Маммус аль-Лакзи, светоч Ислама на Восточном Кавказе

Наш сайт уже рассказывал о некогда забытом нами выдающемся ученом 11 века из Дербента Юсуфе аль-Лакзи. Сегодняшний же рассказ пойдет о другом выдающемся сыне страны под названием Лакз –Маммусе аль-Лакзи, также забытом нашим поколением.

Над возвращением этих имен из небытия долгие годы трудился известный ученый Аликбер Аликберов, сотрудник Института востоковедения РАН. А ведь, Маммус аль-Лакзи, как пишут некоторые, является на сегодня чуть ли не самым ранним документально подтвержденным мусульманским ученым из этого региона такого уровня.

По сути, Маммус аль-Лакзи является самой значимой фигурой до известного шайха 19 века Мухаммада аль-Яраги на духовном небосклоне народов Восточного Кавказа. Он был самой образованной религиозной фигурой своего времени в Дербенте, заложившим фундамент интеллектуальной традиции на Восточном Кавказе.

К тому же проживание аль-Лакзи в Дербенте лишний раз подтверждает, что народы Южного Дагестана проживали в этом городе испокон веков и испокон веков же приобщались к самому передовому для своего времени интеллектуальному наследию мирового уровня.

Родословная аль-Лакзи

Маммус аль-Лакзи по господствовавшей в то время арабской традиции носил длинное имя Маммус ибн аль-Хасан ибн Мухаммад Абу Абдаллах ад-Дарбанди аль-Лакзи. Он жил приблизительно в 1040-1110 годы.

Был знатоком хадисов (преданий пророка Мухаммада, мир ему) и историком, одним из влиятельнейших шайхов Баб аль-Абваба, как в те годы назывался легендарный город Дербент.

Родился он также в городе Дербент в семье выходцев из Биляд Лакз - "Страны лезгин", государственного образования к юго-западу от Дербентского имарата. Отец его также был известным знатоком хадисов и историком по имени Абу-ль-Валид аль-Хасан ибн Мухаммад ад-Дарбанди аль-Балхи ас-Суфи (ум. в 1064 г.).

Абу-ль-Валид - личность, также широко известная мусульманским биографам. По свидетельству источников, Абу-ль-Валид - ученик "имама мухаддисов (знатока хадисов) Мавараннахра (современной Средней Азии)" и автора "Истории Бухары" Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Ахмада аль-Гунджара (ум. в 1021 г.).

Абу-ль-Валид получил от аль-Гунджара право на дальнейшую передачу текста "Истории Бухары". У Абу-ль-Валида обучался другой видный ученый аль-Хатиб аль-Багдади, автор многотомной «Истории Багдада».

Сам автор «Истории Багдада» в своем труде неоднократно ссылается на Абу-ль-Валида ад-Дарбанди. Причем на этом роль аль-Багдади в жизни семьи этих ученых не завершилась. Поскольку аль-Багдади далее обучал уже сына Абу-ль-Валида – самого Маммуса аль-Лакзи.

Низамийи Багдада и Цахура

Кроме того, аль-Лакзи учился в различных городах Халифата, в том числе в Багдаде, Самарканде и Бухаре. Возможное самое большое влияние на формирование личности аль-Лакзи оказала его учеба в знаменитом на весь мир багдадском медресе ан-Низамийа.

Это медресе было основано в середине 11 века в Багдаде могущественным вазирем Ни​замом аль-Муль​ком. Низам аль-Мульк назначил главой этого медресе выдающегося исламского богослова и философа тех лет — Абу Хамида аль-Газали.

Медресе считалось крупнейшим высшим учебным заведением Средневековья. Среди выпускников Низамийи были многие известные исламские богословы. Основатель берберской династии аль-Мувахидун, ибн Тумарт, посещал медресе и учился у Абу Хамида аль-Газали.

В 1096, когда аль-Газали оставил преподавание в Низамийи и под предлогом совершения хаджа вместе с семьёй покинул Багдад, здесь обучалось 3000 студентов. В 1116 г. в медресе преподавал Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани.

В последующие годы в ан-Низамийи учились Саади, известный персидский поэт, а также Бахауддин ибн Шаддад, арабский историк и мусульманский правовед, биограф Салах ад-Дина Аййуби.

Однако Низаамийя существовала не только в Багдаде. Под этим же названием в те годы была учреждена целая группа из нескольких исламских учебных заведений, построенных Низам аль-Мульком в 11 веке по всему исламскому миру.

