За что ушли муфтия Евтеева? По следам громкого дела

Для того, чтобы понять, что произошло и с чем была связанна, теперь уже без сомнения спланированная, провокация по отстранению муфтия Северной Осетии Али-хаджи Евтеева, нужно вернуться к современной истории общины мусульман республики. Это примерно 15 последних лет. Именно такой анализ вскрывает весь цинизм вокруг этой громкой отставки прошлого года.

Возрождение Ислама в Осетии


Именно с начала девяностых начинается возрождение мусульманского общества республики. Да именно возрождения, что нужно подчеркнуть, потому как многие, и в особенности чиновничий корпус республики, рассматривают этот процесс как зарождение новой религии в среде осетин.

В эти годы актив общины состоял большей своей частью из верующих старшего поколения, которое пронесло сквозь годы оголтелого атеизма свою религию, религию своих предков. Да они пронесли ее, спрятав в эти годы свою веру где-то далеко, в глубине своих сердец. По этой же причине их Ислам в советские годы выражался, по большей части, в похоронных обрядах и разного рода формальностях, которые не настораживали око компартии и ее позорных доносчиков.

Но, получив свободу на вероисповедание, они вздохнули полной грудью, их сердца ожили, и их религия все больше и больше стала проявляться в их жизни. В числе самых активных исламских деятелей Осетии тогда был Дзанхот-хаджи Хекилаев, а также его актив старейшин, среди которых были уважаемые во всей республике люди, фронтовики и те, кто пережил сталинские репрессии в лагерях Сибири.

Именно ими была возрождена структура Духовного управления республики. И вся активность связанная с Исламом в Осетии отождествлялась именно с этими людьми. Но уже к 1997 году ряды мусульман Осетии значительно пополнились молодыми верующими сердцами. В своем большинстве это были те, кто вернулся к своим историческим корням. Но и значительная их часть состояла из вновь принявших Ислам людей, осетин из немусульманских семей, русских, армян, грузин, выходцев из южной Осетии и т. д.

Время бурных процессов

Это время характеризовалось очень бурными событиями в Кавказском регионе. После первой чеченской войны, как грибы появлялись все новые и новые как политические тенденции, так и идеологические направления внутри возрождавшейся исламской уммы Кавказа. И, конечно же, в таком тесном географическом пространстве мусульмане Осетии не могли быть изолированы от всех этих процессов.

Наряду с исламским возрождением в Осетии, также появлялись новые взгляды и идеологические направления. Это очень скоро стало причиной разногласий между официальным духовенством и молодежным авангардом осетинской уммы. Думаю, нет необходимости подробно описывать эти процессы, потому как интересующимся жизнью мусульман хорошо известно, как все это обстояло.

Практически во всех республиках Северного Кавказа происходило одно и то же с небольшой разницей только лишь в масштабах и, наверное, в этапах. Происходил раскол между молодыми пассионариями, которые брали за основу до этого практически недоступные знания основ исламской религии, и старой, по большей степени обрядовой формой исповедования Ислама.

В этом расколе, конечно же, абсолютно не виновно поколение старших. Ведь та версия Ислама, которую они сохранили, – это было все то, что им позволяло исповедовать авторитарное государство, и чему они научились за годы советской власти. Что же касается молодежи, то они в присущей этой возрастной категории людей манере поведения, которая выражалась в максимализме и отсутствии терпения и мудрости, резко обострили отношения с официальными представителями Ислама у себя на местах. Именно таков и был вектор развития отношений и в среде мусульман Осетии.

Разделение осетинской общины

И очень скоро умма мусульман республики разделилась на несколько групп, которые враждовали друг с другом, не скрывая этого. Одни считали других ваххабитами, те в свою очередь были уверенны в вероотступничестве некоторых своих оппонентов и в лицемерии и нечестии других. Была также сторона, которая старалась держаться подальше от всего этого, сохраняя нейтралитет. И это были по большей своей части представители среднего возраста.

