Можно ли найти черную кошку в темной комнате?

С каждым днем в СМИ все более разгорается скандал вокруг интервью председателя Духовного управления мусульман Северной Осетии Али-хаджи Евтеева ИА «Регнум» от 2 мая 2010 года. Журналисты настолько погрязли в этой теме, что напрочь забыли о других событиях в жизни уммы и Северного Кавказа.

Сам Али Евтеев разговор с журналисткой Яной Амелиной воспринял не как интервью, а как беседу с ученым, что обуславливает особый формат диалога. Амелина представилась как сотрудник Фонда евразийских исследований, занимающаяся проблемами мусульман, Кавказа, радикализма и проч., не предупредив, что берет интервью для СМИ. Поэтому глава ДУМСО посчитал возможным говорить о вещах, которые без объяснений понятны специалистам. Кроме того, по его словам, некоторые моменты беседы были вырваны из контекста и опубликованы без подробных комментариев.

В частности, на пресс-конференции, прошедшей в ДУМ Северной Осетии 14 мая, Али Евтеев заявил, что никогда не был знаком с одним из лидеров чеченских сепаратистов Хаттабом, а с уничтоженными руководителями «Кабардино-Балкарского джамаата» Анзором Астемировым и Мусой Мукожевым общался много лет назад, когда те были преподавателями в медресе. «Когда же они ушли в подполье, я расценил это как ошибку», - сказал Али Евтеев. Также он указал на неправильное понимание слова «джихад», несколько раз упомянутое в беседе. «Это старание на пути Аллаха, - пояснил Евтеев, - путь к божественным идеалам, построение самого себя, своей души»

При этом глава ДУМ признал некорректность некоторых своих слов и принес извинения конфессиям Северной Осетии за отдельные высказывания в интервью, которые могли их задеть. Представители православной церкви в республике приняли извинения и посчитали конфликт исчерпанным.

Публикация этого интервью не стала единственным шагом по дискредитации лидера мусульман Осетии в российских СМИ. Спустя несколько дней после его выхода в свет, ИА «Регнум» опубликовало комментарии ряда религиозных деятелей по поводу сказанного Евтеевым.

Как выяснил «Ислам.Ру», к большинству мусульманских лидеров, комментарии которых обнародованы на сайте ИА «Регнум», никто из этого агентства не обращался. С ними беседовал только журналист одного из исламских порталов, который впоследствии и предоставил их высказывания ИА «Регнум».

Опрошенные мусульманские деятели пояснили нам, что их реакция на интервью не была негативной. Они не усмотрели в нем экстремистских элементов, а наоборот, посчитали, что путь, по которому Евтеев преодолел свой же радикализм, может послужить примером для мусульманской молодежи Северного Кавказа. Однако, в ИА «Регнум» были размещены вырванные из контекста фразы духовных лидеров, опираясь на которые издание сделало крайне отрицательные выводы.

Более того, взяв комментарии у двух имамов Северной Осетии, ИА «Регнум» пришло к выводу, что вся умма региона осуждает Евтеева. Между тем, хорошо известно, что в мусульманской общине региона тот заработал большой авторитет, и, наверное, этот факт не по душе многим его недоброжелателям. Также именно благодаря его работе, проблема экстремизма в Северной Осетии не стоит столь остро, как в соседних республиках.

Таким образом, в результате целенаправленной травли в СМИ журналистами в один миг была стерта многолетняя деятельность главы ДУМ Северной Осетии по развитию межконфессионального диалога, профилактике экстремизма, исламскому просвещению, взаимодействию власти и религии, поддержке молодых ученых, сотрудничеству с исправительными учреждениями, поддержке социально незащищенных слоев общества и т. д.

Если внимательно проанализировать данное интервью, то, как отмечают многие специалисты, невооруженным взглядом прослеживается абсолютно гражданская и прогосударственная позиция Али-хаджи Евтеева, его стремление уберечь молодежь от радикализации, набирающей с каждым днем все новые обороты в северокавказском регионе, укрепить диалог между властью и религией. «Ислам.Ру» приводит выдержки из интервью, которые не попали в поле обсуждения ИА «Регнум» и большинства российских СМИ:

«Мы с молодежью максимально терпимы», «мы взяли на себя обязательства доказать, что это государство им не вражеское, но нам нужно подтверждение, нам нужна поддержка государства», «мусульмане - та часть населения нашей страны, чьей неграмотной молодежью пользуются враги этого государства», «основываясь на знаниях, полученных от ученых, мы уже доказали: все, что от нас требует Аллах - это быть честным и порядочным мусульманином, и по мере возможности распространять эту религию», «очень надеюсь, что мне удастся продержаться, достичь успеха», «надеюсь, что я буду один из многих, которые исправят ситуацию на Северном Кавказе и в России вообще».

