
        История-это самый политизированный предмет.
        Тот фильм, который позволят снят, будет слишком прилизанным, стерилизованным. А честное кино про это-это только после решения политических вопросов.
        Обычно никто не разрешает, просто там занять почту, телеграф,банки и вокзалы:)
        Зачем снимать фильм, в духе советских, где Шамиль предтеча великой октябрьской социалистической революции. В советской Чечено-Ингушетии издавались по этой теме книги и снимались фильмы. Пошлые и глупые.
        Там в концовке, рядом с Байсангуром был русский( ну пролетарий) и он завещал чеченцам не сдаваться?!
        И Шамиль и Кавказская Война стали таким образом частью официальной пропаганды. Где в роли старшего брата русский. Дагестанцы, просто провоцируют чеченцев на бессмысленную войну, но зато уже маячит революция!:)
        Мне даже страшно представить себе в какой "Блок-пост" превратиться кино снятое сегодня!
        Нет уж не надо! Ничего Имам не говорил, про Единую Россиию, не надо его впутывать в наши мелкие, грязные истории. Типа Божий дар и яичницу:)

  6. (09.10.2012 23:29) #
    1

    Ассаламу алейкум! У меня и в мыслях не было о каком-то там конфликте! Ради Аллаха прости если что не так!Не должно у нас быть в разделения на дагестанцев, чеченцев.Наши предки плечом к плечу воевали за свободу всего Кавказа. А то, что было между Имамом Шамилем и Наибом Байсонгуром- Аллах Малик! Все происходит по воле Аллаха.Все они для меня герои.Да откроет Аллах им врата Джанната!Амин.

  7. (09.10.2012 23:56) #
    1

    Ва алейкуму ссалям, брат! Прости меня, что я не правильно понял. Виноват. Полностью согласен с тобой.

    Кстати, по теме: туркам удалось снять про мехмета, завоевателя константинополя снять качественный фильм.

    http://www.onislam.net/english/culture-and-entertainment/movies/459412-fetih-1453-viewers-opinion.html

    • (12.10.2012 19:10) #
      0

      Кавказская Война, особенно трактовка её результатов. Сама фигура Имама-это ключевые события и персоны для мифологии российского Кавказа. В условиях наших политических и экономических реалий, понятно что это просто рассуждения на тему: а неплохо бы.
      Даже если найдется подходящий режиссер и будут найдены деньги, подобные проекты потребуют согласования с нынешний политическим руководством. Реакция, которых в плохом смысле предсказуемая.
      И подобное кино, конечно же будет рассматриваться не с точки зрения культурологии, а как инструмент политической пропаганды. А у этих ребят всё служит, понятно какой цели.

      • (12.10.2012 19:20) #
        0

        И подобные инициативы так и стоит рассматривать, с точки зрения его реализуемости и политической целесообразности.
        На память пришли другие размышления Абдуллы. Что Халифат надо воссоздавать на базе структур ОИК(ОИС).
        Я представил себе эту компанию: Рахмон, Алиев,во главе с председательствующим в ОИС Назарбаевым, обсуждают, как им воссоздать Халифат?!
        Они все недавно запретили хиджаб, с подозрительной синхронностью. Учеников зарубежных медресе и исламских ВУЗов насильно вернули, молельные комнаты запретили. А тут на тебе! На их базе Халифат. А уж не стал упоминать Каримова с наследниками Туркменбаши!
        Представляю эти заседания, по созданию "халифата".
        Первый тост предлагаю, за наш так сказать, общий, единый...как его..будь он не ладен.а, Халипат,О!
        Вот такая у нас прогнозистика с аналитикой и политология с культурологией!

  8. (10.10.2012 02:39) #
    0

    кино дело хорошее, а хорошему, так вообще иногда цены нету. Представляю какой филм выйдет из студии ,, суфифильм". Половина фильма уйдёт на суфистские танцы.., а вторая в утверждениях Шамиля и Байсагура, типа ,, сами виноваты".

  9. (11.10.2012 05:06) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  10. (11.10.2012 05:13) #
    0

  11. (11.10.2012 05:14) #
    0

    К нам пришли сказали- С сегодняшнего дня вы наши поданные и подчиняетесь нам, строили целый геноцид народов северного кавказа. И теперь мы должны снять фильм какими молодцами мы держались когда нас прогибали под себя, и какие благородные и снисходительные были те кто нас прогибали, для чего это? Для того чтоб те кто нас прогнул под себя имел о нас хорошее отношение. Если снимут такой фильм, это будет самое настоящее унижение, и издевательство над памятью шахидов ИншаАллах которые отдали свои жизни на кавказской войне

  12. (11.10.2012 14:13) #
    0

    Вообще было бы хорошо сериал снять высокобюджетный и перевести его на разные языки

  13. (12.10.2012 16:31) #
    0

    Мне кажется Хотиненко или Лунгин могли бы сделать хороший фильм, который понравился бы всем. История – это история, не надо ее политизировать. Ну а если в России не дадут, можно ведь и в Грузии снять, например. Было бы желание. А то знаете, плохому танцору много чего мешает. Свое неумение и нежелание чего-то реальное делать, а не только извергать злобу на весь окружающий мир, при желании очень легко оправдать: русские виноваты, евреи, американцы, федералы, коррупционеры и т.д. по списку.