Примерно в то же время начался выезд для обучения в зарубежные исламские вузы совсем незначительной части осетинской уммы. И как показала история последующих лет, отъезд студентов стал самым важным стабилизирующим фактором на пути к миру и здоровому сосуществованию мусульман республики.

А пока все шло по плану. Как это устраивало тех, кто избрал для себя в очередной раз седой Кавказ в качестве полигона и места совершенствования и отработки различных геополитических технологий. Никто не мешал в Осетии параллельному развитию противоборствующих сторон.

И все шло по привычному сценарию, который намного раньше реализовался в соседних республиках. Там уже все полыхало и лилась кровь. И целью этого плана, конечно же, как этапа какой-то большой преступной и антинародной стратегии, было кровопролитие между мусульманами страны, а также между представителями разных частей российского общества.

Такфир и кровь

Официальное духовенство республики искренне недоумевало по поводу намеренной пассивной реакции представителей власти и силовых структур на эти процессы. А радикальная молодежь расценивала спокойное к себе отношение властей, как помощь Аллаха и глупость и оплошность структур, обязанных контролировать ситуацию в регионе.

К началу 2000-х годов в среде мусульман республики участились обвинения друг друга в неверии, в нечестии. Взаимные споры среди мусульманской молодежи все чаще и чаще решались силовым способом. Мечети в Осетии делились на подконтрольные официальному духовенству и те, контроль над которыми осуществлял Джамаат Осетии, как оппозиция ДУМ.

В некоторые из них для муфтия республики даже был заказан доступ. Уже начинала проливаться кровь мусульман. Одному Аллаху известно, во что могла перерасти ситуация. Соответствующее заключение не представляет особого труда сделать на примере соседних республик. Стратегия недоброжелателей осетинского народа и российского общества стала рушиться с момента, когда в республику стали возвращаться те ребята, кто когда-то уехал за рубеж получать знания исламской религии.

Возвращение знающих

Когда в республику вернулись те, кто уже приобрел возможность разбирать сложные и запутанные моменты религии и в жизни общины с крупнейшими учеными исламской уммы, в жизни осетинских мусульман начался новый этап. Именно с того момента, как студенты исламских вузов, вначале во время кратковременных летних каникул, а впоследствии и на постоянной основе, стали делиться своими знаниями, ситуация в республике стала кардинально меняться.

Заметив эту тенденцию, тогдашний муфтий республики Мурат-хаджи Тавказахов, будучи уже полностью обескураженным непонятной для него самого позицией Министерства по делам национальностей, силовых структур и остальных официальных властей, приглашает войти в состав Совета ДУМ Осетии Евтеева Али. Евтеев на тот момент являлся студентом Международного исламского университета города Медины в Саудовской Аравии.

Приход и укрепление в Исламе

Евтеев Али Михайлович, 1974 года рождения, уроженец города Москвы, русский по национальности. С раннего детства рос и воспитывался в осетинской семье родителей своей матери-осетинки. В 1996 году в возрасте 22 лет принял Ислам. С первого года принятия Ислама учился в медрессе Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии. Затем в медрессе селения Учкекен в Карачаево-Черкесии.

В 2000 году поступил в Международный исламский университет Аль-Азхар в Египте, где проучился в Институте исламских исследований 4 года. Затем поступил в Международный исламский университет города Медины в Саудовской Аравии на факультет «Проповеди и основ религии».

Евтеев был для муфтия интересен тем, что, будучи вначале активным сторонником позиции отказа от любого рода взаимоотношений с официальным духовенством и светской властью, и, по сути, являясь в недавнем прошлом одним из организаторов молодежного Джамаата Осетии, за годы своей учебы кардинально изменил свои взгляды на многие вещи.

Студенты исламских вузов решают проблемы

И даже до приглашения войти в состав Совета ДУМ Осетии уже активно помогал в работе предшественнику Тавказахова на посту муфтия республики – Валгасову, возглавляя отдел по работе с молодежью. Более того, уже к 2005 году посредством многих дискуссий, проповедей и переводов на русский язык некоторых книг и фетв современных ученых Али Евтеев в среде студентов исламских вузов уже приобрел немалое количество сторонников среди молодежи и среднего поколения мусульманской общины республики.

