Тайны мусульманского Ширвана

Нашему поколению приходится воссоздавать единое видение своей истории буквально по крупицам. Одним из белых пятен в нашей исторической памяти является Ширван - одно из самых крупных средневековых государств, возникших на Восточном Кавказе на землях Кавказской Албании после падения единого престола.

Чье это было государство? Кавказо-албанское, арабское, персидское или тюркское? Какое влияние на развитие народов Кавказа оно оказало? Поиск ответов на эти вопросы затруднен не только давностью его существования.

Но и тем, насколько в его истории оказались переплетены совершенно разные культуры и династии. Итак, какова же история этого дивного края, бывшего населенным кавказско-албанскими племенами, но управлявшегося внешними династиями?

Что есть Ширван?

Итак, Ширван изначально был внутренней территорией Кавказской Албании. Напомним, что Кавказская Албания – это древнее государство, находившееся на землях современного Дагестана и Азербайджана. Это государство одним из первых в регионе приняло христианство, а затем и ислам.

Территория Ширвана, как части Кавказской Албании, простиралась от Дербента на севере до дельты реки Кура на юге. В настоящее время ядро Ширвана находится на территории Азербайджана. Основными городами Ширвана периода его расцвета были — Шемаха, Баку, Кабала, Шабран.

Название «Ширван» появляется при иранской династии Сасанидов, которая с 4 до 7 века подчинила себе земли Кавказской Албании. Причем, некоторые источники утверждают, что сначала это название звучало «Шарван», и лишь с 15-16 веков стало звучать «Ширван».

Точная этимология и происхождение термина «Ширван» остается неизвестной. По одной версии значение термина «Ширван» — страна львов, от среднеперсидкого «шир» — «лев». По другой версии происхождение названия связано с именем сасанидского шаха Хосрова Ануширвана.

В любом случае, стоит признать, что в этот период влияние и давление Персии на все области Кавказской Албании, включая и Ширван, было очень сильным.

Все эти годы Кавказской Албании приходилось сдерживать и натиск языческих хазарских полчищ, которые на протяжении столетий вторгались в албанские земли, опустошали цветущие албанские долины и, фактически, обескровили процветавшую некогда страну.

Шахи Ширвана

В середине 7 века область Ширван, как и остальные части Кавказской Албании, а также Армении и Грузии, был занят арабами-мусульманами. На этих территориях были созданы Тбилисский Имарат, Армянский Имарат и Арран («Арран» - персидское название Кавказской Албании).

Во всех этих землях были назначены мусульманские наместники из числа арабов. Однако местные правящие династии сохраняли свои престолы. Выделение Ширвана в качестве отдельного владения из общих мусульманских владений на Южном Кавказе связано с внутренними неурядицами в самом Халифате, где шла борьба за власть разных династий.

Кроме того, Ширван, как и другие албанские земли, стал ареной кровопролитных и жестоких сражений между мусульманами и хазарами. Мусульманам понадобилось больше ста лет, чтобы отбросить хазар далеко на север от албанских земель.

С начала 9 века на Ширванском престоле начали складываться династии ширваншахов. Титул «ширваншах» содержит в себе слово «шах», распространившийся на Южном Кавказе в период владычества персов.

Историк 9 века ибн Хордадбех сообщает, что сасанидский шахиншах Ардашир Папакан (224—240) давал государям Закавказья титул шаха. Следовательно, арабские наместники, управлявшие Ширваном, взяли себе этот персидский титул.

Как бы то ни было, титул «ширваншах» носили представители всех династий правивших в Ширване, вне зависимости от происхождения и родовых имён. Три последние династии (Мазьядиды, Кесраниды, Дербенди) были родственны друг другу по отцовской линии.

Основателем первой династии ширваншахов после исламского завоевания — Мазьядидов (Язидидов) — стал полководец на службе Аббасидского Халифата Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани, правитель Армении, исторического Азербайджана, располагавшегося южнее Аракса, Ширвана и Дербента.

Династии ширваншахов правили в следующей последовательности:

​ Мазьядиды — первая династия (799 — 1-я половина XI века). Происходила из арабского племени Шайбан, родоначальник — Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани.

​ Кесраниды — вторая династия (1027—1382). Арабского происхождения — позже иранизированная. Происходила от ширваншаха Язида ибн Ахмада.

​ Дербенди — третья династия (1382—1538). Происходит от ширваншаха Кей Кубада ибн Ахситана.