Низамийи были построены практически в каждом более или менее крупном городе, среди которых Багдад, Нишапур, Балх, Герат и Исфахан. Низамийя была построена даже в дагестанском селе Цахур.

Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира, среди которых были и такие известные учёные, как аль-Газали, аль-Джувейни, Абу Исхак аш-Ширази и многие другие.

При медресе были организованы крупные библиотеки. Учеба была бесплатной, студентам также предоставлялось бесплатное питание и проживание. Многие известные исламские богословы являлись выпускниками этих медресе.

Политический и духовный рост

Происхождение и основательное образование позволили аль-Лакзи стать придворным историографом Хашимидов, правителей Дербентского имарата. Он, по утверждению ученого Аликбера Аликберова, наиболее вероятный автор хроники "Тарих Баб аль-Абваб ва-Ширван".

Это хроника "История Дербента и Ширвана", хорошо известная исследователям, до недавнего времени считалась анонимной. После сельджукского завоевания Дербента и прихода к власти династии Аглабидов в 1075 году аль-Лакзи был вынужден покинуть город.

Он вынужден был поселиться в Багдаде, где стал последователем Абу Бакра Мухаммада аль-Марвази, известного как ибн аль-Хадиба ад-Даккак (умер в 1095 г.). В Багдаде аль-Лакзи поддерживал связи с ашаритами и суфиями, в частности с суфием-ханбалитом Абу-ль-Хусайном ибн ат-Туйури (умер в 1107 г.), учеником Абу-ль-Касима аль-Кушайри (умер в 1071 г.).

Аль-Лакзи был знаком с крупнейшими учеными своего времени: руководителем мадраса ан-Низамийа в Багдаде Абу Исхаком аш-Ширази, Абу Насром аль-Кушайри, Абу Хамидом аль-Газали.

Он оказывал всяческую поддержку начинающим ученым, в частности Мусе ибн Ибрахиму аль-Лакзи, который по рекомендации своего покровителя изучал шафиитское право в ан-Низамийи под руководством аль-Газали.

Впоследствии Муса аль-Лакзи успешно работал в Бухаре, где в свое время обучался сам аль-Лакзи и его отец. Один из учеников аль-Лакзи - суфий Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (умер в первой половине XII века), автор "Райхан ал-хака'ик ва-бустан ад-дака'ик" ("Базилик истин и сад тонкостей").

Абу Бакр ад-Дарбанди обязан своему учителю знакомством со многими багдадскими учеными, в частности с тем же аль-Газали, ибн аль-Хадибой и его дочерью Каримой аль-Марвазийа (умерла в 1098 г.).



13 комментариев


  1. (09.08.2014 03:57) #
    3

    "Родился он также в городе Дербент в семье выходцев из Биляд Лакз - "Страны лезгин", государственного образования к юго-западу от Дербентского имарата"-транслирую вторично,для заблудшего автора Фариды Санджах-"Лакз"- никогда не являлась странной "лезгин",по той простой причине,что этноним "лезг(ин)"по мнению крупных ученных-лингвистов,историков,этнологов,вообще то получен в результате метатезы(непроизвольной перестановки звуков или букв)и окончательно закрепился,за кюринцами(тех кого сегодня зовут "лезгинами")согласно утверждениям "патриарха" дагестанской исторической науки д.и.н.,Расула Магомедовича Магомедова(даргинец)лишь в начале 20 века.Относительно местоположения страны или царства"Лакз",красноречиво свидетельствуют грузинские летописцы,в своем фундаментальном труде по истории и этносам "Картлис Цховреба"(признанного академическим сообществом, как наиболее реальный и менее всего подверженный мифологемам и не аргументированным гипотезам труд)дословно:"Захватив Дербентский проход,монголы предпринимают ряд экспедиций в глубь горных ущелий.Одна из них началась осенью 1239г.,когда "между эмирами Гумика и султанами Хайдака разбилось зеркало согласия".По перевальной дороге,ведущей к верховьям реки Гази-Кумухское Койсу,монголы вторглись в "Лакз",и в начале апреля 1240г.,взяли Гумик".Из чего следует,что в верховьях Гази-Кумухского Койсу,географически в центре Дагестана,где традиционно расселены лакцы,на территории которых в последствии было образованно крупнейшее государственное образование на Кавказе,как Гази-Кумухское ханство,ханы которого,были владетелями в том числе и кюринцев(на лакском-"курал"),а потому они звались ханы Гази-Кумухские,Ширванские и Кюринские и приставка Гази(воитель за веру)была присовокуплена к лакской цитадели Кумух(Къумуш-с арабского-"серебро")откуда Ислам начал распространяться по всему Кавказу,и находилась страна"Лакз".В указанной связи самоочевидно,Маммус аль-Лакзи,был действительно "лак"(лакцы)"лакзы",а не "лезги",этноним закрепленный много позже,за кюринцами,да и полученный в результате метатезы(непроизвольной перестановки звуков или букв).Фарида Санджах,когда же вы,наконец-то прекратите врать?