Мурат Тавказахов осознавал тот факт, что приобщая к работе ДУМ студентов исламских вузов, он значительно поднимет свой авторитет в рядах активных членов общины или, как минимум, частично нейтрализует напряженность в отношениях с молодежью. Поскольку молодые мусульмане всегда с должным уважением относились к знающим религию людям.

Целью студентов исламских вузов в их сближении с ДУМ было достижение спокойствия и стабильности взаимоотношений в среде мусульманского общества, которые необходимы для нормального благотворного развития и существования мусульманской общины Осетии. Эту необходимость и обосновали студенты с помощью полученных ими знаний и своей деятельностью в течении последних 6-7 лет.

Эти понимающие студенты практически стабилизировали положение среди мусульман. Они смогли этого добиться, наладив терпимые и взаимоуважительные отношения внутри исламской общины республики. Причем среди представителей разных возрастных поколений.

Новый муфтий и недееспособный Совет

В 2008 году после скандала с ДУМ Осетии Мурат Тавказахов подал в отставку. После этой отставки вполне логичным стало избрание на пост муфтия самого Евтеева Али-хаджи. Основным фактором, способствовавшим избранию на этот пост именно Али Евтеева, стала его активность в среде молодежи и его роль в урегулировании имеющихся на протяжении последних семи лет конфликтов, о которых говорилось выше.

Стоит отметить также тот факт, что основная работа по стабилизации ситуации в общине республики проходила отнюдь не под началом Духовного управления. Она проходила, благодаря общественной сознательности тех, кому было не безразлично положение в мусульманской умме республики.

Что касается Совета Духовного управления республики, то ко времени избрания на пост муфтия в 2008 году Али Евтеева, этот Совет абсолютно не представлял собою орган хоть сколько-нибудь способный выполнять свои функции. И это не удивительно. Ведь состав этого Совета был подобран Министерством по делам национальностей республики, которое, практически, не имеет в своих рядах людей способных понять процессы, происходящие в исламском сообществе Осетии.

Можно сказать, что это Министерство и не желает понять эти процессы, являясь, как это ни парадоксально для такого министерства, в значительной степени, очень исламофобским. В Совет просто подбирались кандидатуры тех, которые были удобны самому Министерству, к кому у чиновников было больше доверия. Это были люди с абсолютно противоположными взглядами на жизнь, с противоположными убеждениями, которые гипотетически не могли вместе решать насущные вопросы мусульман.



Активность на посту муфтия

С приходом Евтеева на пост муфтия жизнь мусульман Осетии за короткое время значительно оживилась. ДУМ республики сразу заняло активные позиции в общественной жизни республики. Ожила просветительская деятельность в рядах самих мусульман. ДУМ начало активно участвовать и в работе остальных Духовных управлений кавказских и иных российских регионов.

Подобная работа стала возможной в составе Координационного центра мусульман Северного Кавказа и Совета муфтиев России. С приходом на пост муфтия Али Евтеева возобновились давно утраченные добрые отношения ДУМ с руководством республики. Был возрожден межконфессиональный диалог в республике. Была налажена связь с осетинской диаспорой в Турции, которая представляет собой мусульманскую часть народа Осетии. С этой диаспорой за короткое время было реализовано даже несколько совместных благотворительных проектов.

За это же время был создан Почетный Совет мусульман республики, в состав которого вошли самые уважаемые представители мусульманской общины республики, мусульманская интеллигенция и научные сотрудники, заслуженные труженики и профессора. Сразу несколько добрых традиций получили свое начало в Северной Осетии в этот период.

Среди них – Ежегодный форум мусульман республики, который представляет собою праздник единения мусульман Осетии, представленных в этой республике более чем 10 национальностями, веками проживающих вместе с осетинским народом. Также это – регулярные благотворительные акции в детских домах и школах республики.

В это же время родилась женская благотворительная организация «Жасмин», стали восстанавливаться вековые мечети Осетии, которые пришли в негодность за время советской власти. Все это делалось на пожертвования и по инициативе жителей республики, среди которых были как бизнесмены и руководители компаний, так и просто пенсионеры, жертвовавших на эти цели свои личные средства.