Мы также опросили ряд мусульманских лидеров России с просьбой прокомментировать скандал вокруг интервью главы ДУМ Северной Осетии Али Евтеева ИА «Регнум». Кроме того, мы обратились к экспертам, которые, детально изучив выступление исламского деятеля, не нашли поводов для раздувания шумихи вокруг публикации. Нами также приводится заявление в связи со скандалом осетинских студентов, получающих знания об Исламе за рубежом.


Максим Шевченко, руководитель Рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, ведущий «Первого канала»

Во-первых, начнем с того, что журналисты, которые не представляются журналистами, являются провокаторами или агентами спецслужб. С журналистами, которые прибегают к таким методам, публикуя свои материалы в ИА «Регнум», пусть разбирается руководство издания. Я знаю это агентство как порядочное, и считаю, что его руководство вполне могло бы разобраться с этой ситуацией.

Что касается самого интервью, то 90-е годы в нашей стране были годами гражданской войны. Даже некоторые руководители субъектов РФ были на стороне боевиков и воевали против солдат федеральной армии. На этом фоне путь человека, который прошел от радикального антагонизма к пониманию конструктивного сотрудничества и взаимодействия, является свидетельством его гражданской позиции, которая заключается в содействии мирному процессу. Этой позицией надо гордиться и уважать ее.

Я уважаю муфтия Осетии, как смелого, порядочного, верующего человека, который противостоит на Кавказе беспощадному экстремизму, противоречащему Корану и Исламу.

Современные журналисты могут писать и говорить, что угодно. Я лично знаком со всеми чеченскими радикалами 90-х годов. Я бывал в разных лагерях, жил там, писал об этом материалы. Таких журналистов, как я – десятки. Я горжусь своими коллегами, теми людьми, в том числе муфтием Северной Осетии, которые приносят пользу, борются сегодня за мир, развитие и гражданское общество в РФ.

Те же провокаторы, которые раздувают скандал вокруг муфтия Северной Осетии, хотят посеять на Северном Кавказе кровавую рознь. Они пытаются скомпрометировать тех людей, которые противостоят насилию на Кавказе. То есть, они являются сподвижниками Доку Умарова или агентами «Моссада» и ЦРУ.

Шавкат Авясов, председатель общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»

Негативная реакция отдельных кругов на интервью моего брата по вере Али Евтеева - муфтия Серной Осетии, недавно избранного в состав Совета и Президиума общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», еще раз доказывает, что определенные силы продолжают поиск экстремистов среди той части религиозных и общественных деятелей страны, которые, в свою очередь, с риском для жизни занимаются профилактикой экстремизма среди мусульманской молодежи.

Наглядным доказательством этого служит шумиха, поднятая вокруг интервью Али-хаджи от 2 мая 2010 года ИА «Регнум». Надо быть слепым и глухим, чтобы не понять, как муфтий Северной Осетии на своем примере попытался объяснить трансформацию своих религиозных убеждений от радикализма до умеренности в результате долгих лет учебы и жизненного опыта.

Муфтий Осетии не раз отмечает в своей речи, что радикализм - это неправильный путь, который вредит религии Ислам и всему обществу. В своем интервью он рассказывает о том пути, который признал неправильным, и этим объясняет мусульманской молодежи, что путь радикализма - это путь, противоречащий догмам Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему).

Раздутый вокруг интервью муфтия Осетии скандал связан и с тем, что определенным силам не нравится тенденция стремительного роста мусульманской общины Северной Осетии, что является прямым следствием плодотворной деятельности Али Евтеева. Почему-то для дискредитации лидера мусульман Северной Осетии вырываются фразы из его интервью и используются вне контекста, а самые важные моменты его выступления опускаются, в которых Али Евтеев говорит: «Мы хотим для мусульман открыть двери в нормальный мир, в гражданский мир», «поэтому мы с молодежью максимально терпимы», «мы взяли на себя обязательства доказать, что это государство им не вражеское, и мы это пытаемся донести».