  2. (26.09.2014 16:15) #
    -2

    Ответ Лезгина рамазану-лак. Я имею два высших образования, учился в Одессе и Москве, за 8 лет учебы не видел ни одного нелезгина (кроме одного, почему то с буквой «Ф» в фамилии, хотя у нелезгинов в Дагестане этой буквы в алфавите нет) что бы кто-то учился или работал, хотя их было огромное количество, все были ворами и барыгами. Конкретно в Одессе занимались воровством, незаконной торговлей икры, спекуляцией на шмотках и т.д., а в Москве в основном бандитизмом (отбирали деньги у студентов, когда они получали переводы).
    Даже если вернуться к истории за последние 200 лет назови хоть одну личность среди вас нелезгинов хотя бы в масштабах Дагестана (кроме конечно Гази-Муххамеда, которого воспитал лезгин Муххамед Ярагский и женат был на лезгинке).
    А среди лезгинов личностей мирового масштаба даже в советское и постсоветское время огромное количество. Создатель республики Дагестан лезгин Нажмудин Самурский (расстрелян 30-е годы по доносу нелезгин, якобы турецкий шпион); создатель самой зажигательной музыки «Лезгинка» лезгин Готфрид Гасанов (музыка к танцу «Лезгинка» который создан предками лезгин на основе движений орла) ; писатель и поэт Сулейман Стальский (не умел читать и писать), которого лучший среди писателей Максим Горький за талант назвал «Гомером ХХ века»; самый щедрый человек на постсоветском пространстве лезгин Сулейман Керимов на средства которого (много лет вас неблагодарных отправляли на хадж, и самый умный, лучший и мудрый среди вас говорил на всю Россию, когда спрашивал корреспондент откуда деньги, «какой то керимов дал») построен Джума Мечеть в Москве. Плюс к этому самая красивая женщина среди жен у министров России лезгинка Зумруд (жена Дворковича,( мне лично обидно то что лезгинка вышла замуж за немусульманина)).
    Вообще, я на твоем месте, постеснялся бы появится на этом сайте, как ни как это мусульманский сайт. Сайт для честных, справедливых и образованных людей и народов. А вы представитель тех племен, которые захватили дома мусульман чеченской национальности, которые и сегодня не хотят отдать чеченцам, хотя вы под Махачкалой на «халяву» получили новые дома. Разве способны стать нечестивцы, воры и барыги учеными тем более в Исламе.
    Вы кроме как присваивать себе Лезгинскую историю и культуру и заниматься критиканством Лезгин ни на что не способны. Да забыл сказать, но и конечно обманывать русских девушек принявших Ислам.
    Фариде Санджах желаю успехов в изучении лезгинской истории и культуры, и не обращать внимание, как говориться в арабской поговорке «(ветер дует), караван идет».

    • (26.09.2014 17:00) #
      3

      Брат, зачем же так категорично? Если ты с Дагестана, то тебе известно, что сегодня самые слабые в исламе в Дагестане - это те, кто проживают в Южном Дагестане (лезгины, табасаранцы и т.д. и т.п.), а вот аварцы показывают всем пример в стремлении к изучению шариатских наук (два доктора шариатских наук и оба они аварцы). Даже в арабских странах из Дагестана изучают ислам и учаться - меньше всего лезгинов, а вот аварцев наоборот. Даже в самом Дагестане, сегодня дааватчики - 99% нелезгины. Лично мне без разницы кто лезгин, а кто аварец, все мы - братья в исламе, просто нам надо быть более объективными в своих суждениях. А если каждый будет ковыряться в истории, то и про лезгинов можно накопать много удивительного, особенно, в эпоху имама Шамиля. Только все это нас разделяет, а ислам нас, всех таких разных, объединяет и делает братьями.

