Третье пришествие ислама в Европу

Старая Вена не могла меня не очаровать. Суровая архитектура, узкие мощенные улочки, шершавые стены возвышающихся зданий, превращающие каждый проулок в некое подобие горных ущелий и теснин.

Меня не покидает мысль, что примерно так могли бы выглядеть кавказские города, если бы нам дали еще лет 200 спокойного развития в лоне собственной культуры. Тогда могли бы явить миру модель собственного культурного, интеллектуального, политического расцвета, превратив свои прежние политические центры — Хунзах, Ахты, Кумух, Ведено, Тарки в жемчужины кавказской городской архитектуры.

Именно Вена стала последним рубежом, на котором средневековая христианская Европа смогла остановить наступление ислама.

Вторая исламская волна накрыла Европу уже при Османском Султанате. Тогда мусульманские войска дошли до центра Европы уже с востока, с Балкан, и осаждали Вену дважды — в 1529 и 1683 годах. Обе попытки кончились неудачей, Вена устояла. Неудачи османов в штурме Вены ознаменовали конец стремительной экспансии Султаната в Центральную Европу. С тех пор Вена для каждого европейца и даже для некоторых россиян стала символом неприступности Европы для ислама.

Об этом мне с легким подшучиванием не устают напоминать мои русские коллеги во время наших прогулок по венским улочкам. На что я, также улыбаясь, отвечаю: «мы пойдем другим путем». И киваю на стайки девушек в хиджабах, прогуливающихся по старой Вене, как по своему родному городу, а также на ребят чеченцев, попивающих сок в летнем кафе и беседующих на родном языке. Действительно, Европа, после того, как отбила две волны исламского наступления — арабскую и турецкую, сегодня ничего не может противопоставить волне мусульманской миграции, порожденной глобализацией и стиранием национальных границ.

Европа стремительно меняется на наших глазах. Она переживает один из самых ключевых и поворотных моментов в своей истории. Она обретает новое лицо. Она переживает третью волну мусульманского пришествия на континент.

Мусульмане в настоящее время являются крупнейшим религиозным меньшинством в Западной Европе. Несмотря на то, что европейские правительства, покрыв свои потребности в притоке дешевой рабочей силы из стран третьего мира, решили закрыть свои двери перед новыми партиями иммигрантов, это не остановило рост мусульманского населения на континенте.

При этом меняется не только Европа, но и сами мусульмане. В особенности эти изменения касаются образа жизни мусульман, их отношения к демократическим немусульманским обществам и собственным авторитарным и закрытым режимам, которые они оставили у себя на исторической родине — в арабских странах, Иране, Пакистане и т.д.

Новая встреча Европы и ислама поставила и перед европейским обществом, и перед мусульманским ряд актуальнейших проблем. Напряженная работа по их решению превращает Европу в огромную лабораторию по синтезу и культивированию новых социально-политических моделей сосуществования ислама и немусульманского общества.

Сегодня мусульманские общины Запада, как свежая чистая кровь, поступившая в кровеносные сосуды дряхлеющей Европы, стремятся полноценным партнером общества и государства, готовы направить свою энергию на решение смертельных проблем дряхлеющего европейского общества — резкое сокращение населения, кризис идентичности, преступность, нравственную деградацию и т. д.

Но почему опять Европа? Почему не Кавказ? Почему не Россия, в конце концов? Но это уже тема для следующей колонки.



комментариев