Маммус аль-Лакзи, светоч Ислама на Восточном Кавказе

Наш сайт уже рассказывал о некогда забытом нами выдающемся ученом 11 века из Дербента Юсуфе аль-Лакзи. Сегодняшний же рассказ пойдет о другом выдающемся сыне страны под названием Лакз –Маммусе аль-Лакзи, также забытом нашим поколением.

Над возвращением этих имен из небытия долгие годы трудился известный ученый Аликбер Аликберов, сотрудник Института востоковедения РАН. А ведь, Маммус аль-Лакзи, как пишут некоторые, является на сегодня чуть ли не самым ранним документально подтвержденным мусульманским ученым из этого региона такого уровня.

По сути, Маммус аль-Лакзи является самой значимой фигурой до известного шайха 19 века Мухаммада аль-Яраги на духовном небосклоне народов Восточного Кавказа. Он был самой образованной религиозной фигурой своего времени в Дербенте, заложившим фундамент интеллектуальной традиции на Восточном Кавказе.

К тому же проживание аль-Лакзи в Дербенте лишний раз подтверждает, что народы Южного Дагестана проживали в этом городе испокон веков и испокон веков же приобщались к самому передовому для своего времени интеллектуальному наследию мирового уровня.

Родословная аль-Лакзи

Маммус аль-Лакзи по господствовавшей в то время арабской традиции носил длинное имя Маммус ибн аль-Хасан ибн Мухаммад Абу Абдаллах ад-Дарбанди аль-Лакзи. Он жил приблизительно в 1040-1110 годы.

Был знатоком хадисов (преданий пророка Мухаммада, мир ему) и историком, одним из влиятельнейших шайхов Баб аль-Абваба, как в те годы назывался легендарный город Дербент.

Родился он также в городе Дербент в семье выходцев из Биляд Лакз - "Страны лезгин", государственного образования к юго-западу от Дербентского имарата. Отец его также был известным знатоком хадисов и историком по имени Абу-ль-Валид аль-Хасан ибн Мухаммад ад-Дарбанди аль-Балхи ас-Суфи (ум. в 1064 г.).

Абу-ль-Валид - личность, также широко известная мусульманским биографам. По свидетельству источников, Абу-ль-Валид - ученик "имама мухаддисов (знатока хадисов) Мавараннахра (современной Средней Азии)" и автора "Истории Бухары" Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Ахмада аль-Гунджара (ум. в 1021 г.).

Абу-ль-Валид получил от аль-Гунджара право на дальнейшую передачу текста "Истории Бухары". У Абу-ль-Валида обучался другой видный ученый аль-Хатиб аль-Багдади, автор многотомной «Истории Багдада».

Сам автор «Истории Багдада» в своем труде неоднократно ссылается на Абу-ль-Валида ад-Дарбанди. Причем на этом роль аль-Багдади в жизни семьи этих ученых не завершилась. Поскольку аль-Багдади далее обучал уже сына Абу-ль-Валида – самого Маммуса аль-Лакзи.

Низамийи Багдада и Цахура

Кроме того, аль-Лакзи учился в различных городах Халифата, в том числе в Багдаде, Самарканде и Бухаре. Возможное самое большое влияние на формирование личности аль-Лакзи оказала его учеба в знаменитом на весь мир багдадском медресе ан-Низамийа.

Это медресе было основано в середине 11 века в Багдаде могущественным вазирем Ни​замом аль-Муль​ком. Низам аль-Мульк назначил главой этого медресе выдающегося исламского богослова и философа тех лет — Абу Хамида аль-Газали.

Медресе считалось крупнейшим высшим учебным заведением Средневековья. Среди выпускников Низамийи были многие известные исламские богословы. Основатель берберской династии аль-Мувахидун, ибн Тумарт, посещал медресе и учился у Абу Хамида аль-Газали.

В 1096, когда аль-Газали оставил преподавание в Низамийи и под предлогом совершения хаджа вместе с семьёй покинул Багдад, здесь обучалось 3000 студентов. В 1116 г. в медресе преподавал Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани.

В последующие годы в ан-Низамийи учились Саади, известный персидский поэт, а также Бахауддин ибн Шаддад, арабский историк и мусульманский правовед, биограф Салах ад-Дина Аййуби.

Однако Низаамийя существовала не только в Багдаде. Под этим же названием в те годы была учреждена целая группа из нескольких исламских учебных заведений, построенных Низам аль-Мульком в 11 веке по всему исламскому миру.

Низамийи были построены практически в каждом более или менее крупном городе, среди которых Багдад, Нишапур, Балх, Герат и Исфахан. Низамийя была построена даже в дагестанском селе Цахур.

Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира, среди которых были и такие известные учёные, как аль-Газали, аль-Джувейни, Абу Исхак аш-Ширази и многие другие.

При медресе были организованы крупные библиотеки. Учеба была бесплатной, студентам также предоставлялось бесплатное питание и проживание. Многие известные исламские богословы являлись выпускниками этих медресе.

Политический и духовный рост

Происхождение и основательное образование позволили аль-Лакзи стать придворным историографом Хашимидов, правителей Дербентского имарата. Он, по утверждению ученого Аликбера Аликберова, наиболее вероятный автор хроники "Тарих Баб аль-Абваб ва-Ширван".

Это хроника "История Дербента и Ширвана", хорошо известная исследователям, до недавнего времени считалась анонимной. После сельджукского завоевания Дербента и прихода к власти династии Аглабидов в 1075 году аль-Лакзи был вынужден покинуть город.

Он вынужден был поселиться в Багдаде, где стал последователем Абу Бакра Мухаммада аль-Марвази, известного как ибн аль-Хадиба ад-Даккак (умер в 1095 г.). В Багдаде аль-Лакзи поддерживал связи с ашаритами и суфиями, в частности с суфием-ханбалитом Абу-ль-Хусайном ибн ат-Туйури (умер в 1107 г.), учеником Абу-ль-Касима аль-Кушайри (умер в 1071 г.).

Аль-Лакзи был знаком с крупнейшими учеными своего времени: руководителем мадраса ан-Низамийа в Багдаде Абу Исхаком аш-Ширази, Абу Насром аль-Кушайри, Абу Хамидом аль-Газали.

Он оказывал всяческую поддержку начинающим ученым, в частности Мусе ибн Ибрахиму аль-Лакзи, который по рекомендации своего покровителя изучал шафиитское право в ан-Низамийи под руководством аль-Газали.

Впоследствии Муса аль-Лакзи успешно работал в Бухаре, где в свое время обучался сам аль-Лакзи и его отец. Один из учеников аль-Лакзи - суфий Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (умер в первой половине XII века), автор "Райхан ал-хака'ик ва-бустан ад-дака'ик" ("Базилик истин и сад тонкостей").

Абу Бакр ад-Дарбанди обязан своему учителю знакомством со многими багдадскими учеными, в частности с тем же аль-Газали, ибн аль-Хадибой и его дочерью Каримой аль-Марвазийа (умерла в 1098 г.).



комментариев