Ширван пережил те же исторические катаклизмы и удары, что и соседние страны и владения. Так, в начале 13 века в Ширван и Дербент вторгаются военные отряды Чингизхана и Ширван попадает в зависимость от монголов.

С усилением в Иране шиитского государства Сефевидов Ширван вновь попадает в зависимость от персов. С 1538 года в правление сефевидского шаха Тахмаспа I Ширван становится провинцией государства Сефевидов.

Культура Ширвана

При ширваншахах территория Ширвана включала все земли от Куры до Дербента. Столицей была Шемаха. Персидский историк XIV века Хамдаллах Казвини описывает округа области Ширван: Бакуйа, Шамаха, Кабала, Фирузабад, Шабаран и Гуштасфи.

Через Ширван проходил оживлённый торговый путь, этот регион в течение многих столетий подвергался многочисленным иноземным нашествиям и входил в состав различных государств, что определило чрезвычайно пёстрый этнический состав населения, включающего кавказо-албанские, арабские, персидские и тюркские элементы.

В середине 15 века Ширван был центром земледелия, производства шёлка и тканей и играл важную роль в международной торговле. Ширваншахи покровительствовали деятелям культуры и поэзии. В частности, при их правлении жил и творил классик персидской литературы Низами Гянджеви.

Под властью ширваншахов процветала литература, в том числе в XII веке творил известный персидский поэт, уроженец Ширвана Хагани Ширвани, в XIV—XV веках Насими писавший на тюркском, персидском и арабском языках, и др.

В Баку сохранился роскошный Дворец Ширваншахов – резиденция правящей династии. Постройка дворца была связана с переносом столицы государства Ширваншахов из Шемахи в Баку.

Подробное изучение истории, культуры, науки Ширвана – еще требует пристального внимания исследователей. Особенно важным для нас является изучение того, какое влияние Ширван оказал на формирование культуры и сознания наследников Кавказской Албании – народов Восточного Кавказа.

