Русские, обратившиеся к исламу, как известно, пользуются особым вниманием в информационном пространстве нашей необъятной Родины. Как-то уж очень закономерно, что именно выходцы из нетрадиционно мусульманской среды в глазах акул пера и телекамеры становятся носителями фундаментализма, экстремизма и всяких прочих "измов", которые с чьей-то заботливой подачи и определяют лицо ислама в России. И уж не приведи Бог такому вот "русскому мусульманину" подняться до уровня лидера в мусульманской среде, стать публичной фигурой. Вот тут-то к нему уже проявляют интерес не медиа, а органы очень даже компетентные. В памяти еще свежа история с пятигорским имамом Антоном (Абдуллой) Степаненко. Теперь в фокусе внимания оказался единственный русский мусульманин, ставший региональным муфтием, уроженец Осетии Али-Хаджи (Сергей) Евтеев.
Получивший каноническое мусульманское образование в Египте и Саудовской Аравии, живущий и работающий (это подчеркнем) в традиционной мусульманской среде, а не в кругу столичных интеллектуалов с их интересом к левому радикализму и экзотическому суфизму, муфтий Евтеев в один прекрасный день взял, да и рассказал корреспондентке, прямо и просто, о своем личном духовном пути и о проблемах, имеющихся в Осетии, где он руководит местным духовным управлением мусульман. Но, по сложившейся традиции, такие откровения в России ни к чему, кроме прокурорской проверки, не приводят. Так и в данном случае прокуратура заинтересовалась признаками экстремизма в обширном интервью Евтеева. Подозрение вызвало то, что муфтий, оказывается, был очень радикален, ездил на учебу к Хаттабу, а своим учителями называет лиц, известных как лидеры радикальных джамаатов. Также вызвала подозрение поддержка вооруженного джихада, позитивное отношение к созданию халифата, ну и еще заявление о том, что "эта страна, это государство мало что сделали, чтобы я любил эту страну". Понятно какая будет реакция, если в прокуратуре сидит чиновник, запрограммированный на то, чтобы "тащить и не пущать". Если же там сидит юрист, то думаю, он может ознакомиться с полным содержанием материала и сделать вполне объективные выводы.
Что же "такого" сказал муфтий Евтеев? Оставим в стороне спор алан между собою о том, что было и является определяющим для осетинского народа – христианство или ислам. В этом вопросе необходимы дополнительные и глубокие исследования. Ведь мы имеем дело с культурным пограничьем, а здесь невозможно сделать порой однозначный вывод в пользу той или иной религиозно-культурной идентичности.
Али-хаджи рассказывает, что был очень радикален. Подчеркнем слово "был" и отметим, что далее он подробно объясняет, почему среди "учителей" оказались радикалы. Потому что других просто не было в тогдашней ситуации на Северном Кавказе. И тем самым он еще раз аргументирует свою позицию, высказанную, кстати, и на встрече с президентом Медведевым, о необходимости адекватного мусульманского просвещения. О чем говорят многие умеренные и лояльные деятели, и в чем государство наше их активно обещает поддерживать. Муфтий также прав, когда говорит, что в массе своей мусульмане в большей степени, чем православные, склонны к изучению своей религии. По одной объективной причине – в православном христианстве есть вероучительный толковательный и богослужебный институт – Церковь. А в исламе каждый мусульманин, простите за, может быть, не очень корректное сравнение, - сам себе Церковь.
Муфтий, если верить сообщению, признает вооруженный джихад как одну из 14 ступеней джихада и говорит, что таким способом можно заработать вечное блаженство. Эта фраза действительно звучит диссонансом, может быть, и с существующим законодательством, но только будучи вырванной из контекста. Ибо рядом есть слова: "…да, мусульманин имеет право защищать свой дом, свою честь и свою религию". Таким образом, перед нами вполне адекватное кораническое понимание вооруженного джихада как способа обороны и самозащиты. Нравится это кому-то или не нравится, но вооруженная защита, сражение с врагом, вторгшимся на твою землю, - это религиозная и вполне понятная обязанность каждого мусульманина, зафиксированная в аятах Священного Писания - Корана. Думается, наиболее глубоко понятной она будет в эти дни 65-летнего юбилея окончания вооруженного джихада многонационального советского народа.
