Для того, чтобы понять, что произошло и с чем была связанна, теперь уже без сомнения спланированная, провокация по отстранению муфтия Северной Осетии Али-хаджи Евтеева, нужно вернуться к современной истории общины мусульман республики. Это примерно 15 последних лет. Именно такой анализ вскрывает весь цинизм вокруг этой громкой отставки прошлого года.
Возрождение Ислама в Осетии
Именно с начала девяностых начинается возрождение мусульманского общества республики. Да именно возрождения, что нужно подчеркнуть, потому как многие, и в особенности чиновничий корпус республики, рассматривают этот процесс как зарождение новой религии в среде осетин.
В эти годы актив общины состоял большей своей частью из верующих старшего поколения, которое пронесло сквозь годы оголтелого атеизма свою религию, религию своих предков. Да они пронесли ее, спрятав в эти годы свою веру где-то далеко, в глубине своих сердец. По этой же причине их Ислам в советские годы выражался, по большей части, в похоронных обрядах и разного рода формальностях, которые не настораживали око компартии и ее позорных доносчиков.
Но, получив свободу на вероисповедание, они вздохнули полной грудью, их сердца ожили, и их религия все больше и больше стала проявляться в их жизни. В числе самых активных исламских деятелей Осетии тогда был Дзанхот-хаджи Хекилаев, а также его актив старейшин, среди которых были уважаемые во всей республике люди, фронтовики и те, кто пережил сталинские репрессии в лагерях Сибири.
Именно ими была возрождена структура Духовного управления республики. И вся активность связанная с Исламом в Осетии отождествлялась именно с этими людьми. Но уже к 1997 году ряды мусульман Осетии значительно пополнились молодыми верующими сердцами. В своем большинстве это были те, кто вернулся к своим историческим корням. Но и значительная их часть состояла из вновь принявших Ислам людей, осетин из немусульманских семей, русских, армян, грузин, выходцев из южной Осетии и т. д.
Время бурных процессов
Это время характеризовалось очень бурными событиями в Кавказском регионе. После первой чеченской войны, как грибы появлялись все новые и новые как политические тенденции, так и идеологические направления внутри возрождавшейся исламской уммы Кавказа. И, конечно же, в таком тесном географическом пространстве мусульмане Осетии не могли быть изолированы от всех этих процессов.
Наряду с исламским возрождением в Осетии, также появлялись новые взгляды и идеологические направления. Это очень скоро стало причиной разногласий между официальным духовенством и молодежным авангардом осетинской уммы. Думаю, нет необходимости подробно описывать эти процессы, потому как интересующимся жизнью мусульман хорошо известно, как все это обстояло.
Практически во всех республиках Северного Кавказа происходило одно и то же с небольшой разницей только лишь в масштабах и, наверное, в этапах. Происходил раскол между молодыми пассионариями, которые брали за основу до этого практически недоступные знания основ исламской религии, и старой, по большей степени обрядовой формой исповедования Ислама.
В этом расколе, конечно же, абсолютно не виновно поколение старших. Ведь та версия Ислама, которую они сохранили, – это было все то, что им позволяло исповедовать авторитарное государство, и чему они научились за годы советской власти. Что же касается молодежи, то они в присущей этой возрастной категории людей манере поведения, которая выражалась в максимализме и отсутствии терпения и мудрости, резко обострили отношения с официальными представителями Ислама у себя на местах. Именно таков и был вектор развития отношений и в среде мусульман Осетии.
Разделение осетинской общины
И очень скоро умма мусульман республики разделилась на несколько групп, которые враждовали друг с другом, не скрывая этого. Одни считали других ваххабитами, те в свою очередь были уверенны в вероотступничестве некоторых своих оппонентов и в лицемерии и нечестии других. Была также сторона, которая старалась держаться подальше от всего этого, сохраняя нейтралитет. И это были по большей своей части представители среднего возраста.
Примерно в то же время начался выезд для обучения в зарубежные исламские вузы совсем незначительной части осетинской уммы. И как показала история последующих лет, отъезд студентов стал самым важным стабилизирующим фактором на пути к миру и здоровому сосуществованию мусульман республики.
А пока все шло по плану. Как это устраивало тех, кто избрал для себя в очередной раз седой Кавказ в качестве полигона и места совершенствования и отработки различных геополитических технологий. Никто не мешал в Осетии параллельному развитию противоборствующих сторон.
И все шло по привычному сценарию, который намного раньше реализовался в соседних республиках. Там уже все полыхало и лилась кровь. И целью этого плана, конечно же, как этапа какой-то большой преступной и антинародной стратегии, было кровопролитие между мусульманами страны, а также между представителями разных частей российского общества.
Такфир и кровь
Официальное духовенство республики искренне недоумевало по поводу намеренной пассивной реакции представителей власти и силовых структур на эти процессы. А радикальная молодежь расценивала спокойное к себе отношение властей, как помощь Аллаха и глупость и оплошность структур, обязанных контролировать ситуацию в регионе.
К началу 2000-х годов в среде мусульман республики участились обвинения друг друга в неверии, в нечестии. Взаимные споры среди мусульманской молодежи все чаще и чаще решались силовым способом. Мечети в Осетии делились на подконтрольные официальному духовенству и те, контроль над которыми осуществлял Джамаат Осетии, как оппозиция ДУМ.