Фарида Санджах

На фото: Дворец Ширваншахов в Баку



10 комментариев


  1. (18.10.2014 12:41) #
    0

    Прочитайте "История Ширвана и Ал-Баба" написанной в 10-ом веке арабским историком и географом Ал-Масуди лично обходивщии регион Закавказье. Этот труд переведен на русский язык смесе с комментариями переводчика с армиянской фамилией. Если убрат все комментарии этого переводчика, получается сенсационная информация о Хазарском каганате, Великой Булгарии, о племенах Русов и Сакалиба, и о ложности существования Волжской Булгарии, о ложности утверждении о том, что Дербент есть город Ал-Баб.
    Вытесненной из родины (современная Туркмения)большая часть огузской племени Хазар пришли в Закавказье 6-ом веке. В это время шел война между государством Савир находящихся в Закавказье и Ирано-Византиским военным союзом. Тогда столицей Империи Савир видимо был город Тбилиции и это государства был остатком Жужанского каганата на земле Кавказа. Костяк силы этого государства составляли тюркоязочные племя Сыйбор, Абар и Адай. Россиская иторики специально искажали правду об этой государстве, утверждая, что она была на Большом Кавказе. На самом деле она просуществовало с 4-го по 6 век на Закавказье. Местные народы их называли Журжанами по названию Жужанского каганата и море тогда также назывался Журжанским морем.
    Вот пришедшие в Закавказье племя Хазар стал авангардом Персидских войск и помог Ирано-Визанискому союзу разрушит Империю Савир. В это время часть народа Савир были Християнами по образу Византии. И это християнская часть ушли в Малый Кавказ и приняли опекунства Византии, этот народ назывался Журжан и сейчас называется Грузинами. Их тюркоязочный язык изменился под влиянием средне-греческого языка, то есть Византиского церковного языка.
    Часть народа Империи Савир, основном племя Абар живщий ближе Большому Кавказу создали высакогоную государству Сарир, где также была Християнства похожей как у народа Журжан. Столтицей этого государства был город Хунзах, сегоднячный аул Хунзах в Дагестане. Под влиянием этого византиского християнства племя Абар тоже начал терять свои тюркоязочность (родина племени Абар из народа Хунов является город Тарбагатай в Восточном Казахстане и названия Хунзах на аварском означает "сторона Хунов" или "Хунская земля"). В 11-ом веке эту государства унижточили Руссо-Армияно-Грузинский союз создавщий на его место Аварский Нуцальство, где религией сталь Католичество (Грузинский Давид в это время над Православной Церкви в Грузии поставил правит Католикоса, потому-что был в союзе армиянскими и Русскими католиками или сам был сторонником католичество?). Русы - это племя тюркоязочные проживавщие тогда в Крыму вместе племенем Сакалбан (сакалиба), то есть они не русские сегоднячные. Сакалиба или Сакалбан - их большая часть ушло противлположный берег моря и сейчас называется Албанами (часть названии "сак" выпало).
    В 12-ом веке Аварская Нуцальства унижтожили мусулмане пришедшие из Азарбайжана и в Дагестане создался Казыкумыкская Ханства где религией стал Ислам. С этого времени Авары и Кумыки ранее бывщие Християнами начали переходит на Ислам и в Дербент стал мусулманским в этом 12-ом веке. Из-за таких сложной истории племя Абар наполовину потеряли тюркоязочность, но окончательно не потеряли свои корни благодоря принятия Ислама (грузины почти потеряли, хотя их основные слова и приложении еще тюркские).
    Большая часть племен Абар ушли в Европу и создали там государству Аварский Каганат просушествовавщей до 8-го года. А племя Адай сгруппировались в горной местности сегоднячней Южной Осетии (есть там пик Адай-хох и династия Адаевы у Дигорцев. Но основной часть Адайцев в 12-ом веке вернулись свою древную родину Мангистауский полуостров в Казахстане).
    Таким образом основной правящим населением Закавказье стали племя Хазар и сталь "смотрящим" этого региона от Персии. Море стал называтся Хазарским.
    В 7-ом веке Закавказью завовали армия Тюркского каганата и племя Хазар переметнулась к ним как союзнику, оба были тюркоязычными отличие от Персов. Таким образом Хазарский Каганат появился на земле Закавказье в 7-ом веке, где правили Тюрки Ашины и его народ назывался Казахи и они оставили свои след в Закавказье (город Казах и река Касах).
    Но население болшинстве состояли из племен Хазар и поэтому государства назывался Хазария. Его первая столица Самандар примерно был вблизи сегоднячнего городя Гяндж. В этом веке туда пришла армия Халифата и государства Хазария потеряла часть территории. Она сохранила територию западнее Кавказского хребта и столицу свою перенесли на реку Куман (Кубань). Этот город назывался Амал и он был где сейчас станция Ханская. Границой между Халифатом и Хазарией стал Кавказский хребет. Племя Хазар осталься на своей земле и сталь основой Азарбайжанской нации. То есть Хазары не ушли, а остались на земле сегоднячнего Азарбайжана и сегодня монгтие народы соеды Азарбайжанцев называет Хажари.
    ВОТ таким образом выглядет история из расказа АЛ МАСУДИ, труды которго европейцы в 19-ом веке два раза перевели на свой язык.

    Иезуйдский орден правивщим Россией все исказили. ПРИЧИНА этого состоят следующем:
    1) нужно было доказать, что племена рус и сакалиба (искажали на славян) жили на территории внутренной России и тем самым показать их как действительных предков русского народа, а они, как показал Масуди, жили на берегу Черного моря. 2) нужно было также показать, что русы, грабившие береговые города Каспийского моря, пришли туда на кораблях из внутренной России по реке Волге, а Масуди показал, что они пришли через реку Хазар (Манычский пролив) из Черного моря. 3) нужно было скрыть то, что предками русского народа являются булгары, исповедовавшие в X веке религию Ислам, поэтому государство булгар показали в виде небольшой Волжской Булгарии и объявили их предками нынешних мусульман татар (таким образом, они получили возможность утверждат, что предки Татар не жили во внутренней России). Чтобы показать булгар как неграмотных в делах Ислама, выдумали «путешествия Ибн Фадлана», заодно показав весь Западный Казахстан как земли язычников огызов, киргизов и башкир (таким образом, они получили возможность утверждат, что казахского народа на их нынешней территории в X веке не было). 4) нужно было скрыть то, что на территории нынешней Грузии проживали разные народы, в том числе казахи. Поэтому обвинили Масуди в том, что он не был в Закавказье, а «Историю Ширвана и Ал Баба» якобы писал с помощью переписки информации из других рукописей (намекали на труды Истахри и Ибн Фадлана). Для объяснения названия народа кашак (казахов) встречающихся в исторических летописах, написали, что грузинский царь поселил сорок тысяч кипчаков на свободных землях Грузии (то есть названия «кашак» обясняли как «кипчак»). 5) нужно была скрыть происхождение азарбайжанского народа от племен хазар поселившихся в Закавказье в 5-ом веке и омолодить этот народ как поздно появившихся в Закавказье (убеждали, что азарбайжанцы появились в средние века как потомки тюрков-селджуков). 6) по европейским рукописям было видно, что район Крыма входил в состав Хазарского каганата и там же жили племена русов и сакалиба. Сглаживали эту проблему так: объяснили, что в Крыму проживало некоторое количесто хазар, которые признавали власть Хазарского каганата, а русы и сакалиба якобы переселились туда на своих короблях из северной древнерусской земли (якобы они норманы из Балтики). Для доказательства православности религии русов и сакалиба с IX веке, по образу Византии, «утвердили» греков как древних жителей Крыма.
    Но труд Ал-Масуди, как надежный источник, переведенный еще в XIX веке на европейские языки, раскрывает не только правду о Хазарском каганате, но историю происхождения многих народов Евразии.

