Мусульманские корни Европы

У Европы и Ислама давняя история отношений. Были конфликты, но было и колоссальное сотрудничество. Более того, именно мусульмане, их интеллектуальные и духовные достижения стали одним из ключевых, если не основных, факторов наступления эпохи Возрождения.

Что послужило толчком Возрождения?

Из учебников истории все знают, что феодальная Европа возникла не из античной культуры, а из христианской культуры, полностью отрицавшей прежнее наследие Рима и Греции, считая его языческим. Однако, вместе с религиями римского и греческого обществ, обновленная христианская Европа полностью отказалась от античного интеллектуального и научного наследия. В итоге средневековая Европа погрузилась во тьму невежества, тотальной неграмотности и дикости. И подобное мрачное состояние европейского общества продолжалось на протяжении нескольких веков.

Но что же, в таком случае, послужило толчком для выхода европейского общества из этого мрака к свету научного и культурного Ренессанса (Возрождения)? Как мы уже говорили, данный толчок и стимул к преодолению вековой отсталости и невежества для Европы никак не мог исходить от античного научного и культурного наследия. Поскольку к тому времени, когда Европа утопала в крови междоусобных войн, задыхалась в дыму костров инквизиции, на которых сжигали невинных девушек и ученых по самым нелепым и диким обвинениям, античное наследие для западных стран казалось уже потерянным навсегда.

Спасителем Европы, как ни странно, выступила именно та сила, которая сегодня представляется всеми СМИ и политиками, как смертный враг «цивилизованного Запада» - исламский мир. Блистательные цивилизации Андалусии, Сицилии, Северной Африки и Ближнего Востока, по образному выражению самих западных ученых, явились для мрачной средневековой Европы спасительными «маяками света».

В то время, как Средние века в европейской культуре ассоциируются со всем самым мрачным, диким, варварским и отсталым, эти же Средние века для мусульманского мира являлись периодом наивысшего подъема и расцвета исламской цивилизации. В течение нескольких столетий, соответствующих европейскому средневековью, мусульманские столицы – Багдад, Кордова, Толедо, Александрия, Кайруан и другие города – являлись интеллектуальными центрами всего мира. Эти города были средоточиями огромных сообществ ученых, переводчиков, писцов и книгоиздателей, занимающихся развитием мусульманской науки, изучением наследия прежних цивилизаций и его переосмыслением в рамках исламских традиций.

Мусульмане, которые породили невероятно мощную интеллектуальную цивилизацию, вызывали восхищение соседних народов. Желание прикоснуться к мусульманским культурным, научным, интеллектуальным, духовным и материальным сокровищам в среде европейцев было повсеместным. Знакомство и освоение мусульманского наследия европейцами началось, в первую очередь, в приграничных областях, где соприкасались западный и мусульманский миры – в Андалусии, Южной Франции и Италии, а также на Ближнем Востоке во время Крестовых походов.

Этот процесс культурного и научного обмена между мусульманами и европейцами нарастал и развивался непрерывно в течение нескольких веков. На заре Ренессанса, христианская Европа носила восточные одежды, пела арабские песни и читала философские произведения испанских мусульман.

Тема о том, насколько глубокое влияние оказала мусульманская цивилизация на средневековую Европу – достаточно широко раскрытая. Оттого остановимся здесь только на ее некоторых, наиболее интересных аспектах.

Создатель и спаситель Европы

«Это история о том, как мусульмане научили Европу жить и думать. Это история о том, как Ислам создал современный мир», - пишет о том периоде писатель и лауреат премии Эдгара Марк Грэхэм. По его словам, не будь того мусульманского влияния на Европу, то западной цивилизации, какой мы ее знаем, возможно, вообще, не существовало бы.

В своей книге, которая так и называется «Как Ислам создал современный мир», он обстоятельно и аргументировано разъясняет, как мусульмане не только сформировали собственные научные школы и новые дисциплины, не только сохранили античное интеллектуальное и научное наследие, значительно их развили, расширили и углубили. Но и то, как это мусульманское наследие создало тот мир, который мы сегодня воспринимаем, как исключительно западный.

Этой же теме посвящена и книга «Что Ислам сделал для нас? Осознание исламского вклада в западную цивилизацию» ирландского автора Тима Уоллеса-Мэрфи. В ней автор раскрывает всю широту и глубину мусульманского вклада в развитие западной цивилизации в сфере образования и, практически, всех известных сегодня наук.

Только передача Европе арабских цифр и системы счета привели к перевороту в познаниях европейцев в математике, алгебре, геометрии, на основе которых получили дальнейшее развитие система преподавания, архитектура, торговля, экономика и последующее процветание всей Европы. Кроме того, мусульмане познакомили Европу с принципами религиозной терпимости, уважения к учебе и знаниям, традициями рыцарства и братства.

