Мусульманское сообщество страны, тайна арабских революций и геополитика России

СОДЕРЖАНИЕ.

  • Тайна арабских «революций»
  • Россия и Ислам: цивилизационная «перекличка».
  • К истории вопроса. Досоветский период
  • Советский период
  • Мусульманское сообщество России: могут ли мусульмане и православные взаимодействовать на благо страны?
  • Исламский мир и Россия: поле сотрудничества и геополитический контекст
  • Актуальные выводы

Тайна арабских «революций»
Основные тезисы этого материала были представлены на суд научно- вузовской общественности (на всероссийской научно-практической конференции) еще в октябре 2010. С тех пор тектонические процессы в исламском мире серьезно изменили расклад сил, прежде всего, в странах Магриба. Российская власть оказалась не готова к этим событиям, которые застали её врасплох. Особенно это проявилось в отношении Ливии, где Москве пришлось выполнять роль подручного западных агрессоров. Причем в ущерб своим интересам. Революция в Сирии также поставила Россию в тупик. Поддержать безоговорочно власть (представленную алавитским меньшинством), стало быть- пойти против мощного, хотя и разнородного, восстания масс(главным образом, суннитов), не говоря уже об обвинениях со стороны Запада. Не поддержать(власть Башара Асада) – стало быть рисковать потерять своего стратегического союзника и единственный (в Средиземном море) военно-морской порт для ВМФ РФ в Тартусе. Пока поддержала Дамаск(вместе с Китаем) и заблокировали подготовленную англичанам и французами резолюцию для Совбеза ООН. Если бы приняли эту резолюцию, то Сирию постарались бы превратить во 2-ю Ливию.

В общем, тема арабских революций и возможной роли России в будущем в странах исламского мира –это отдельная тема, требующая серьезного анализа. Заметим только то, что в арабских революциях есть тайна, которую от нас тщательно скрывают западные и российские СМИ. С точки зрения Запада есть правильные и неправильные революции. Неправильные революции – это «революции» в Бахрейне, массовые выступления в Ираке, частично – в Саудовской Аравии. Они не получили соответствующую прессу, заговор молчания окружал их, хотя отдельные сообщения и передавались. Эти «революции» подавлялись жестоко, и стабильность режимов была восстановлена быстро. Те кто вы водил людей на площади в этих странах быстро поняли, что они не получать поддержку на Западе(информационную, политическую, дипломатическую) и, соответственно, свернули свою деятельность. Когда наступит очередь этих стран на «правильные» революции, вот тогда там они и получать мощную поддержку с Запада. Но пока очередь не наступила, а может и не наступить, ибо по отношению к интересам Запада и мирового сионизма они ведут себя правильно.

Правильные революции – это революции в Тунисе, Египте, Сирии. Все идет по плану глобальной хаотизации исламского мира. Дрожжи этих революций- арабские продвинутые пользователи Интернета- прошли подготовку на семинарах и разных курсах организованных, в конечном счете, Госдепом США(на базе мощных Интернет- компаний, Корпорации РЭНД и т.д.). Это твитерные и фейсбук-революции – прежде всего. Картину правильных «революций», которой, по сути, не было (в частности, в Ливии), подправляли опытные западные «пиарщики», создавая образ мощных народных выступлений. Ложь наглая сопровождала от начала и до последнего времени все, что происходило, к примеру, в Ливии. Нет никакой уверенности относительно честности и правдивости репортажей с Сирии; в частности, огромных цифр убитых там, якобы – несколько тыс. чел. Хотя допускаю, убиты сотни людей.

Другая тайна этих революций заключается в «таинственных» снайперах. Они стреляют в безоружную толпу с крыш домов и, как следствие, зажигают толпу. Кровь пролилась, в толпе думают, что это сделали военные и полиция. Все, рубикон пройден и начало гражданской войне положен. В Сирии, учли этот горький опыт, и теперь уже на крышах дежурят полицейские, пытаются отловить «таинственных» снайперов. В ответ заказчики или хозяева «снайперов» пускают в ход другой метод: когда протестующая масса следует по улице, стали стрелять из проезжающих автомобилей или мотоциклов.

Мы можем предположить, что все это дело рук спецслужб западных стран и Израиля. Такие же «таинственные» снайперы во время событий в Москве 3-4 октября 1993, с крыш американского посольства стреляли в (нерешительную)милицию, которая в глубине души разделяла чаяния протестующих(против узурпатора Ельцина) масс. Впоследствии они были идентифицированы с байтерами- учениками еврейских военно-спортивных лагерей, действующими в тесном контакте с Моссадом.

