Юсуф аль-Лакзи, влияние аль-Газали и Дарбанд-нама

Умма мусульман России – обладатель невероятно глубокого духовного, интеллектуального и культурного наследия. Однако наша трагедия в том, что мы плохо знаем о своем богатейшем наследии.

Восстановление целых исторических пластов, хроник, фактов и имен – займет у нас многие десятилетия. Мы все методично должны вести эту работу, извлекая из глубин истории все больше неизвестных широкому читателю фактов и имен.

Сын Лакза

Одним из таких забытых нашим поколением имен является крупный ученый, мыслитель и историограф Юсуф аль-Лакзи . Его имя уже свидетельствует, что он подчеркивал свое происхождение из «страны лезгин» - «Лакз», как она называлась в средние века.

Жизнь его пришлась на 11 век в легендарном Дербенте. Согласно господствовавшей в то время арабской традиции, он носил длинное имя Юсуф аль-Лакзи ибн аль-Хусайн ибн Дауд Абу Якуб аль-Факих аль-Баби.

Кстати добавление аль-Баби в его длинной родословной указывает именно на его дербентское происхождение. Поскольку долгое время, до появления персидского названия «Дарбанд», Дербент носил арабское имя «Баб» - «ворота», или более полный вариант «Баб уль-Абваб» - «ворота ворот».

Юсуф аль-Лакзи умер, примерно, в 1089 или 1090 году. Он был знатоком хадисов – преданий пророка Мухаммада (мир ему) и придворным историографом династии Аглабидов, правителей Баб аль-Абваба (Дербента).

Эхо аль-Газали в Багдаде

Юсуф аль-Лакзи был также крупным знатоком фикха - мусульманского права в рамках шафиитской школы. Обучался праву он в Багдаде у известного факиха (знатока фикха) Абу-ль-Музаффара ac-Самани, деда автора "Китаб ал-ансаб" Абу Сада.

В период своей учебы в Багдаде Юсуф аль-Лакзи был знаком и с Абу Бакром ac-Самани, сыном Абу-ль-Музаффара. Кстати в Багдаде же учился и сын самого Юсуфа аль-Лакзи - Абу Абдаллах аль-Хасан, живший в первой половине 12 века.

Абу Абдаллах, сын аль-Лакзи, учился в Багдаде у известного суфийского шейха ибн аз-Захра ат-Турайсиси. Что интересно, сын аль-Лакзи был особенно близок к еще одному шафиитскому ученому Абу Исхаку Ибрахиму ибн Мухаммаду ас-Суфи, ученику самого Абу Хамида аль-Газали.

Абу Хамид аль-Газали был выдающимся мыслителем своего времени. Его труды способствовали развитию систематического представления суфизма и его интеграции в ортодоксальный суннитский ислам.

Аль-Газали детально изучал положения всех основных направлений исламской мысли от исламской теологии, суфизма, права и логики до философии. Вполне очевидно, что, жизнь в один период с таким крупным ученым как аль-Газали не могло не оказать на них его интеллектуального влияния.

Авторство Дарбанд-нама

Юсуф аль-Лакзи, являвшийся историографом дербентской династии, сегодня считается одним из наиболее вероятных авторов первоначальной версии исторической хроники «Дарбанд-нама» - важнейшего источника по истории Кавказа.

Книга содержит также ценные сведения по истории Дагестана 5-11 веков, включая обширные области южнее Самура, ныне входящие в состав Азербайджана. Но вокруг авторства данного труда долгое время велись споры.

Поскольку до недавнего времени под «Дарбанд-нама» подразумевалось компилятивное сочинение 17 века другого автора – Мухаммада аль-Аваби аль-Акташи из дагестанского Эндирея.

Это известное в многочисленных персидских, арабских, тюркских и дагестанских списках сочинение. Молдавский господарь, впоследствии российский князь Дмитрий Кантемир в 1722 году впервые перевёл «Дарбанд-нама» на латинский язык и тем самым ввёл в научный оборот.

С тех пор оно выдержало целый ряд комментированных изданий на английском, немецком, русском, французском и других языках. Однако, выясняется, что аль-Акташи написал свою версию своего сочинения на более ранней версии 11 века с тем же названием.