Мусульманские мыслители, поэты и ученые, по словам Грэхэма, заложили основу для европейского Ренессанса. Он приводит примеры того, как философские концепции мусульманских ученых, как например, андалусского философа ибн Рушда (Аверроэса) проникали в европейские университеты, оспаривали и опровергали ошибочные и косные догматы ортодоксальной церкви, пробивали путь научным методам в европейском обществе.

Грэхэм указывает на конкретные заимствования Данте в его «Божественной комедии» из произведений великого андалусского автора ибн Араби. Он вскрывает огромную роль в данном мусульманском влиянии на Данте его наставника Брунетто Латини. Латини долгое время обучался в библиотеке испанского города Толедо, где, даже после христианской реконкисты сохранялась та же интеллектуальная и культурная атмосфера, что и при мусульманском правлении.

Далее в своей книге Грэхэм показывает еще один значимый исторический факт, за который Европа навсегда останется перед мусульманами в неоплатном долгу. Речь идет о том, что в 1260 году мусульмане стали той силой, которая встала на пути монгольских полчищ в Европу. Тогда египетские мамлюки наголову разбили монголов при Айн Джалут в Палестине и, фактически, спасли Европу от разорения и уничтожения.

Это нежданное избавление от смертельной угрозы, которое мусульмане даровали Европе, Грэхэм называет еще одним «даром», которое исламский мир преподнес западному миру после «другого великого дара Ислама – знания».

Несмотря на то, что все ведущие эксперты и политики разглагольствуют о неизбежности столкновения мусульманской и западной цивилизаций, Грэхэм не только позволяет себе смелые заявления об определяющей роли мусульманской цивилизации в формировании Европы. Но и утверждает, что мусульманская и западная цивилизации возникли из одних и тех же интеллектуальных и духовных корней. По сути, Запад и Ислам, на его взгляд, можно рассматривать просто как разные стороны одной цивилизации.

Забытый мусульманский Ренессанс

О том, что именно мусульманская цивилизация явилась той силой, которая сохранила для Европы античные знания, подарила собственное научное и духовное наследие и подтолкнула к Ренессансу пишет и другой автор – Джордж Салиба в своей книге «Исламская наука и вызревание европейского Ренессанса». Его исследование вызвало настолько глубокий интерес в Европе, что автора приглашали с серией лекций по данной теме в многочисленные университетские и исследовательские центры.

В числе авторов, разрабатывающих эту тему, стоит также назвать профессора Чарльза Бернетта, который отслеживал влияние арабских научных трактатов и переводов на европейское общество, выявлял мусульманские корни возрождения наук в Европе. Бернетт, вообще, заявляет о том, что влияние мусульманского научного и культурного влияния на Европу было настолько глубоким, что фактически сформировало на европейском континенте новое общество и даже подготовило общественные и экономические условия для зарождения капитализма.

Что же касается самого Ренессанса, то американский автор Чарльз Хаскинс предлагает увидеть в истории не один Ренессанс, не одну эпоху Возрождения, а несколько. Он выделяет Ренессанс 12 века, который был вызван знакомством с мусульманской системой образования и наукой. Ренессанс 15 века, вызванный возвращением в искусство, архитектуру и литературу античных стандартов, которые, опять-таки, были сохранены для Европы мусульманами. Ренессанс 16 и 17 веков, по словам Хаскинса, снова были вызваны к жизни мусульманскими научными достижениями в области астрономии, когда под мусульманским влиянием формировались научные концепции Галилео и Коперника, полностью перевернувшие все миропредставление европейцев

Чарльз Бернетт настойчиво убеждает своих западных коллег начать полную переоценку европейского возрождения с учетом невероятного влияния, которое на него оказали мусульмане. Ведь, как ни странно, даже в западной академической среде данный факт полностью вытравлен из сознания ученых.

Этот процесс вытравления всех следов мусульманского влияния начался с тех пор, как европейцы, перенявшие все мусульманское научное наследие, сами превратились во влиятельную силу, развернули агрессивное вооруженное наступление против своего недавнего учителя, наставника и отца-прародителя. Европейская церковь и правители сделали все для того, чтобы представить в истории европейское возрождение исключительно как собственное порождение, исключительно европейское явление, не имеющего ничего общего с иными цивилизациями ни в прошлом, ни в настоящем.

Уже цитировавшийся в данной статье Уоллес-Мэрфи заключает в последней главе своей книги: «Даже краткое исследование истории показывает, что европейская культура в долгу перед мусульманским миром. И этот долг огромен и неоценим. Мусульманские ученые сохранили и укрепили знания Древней Греции, заложили основы современной науки, медицины, астрономии и навигации, вдохновили нас на наши культурные достижения. Это долг перед мусульманским миром, вряд ли когда-нибудь можно будет погасить полностью. Однако, при этом мы отблагодарили мусульман веками недоверия, жестокости, Крестовых походов, имперских колонизаций и эксплуатации мусульманских народов».