Мы вступаем в новую эпоху, где Интернет превращается в мощный инструмент мобилизации масс и дестабилизации стран, формирования новой политической реальности. Братья-мусульмане в Египте и в других странах подхватили эту эстафету, руководствуясь, очевидно, принципом «Не важно, кто стоит за этими революциями и кто их заказчик. Мусульмане заждались перемен и важно вступить в бой, а там видно будет. Всевышний помогает тому кто сам готов к действием, и полагаясь на Бога не бездействуй!». Думаю, что активисты Братьев –мусульман прекрасно разбираются в этих вопросах, но всегда надо помнить тот рубеж, перейдя которую ты просто превращаешься в «инструмент» в чужих (и даже , вражеских) руках. А то получается парадокс, наблюдая трагические события в Ливии: повстанцы- исламисты заодно с НАТО и приветствуют бомбардировки Триполи. Есть повод для серьезных размышлений, но это на будущее. А пока поразмыслим на тему: есть ли возможность повышения роли мусульманского сообщества в истории и политике России? Какие у нас перспективы в России, где первые лица демонстрирую лояльность Исламу и мусульманскому сообществу страны, а вторые и третьи лица(на уровне судов и прокуратур) ведут негласную борьбу с Исламом? Пытаясь ответить на эти вопросы, на м не избежать исторического экскурса и обсуждения цивилизационных проблем. Проще говоря, совместимы или нет православные и исламские ценности, пусть даже богословские различия очевидны.


Россия и Ислам: цивилизационная «перекличка».

На протяжении 1990-х г. XX-го века, в России и в исламском мире, постоянными темами дискуссий были проблемы сохранения цивилизационной идентичности. В той или иной мере, актуализировалась тема успешного противостояния культурной, политэкономической и идейной экспансии Запада. В России, в данном контексте, с повестки дня не сходила тема «строительства многополярного мира». В исламском мире эта же проблема актуализировалась в терминах «диалога цивилизаций и культур».
Однако Запад, (и прежде всего, США) не были предрасположены прислушаться к этим доводам, и предпочли отмахнуться от предложений и Москвы, и Тегерана, да и др. стран Юга и Востока. Стало очевидно, что на Западе намерены решительно переформатировать мир (прежде всего, исламский) и не допустить восстановления геополитического статуса России, руководствуясь принципом: «победителю достается все». В связи с этим, чрезвычайную актуальность приобретает проблема выработки адекватной, реальной ситуации, геополитики России и роли, которую может сыграть в этом процессе сообщество российских мусульман и мир ислама в целом.

Вопрос о геополитической роли России в мусульманском мире в историческом прошлом и в современный период изрядно идеологизирован и мистифицирован. Вопреки логике и фактам, доказывается тезис об «органической» невозможности согласия и понимания между Россией и миром ислама, более того, о враждебности этого мира России. Весьма сомнительный тезис о европейском (а не евразийском) фундаменте России, распространяемой отечественными неолибералами, призван окончательно воздвигнуть стену отчуждения между Россией и странами Юга и исламским миром в целом.
Но так ли это? Актуальность такой постановки проблемы вытекает из специфики вызовов начала XXI–го века; чрезвычайной важности выработки адекватной(национальным интересам России)геополитики, что предполагает объективный анализ всех «+» и «-» интеграции исламского «нарратива» в политику России и налаживания отношений с исламским миром в целом.
Мы исходим из того, что проблемы, которые надо решать в России православному и мусульманскому сообществам имеют общий источник. Общность вызовов диктует и общность подходов к решению проблем. Такая общность вытекает из специфики незападных цивилизаций – с православной и исламской основами- заключающейся в их коллективисткой природе, социо- культурных «кодах», расшифровываемых в понятиях совести, долга и справедливости. Разумеется, речь идет о должном, о мобилизующих ценностях культур, не всегда реализуемых в полной мере в реальной жизни(см. более подр. монографии: Соколов К.Н., Духовные основания геополитической борьбы; Соколов К.Н., Сивков К. В., Духовный кризис-М., 1999 и Духовная борьба-М., 1997; Ивашов Л.Г., гл.II-4. Мусульманский аспект евразийской геополитики //«Россия или Московия?- Геополитическое измерение национальной безопасности России»- М., 2002).
Именно с этими великими традициями и ведется Западом (явно или неявно) комплексная(«неправильная») война. Подобного типа война имеет и другую составляющую в рамках концепции «управляемого хаоса»: провоцирование конфликта между двумя великими традициями, блокирование каких либо союзов между православными и мусульманами.
Осознание общих угроз и интересов в свое время(в начале 2000-х г.), подвигнуло Владимира Путина, на наращивание связей с целым рядом стран исламского мира. Кроме того, в этом же русле лежит вступление России в Организацию Исламская Конференция(ОИК) в статусе наблюдателя в 2003 г. Тогда в своей речи на саммите ОИК в Куала –Лумпур(Малайзия) В.Путин сказал: «Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Мусульманский мир , его интерес заключается в том. чтобы иметь мощного и долгосрочного, хорошо прогнозируемого союзника в виде Российской Федерации»(цит. по «РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР: стратегический диалог»//Доклад Межфракционного депутатского объединения Госдумы ФС-М., 2004). В политике руководства страны в тот период появились некоторые (хотя и не достаточно четко прочерченные) признаки адекватной оценки общих угроз и, соответственно, стали налаживаться отношения со своими объективными стратегическими союзниками.
Но с усилением неолиберальной «партии» в коридорах власти и давления Америки, страна вновь вернулось в привычное, для 90-х г. прошлого века, русло десуверинизации и прозападной ориентации.