Предоставим далее слово Али-хаджи: "Насчет халифата: "Cплю и вижу как мусульмане живут в исламском государстве". Что ж, вполне естественное и законное желание, или пусть даже мечта, любого верующего человека жить в социуме, построенном на принципах его религии. Автор этих строк, честно говоря, тоже иногда видит себя в шариатском государстве, которое, если оно построено с соблюдением всех коранических принципов, вполне соответствует духовным потребностям последователей всех аврамических исповеданий. Но, возвращаясь к интервью муфтия, заметим, что далее следуют такие слова: "Как прийти к такому государству. У меня другой путь, чем у тех, кто в лесу… Я вижу его таким, каким он был у пророка Мухаммада. Он говорил о своей религии, пришли люди и позвали его к себе…" Таким образом, перед нами опять же адекватное традиционному понимание того, как может быть создано исламское общество и государство – через ненасильственную проповедь, путь серединности и умеренности, и главное - по воле Аллаха и ничьей более. И такую точку зрения разделяют все мусульмане, будь они в политических своих взглядах либералами или же ультраконсерваторами. А кстати, почему у нас прокуратура в порядке проверки не заинтересуется "православными политиками", предлагающими построение православно-русского государства на основах, являющихся настоящим экстремумом по отношению к конституционному принципу светского государства.
И, наконец, вот еще одна важная цитата из интервью муфтия Евтеева, которая также наверняка окажется в фокусе внимания кого надо: "Если я призываю кого-то любить людей или нашу страну – я открыто говорю, что делаю не потому, что я патриот моей родины. Эта страна, это государство, это правительство очень мало сделали для того, чтобы я любил эту страну. Я вырос в девяностые – что я видел? Моя позиция связана именно с моей религиозностью. Из боязни перед наказанием Всевышнего я не имею права причинять вред там, где я живу, обманывать людей, с которыми живу, какой бы они конфессии не принадлежали, я не имею права убивать невинных. Много чего я не имею права делать из того, что делают люди, прикрываясь исламскими лозунгами. Это запрещено, это харам, это по разряду великих грехов проходит". В этих словах, как представляется, выражена вполне здравая гражданская позиция верующего человека, мусульманина. Действительно, в каком из Писаний есть четкое указание на то, что обязанностью верующего человека является любовь к стране и государству? Это их право, а не обязанность. Двойная заповедь Библии говорит о любви к Богу и ближнему. В исламе есть хадис с высказыванием пророка Мухаммада: "Любовь к отечеству - часть твоей веры". Однако все мы прекрасно понимаем, что понятия "родина - отечество" и "страна - государство" не совсем тождественны. С последним мы имеем гражданско-правовые взаимоотношения, основанные на законодательстве, а также моральных принципах нашей веры, о чем недвусмысленно и сказал осетинский муфтий. А вот любовь к государству и правительству, извините, но это девиация. Извращение то есть.
На данном этапе из всей этой истории, которой может быть суждено дальше раскручиваться, а может и нет, можно сделать один вывод. Наши правоохранительные органы, да и общественное мнение зачастую тоже реагируют рефлективно и поверхностно, но при этом и негативно. В данном случае мы имеем, к сожалению, до боли знакомую ситуацию: услышаны слова "джихад", "шариат", "халифат" - и на них тут же следует реакция в виде прокурорской проверки. А ведь вопрос религии вообще, и современного ислама в России в частности, слишком глубок и одновременно тонок и деликатен для того, чтобы его решить с помощью чиновничьего рвения, помноженного на поверхностную рефлексию. Так можно не решить проблему, но лишь усугубить ее. И об этом, кстати, тоже говорится в интервью русского муфтия Осетии Али-Хаджи Евтеева.
Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"