  2. (18.10.2014 15:14) #
    0

    Асанкулов. Хватит сочинять истории. Казахи не далеко ушли от башкир, которые в годы правления Рахимова, насочинили лже историии и многое прихватили из татарской истории. Не у казахов не у башкир, никогда не было государств.

    • (19.10.2014 20:59) #
      0

      1. У казахов было государство с середины 15 - го века, еще до того как Россия получила независимость!
      2. Но и с Асанкуловым не согласен, все что он пишет смахивает извините на бред.

  3. (18.10.2014 18:34) #
    1

    Зачем мне сочинять. Это говорит рукописи Ал-Масуди. Племя Татар очень древный и относится к Хунскому народу (как и племена Алан, Абар, Кабар, Куман и Сыйбор), а племена Булгар относится к Огузской группе. Племя Татар был частью народа Великой Булгарии просуществовавщей с 7-го века по 11-век и небыло никаких "карликовых" государств типа "Волжская Булгария". Правители Великой Булгарии приняли Ислам в 10-ом веке, это значит и племя Татар тоже принял Ислам тогда. Племя Татар и племя Кунраты основном жили
    во внутренней России в составе племенного союза "Ишкуй" (внутренный дом), извесной историкам по названиям Ушкуйнаки. В начале нашей эры племена Хунов завовавщих Сакских (скифских) племен на територии сегоднячнего Казахстана образовалос с ними как единный народ. Сначало называлос Хунзах, потом Хзах и после Хазах. Поэтому поидее и племя Татар должен был назватся Хазахским, но она жила за територией нынешнего Казахстана и естественно непризновало названия Хазах (Башкиры не относится к Хунскому народу, они племя Динлинского народа). Татары долго проживали в среде племен огызоязочных Булгар и поэтому их язык отошел немного от Хунского. Татарский язык хотя находится в одном группе Казахами, Кумыками, Карачайцами, Балкарцами, Ногайцами, Каракалпаками, Киргизами, но она ближе немного к огузскому. Их всеравно племя Булгар считало частью Казахов, поэтому население Касымовского Ханство состоящих из племен Татар называли Татарами-Казаками (казак - здесь искаженный Казах).
    Историю я пишу для того,чтобы Русские люди (Казаки в том числе) посещающие этот мусулманский сайт поняли о том, что их предками были мусулмане Булгары.
    Еще раз говорю племя Татары - это предки сегоднячных Татар и они проживали на тертитории всей России повсеместно с племенами Булгар. Но в отличие Булгар ставщим впоследствии християнским славяноязочным народом, племена Татар остались в Исламе и несмотря на ужасный террор во времена Россиской Империии сохранились как мусулманский народ. Более того татарские муллы помогли сохранит мусулманства во времена Царской политики "християнизации киргиз-кайсаков" и благодоря отчасти этой помощьи затея Россиской Империии полностью провалился. Не один КАЗАХ непринял Христянство!