К истории вопроса
Досоветский период
. Нам не обойтись без анализа роли и места мусульманского сообщества России в становлении, сначала, православной Империи, а затем и Советской цивилизации. Из этой роли, «органичного» (хотя, местами и избирательного) усвоения ценностей и норм российской (и советской)цивилизации, вытекает огромная (геополитическая) роль России в исламском мире. В странах исламского мира отдают должное роли исторической России (бывшему Союзу) в культурно- образовательном и социально - экономическом развитии российского (советского) мусульманского сообщества. И такое развитие было качественно иной альтернативой западной модели колониального «освоения» исламского мира. Такое различие может быть оценено по достоинству только с позиций внешнего наблюдателя (вкусившего «плоды» западнизации), а не «изнутри». Именно это обстоятельство, на мой взгляд, сыграло свою негативную роль в распространении сепаратизма на Северном Кавказе(Чечне) и, в меньшей степени в Татарстане; а также, при распаде бывшего Союза.
При всей неоднозначной трактовке отношений двух конфессий, начиная со времен Ивана -Грозного, следует отметить следующий историко-социологический факт. На территории Российской империи образовался своеобразный православно – мусульманский «симбиоз», предполагавший отношение к исламу, как к терпимому меньшинству, узаконенное при Екатерине – II. В XVIII-м веке элита Империи уже формировалась безотносительно к конфессиональной принадлежности, а отношение к мусульманским меньшинствам укладывалось в современную «формулу» политкорректности.
Такое отношение к мусульманскому сообществу страны внешне мало чем отличалось от колониальной практики Британии и других европейских держав в Африке и Азии. Но это только «внешне», ибо одно дело жить в единой(не разделенной морями и огромными пространствами) стране; а другое дело – жить на пространственно разнесенных частях Империи, в условиях когда контакты между имперскими и завоеванным народами сведены к минимуму. Еще одно качественное различие заключалось в другом: Российская империя, в целях более успешной интеграции меньшинств, не только не покушалась на их идентичность и принципы автономии, но и включала в состав имперской элиты представителей лучших фамилий из этих народов. Ничего подобного нельзя было наблюдать ни в Индии, ни в других «вотчинах» европейских империй в Азии и Африке. Именно этим обстоятельством, во многом, объясняется лояльность мусульманских элит Кавказа, Поволжья и Средней Азии российскому трону, вплоть до Февральской революции.
Что касается Русско-Кавказской войны (с 80-х г. XVIII века до 1864 г.), которая периодически приобретала весьма ожесточенный характер, то в ни кое случае нельзя её воспринимать как конфликт цивилизаций. Здесь свою роль сыграли следующие причины: 1) включение Грузии в состав России, по Георгиевскому трактату, и необходимость обеспечения безопасности новых владений Империи в Закавказье; 2) геополитическое столкновение с Османской империей за контроль над Черноморским побережьем, которое вылилось в продолжительную войну с западными черкесами(адыго- абхазской группой народов Северного Кавказа); 3) конфликтом политических культур Империи с одной стороны, и независимых республиканских союзов федеративного или конфедеративного типа (так называемых «вольных обществ» Дагестана, Чечни и Черкессии) с другой. Разумеется, на Кавказе столкнулись геополитические интересы Турции и Великобритании с одной стороны, и России с другой, что и предопределило некие элементы сотрудничества соперников России с горцами Кавказа.
Александр –II, а впоследствии, и Николай- II учли уроки войны и сделали все, чтобы северо –кавказские народы( а затем, и мусульмане Средней Азии) органично влились в семью народов Империи, наряду с другими народами неправославных конфессий. В Империи строго блюли внутреннюю автономию на окраинах, чем и объясняется столь развитая система политико- правовой ассиметрии в управлении территориями: Финляндия и Польша на западе; Бухарское и Хивское эмираты в Средней Азии; различные области на Кавказе.

