Нашему поколению приходится воссоздавать единое видение своей истории буквально по крупицам. Одним из белых пятен в нашей исторической памяти является Ширван - одно из самых крупных средневековых государств, возникших на Восточном Кавказе на землях Кавказской Албании после падения единого престола.
Чье это было государство? Кавказо-албанское, арабское, персидское или тюркское? Какое влияние на развитие народов Кавказа оно оказало? Поиск ответов на эти вопросы затруднен не только давностью его существования.
Но и тем, насколько в его истории оказались переплетены совершенно разные культуры и династии. Итак, какова же история этого дивного края, бывшего населенным кавказско-албанскими племенами, но управлявшегося внешними династиями?
Что есть Ширван?
Итак, Ширван изначально был внутренней территорией Кавказской Албании. Напомним, что Кавказская Албания – это древнее государство, находившееся на землях современного Дагестана и Азербайджана. Это государство одним из первых в регионе приняло христианство, а затем и ислам.
Территория Ширвана, как части Кавказской Албании, простиралась от Дербента на севере до дельты реки Кура на юге. В настоящее время ядро Ширвана находится на территории Азербайджана. Основными городами Ширвана периода его расцвета были — Шемаха, Баку, Кабала, Шабран.
Название «Ширван» появляется при иранской династии Сасанидов, которая с 4 до 7 века подчинила себе земли Кавказской Албании. Причем, некоторые источники утверждают, что сначала это название звучало «Шарван», и лишь с 15-16 веков стало звучать «Ширван».
Точная этимология и происхождение термина «Ширван» остается неизвестной. По одной версии значение термина «Ширван» — страна львов, от среднеперсидкого «шир» — «лев». По другой версии происхождение названия связано с именем сасанидского шаха Хосрова Ануширвана.
В любом случае, стоит признать, что в этот период влияние и давление Персии на все области Кавказской Албании, включая и Ширван, было очень сильным.
Все эти годы Кавказской Албании приходилось сдерживать и натиск языческих хазарских полчищ, которые на протяжении столетий вторгались в албанские земли, опустошали цветущие албанские долины и, фактически, обескровили процветавшую некогда страну.
Шахи Ширвана
В середине 7 века область Ширван, как и остальные части Кавказской Албании, а также Армении и Грузии, был занят арабами-мусульманами. На этих территориях были созданы Тбилисский Имарат, Армянский Имарат и Арран («Арран» - персидское название Кавказской Албании).
Во всех этих землях были назначены мусульманские наместники из числа арабов. Однако местные правящие династии сохраняли свои престолы. Выделение Ширвана в качестве отдельного владения из общих мусульманских владений на Южном Кавказе связано с внутренними неурядицами в самом Халифате, где шла борьба за власть разных династий.
Кроме того, Ширван, как и другие албанские земли, стал ареной кровопролитных и жестоких сражений между мусульманами и хазарами. Мусульманам понадобилось больше ста лет, чтобы отбросить хазар далеко на север от албанских земель.
С начала 9 века на Ширванском престоле начали складываться династии ширваншахов. Титул «ширваншах» содержит в себе слово «шах», распространившийся на Южном Кавказе в период владычества персов.
Историк 9 века ибн Хордадбех сообщает, что сасанидский шахиншах Ардашир Папакан (224—240) давал государям Закавказья титул шаха. Следовательно, арабские наместники, управлявшие Ширваном, взяли себе этот персидский титул.
Как бы то ни было, титул «ширваншах» носили представители всех династий правивших в Ширване, вне зависимости от происхождения и родовых имён. Три последние династии (Мазьядиды, Кесраниды, Дербенди) были родственны друг другу по отцовской линии.
Основателем первой династии ширваншахов после исламского завоевания — Мазьядидов (Язидидов) — стал полководец на службе Аббасидского Халифата Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани, правитель Армении, исторического Азербайджана, располагавшегося южнее Аракса, Ширвана и Дербента.
Династии ширваншахов правили в следующей последовательности:
Мазьядиды — первая династия (799 — 1-я половина XI века). Происходила из арабского племени Шайбан, родоначальник — Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани.
Кесраниды — вторая династия (1027—1382). Арабского происхождения — позже иранизированная. Происходила от ширваншаха Язида ибн Ахмада.
Дербенди — третья династия (1382—1538). Происходит от ширваншаха Кей Кубада ибн Ахситана.
Ширван пережил те же исторические катаклизмы и удары, что и соседние страны и владения. Так, в начале 13 века в Ширван и Дербент вторгаются военные отряды Чингизхана и Ширван попадает в зависимость от монголов.
С усилением в Иране шиитского государства Сефевидов Ширван вновь попадает в зависимость от персов. С 1538 года в правление сефевидского шаха Тахмаспа I Ширван становится провинцией государства Сефевидов.
Культура Ширвана
При ширваншахах территория Ширвана включала все земли от Куры до Дербента. Столицей была Шемаха. Персидский историк XIV века Хамдаллах Казвини описывает округа области Ширван: Бакуйа, Шамаха, Кабала, Фирузабад, Шабаран и Гуштасфи.
Через Ширван проходил оживлённый торговый путь, этот регион в течение многих столетий подвергался многочисленным иноземным нашествиям и входил в состав различных государств, что определило чрезвычайно пёстрый этнический состав населения, включающего кавказо-албанские, арабские, персидские и тюркские элементы.
В середине 15 века Ширван был центром земледелия, производства шёлка и тканей и играл важную роль в международной торговле. Ширваншахи покровительствовали деятелям культуры и поэзии. В частности, при их правлении жил и творил классик персидской литературы Низами Гянджеви.
Под властью ширваншахов процветала литература, в том числе в XII веке творил известный персидский поэт, уроженец Ширвана Хагани Ширвани, в XIV—XV веках Насими писавший на тюркском, персидском и арабском языках, и др.
В Баку сохранился роскошный Дворец Ширваншахов – резиденция правящей династии. Постройка дворца была связана с переносом столицы государства Ширваншахов из Шемахи в Баку.
Подробное изучение истории, культуры, науки Ширвана – еще требует пристального внимания исследователей. Особенно важным для нас является изучение того, какое влияние Ширван оказал на формирование культуры и сознания наследников Кавказской Албании – народов Восточного Кавказа.
Фарида Санджах
На фото: Дворец Ширваншахов в Баку