Но самое главное это то, что мусульманская молодежь Осетии потянулась к общественной работе. Они увидели перспективу своего полезного вклада в дело своей любимой религии. А это самая важная и жизненная необходимость верующего человека. В них стала просыпаться надежда на возможность достойного существования верующего человека в своей стране. Надежда на то, что верующий, приложив немного сил, сможет спокойно исповедовать свою религию, оставаясь достойным представителем своего народа.

Предвещение грозы

Можно долго перечислять успехи мусульманской общины Осетии за последние несколько лет. Казалось, подобные перемены в жизни мусульман республики, их подобное преображение, конструктивная позиция руководства общины может вызывать только лишь одобрение и удовлетворение у любого нормального человека, к какой бы он конфессии или взглядам не принадлежал.

И именно в таком духе отзывалось о мусульманах Осетии большинство ее жителей. Так же реагировало на все это и руководство республики в лице президента Таймураза Мамсурова. Причем впоследствии ему, как-то очень странно, было инкриминировано в качестве вины чрезмерное внимание к мусульманам. Хотя все, кто живет в Осетии, в которой построено уже несколько высокогорных монастырей и несколько десятков церквей, понимают всю абсурдность таких утверждений.

Однако, кому-то, очень сильно ненавидящему Ислам и мусульман, все эти успехи портили настроение и предельно раздражали. Причем настолько, что где-то наверху очередным влиятельным исламофобом было принято решение о принудительной отправке столь активного и эффективного муфтия в отставку. Но как отправить в отставку муфтия, пользующегося столь большой поддержкой населения? Как отправить в отставку муфтия, у которого выстроены столь конструктивные отношения с властями, бизнесом, зарубежной диаспорой и иными группами населения республики?

Конечно же через громкий скандал.

Общественная активность – как основная причина

За период пребывания на посту муфтия республики Евтеев и его окружение успели активно себя проявить, как убежденных защитников интересов мусульманской общины в ряде громких, общественно-резонансных дел. Многие из этих дел послужили причиной охлаждения отношений некоторых государственных структур к Али Евтееву и его активности.

Среди этих дел и скандал вокруг «народного» поэта Осетии – исламофоба Шамиля Джигкаева выпустившего в центральном литературном издании республики откровенно экстремистский и провокационный стих в отношении мусульманских святынь, с оскорблениями Корана и Хаджа.

По этому случаю было возбуждено уголовное дело, инициирована проверка содержания материала на предмет разжигания межнациональной и межконфессиональной розни. Министерство по делам национальностей и прокуратура республики заняли позицию защиты и оправдания Джигкаева и приложили максимум усилий, чтобы развалить обвинения в его адрес.

В том числе были сфальсифицированы документы психолого-политолого-религиоведческо-лингвистического исследования Южного Экспертного Центра.

Еще одни делом, приведшим к охлаждению отношений с правоохранительными структурами у ДУМ Осетии, стал инцидент с обнаружением взрывчатки и боеприпасов на территории восстанавливаемой бесланской мечети в сентябре 2009 года. Реконструкция этой исторической мечети была инициирована главой республики Таймуразом Мамсуровым, на его личные средства с привлечением строительной организации, не имеющей никакого отношения к мусульманам Осетии.

Для врагов Ислама в республике – Беслан – это главный козырь, это аргумент и гарантия того, что про Ислам еще очень долго не будут вспоминать в Осетии. Потому они не собирались выпускать его из рук и, конечно же, в их планы не входило восстановление мечети и начало ее функционирования.

По факту обнаружения взрывчатых веществ на территории мечети муфтий Евтеев экстренно созвал пресс-конференцию и потребовал от представителей республиканских структур безопасности разобраться в совершенной против мусульман республики в священный месяц Рамадан провокации и привлечь причастных к этому деянию к уголовной ответственности. Силовикам такая активность муфтия явно не пришлась по душе.