Советский период .Советский период знаменателен тем, что идеи социальной солидарности и справедливости сплотили разные по конфессиональной принадлежности и своему (социальному и экономическому) развитию народы исторической России. Такая политика дала мощный «толчок» в развитии всех народов страны, в том числе и мусульманского вероисповедания. Собственно, идеи социализма, положенные в основу новой (советской) цивилизации, не могли совмещаться со «старой» конфессиональной «начинкой». Отсюда – репрессии против религиозных (духовных) элит народов страны. Тем не менее, к концу XX- го века уровень общего развития мусульманских меньшинств бывшего Союза ССР был таков, что для исламского мира СССР являлся образцом решения национального вопроса и социального прогресса всех народов; такого отношения к своим меньшинствам(этническим и конфессиональным), которое было абсолютно созвучно идеям «всемирности русского человека» (Федор Достоевский) и «русского коммунизма» (Николай Бердяева).
Во внешней политике бывшего Союза в отношении стран исламского мира также были очевидны мотивы справедливого мироустройсва и сдерживания западного(имперского) проекта. Советская цивилизация выступала в роли своеобразного удерживающего (мир от скатывания в борьбу всех против всех). Так было в 1956 г, во время агрессии Израиля, Франции и Великобритании в отношении Египта(после национализации Суэцкого канала Г-Абдел Насером). Так было и в период антиколониальной борьбы народов Алжира, Ливии и др. стран исламского мира. Тот факт, что поддерживались лишь те движения, которые придерживались идей марксизма и социализма, не умаляет значение такой политики в глазах народов стран III- мира шире, и мусульманского сообщества в частности. Аналогичную картину можно было наблюдать и в период 6 –дневной войны 1967 г. и кризиса1973 г. на Ближнем Востоке. Все эти факты рассматривались в исламском мире как свидетельство верности принципам справедливости, несмотря на открыто выражаемый атеизм и безбожие властей бывшего Союза. Но всемирная мусульманская «улица» и власти ряда стран исламского мира(Сирии и Ирака, Ливии и Алжира, Афганистана –до 1980-х г и Египта- до 1975 г.) полагали , что уж «лучше справедливость без Бога, чем ложь и несправедливость с Богом».
Трудно переоценить геополитическую роль бывшего Союза в исламском мире. Эта роль была огромной, как в связи с положением и достижениями «мусульманских» республик страны, так и в связи с общим «вектором» внешней политики Москвы; тесными и всесторонними(взаимовыгодными) связями бывшего Союза с целым рядом стран исламского мира. Тот факт, что правящие элиты этих стран не придавали большого значения своей религиозной идентичности и придерживались различных версий идеи социализма, не умаляет (геополитического и геоэкономического) значения этих отношений. Здесь играли свою роль стратегические соображения, включая и безопасность страны, а не только тактические вопросы сиюминутной выгоды.
Постсоветский период: новые веяния в геополитике России. Для этого периода характерно отступление России от своей традиционной геополитической роли в исламском мире. Речь идет о частичном свертывании отношений с Сирией и Ираном в том, что касается поставок оборонной техники и позиции в отношении ядерного досье Ирана; других направлений взаимодействия .
В связи с вышесказанным, необходимо обратить внимание на следующий ключевой факт и факторы. «Агентура глобализации»(термин Александра Панарина) – отечественные западники в коридорах власти четко следуют следующим стратегическим установкам: а) разрушение, складывавшихся на протяжении многих веков, отношений доброго «сожительства» и сотрудничества народов двух великих традиций внутри России; 2) замораживания отношений стратегического сотрудничества России с рядом ключевых стран исламского мира, вопреки адекватной(для страны) геополитики и интересов безопасности. По ключевым своим пунктам эта политика предполагает отказ даже от тактических (экономических и политических) выгод, не говоря уже об упущенных выгодах стратегического характера.
В отношении Ирана очевидна узость геополитического подхода и/или следствие лоббистских возможностей прозападных проси онистских сил внутри России. Дело в том, что в случае разгрома Ирана или нанесения существенного ущерба стране (с перспективой взятия под контроль всей её территории) США замыкает частично цепь «Санитарного кордона» вокруг России: через Грузию, Азербайджан, Афганистан и Пакистан а в перспективе, и Киргизию. Лимитрофный («пограничный») пояс стран между «Островом»- России и зоной геополитического и военного контроля США, в результате падения (или ослабления) Тегерана сужается значительно; может значительно возрасти хаос на всем протяжении от Черного моря и до китайских границ (см. Вадима Цымбурского, «Россия в американо-иранском противостоянии»2007-02-19//http://www.apn.ru/publications/article 11503.htm) . Законы геополитики диктуют России такую линию поведения, которая бы не позволяла разрушать пояс Лимитрофа вокруг страны; укреплять связи и союзы со странами примыкающими к этому поясу (как Турция, Сирия и Иран) или входящими в «пограничный» пояс (Азербайджан, без ущерба в отношениях с Арменией; Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Казахстан). В противном случае мечта американских неоконов «построение униполярного мира» может стать реальностью.

Мусульманское сообщество России: могут ли мусульмане и православные взаимодействовать на благо страны?