Но долгое время установиться авторство первоначальной версии «Дарбанд-нама», о существовании которой говорили многие исследователи, до сих пор не могла быть решена из-за отсутствия достаточных фактических данных.

Позднее стало известно, что первоначальная версия «Дарбанд-нама», давшая название позднейшей компиляции аль-Акташи, могла быть написана именно в период жизни историографа дербентской династии Аглабидов – Юсуфа аль-Лакзи .

Фарида Санджах



6 комментариев


  1. (20.07.2014 17:08) #
    0

    Ислам призывает к знаниям, что является фардом! Когда ты придерживаешься шариата, ты становишся знающим, так как мусульманин должен делать все наилучшим образом так как все что он делает он делает ради Аллаха и находит в этом благо для себя! ИншАллах! Именно поэтому столько прекрассных ученых было с приходом Ислама! А когда мы оставили получения знания и стали последователями, мы пришли в упадок и сегодня от этого сами же страдаем! А куфр пользуясь нашим незнанием вносит раздор в наши ряды!

  2. (20.07.2014 19:55) #
    2

    "Одним из таких забытых нашим поколением имен является крупный ученый, мыслитель и историограф Юсуф аль-Лакзи . Его имя уже свидетельствует, что он подчеркивал свое происхождение из «страны лезгин» - «Лакз», как она называлась в средние века"- вот тут не надо наводить "тень на плетень","Лакз"- никогда не являлась странной "лезгин",по той простой причине,что этноним "лезг(ин)"по мнению крупных ученных-лингвистов,историков,этнологов,вообще то получен в результате метатезы(непроизвольной перестановки звуков или букв)и окончательно закрепился,за кюринцами(тех кого сегодня зовут "лезгинами")согласно утверждениям "патриарха" дагестанской исторической науки д.и.н.,Расула Магомедовича Магомедова(даргинец)лишь в начале 20 века.Относительно местоположения страны или царства"Лакз", красноречиво свидетельствуют грузинские летописцы,в своем фундаментальном труде по истории и этносам "Картлис Цховреба"(признанного академическим сообществом, как наиболее реальный и менее всего подверженный мифологемам и не аргументированным гипотезам труд)дословно: "Захватив Дербентский проход,монголы предпринимают ряд экспедиций в глубь горных ущелий.Одна из них началась осенью 1239г., когда "между эмирами Гумика и султанами Хайдака разбилось зеркало согласия".По перевальной дороге,ведущей к верховьям реки Гази-Кумухское Койсу,монголы вторглись в "Лакз",и в начале апреля 1240г.,взяли Гумик".Из чего следует,что в верховьях Гази-Кумухского Койсу,географически в центре Дагестана,где традиционно расселены лакцы,на территории которых в последствии было образованно крупнейшее государственное образование на Кавказе,как Гази-Кумухское ханство,ханы которого,были владетелями в том числе и кюринцев(на лакском-"курал"),а потому они звались ханы Гази-Кумухские,Ширванские и Кюринские и приставка Гази(воитель за веру)была присовокуплена к лакской цитадели Кумух(Къумуш-с арабского-"серебро")откуда Ислам начал распространяться по всему Кавказу,и находилась страна"Лакз".В указанной связи самоочевидно,что Юсуф аль-Лакзи,был действительно "лак"(лакцы)"лакзы",а не "лезги",этноним закрепленный много позже,за кюринцами,да и полученный в результате метатезы(непроизвольной перестановки звуков или букв).

  3. (12.08.2014 15:19) #
    -2

    "Поскольку долгое время, до появления персидского названия «Дарбанд», Дербент носил арабское имя «Баб» - «ворота», или более полный вариант «Баб уль-Абваб» - «ворота ворот»."
    Ай бесавод! Дарбандом персы назвали город в 6 веке!!! а арабы и арабское Баб уль-Абваб в 7 веке. Чувствуете разницу?

  4. (12.08.2014 15:26) #
    -2

    ...да и - къумуш - "серебро" тюркское, на арабском - нуқра.

    • (22.02.2015 18:11) #
      0

      Хъумуш-"серебро"-это все таки арабское слово,ведь известно же,что арабы-язычникам тюркам, насаждали Ислам,и их проникновение в тюркский элемент было в разы значительнее....

  5. (26.02.2015 18:43) #
    0

    къумуш - "серебро" причем тут это и Гъумук.