Лица исламской ментальности

В XXI веке, как и век назад, татарская нация встала перед историческим выбором. Это, как и тогда, выбор между консерватизмом и модернизмом, опорой на собственную самобытность и космополитизмом. Говорят, блага, которые принесла революция 1917 года, многократно превосходили то, чего добивались джадиды, но татарской нации и исламу от этого было мало пользы. Качнется ли на этот раз маятник в обратную сторону не известно, но то, что он вступил в фазу сильной раскачки, очевидно.

Раскачка происходит по линии строгой мазхабической идентификации. Мобильная, активная и думающая часть татарского общества поступательно движется к расколу на строгих ханафитов и т.н. «просто мусульман». Предвестником этого масштабного процесса был скандал 2005 года вокруг татарской Средней Елюзани, через несколько лет те же движения назрели в Татарстане и постепенно перекидываются на соседние регионы.

Один лагерь настаивает на том, что ношение длинной бороды и коротких брюк и даже громкое произношение «амин» во время молитвы еще не показатель экстремистских взглядов и не доказывает, что данный человек завтра пойдет на вооруженный джихад. Важно, чтобы люди возвращались к религии, не грешили, жили по исламу и не нужно заставлять всех придерживаться ханафитского мазхаба, говорят они. Противоположный лагерь говорит, что все эти отличительные особенности салафии не просто форма, а форма, содержащая в себе принципиально иную концепцию мироустройства.

«Ваххабизм – это исламское проявление глобализационных процессов. Именно данное обстоятельство (помимо прочего) предопределяет неизменный успех его пропаганды по всему миру, ибо ваххабиты, как никто другой в исламском сообществе, идут в ногу со временем», пишет один из идеологов ханафизма Рустам Батров «Почему ваххабизм победит?» в своем блоге.

«(…) ваххабиты несмотря на свою «средневековую» длиннобородость и короткобрюкость – это очень современные люди. Ибо сегодня весь мир перекраивается под принципы и стандарты индивидуализма, делающего тебя, потакающего бесконечным желаниям поработившего тебя эго, главным двигателем потребительской экономики и центром нового мироздания. Поэтому у традиционной религии практически нет шансов. Ваххабиты, оседлавшие глобалистскую волну индивидуализма, сметут на своем пути всех своих идейных конкурентов, старомодно говорящих о каком-то там послушании и доверии, продолжает автор уже в следующем посте «Почему ваххабизм победит - 2».

Таким образом, по Батрову, ваххабизм есть ни что иное, как мусульманское измерение глобализма, когда все самобытное, национальное выдавливается, предается забвению в угоду единообразию. То, что духовной начинкой глобализма является потеря собственно идентичности и, как следствие, полная управляемость, очевидно многим. Утверждение ислама аравийского образца во всем исламском мире, безусловно, ведет к духовной, а затем и управленческой однополярности, а что это, если не проявление глобализма? В этом с Батровым не согласиться трудно.

У традиционной религии практически нет шансов, утверждает Батров, а в продолжение темы вспоминаются слова Валиуллы Якупова на Днях татарской молодежи летом 2010 года о том, что только держась за ханафитский мазхаб, татары имеют исторический шанс не ассимилироваться, выжить как нация.

Теоретическая часть этой позиции звучит очень благородно, а практическая, как всегда, с перегибами. Звучат вполне справедливые призывы не вешать ярлыки, не пропагандировать всевозможные ярлыкодетекторы, не делить мусульман на правильных и не правильных, не вытравливать из мечетей и не выдавливать из публичного пространства в подполье «нетрадиционных» мусульман (в качестве примера, к чему это может привести, упоминается Дагестан. И в самом деле, повторять опыт этой республики, наступать на те же грабли было бы преступной глупостью). Но об этом подробнее чуть ниже.