  4. (18.10.2014 18:49) #
    1

    Когда Вы утверждаете о том, что у Казахов небыло государства, повторяете просто слова Путина, ничем неподтвержденную.
    Караханидская государства просуществовало с 9-го века по 13-ый век и был унижтожен нашествием Чингисхана. Вы как грамотный мусулманин думаю знаете арабские буквы. Вот арабская буква "з" и "р" пишется одинакова и отличает их только "точка" над "з". Тот государства называлос "Казах хандыгы", из-за утери точки над "з" она превратился на "Карах хандыгы" и его на Карахаиды через русскую "иды" превратили Россиские историки, то есть иезуйдскик историки (прочитайте труды Мурада Аджи).
    Чингисханская Империя называется историками Алтын Орда, так назвали позже россиским влиянием. Казахи также называет себя народом АЛАШ. На арабском слова "АЛТЫН" и "АЛАШ" пишется почти одинакова и их легко можно изменит (Алаш можно переделат на Алтын или так его понять при переводе старых арабских рукописей, конкретно рукописи Ибн Батута). Армия Чингисхана пришедшии в Европейскую часть состояли из муслман казахов, которые шли на войну с криком "Алла" и поэтому их славяноязычный этнос (Болгары) назвали "Алачи". Вот так появился второе названия Казахов и она связано сильным мусулманским верой тех казахов. Чтобы скрыть государственность Казахов и сильное мусулманства Казахов названия Алащ Орда изменили на Алтын Орда (Золотая Орда).
    Получается государства Казахов есть минимум с 9-го века и она тесно связано с мусулманством Казахов. Но к сожалению политика России привило всем, что Казахи поздно стали муслманами и у них небыло государства.
    И вы наши братья по крови по вере тоже повторяете то, что говорять враги Ислама.

    • (19.10.2014 21:00) #
      0

      Не надо брать на веру все что выдвигается как гипотеза.

  5. (19.10.2014 10:28) #
    0

    Изучая любой народ можно найти след Единобожья, так как основа у всех одна. Это люди переписывая свою историю искажают факты, а потом верят сами.

  6. (19.10.2014 10:57) #
    0

    Удивительно, почему до сих пор спит Рамазан-лакбуни )))

  7. (21.10.2014 12:25) #
    0

    Искажением занимались по утверждению уважаемого Мурада Аджи иезуидский орден приведший к власти Романовых и отравивщих царя Тита (Ивана Грозного).
    За каждую свою утверждения у меня есть факты взятых из исторических документов или из официальных истории народов Евразии. Прочитайте Ибн Батуда, где он жителей столицы Золтой Орды называет народом "АЛАЧИ".
    Ибн Батуда был городе Булгар, где бывает короткие начи и дни в году. Это район ближе к Санкт Петербургу или хотя бы севернее Москвы. Он нигде не встретил славян или русских, везде в этом районе Булгары жили и это 14-ый век! А дальше этого города на арсстоянии 20-ти дней указал район современной Чукотки.
    Россиские историки искажает говоря, что город Булгар находился в районе так называемой Волжской Булгарии.
    Волжской Булгарии в году небывает короткие ночи дни.
    Ибн Батуда писал жителях Крыма и нигде не указал, что там проживает греки християне. Наоборот християнами тех регионов он указал Кифчаков, то есть предков современных Крымских Татар. Те были племя Рус и Албан (Сакалиба - это Сак Албан) смещавщихся с Казахми (россиские историки их указывает обычно как КАЗАКов) пришедшие из Закавказье. Остальных жителей Крыма он указывает Сарацинами, то есть Мусулманами. Получается врет историки, когда говорять о греках понтиских как древных жителях Крыма.
    Ибн Батуда пишет о племях Рус живущих в горной местности, а россиские историки утверждает, что это Русские живущие на Уралских горах. Где проезжал Ибн Батута эти Уралских гор не видаиь. Он проходил возле Дагестанских гор и указал на Русов правивщих в Кавказе. Эти Русы были потомками Аварских Нуцалов и как известно Чингисхан сделал их свом союзникоим, вернув им власть в этом регионе. Предки этих Русов в 11-ом веке пришли из Крыма по приглашению Армиянских правителей и были в начале Католиками (Авары в те времена поэтому стали Католиками).
    Верит или нет Ваши дела. Не поверите и не поимете ничего из истории своих народов. Сами историки признается, что все запутано и все искажено до сех пор.
    Если все было правильно небыла бы противоречии столько. Когда Олжас Сулейменов в своей книге АЗиА доказал, что оригинал рукописи "Слова о полке Игореве" на тюркском языке никто из Советских историков немог его опровергнут! Потому=что и они понимали правоту Олжаса. Также с утверждениями Мурада Аджи получается так, никто из серезных ученных немогут реально против него возражат. Потому-что нечем возразит.
    ГЛАЗА откройте и верте тому, что я пишу.

  8. (21.10.2014 14:58) #
    0

    Теперь интернет проблема для официальной истории, много вольнодумцев появилось.