Ну а что можно сказать по поводу наделавшего много шума высказывания Али Евтеева о том, что «он спит и видит как мусульмане живут в исламском государстве». Я тоже после поездки в Кувейт, где глубже познакомился с исламскими ценностями жизни, спал и видел то прекрасное время в жизни нашей страны, когда я буду идти по улицам наших городов и не видеть пьяниц и дебоширов, бандитов и наркоманов, снующих женщин с дымящими сигаретами на улицах. Я не только видел это во сне, но и призвал мусульманские общины более активно укреплять в жизни исламские ценности, чтобы мы навсегда избавились от пороков нашего общества во благо укрепления нашей Отчизны.

Мы призываем мусульман Северной Осетии сплотиться вокруг своего лидера и дать достойный отпор провокаторам, пытающихся всеми способами очернить и ослабить умму этой республики.


Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, член Рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе

Меня, признаться, удивил тот шум, который поднялся после интервью Али Евтеева. Да, человек был очень откровенен. Да, он затронул такие темы, которые в СМИ обсуждать не принято. Но это же говорит о том, что он ничего не скрывал. Не держал камня за пазухой. И что он не является никаким «скрытым» или «затаившимся врагом», которого якобы выявили и вывели на чистую воду бравые журналюги.

Скрытые враги не бывают такими откровенными. Особенно перед первыми встречными журналистами. Таким откровенным может быть только человек, который ничего не собирается скрывать ни от своего народа, ни от журналистов. И я убежден, что своей предельной откровенностью Али Евтеев только в очередной раз доказал, насколько он открыт и честен перед обществом.

А чего возмущаются-то недовольные? Вот, мол Евтеев признался, что он симпатизировал радикалам. Что он был дружен с Анзором Астемировым. Что он, мол, мечтал о создании исламского государства. Так этому радоваться надо, что сегодня человек в этом может открыто признаваться, не таясь.

Это говорит о том, что человек проделал огромный путь личностного развития, эволюции своих взглядов. Что человек сегодня может без опаски и стеснения говорить о пройденном пути, о своей прежней жесткости и ограниченном взгляде на многие вещи.

Поймите, для этого нужно огромное мужество, чтобы признаться открыто в этих вещах. Не каждый, пусть даже и кажущийся сильным человек, на это способен. А Али Евтеев смог. Осетия должна гордиться таким своим сыном.

Так за что сегодня на него всех собак спускать?! За эту открытость и мужество? Или за то, что вообще был знаком с Астемировым и симпатизировал радикалам? Так сегодня на Кавказе, от Дагестана до Карачая, многие молодые люди при личной беседе признаются вам, что симпатизировали или продолжают симпатизировать радикалам. Или были знакомы с такими личностями, как Астемиров, Тегаев и даже Бурятский.

Поймите, не вина молодых ребят в том, что они росли в такой период, когда молодежная среда начала резко пропитываться радикализмом, когда прежде мирные студенты и неформальные лидеры начали предельно радикализироваться и даже уходить в лес. Это вина властей и общества, что они неокрепшие души оставляют один на один с таким чудовищным комом проблем. И вот ту-то молодые ребята и попадают под влияние радикальных проповедников и покупаются на соблазн решить все проблемы «здесь и сейчас».

Да и потом, даже если Евтеев был знаком с Астемировым и Тегаевым, что с того? Вот, муфтий Чечни Султан Мирзаев прежде был шариатским судьей у боевиков и был знаком с Шамилем Басаевым. А Президент Чечни Рамзан Кадыров прежде с оружием в руках воевал против федеральной власти и считал Джохара Дудаева героем. А Мухаммад Карачай провозглашал независимый Исламский имамат Карачая. Но сегодня это совершенно другие люди.

Сегодня чеченское политическое руководство и силовые структуры почти полностью состоят из тех людей, которые еще некоторое время назад были в лесу. Их же никто не обвиняет в том, что они некогда воевали под руководством Хаттаба, Басаева или Умарова против российского государства.

И сегодня федеральная власть понимает, что только такие люди, прошедшие все эти ступени эволюции от предельного радикализма к конструктивным позициям, могут говорить с молодежью, находящейся на распутье и убеждать их.