Необходимо отметить и процесс объединения духовных управлений России, где главой рабочей группы был избран Али Евтеев. Напомним, что этот процесс вызвал шквал критики со стороны исламофобов на федеральном уровне и на муфтиев было оказано давление на местах для недопущения подобного объединения. А в последующем несговорчивые муфтии подверглись жесткому информационному прессу и ряд из них были отстранены от занимаемых должностей муфтиев.

Эти и ряд других дел, показавших возрастающую активную позицию муфтия и организацию выстроенной им правозащитной работы стали поводом заговорить об угрозах столь резкой активизации мусульман в Осетии. Именно эта тема и стала одной из основных в интервью ангажированной журналистки и ярой исламофобки Яны Амелиной для ИА Регнум.

Что не устраивало исламофобов?

Подводя итог всему происходящему сегодня в исламской общине Осетии и вокруг нее, и особенно факт намеренного принуждения муфтия оставить свой пост, можно отметить следующее: кто-то наделил себя правом, не спросив об этом самих мусульман и весь многонациональный народ республики, определить социальный статус и моральный облик мусульманской общины республики.

И делается это вопреки истории этого края, его обычаев и простого уважения к предкам этого народа, которые внесли колоссальный вклад в будущее этой страны, передав последующим поколениям то, что они считали своей культурой и религией. Так какой же, по их мнению, должна быть умма мусульман Осетии и Ислам? Вот тезисы, которыми вкратце можно описать предопределенный статус:

• Ислам чужд Осетии и почти несовместим с традициями осетинского народа;
• Ислам является тревожным фактором для жителей республики;
• Мусульмане опасны и ненадежны;
• Мусульмане незаконопослушны в виду своих идеологических убеждений;
• Ислам далек от добродетели;
• Ислам не может быть созидательным;
• Мусульмане виновники почти всех бед жителей республики, и трагедия Беслана подтверждение этому.

Можно еще продолжить эти тезисы, но результатом их будет проявление того же плана по стравливанию мусульман региона, о котором мы говорили выше. Пунктами этого исламофобского плана, определенно, являются:

• Недопущение интеграции верующих мусульман в гражданское общество Осетии;
• Создание неблагоприятной обстановки вокруг Ислама и мусульман;
• Изоляция мусульман от любых проектов, способствующих изменению негативного мнения о мусульманах и Исламе.

Альянс исламофобов. Срываем маски

Итак, отправить муфтия Али Евтеева в отставку было решено через раздувание громкого скандала вокруг его интервью Информационному агентству «Регнум». Через надуманные обвинения муфтия в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни.

Но кто же стоял за провокацией и раздуванием скандала вокруг него? Это был не один человек, а целый альянс исламофобов, в котором принимали участие несколько сторон. Конечно же, мотивы у них всех разные. Но инструменты реализации этого плана системны и постоянны.

В этот альянс исламофобов входит значительная часть республиканских чиновников с исламоненавистническими настроениями. Причем это те чиновники, от которых в разной степени зависит диалог власти и всего осетинского общества. Того общества, третью которого являются мусульмане республики.

В этот альянс исламофобов входят проводящие откровенно провокационную политику республиканские и федеральные СМИ. Именно эти СМИ в значительной степени способствовали раздуванию скандала вокруг муфтия Али Евтеева и его интервью.

В этот альянс, к нашему прискорбию, входят и некоторые представители региональной кавказской епархии Русской православной Церкви, которые уже давно считают Осетию своей вотчиной и православным форпостом на мусульманском Кавказе. И эти представители РПЦ, видя успехи ДУМ Осетии в привлечении все большего количества осетин к Исламу, изошлись завистью и ревностью.

Вместо того, чтобы наращивать собственную активность и эффективность собственного призыва, налаживать межрелигиозный диалог, эти представители РПЦ, поддались слабости и зависти. Они выбрали нечестный способ борьбы против муфтия, в котором они видели сильного конкурента на идеологическом поле. Они выбрали путь ослабления и причинения вреда сопернику вместо того, чтобы превзойти его с помощью терпения и трудолюбия.