Есть принципиальная (и качественная) разница между той ролью, которая играет исламское сообщество в странах Европы и в России. В России подавляющее большинство мусульман- это граждане страны, представители коренных народов Северного Кавказа и Поволжья. По разным оценкам общая численность мусульманского населения страны колеблется от 20 до 25 млн. чел., без учета нелегальных мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья.
В свете вызовов и угроз для России и с учетом императива повышения геополитического статуса страны, роль исламского фактора возрастает многократно.
Во первых, исламский образ и стиль жизни, соответствующие нормы и ценности четко проводят гран между греховным и благочестивым, допустимым и нетерпимым в социальной жизни. Соответственно, более ярко выражено неприятие западных образцов и моделей поведения, которые укладываются в формулу «тотальной (а по сути разрушительной) свободы». Именно в «мусульманских» регионах Поволжья и Северного Кавказа меньше социальной патологии, более крепкие семьи и значительно меньше фактов суицида и др. тяжкого криминала(данные из статсборника «Регионы России»- М. Госстат, 2009). Качественное отличие от других регионов страны объясняется влиянием исламского фактора, и в этом заключается позитивный пример для других.
Во вторых, «мусульманский» средний бизнес и элита(политическая и культурная) представляет собой ресурс и «канал», который может быть успешно использован для налаживания взаимовыгодных связей России с исламским миром; для инкорпорации в российский контекст лучших образцов мусульманской культуры(в том числе и экономической) и искусства; и, наконец, для привлечения прямых инвестиций из арабских стран. Российское мусульманство, в лице наиболее продвинутой его части – это своеобразный «мост» между Россией и исламским миром, и важно использовать этот ресурс. У мусульманской экономической культуре, отражаемой в принципах исламского бэнкинга, стоит поговорить чуть подробнее.
В третьих, в связи с событиями на Северном Кавказе значительно возрастает роль просвещенного Ислама, тех улемов и течений в Исламе, которые представляют «середину» («вассатийя») в России. Ислам – религия меры и середины – таков главный месседж этой «партии», и она, при соответствующих условиях, которые зависят от власти, может представлять интересы подавляющего большинства уммы. Нестабильная ситуация на Северном Кавказе, связанная с исламским фактором, обыгрывается «3-й силой» для дискредитации Ислама и провоцирования конфликта между мусульманами и православными и между самими мусульманами внутри страны.
В четвертых, именно в политических установках мусульман России, несмотря на сложную ситуацию на Северном Кавказе и исламофобскую пропаганду в неолиберальных СМИ, в неявной форме заложены ценности патриотизма и аутентичного развития, не копирующего западные образцы. Такие установки- суть ментальная опора для позиционирования России, как значимого «игрока» в Евразии и в мире; для повышения геополитического статуса страны. Это еще недооцененный ресурс, в контексте задач по выработке адекватной(национальным интересам) страны геополитики.

Все вышеперечисленное – это потенциал сотрудничества с православными патриотами, ради спасения общего Отечества. Но готовность православной иерархии к такому сотрудничеству вызывает большие сомнения. В силу жесткой (богословской) традиции и не признания пророческой миссии Мухаммеда(с.а.в.). В силу, также, активной роли в православной среде чуждых ей персон и групп, ведущих её в лоно западно-католического мира, а с другой стороны- молчаливого одобрения антиисламской деятельности некоторых персон в лоне РПЦ, вроде Силантьева.

Но на уровне рядовых просвещенных верующих, понимающих опасность общих угроз, нет объективных причин, мешающих взаимодействию. К примеру, В Домбае, на двух форумах российской молодежи (2010 и 2011)православные и мусульмане нашли столько общих тем и проблем, где они могут действовать сообща, что остается только удивляться: почему этот потенциал взаимодействия верующей молодежи страны остается не востребованным?

Другая проблема в этой связи, скрытая антиисламская деятельность правоохранительных служб. В запрещенный список попали более 100 наименований книг на исламскую тему. Такими темпами эта «машина» скоро дойдет и до Корана и книг- сборников хадисов. Решения, как правило, принимают районные суды где -нибудь в Магадане, на основе очень сомнительных экспертиз. Ясно, что такого рода экспертный совет должен быть создан при Минюсте с привлечением мусульманских богословов, авторитетных ученых-экспертов из мусульман. И здесь тоже могут помочь нам наши потенциальные союзники из русского патриотического лагеря. Последние прекрасно понимают, что здесь свою деструктивную роль играет 3-я сила, «5-я колонна».