С этой точки зрения, Али Евтеев - просто бесценный кадр на идеологическом и воспитательном поприще, который на примере собственного пути может показать молодым мусульманам все ошибки и ловушки, который их подстерегают впереди. Ведь он сам признает, как ему хватило мудрости удержаться на грани и удержать многих ребят от ухода в лес.

Или вы хотите, чтобы при сегодняшней катастрофичной ситуации на Кавказе нашей молодежью продолжали заниматься сервильные муфтии пенсионного возраста в пронафталиненных чалмах? Но они реально в жизни ни с одним радикалом не общались и способны разве что на паркетные встречи с чиновниками и приторные речи, услаждающие слух бюрократов. Они абсолютно бессильны перед лицом чудовищных вызовов, сжигающих цвет нашей молодежи в огне братоубийственной войны.

А что касается не очень удачных высказываний Евтеева относительно иных религий, исповедуемых осетинами, так он за это, как и подобает искреннему мусульманину, принес свои извинения. Эти извинения приняты официальным представителем Русской православной церкви, и это недоразумение исчерпано.


Мухаммад Рахимов, председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края

Я лично еще не ознакомился с интервью председателя ДУМ СО Али Евтеева. Но я знаю его, как человека, занимающего активную гражданскую позицию и хорошо разбирающегося в вопросах Ислама.

Он выступал с проповедями в мечети Пятигорска, и прихожане остались им очень довольны. Они говорят о том, что Али Евтеев обладает глубокими знаниями в области религии и знает тонкие методы их донесения до слушателей. Я знаю, что Али Евтеев многое сделал для развития Ислама в своей республике, налаживания диалога с другими конфессиями, пропаганды нравственного образа жизни.

Наима Нефляшева, ученый-кавказовед, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН

С этим интервью многое непонятно. Текст, размещенный «Регнум», просто по определению не может принадлежать официальному представителю муфтията, поскольку муфтии в силу природы своей лояльности заточены под определенного рода публичные выступления, они прекрасно разбираются в реалиях государственной политики по отношению к мусульманам Северного Кавказа и о пределах дозволенного в подобного рода интервью, особенно по отношению к православным коллегам.

Это, скорее всего, о чем уже пишут многие исламские сайты, была просто беседа, которую муфтий Евтеев и не предполагал затем увидеть в виде интервью - слишком он выглядит наивным, слишком откровенным. Слишком упрощенным выглядит контекст традиционной духовной культуры осетин, в котором муфтий ведет свою проповедь.

Целый ряд вопросов этического характера возникает к журналисту, прежде всего, - было ли это интервью согласовано с автором накануне публикации. Что касается радикального опыта Евтеева, по-моему, откровения об этом являются чуть ли не самым интересным фрагментом - как через постижение высокой исламской духовности, через реальную личную практику человек преодолел свой же радикализм.

Евтеев не единственный муфтий, который имел в прошлом радикальный опыт. В свое время и Ахмат-хаджи Кадыров объявлял джихад России.

Некоторые идеи Евтеева выглядят очень здраво - например, необходимость дифференцированного подхода к молодым ребятам, оказавшимся в «лесу»; о необходимости формирования кадровой базы и системы мусульманского образования в России; о том, что надо направить энергию мусульманской молодежи не на военный джихад, а в продуктивное для общества и государства русло.

Возникает еще один вопрос, он уже за рамками самого интервью, - какие задачи выполняет тот информационный шум, который сейчас сопровождает эту публикацию?

Абдулла Ринат Мухаметов, политолог, шеф-редактор «Ислам.Ру»

Насколько я знаю, глава Духовного управлениям мусульман Северной Осетии Али-хаджи Евтеев никого интервью вообще не давал. К нему пришла девушка, которая представилась как ученая из Фонда евразийских исследований, занимающаяся проблемами мусульман, Кавказа, радикализма и проч.

Понятно, что беседа с экспертом и интервью – это разные вещи. Али-хаджи принялся разъяснять ей «высшую математику» современных проблем российской и мировой уммы: тему джихада, молодежного экстремизма, исламской государственности и проч. Наивно, конечно, тем более, что Яна Амелина уже засветилась своими исламофобскими статьями.