    • (06.10.2014 09:54) #
      1

      Мой ответ некто адамс,на ваш однотипный и стол же примитивный комментарии,читайте под статьёй "Сын Кавказа связавший Дербент ,Багдад и Бухару",где Фарида Санждах в присущей ей манере откровенно врет про "Лакз",потому повторятся не буду. А вот краткую ремарку позволю себе по вашему тексту и вот в какой связи.Сообщу вам прописную истину,что количество полученных дипломов,не отражает уровень образования и культуры их субъекта-обладателя,а потому есть такое выражение "ученье свет,и неученых тьма","ярким"представителем указанной когорты,судя по всему вы и являетесь,безусловное свидетельство тому,ваши комментарии не о чем.

  3. (26.09.2014 18:18) #
    -1

    Извините за резкости, но уже накопилось вдоволь, чтобы излиться.
    Очередной раз читаю откровенный бред, который несут лакец Рамазан и лезгин Адамс в совершенно нехарактерную для них аудиторию. Один историк у себя на уме, не желающий даже и в мыслях допустить хоть малейшую ошибку в своих утверждениях, которые больше похожи на предположения, а второй, имея два высших образования, не считает зазорным опуститься ниже уровня будничного трепача.

    • (06.10.2014 10:07) #
      1

      0-100-я полагаю,вы не пригодны здесь в роли арбитра,в силу интеллектуальной недееспособности,в той связи,что транслируемый исторический, фактурный материал мною(и это далеко не все),который признан ученным сообществом,безапелляционно называете предположениями(там факты в отличии от "блуда" Фариды Санджах про "Лакз"),а дальше переходите к прямым оскорблениям,за что вас надо показательно наказать,за несанкционированный треп.

      • (06.10.2014 13:00) #
        -2

        За резкости я уже извинился в самом начале, и они вызваны в том числе и Вашим упорством в утверждениях. Фарида придерживается своих утверждений и они далеко не безосновательны. Для меня часть Ваших утверждений, равно как и утверждений Фариды, являются достаточно спорными, а потому - предположениями, поскольку определённые периоды истории абсолютно не исследованы. Сами же признались в этом. В очередной раз напоминаю, что здесь аудитория совершенно иная. Выдаваемые Вами на пару с Адамсом фактуры в стиле "а мы лучше вас" практически никого не заинтересовали лишь потому, что от темы отходите. Поэтому, ещё раз призываю,если есть что по теме, выкладывайте - это намного интереснее, чем захламлять одну тему множеством других, да и конструкцию в диспут может ввести немалую.

        • (07.10.2014 12:49) #
          1

          Опять вы не вникли в суть моих высказываний.Я фактируя исторический материал,ссылаюсь на материалы,признанные научным сообществом,не узко-национального масштаба,а это уровень РАН.А укажите мне на кого ссылается и кем это признано как факт и на то имеются основания,при педалировании(давить на педаль)Фаридой Санджах бреда,локализацией "Лакза"на каких-то мифических лезгинских землях?А потом я нигде не утверждал,что мой заочный спор с адамсом кого-то здесь мог сильно заинтересовать.Я говорил и имел ввиду то,что транслируемая мною историческая фактура,поддерживаться в том числе и дагестанским этно-научным сообществом,вопреки вашим утверждениям.