Исламский мир и Россия: поле сотрудничества и геополитический контекст
В последние десятилетия все чаще говорят о феномене мировой мусульманской уммы (общины), фундамент которой составляют общие ценности и нормы жизни, никак не привязанные к территории и этносу. Это то, в чем отражается феномен мусульманской «улицы», как разбуженный улей реагирующий на любую несправедливость в отношении или Палестины, или исламских святынь, или же бомбардировок Ирака и Ливана. Радикально -политический (интегристский) ислам, выливающийся в экстремистские акции, всего лишь маленькая часть этой, находящейся в процессе оформления, всемирной «общины».
Попыткой международно-правового оформления единства «уммы», её легитимации в мировом сообществе было создание такого коллективного субъекта, как Организация Исламская Конференция(ОИК, создан в 1967 г.), объединяющего более чем 50 стран. ОИК задумывалась как некая альтернатива ООН, где исламские страны не представлены в Совбезе ООН. Но противоречия между самими мусульманскими странами, равно как и влияние внешних, более могущественных сил Запада и бывшего Союза в прошлом, а нынче – Китая, предопределили слабость ОИК в геополитическом плане. Хотя финансово- экономические возможности ОИК, представленные Исламским банком развития(ИБР), позволяют ОИК решать множество проблем инфраструктурного и социального развития отсталых стран исламского мира.
Другой межправительственный проект – Лига арабских государств (ЛАГ) –также не лишен «родимых пятен», характерных для ОИК. Слабость ОИК и ЛАГ более чем наглядно проявляется в решении палестинского вопроса, в проблемах вокруг Ирана, а в недавнем прошлом- и Ирака.
Несостоятельность межгосударственной кооперации в деле решения мусульманских проблем подвигли общественные силы исламского мира к объединению в рамках Всемирного союза мусульманских ученых(ВСМУ) во главе с выдающимся богословом- правоведом, доктором Юсуфом Карадави из Египта.
В целом же, как верно отмечает известный отечественный исламовед, Виталий Наумкин – «….при всей разнородности мусульманских государств и наличия между некоторыми из них глубоких противоречий, тенденция к политической консолидации, занятию общих позиций в отношениях с Западом и совместному отстаиванию интересов там, где это возможно, может несколько усиливаться. И все же в обозримой перспективе коллективное глобальное исламское акторство представляется нереальным»(В. Наумкин, «Ислам как коллективный игрок?»- 05.08.2006.) Без учета этих тенденций, включая и общий рост влияния ислама в мире, невозможно выработать адекватный, стратегическим интересам России, геополитический курс.
В этом контексте, важно опираться на адекватную реконструкцию вызовов современного мира и правильно выстроить геополитические приоритеты. Дело в том, что наиболее обсуждаемые на Западе(и в России, в последние годы) «повестки дня» (вроде «исламской угрозы», или «стран оси зла» и «иранского досье», и, наконец, «угроза правам человека и демократии» и т.пр.) имеют мало общего с реальными приоритетами и иерархией угроз для человечества, о чем свидетельствует и научный Доклад ООН «Более безопасный мир: наша общая ответственность»(от 1 декабря 2004). Доклад, под названием «Доклад мудрецов», был подготовлен в ООН группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, куда от России вошел Евгений Примаков (см. Екатерина Кузнецова, ООН перед угрозой краха. И в поиске превентивных реформ// ж-л «Политический класс»- 28.04.2005). Согласно Докладу, борьба с мировым терроризмом, находящаяся на первом месте американских внешнеполитических приоритетов, занимает предпоследнюю, 5-ю строчку в новом списке угроз. «А отсутствие демократии, -как пишет Е.Кузнецова - не фигурирует в докладе ни в качестве вызова, ни в качестве угрозы международной безопасности». Но авторы Доклада обратили внимание на реальную угрозу, которая несет миру концепция «превентивной войны»(американских неоконсерваторов), разрушающая систему безопасности и нормы Международного права; ввергающая мир в новое Средневековье, когда прав тот, у кого больше силы и наглости.
Идеологический контекст (или база) взаимодействия России и исламского мира определяется фундаментальными идеями и исторической практикой сосуществования двух великих цивилизации в недалеком прошлом. Гармония нравственного и интеллектуального начал, веры и разума, сочетание мистического и опытного постижения истины – вот что составляло основу духовно-нравственных традиций и социальной организации обществ в центрах исламской и православной цивилизаций, в «золотой» период их развития, (VIII-XVв.в.).Здесь незримая связь двух традиций проявляется :
1) установке на созидание и развитие вместо обладания и безудержного роста;
2) в бережном отношении к природе вместо хищнического разграбления;
3) в принципиальном плане, снятии ограничений (демографических, экономических, экологических) на развитие человечества, как не вытекающих из божественных норм и идей подлинной науки.
Все это и составляет фундамент для тесного сотрудничества, ближайшими целями которой являются аутентичное развитие, активный диалог и взаимовыгодные связи. Конечной целью же является выдвижение альтернативного, западному, сценария и переопределение хода развития всего евразийского континента; а в стратегической перспективе, возможно, и всего мира.
Арабские инвестиции в Россию – еще одно потенциально выгодное (по многим показателям) направление взаимодействия нашей страны с исламским миром. Эксперты оценивают ежегодные потери от незаключенных контрактов и отказа от арабских инвестиций в Россию в сумму около 5-7 млрд. долл. США доходов(!?). Арабские вложения – это консервативные вложения и «длинные» деньги, не обремененные жесткими(порою, непредсказуемыми) требованиями западных кредиторов. Арабские инвестиции играют большую роль в Европе, а в некоторых странах континента уже давно и успешно действуют исламские банки и финансовые структуры, построенные на принципах исламског бэнкинга. В ряде банков Англии, Франции и др. стран Европы действуют, т.н., «шариатские окна», представляющие соответствующие финансовые «инструменты». Такая финансовая практика оказывает серьезный оздоровляющий эффект на социальные и экономические отношения в обществе. Причем, финансовыми инструментами исламских структур могут пользоваться все, а не только мусульмане. А выгода сотрудничества с исламскими финансовыми структурами заключается в том, что: такое сотрудничество, во первых, строится на долевой и доверительной основе и носит долгосрочный характер; во 2-х, исключаются спекулятивные игры на биржах; в третьих, оговариваются условия, о не участии контрагента банка в социально безответственном и безнравственном бизнесе- в финансировании азартных игр, производстве и продаже спиртных напитков и т.д.
Во время кризиса 2008-2009 г.г. исламские инвестиционные фонды и банки в Европе выстояли и даже показали значительно лучшие результаты по доходам и активам(данные из личного архива: материалы Международной конференции на тему: «Исламский бюнкинг в мире: проблемы и перспективы развития»- М., март 2008; монография Р.И. Беккина, Гл.5.7. Россия и Европа: два подхода к исламским финансам//«Исламская экономическая модель и современность- М., 2009, стр273-277). Для России важно то, что принципы исламского (и по факту, социально- ответственного) бизнеса вполне соответствуют и православной традиции.