В некоторые из них для муфтия республики даже был заказан доступ. Уже начинала проливаться кровь мусульман. Одному Аллаху известно, во что могла перерасти ситуация. Соответствующее заключение не представляет особого труда сделать на примере соседних республик. Стратегия недоброжелателей осетинского народа и российского общества стала рушиться с момента, когда в республику стали возвращаться те ребята, кто когда-то уехал за рубеж получать знания исламской религии.
Возвращение знающих
Когда в республику вернулись те, кто уже приобрел возможность разбирать сложные и запутанные моменты религии и в жизни общины с крупнейшими учеными исламской уммы, в жизни осетинских мусульман начался новый этап. Именно с того момента, как студенты исламских вузов, вначале во время кратковременных летних каникул, а впоследствии и на постоянной основе, стали делиться своими знаниями, ситуация в республике стала кардинально меняться.
Заметив эту тенденцию, тогдашний муфтий республики Мурат-хаджи Тавказахов, будучи уже полностью обескураженным непонятной для него самого позицией Министерства по делам национальностей, силовых структур и остальных официальных властей, приглашает войти в состав Совета ДУМ Осетии Евтеева Али. Евтеев на тот момент являлся студентом Международного исламского университета города Медины в Саудовской Аравии.
Приход и укрепление в Исламе
Евтеев Али Михайлович, 1974 года рождения, уроженец города Москвы, русский по национальности. С раннего детства рос и воспитывался в осетинской семье родителей своей матери-осетинки. В 1996 году в возрасте 22 лет принял Ислам. С первого года принятия Ислама учился в медрессе Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии. Затем в медрессе селения Учкекен в Карачаево-Черкесии.
В 2000 году поступил в Международный исламский университет Аль-Азхар в Египте, где проучился в Институте исламских исследований 4 года. Затем поступил в Международный исламский университет города Медины в Саудовской Аравии на факультет «Проповеди и основ религии».
Евтеев был для муфтия интересен тем, что, будучи вначале активным сторонником позиции отказа от любого рода взаимоотношений с официальным духовенством и светской властью, и, по сути, являясь в недавнем прошлом одним из организаторов молодежного Джамаата Осетии, за годы своей учебы кардинально изменил свои взгляды на многие вещи.
Студенты исламских вузов решают проблемы
И даже до приглашения войти в состав Совета ДУМ Осетии уже активно помогал в работе предшественнику Тавказахова на посту муфтия республики – Валгасову, возглавляя отдел по работе с молодежью. Более того, уже к 2005 году посредством многих дискуссий, проповедей и переводов на русский язык некоторых книг и фетв современных ученых Али Евтеев в среде студентов исламских вузов уже приобрел немалое количество сторонников среди молодежи и среднего поколения мусульманской общины республики.
Мурат Тавказахов осознавал тот факт, что приобщая к работе ДУМ студентов исламских вузов, он значительно поднимет свой авторитет в рядах активных членов общины или, как минимум, частично нейтрализует напряженность в отношениях с молодежью. Поскольку молодые мусульмане всегда с должным уважением относились к знающим религию людям.
Целью студентов исламских вузов в их сближении с ДУМ было достижение спокойствия и стабильности взаимоотношений в среде мусульманского общества, которые необходимы для нормального благотворного развития и существования мусульманской общины Осетии. Эту необходимость и обосновали студенты с помощью полученных ими знаний и своей деятельностью в течении последних 6-7 лет.
Эти понимающие студенты практически стабилизировали положение среди мусульман. Они смогли этого добиться, наладив терпимые и взаимоуважительные отношения внутри исламской общины республики. Причем среди представителей разных возрастных поколений.
Новый муфтий и недееспособный Совет
В 2008 году после скандала с ДУМ Осетии Мурат Тавказахов подал в отставку. После этой отставки вполне логичным стало избрание на пост муфтия самого Евтеева Али-хаджи. Основным фактором, способствовавшим избранию на этот пост именно Али Евтеева, стала его активность в среде молодежи и его роль в урегулировании имеющихся на протяжении последних семи лет конфликтов, о которых говорилось выше.
Стоит отметить также тот факт, что основная работа по стабилизации ситуации в общине республики проходила отнюдь не под началом Духовного управления. Она проходила, благодаря общественной сознательности тех, кому было не безразлично положение в мусульманской умме республики.
Что касается Совета Духовного управления республики, то ко времени избрания на пост муфтия в 2008 году Али Евтеева, этот Совет абсолютно не представлял собою орган хоть сколько-нибудь способный выполнять свои функции. И это не удивительно. Ведь состав этого Совета был подобран Министерством по делам национальностей республики, которое, практически, не имеет в своих рядах людей способных понять процессы, происходящие в исламском сообществе Осетии.
Можно сказать, что это Министерство и не желает понять эти процессы, являясь, как это ни парадоксально для такого министерства, в значительной степени, очень исламофобским. В Совет просто подбирались кандидатуры тех, которые были удобны самому Министерству, к кому у чиновников было больше доверия. Это были люди с абсолютно противоположными взглядами на жизнь, с противоположными убеждениями, которые гипотетически не могли вместе решать насущные вопросы мусульман.
|