  4. (27.09.2014 14:33) #
    -1

    Согласен брат Муаз , среди лезгинов очень мало интересующихся Исламом, особенно среди грамотных. Сам к Истине пришел случайно, после того как узнал солнце подвижно. До этого много раз читал переводы Корана разных авторов, и каждый раз вызывал в сердце сомнение «Создатель не знает что создал», не думал, что самые высокооплачиваемые лжецы «академики» скроют правду.
    Что касается нелезгин Дагестана, да многие из-них молятся, учатся в мусульманских учебных заведениях и ходят мечети, но это не говорит что они мусульмане. Количество мусульман определяются теми кто платят «закят»(сторонники мусайлима-казаба тоже молились и ходили в мечеть, но их никто не считал мусульманами (лжепророк Мусайлима отменил «закят»). Зайди любую мечеть и спроси сколько человек заплатили закят, лучшем случае единицы. Сам третий год плачу закят (1/40 доля от годового дохода), в этом году специально поделил на 3 части и заплатил в три мечети. Думал, в одной хоть запишут, откуда даже имени не спросили. Когда спросил почему учет не ведете, ответ «Бог все видит», да поэтому абсолютно к ним нет никакого доверия (но я в любом случае и дальше хочу платить закят, потому что самое простое благодаря этому мои доходы с каждым годом увеличивается) , а в лезгинских районах тоже их ставленники из неграмотной части лезгин, цель которых уничтожить остатки лезгинской культуры. Если хотите знать 99,9% всех бандитов (флешечники) и воров, которые занимаются убийством сотрудников правопорядка, деловых людей (которые отказываются платить «дань») и отъемом денег у деловых людей - являются представителями нелезгин. За примерами далеко ходить не надо, сам был свидетелем на похоронах, когда они говорили «патихьа» вместе «Фатихьа», когда спросил почему, моль у нас нет буква «Ф», а почему тогда на русском произносите, ответ «ну и что». И сегодня не удивительно главный нелезгин глава администрации Дагестана утверждает на всю страну, что Ислам должен подстраиваться под ихную культуру. Они же всегда «правы».
    Все выше изложенное является причиной того что у лезгинов мало интересующихся Исламом. Я даже своего отца много лет не могу убедить, чтобы сказал «шахаду».
    Пока эти нелезгины у власти никакого развития Ислама в Дагестане не ожидаю, будет по прежнему на уровне сплетен и басен.
    Ответ человеку под ником 100. Бредовые мысли у вас и всех тех, кто читал комментарий субъекта рамазан-лак и называет себе после этого мусульманином. На ваших глазах человека Фариду Санджах, которая собрала информацию, анализировала и написала статью назвали «лжецом» , то есть «неверным» («Кто лжет тот не из нас.» хадис Пророка (с.а.с.)) , никто из вас даже не удосужился выяснить истину, обладая несколькими килограммами мозгов и несколькими терабайтами знаний по Исламу, а уровень Богобоязненности меньше чем муравья который нес воду, чтобы потушить огонь в котором хотели сжечь пророка Ибрахим (с.а.с.).

    • (27.09.2014 15:24) #
      -1

      Адамс! Я заранее извинился за резкости, поскольку стараюсь обычно не допускать их. Ещё раз прошу прощения. Я лишь старался обратить Ваше внимание на круг интересов местной публики. Никто (и я в том числе) не опровергает достоинства названных Вами лезгин (сам свидетель колоссальных пожертвований Керимова). Но лакец Рамазан вёл разговор о другой истории. Вы же своим изложением противопоставляете лезгин нелезгинам, заслуги которых считаете менее значимыми. Это национализм, причём практикующийся исключительно на самом нездоровом бытовом уровне. Я не понимаю, что в этом подходе полезного, особенно для нелезгин?! А если Вам этой пользы не надо, тогда непонятно, для чего размещать такую информацию. Я не против информации, как таковой, но желательно было бы получать её в более деликатной, уважительной форме, если она рассчитана на читателей-нелезгин.

      • (27.09.2014 15:34) #
        -1

        И ещё. Моё глубокое убеждение в том, что в мечетях необязательно добиваться записи своей добродетели. Главный свидетель Вашей добродетели - Всевышний, поэтому Вам в мечети правильно ответили. Если не верите им, так неисчислимы формы и способы пожертвований. Я не думаю, что среди Ваших близких нет нуждающихся, инвалидов, сирот (без одного или обоих родителей). Простор для пожертвований практически не ограничен.
        А Рамазан-лакбуни высказал свою точку зрения и тоже с анализом других трудов и цитат. Ну уровень у него такой (нередкий в "глубоконаучных" кругах) и пахнущий национализмом, поскольку никем из других дагестанцев его позиция не поддерживается лишь только потому, что все утверждения - не боле, чем предположения. От того, что его читаешь мусульманин немусульманином не может стать.

        • (06.10.2014 10:20) #
          1

          0-100 ваши претензии быть моралистом при блезире объективности,становятся невыносимыми.Потому как Рамазан-лакбуни,на ветке высказывает,не свои мысли,с умыслом,а фактирует устоявшиеся в научном сообществе и полученные путем анализа знания,которые никак не могут считаться националистическими.А ваши голословные утверждения,что другими дагестанцами,позиция выказанная мной не поддерживаться,указывает лишь на то,что насколько вы далеки от жизненных реалий.

      • (06.10.2014 10:22) #
        1

        Рамазан-по определению не мог и не может,вести разговор о другой истории,потому как история-не имеет сослагательного наклонения.