Актуальные выводы
В свете вышесказанного, актуальна проблема научно обоснованной «ревизии» геополитической стратегии России, в том, что касается исламского мира. В чем выгода России, повысится ли геополитический статус страны? Не является ли это просто «дружбой против общих противников»? Нет, и я попытаюсь это доказать.
Во первых, Россия получит надежных союзников, с которыми больше общих стратегических интересов, нежели расхождений. В исламском мире заинтересованы в сильной России, представляющей собой влиятельный полюс в мировом балансе сил.
Во вторых, всестороннее сотрудничество со странами исламского мира расширить круг твердых союзников России в мире; придаст импульс развитию промышленности и ВПК. Россия может извлекать ощутимые выгоды продавая научно –образовательные услуги странам исламского мира. Эти выгоды не просто сиюминутно- коммерческие, а стратегические, ибо, таким образом, Россия может встраивать свою (лояльную) сеть в миллиардном исламском мире.
В третьих, Россия постепенно может стать влиятельным арбитром в решении международных проблем на Ближнем Востоке, в Афганистане и в др. регионах.
В четвертых, принципы исламского бэнкинга и финансов(в основе своей, нравственные) внедренные на российской «почве»(в виде эксперимента в некоторых регионах) могут стать реальной альтернативой западным принципам. И в таком качестве исламские финансовые «инструменты» и прямые инвестиции из арабских стран могут серьезно оздоровить экономический и социальный «климат» в ряде регионов России.
В пятых, вполне реально добиться качественного эффекта в сотрудничестве с ОПЕК. Еще одно направление энергетического сотрудничества - строительство газовой ОПЕК, в кооперации с Ираном и др. странами исламского мира.
В шестых, сотрудничество в сфере «P-R», СМИ и образования позволит в существенной мере нейтрализовать те ложные стереотипы друг о друге, которые взращивались на протяжении многих десятилетий; формировать объективную картину мира и реальных угроз для российской и исламской цивилизации.
В целом, все это позволит значительно повысить геополитических статус России, ибо геополитические интересы ключевых стран исламского мира и России совпадают. Для исламского мира это – весомый шаг от полутораполярного мира(с доминирующей ролью США), к многополярному миру.

Вместе заключения. В интеллектуальных и политических кругах России, да и др. стран мира, растет понимание губительности курса, навязываемого Западом всему миру; необходимости налаживания сотрудничества с антимондиалистскими( мондиализм- идеология мирового правительства) силами во всем мире, и, прежде всего, в исламском. Крайне актуальной является задача инициирования широкого, во всемирных масштабах, научного и общественного обмена мнениями вокруг проблемы альтернативных вариантов глобализации, смены «правил игры» заданных мировой финансовой олигархией и ТНК.
Думаю, что еще есть возможность повернуть «вектор» геополитики России, таким образом, чтобы это действительно отвечало интересам восстановления державного статуса страны; в интересах того большинства человечества, которому мировое «правительство» уготовило роль обслуги и рабов «золотого полумиллиарда». В стране – огромный потенциал ( в том числе, и мусульманский) сопротивления неолиберальному курсу, но он плохо организован и лишен возможности адекватного представления своей позиции в политике государства. Между тем, с каждым годом сужается «поле сопротивления» и Россия вполне может окончательно потерять суверенитет. Такой сценарий существенно развязывает руки тем, кто лелеет надежду на мировое господство и на разгром русской цивилизации и исламского мира.



18 комментариев


  1. мир вам
    (20.08.2011 03:22) #
    0

    "лучше справедливость без бога, чем ложь и не справедливость с богом" сильно сказано, но чем заканчивается такая эпоха? за наглядными примерами далеко ходить не надо

  2. Илона
    (20.08.2011 14:17) #
    0

    Интересно, автор стать хоть раз в жизни совершал намаз?

  3. jamal
    (20.08.2011 14:52) #
    0

    Оценивать следует качество материала - а совершал ли автор намаз,то ему лучше перед Всевышним отвечать. Не так ли?
    Материал интересный, но он совсем не в формате интернет-публикации. Это действительно доклад. Стоит ли такие материалы выкладывать?
    В статье много неточностей. Кто такой Ашар Бассад?) И почему "русский коммунизм" выходит как идея-концепция Н.Бердяева? У Бердяева есть такая работа, но он как раз коммунизм ругал.

  4. Abu Hafs
    (20.08.2011 18:29) #
    0

    Предлагаю посмотреть на ситуацию на Ближнем Востоке в другом ракурсе:
    ОЖИДАЛОСЬ ЕЩЕ 8 ЛЕТ НАЗАД!!!

    На английском языке:

    http://youtu.be/0nR7-Cmszpo

  5. Джамиль-Николай.Северный Кипр.
    (20.08.2011 18:35) #
    0

    Загляните на русскоязычный сайт сионистов -полный ракурс.-ХАМСТВА В ИЗБЫТКЕ,СЛЮНИ ЛЕТЯТ НА ВСЕ СТОРОНЫ..такая еще банда.