13 комментариев


  1. (04.06.2012 16:38) #
    0

    Об этом всем можно было прочитать и у У. Монтгомери Уотта еще в 1976 г.(См. "Влияние ислама на средневековую Европу". М.: Наука, 1976). Так что ничего нового в содержательном плане статья А.Р. Мухаметова не вносит. Вопрос в другом, и это уже по-серьезнее. Почему мусульманский мир, со своим блистательным прошлым, застыл (во-первых) и почему никак не сделает прорыв (интеллектуальный, технологический, экономический, социальный) (во-вторых)? Недавно в институте философии РАН прошла конференция по сравнительной философии ("Философия и наука в культурах Востока и Запада"). На прямой вопрос одного из участников о том, почему мусульманский мир до сих пор не может преодолеть свое отставание от других развитых цивилизаций (теперь не только Запад, но и Китай и Индия успешны во многих сферах), никто из уважаемых профессоров не дал однозначного ответа. А вы, уважаемый Абдулла Ринат, что думаете по этому вопросу?

    • (04.06.2012 17:25) #
      0

      А вы, Илшат, сами что думаете по этому вопросу? Вам-то, со стороны, должно быть виднее.

      • (04.06.2012 18:21) #
        0

        Вы же, татары, нас, башкир, считаете племенем пастухов и чуть ли не собирателей, живущих в каменном веке, а себя, татар, считаете самым "мусульманистым" мусульманским народом в исламском мире. Так что ждем глубоких прогнозов от вас, "наследников" ногайской княжны Суюбики (которую, кстати, сами же казанские татары выдали Москве, а сейчас акт национального предательства возвели в достоинство, как ни в чем не бывало устраивают лицемерный плач у "башни Суюмбики", хотя человеку, мало-мальски знакомому с историей, известно, что не бросалась она с башни, а была подло выдана казанцами Москве).

        • (05.06.2012 03:13) #
          3

          Ас-салям алейкум,брат Илшат! Брат прошу вас ради Аллаhа не пишите и не думайте вот так. А других братьев прошу не отвечать злобно. Давайте не будем ссориться и ругаться,ведь мы братья!!!

          • (05.06.2012 03:34) #
            0

            Ва алейкум ас-салам, Муса,
            я и не хочу ссориться и ругаться, и сам первым призываю избавляться от предрассудком одних мусульманских народов по отношению к другим, в данном случае, от высокомерия, чем страдают НЕКОТОРЫЕ представители некоторых мусульманских народов. Вот и все.

            • (05.06.2012 09:55) #
              3

              Брат Илшат,я понимаю вас...,но нужно это же делать мягче. Ведь с нас будет спрос,то как мы исправляли и как исправляли. Без обид,брат мой!

              • (06.06.2012 02:19) #
                1

                Спасибо, Муса, за совершенно правильный насихат-совет. Никаких обид. И если задел чьи-то чувства, прошу меня извинить.

    • (05.06.2012 14:33) #
      2

      На мой взгляд, одна из основных причин отставания кроется в психологии, причём массовой, когда человек компенсирует невроз, создаваемый жизнью, не трудом и учёбой как это желательно, а ничего неделанием, максимум торговлей(благо пример пророка имеется).Но времена меняются, Турция,например, демонстрирует темпы экономического роста сопоставимые с китайским, Иран показывает определённые темпы развития и в науке, и в экономике,весьма качественый рост в Индонезии, который более сбалансированный,чем в Китае, например.

  2. (04.06.2012 17:34) #
    1

    За свое политическое, экономическое и научное доминирование за последние несколько веков, Запад заплатил большую цену, гибелью традиционного общества и сильной деформацией морально-нравственных ценностей. Ближневосточное общество пережив этот период в консервации сделало иной выбор. Сейчас ситуация меняется на наших глазах. Все что произошло и будет происходить починено замыслу Всевышнего Аллаха. Для устойчивости экосистемы требуется биоразнообразие. Тоже самое я думаю верно и для человечества, разные общества пошедшие разными путями занимают свое место в Божественном плане.

  3. (05.06.2012 20:02) #
    2

    Спасибо Ринату за статью. Очень важно об этом говорить как можно чаще. Углублять свои знания об этом периоде Ислама. Архиважно знать это нашим детям и внукам. Нам надо сделать это самой значимой частью их исторического сознания для того, чтобы заложить в них правильный вектор развития. Нашей главнейшей стратегической задачей является воспитание нового поколения мусульман, для которых Ислам, помимо всего, есть еще и идеология развития. Вероятно, обучая наших детей азам Ислама, воздавая в первую очередь хвалу Всевышнему и его посланникам (да благословит их всех Аллах), во вторую - давать им из Книги и Сунны все то, что призывает к получению всеобъемлющего знания.

  4. (06.06.2012 01:01) #
    -2

    Абдулла пишет факты, а они, как говорил один товарищ: вещь упрямая.

    • (06.06.2012 01:02) #
      0

      товарища не Сильвер зовут)))))?

      • (06.06.2012 01:04) #
        -2

        Сталин, по-моему, изрек. Но это к статье не относится.