Однако, опять же, как мне известно, интервью на «Регнуме» не везде совпадает с тем, что говорил Евтеев. По всей видимости, многие (в том числе очень острые) вещи были вставлены в текст со стороны. Также понятно, что некоторые фразы Евтеева выхвачены из контекста, не всегда имеется подробная расшифровка «горячих» фактов и понятий, что, наверняка, в разговоре глава ДУМ делал.

Но даже из опубликованного видно, что Али-хаджи нигде не одобрял экстремизм, «уход в лес», войну и проч. Он просто приводит факты, в том числе из личного опыта, поясняя, что многое из своей юной жизни давно пересмотрел. Это типично для Кавказа. Многие из тех, кто даже воевал долгие годы, сегодня являются вполне легитимными деятелями, крупными чиновниками, политиками, некоторые даже признаны «Героями России».

Евтеев никогда не воевал. Он известен как вполне умеренный, конструктивно настроенный исламский деятель. Он имеет религиозное образование и в последние годы себя хорошо зарекомендовал на региональном и официальном уровне, сумев наладить созидательную работу в Осетии. Али-хаджи также был одним из первых мусульманских лидеров, кто отправился в Южную Осетию сразу после грузинской агрессии с миротворческой миссией.

Думаю, Я. Амелина действовала не по своему почину и зову сердца. Скорее всего, на Евтеева, что называется, «пришел заказ».

Не исключаю, что аналогично дело обстоит и с другими известными и влиятельными исламскими деятелями, прежде всего, молодыми. Главы духовных управлений, лидеры исламских организаций, журналисты, ученые – будьте бдительны. По вам работает информационный киллер. Возможно, не один.


Габдулла Шаймарданов, председатель Общины мусульман г.Озерск Челябинской области «Нур»

Муфтий Северной Осетии Али Хаджи Евтеев показал личным примером, какие ошибки нужно избегать мусульманской молодежи.

Те времена, когда он начинал поиски, по какому пути нужно идти, были смутными. Среди тех, кто ошибался во взглядах, был не он один. Среди таких были те, которые впоследствии стали высокими государственными деятелями, в том числе, первый президент Чеченской республики Ахмад-хаджи Кадыров. Более того, многие, кто воевали на стороне незаконных вооруженных формирований, но осознали свои ошибки и вернулись к мирной жизни, были амнистированы.

Али-хаджи ни в каких военных действиях не участвовал, никакое вооруженное сопротивление не поддерживал. Его опыт является примером для молодежи, а разъяснительная работа поможет молодым людям не идти на поводу у радикалов и занять достойное место в обществе.

Обращение осетинских студентов, обучающихся за рубежом, в связи с интервью А. Евтеева

Мы, жители Республики Северная Осетия - Алания, получающие исламские знания в Египте и Саудовской Аравии, возмущенны информационной истерией, развернутой некоторыми СМИ вокруг Али-хаджи Евтеева. Мы твердо хотим заявить слова поддержки уважаемому шейху.

Многие из нас знакомы с Али-хаджи со времен первых шагов по возрождению Ислама в Осетии. В эти сумбурные годы он показал себя человеком, искренне радеющим за Ислам. Именно желание принести больше пользы для Осетии побудило его поехать за знаниями сначала в Египет, а потом и в Саудовскую Аравию, где он также показал себя с лучшей стороны.

С момента избрания его на должность председателя Духовного управления мусульман Северной Осетии - Алании шейх Али-хаджи за очень короткий период времени сделал много для сохранения и развития Ислама у нас в республике. Это значительно способствовало укреплению фундамента многонационального народа нашей Осетии.

Он объединил во многом разрозненные общины мусульман Осетии, что преградило доступ в наш дом различных экстремистско-сектанских групп. Евтеев активно проявил себя на ниве развития исламской инфраструктуры в республике. Глава ДУМ ведет активную просветительскую деятельность среди мусульманской молодежи, укрепляет мосты дружбы с мусульманами соседних республик, и России в целом.

Уважаемые жители республики, мы, уроженцы Осетии, находящиеся на учебе, зная мудрость своего народа, считаем своим долгом обратиться к общественности с призывом не поддаваться на провокации различных продажных СМИ и журналистов. Такой руководитель мусульман республики, как шейх Али-хаджи, на долгие годы обеспечит сохранение и развитие мира на нашей земле.



комментариев