  6. Азамат Исмаилов
    (21.08.2011 01:11) #
    0

    "на Кавказе столкнулись геополитические интересы Турции и Великобритании...что и предопределило некие элементы сотрудничества соперников России с горцами Кавказа."
    Это для "оправдания" "Русско-Кавказской войны (с 80-х г. XVIII века до 1864 г.), которая периодически приобретала весьма ожесточенный характер.."
    "Некие элементы", не оправдывают ожесточенный характер.Да и не было этих неких элементов.

  7. Азамат Исмаилов
    (21.08.2011 01:20) #
    0

    "Александр –II, а впоследствии, и Николай- II учли уроки войны и сделали все, чтобы северо –кавказские народы.. органично влились в семью народов Империи.."
    Что они интересно такого сделали? Это претензия на открытие в исторической науке.
    "СССР являлся образцом решения национального вопроса и социального прогресса всех народов; такого отношения к своим меньшинствам(этническим и конфессиональным).."
    Да была попытка окончательного решения национального вопроса путем выселения целых народов.

  8. Азамат Исмаилов
    (21.08.2011 01:28) #
    0

    Есть масса возможностей для обоснования необходимости каких-то совместных действий граждан в нашей стране.Для этого не обязательно прибегать к натяжкам, подобной "трактовке" истории. Цель в принципе понятная, но подобные методы действуют в противоположном направлении.Один из деятелей РКНК как бы оправдывая геноцид черкесов написал,что "на войне, как на войне".Не имеют право политические деятели представляющие Кавказ, на подобные выражения.Это наша трагедия.Не стоит даже пытаться это оправдать

  9. umar
    (21.08.2011 01:46) #
    0

    у каждого народа есть свои трагедии. Вопрос только в том, стоит ли на этом строить свое мироощущение. Все выстроились в очередь за "своим Холокостом", словно это какое-то счастье. Соревнование, кого больше убили, кто сильнее пострадал.
    Если все народы начнут друг другу выкладывать исторические претензии - будет ли будущее у страны? Как раз нужно натягивать, чтобы не повторить в будущем тех трагедий, которые были. Или ради правды всем нужно жертвовать? Даже будущим своих детей?

  10. мир вам
    (21.08.2011 03:50) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  11. Волгарикъ
    (21.08.2011 22:18) #
    0

    "Но готовность православной иерархии к такому сотрудничеству вызывает большие сомнения. В силу жесткой (богословской) традиции и не признания пророческой миссии Мухаммеда(с.а.в.)."

    Да, и никогда не признает православие Коран Третьим Заветом, как какой-то муфтий лет 5 назад предложил. Точно так же, вы , мусульмане, не признАете Богочеловечество Христа и Святую Троицу.Эти несогласия вечны. Если будете ставить православию условием сотрудничества отказ от фундаментальных догматов, ничего не выйде

  12. logic
    (21.08.2011 23:18) #
    0

    Бред какой-то

  13. Азамат Исмаилов
    (22.08.2011 00:14) #
    0

    Натяжки-сказано, чтобы не говорить, что такая оценка истории, это ложь и обман.Разве надо врать, чтобы строить будущее своих детей? В смысле хадиса: Ложь-это дорога, конец которой в аду!
    Тот кто будет оправдывать каких-то злодеев, в Судный день, получить тоже, что и они.
    В исламе есть примеры прощения, даже тех кто убивал мусульман.
    Пророк(сас) просил доа о наставлении сакафитов, когда сахабы просили проклясть их зато, что они нанесли большой урон мусульманам своими стрелами.

  14. Азамат Исмаилов
    (22.08.2011 00:22) #
    0

    Мекканские курейшиты, которых ничего не могло поколебать в своем неприятии Пророческой миссии, когда увидели, что после взятия Мекки, мусульмане просят за них плача в доа-оттаяли.
    Примирение в том числе историческое-это сложный процесс, его нельзя строить на передергивании фактов и фальсификации. Благую цель, нельзя достичь используя "натяжки". Профессиональней нужно быть.Про Холокост: у каждого свои ассоциации.

  15. (22.08.2011 08:31) #
    0

    На корабле попытались написать "Рассвет над Сирией"?

  16. Вервольф
    (22.08.2011 09:42) #
    0

    Волгарикъ, разве Христос говорил, что он Бог или сын Бога? Почитай Библию. Разве он рассказывал, что их трое: папа, он и святой дух? Христос молился иконам и ставило свечки? Иисус возводил в ранг святых тех, кто погиб мученической смертью? Кому молился Иисус, самому себе? Что, если во втором пришествии Иисус придет не к христианам, а к мусульманам? Что тогда вы будете делать, опять распнёте его? Если во втором пришествии у Иисуса родится сын, вы назовете его внуком Бога? Подумай над этим...

  17. мир вам
    (23.08.2011 00:00) #
    0

    Волгарикъ в Третем Завете есть такие строчки - глава2 пункт62 поистине, те, которые уверовали, и те,кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Бога и в последний день и творили благое - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны. Если ты христианин уверуй в Бога и в день Суда и твори благое, получишь награду у своего Господа и не убоишся и не опечалишся

  18. Зуффар
    (23.08.2011 01:50) #
    0

    А не тот ли это Халидов, который у гэбиста Ивашова шестерит?

  19. Арафат
    (10.11.2011 14:45) #
    0

    да будет с нами мир