Имена известны

Любой активный мусульманин республики сможет предоставить вам массу доводов и фактов подтверждающих эти предположения. И любой активный мусульманин республики знает конкретные имена представителей каждого из названных лагерей исламофобов. Эти имена слишком известны, чтобы их называть в подобном материале.

Может быть, кто-то из числа этих исламофобов и считает оправданным свое поведение в «борьбе с растущим влиянием мусульман и Ислама». Но опасность настоящего расклада в том, что вся эта «борьба» с помощью провокаций и скандалов приведет к результатам, которые ожидают откровенные враги России.

Эти силы отнюдь не желают добра ни самой России, ни многонациональному народу Осетии. А совпадение целей и слияние внутрироссийских исламофобов и откровенно враждебных России сил за ее пределами могут в будущем привести к геополитической катастрофе в регионе.

Тем более опасной становится эта игра, когда все думающие люди видят, какими грязными методами реализуются все эти провокации. Ведь тот же информационный скандал вокруг интервью муфтия и вокруг обвинения его в разжигании межнациональной и межконфессиональной розни был, по большей части, раздут на пустом месте. Поскольку в последующем Следственный комитет при прокуратуре РФ по Северной Осетии и вовсе заявил, что в интервью муфтия ничего противоправного не содержалось. Подобное заключение содержалось также в оценке экспертов «Южного Экспертного Центра».

Но эта информация, что показательно, не была так широко растиражирована, как шум вокруг, якобы, «экстремистских» заявлений муфтия в его интервью. Как не было выполнено и обещание министра внутренних дел республики максимально показательно и открыто провести расследование по делу шумной отставки муфтия и наказать виновных в этом скандале.

Задавить уже не получится

Что интересно, некоторые из явных оппонентов Ислама в чиновничьем корпусе и личных противников Евтеева в последующем были освобождены от занимаемых должностей. Так, были отправлены в отставку заместитель министра по делам национальностей республики Абрек Батраев, а вслед за ним и сам министр Таймураз Касаев, возглавлявший до декабря месяца 2010 года переименованное министерство общественных и внешних связей республики.

Чего же хотят добиться те, кто принимали участие в экстренном свержении молодого муфтия Евтеева Али-Хаджи с его поста? Причина нам уже ясна из вышесказанного, а вот какова цель и какова желанная форма и новый формат этой общины?

Как вариант это возвращение ДУМ и мусульманской общины Осетии на нулевые позиции. Принято считать, что так всем будет спокойнее. Но это иллюзия. Ислам стремительно растет, принимая в свое лоно все новые и новые сердца. И вместо бесполезных попыток остановить этот процесс, и занятия вредительством, самое время подумать о том, как жить с этой реальностью.

Ведь такого Духовного управления и такой мусульманской общины, как раньше, какими они были в самом начале пути, уже не будет. Хотя этого очень хотелось бы неким министерствам республики, курирующим данное направление. Количество и самосознание мусульман заметно возросло.

И они желают быть полноправными гражданами и представителями своего народа. Они не оставят свою родину, они не оставят свой народ. И уж точно они не оставят свою религию. И поэтому руководству мусульман и руководству республики необходимо продолжать выстраивать добрые и плодотворные отношения не формально, а по-настоящему.

Сплочение вместо предательства

Этот процесс поиска путей здоровой интеграции мусульман в гражданское общество должен проходить и в стране в целом. И очень бы хотелось, чтобы муфтии и недомуфтии России сплотились в этой богоугодной работе, а не предавали друг друга при первой же опасности.

И руководство республики, и руководство Российской Федерации должно проявить в ближайшее время политическую волю в гарантировании гражданских свобод своим гражданам, и ударить по уже вошедшему в норму шельмованию мусульманской уммы железным кулаком. В противном случае мы в скором будущем рискуем свести на нет всю проведенную работу по стабилизации обстановки в мусульманской общине Осетии, а значит и в регионе в целом. Потому как все процессы на Северном Кавказе очень тесно переплетены.

Да убережет нас Аллах от трусости и лицемерия! Амин.



комментариев