На данном этапе мы резюмируем, что в татарском мусульманском мире концептуально оформились два дискурса дальнейшего развития. Первый из них обозначим в связке «ханафизм - традиционализм» и его отличает идеологическая и духовная закрытость. Мотивация следующая: известной степени сегрегация дает шанс татарской нации, которая хоть и жемчужина, но очень маленькая жемчужина в большом море исламской цивилизации, выстоять перед ассимиляцией, сохранить свое лицо. Кроме того, обособленность и закрытость, закрепленная в довольно спорной дефиниции «татарский ислам», дает шанс татарам (и башкирам) как наиболее ассимилированному, потерявшему корни мусульманскому народу России не раствориться, сохранить свой островок в общественном пространстве под многомиллионным натиском братьев из центральноазиатского региона, которые уже сегодня составляют до 90% прихожан в некоторых мечетях.

При всем при этом нужно понимать, что в современном мире, который не имеет ни территориальных, ни информационных границ, такое добровольное отшельничество рано или поздно приведет к деградации. Уже в XIX веке сегрегация поставила под угрозу прогресс развитие татар, что уж говорить о XXI веке. Более вероятно, что нас, вместе с нашей тихой гаванью, сметут более пассионарные единоверцы.

Второй дискурс можно обозначить словом «интеграция» и он предполагает включение мусульманского сообщества России в мировую умму и активное участие в мусульманской жизни на мировом уровне, а также интеграцию и окультуривание многомиллионного мигрантского сообщества с опорой не на локальное, а глобальное измерение ислама. Тогда понятно, что в мечети мегаполиса, куда приходят и татары, и кавказцы, и азиаты, и арабы, представители разных толков ислама могут читать намаз в соответствии со своей традицией. Этот дискурс ставит приоритетом соответствие реалиям сегодняшнего дня, а не кадимистский реванш. Характерным маркером тут является отношение к реконструкции Московской соборной мечети: одна фракция считает, что главная мечеть столицы должна по своим размерам, архитектуре, техническому оснащению соответствовать как своему времени, так и уровню технологического развития государства, другая фракция настаивает на том, что ее нужно сохранить в первозданном виде, несмотря на то, сколько тысяч человек при этом будут молиться под дождем.

Любопытно, что эта мировоззренческая дилемма отражается еще и в области исторической памяти татар. ЦДУМ на протяжении последних нескольких лет усиленно пропагандирует т.н. булгаризм. СМР же выступил с инициативой широкого празднования 700-летия принятия ислама как официальной религии Золотой Орды. Это тоже отражение двух дискурсов: булгаризм как символ локального, «островного» ислама и чингизизм (татаризм) как символ имперского, государственнического ислама.

Наша цель не состоит в том, чтобы разобраться, на чьей стороне историческая правда, была ли Орда для предков современных татар безусловным злом, разрушившим их цивилизацию, были ли исторические шансы у булгар жить так же процветающе до сих дней, если бы не батыево нашествие и т.д. В этом конфликте локального и глобального видится вот что: первая парадигма предполагает безоблачное будущее татар на отдельных территориях – в Татарстане и немного за его пределами.

Переименуйся татарская нация в булгар, как этого хотелось бы некоторым деятелям, она остается ограниченной в рамках полуторамиллионной нации казанских татар, никак не больше. В этом контексте вспоминаются две последние переписи населения с их попыткой расчленить татар на множество подгрупп. А еще и позиция РПЦ, согласно которой, исламу нужно давать условия развиваться в титульных республиках, а в остальных областях должно доминировать православие. Эта позиция четче всего прорисовалась во время дискуссий о том, нужно ли обязательное введение ОПК в школах. В картине, где область комфортного проживания татар ограничивается ПФО, а все остальные территории покрываются своей локальной духовной доминантой, огромное количество татар остается просто выброшенным за борт татарского мира.

В качестве иллюстрации приведу две газетные выдержки:

Историки Дамир Исхаков и Искандер Изхмайлов в интервью газете «Звезда Поволжья»: «Д.И.: (…) большинство археологов – булгароведы. Сейчас на них возложена грандиозная задача: оживить имидж Волжской Булгарии, укоренить ее исламские ценности. (…) наши политики вслед за муфтием Талгатом Таджутдином ушли в традиционализм, что весьма опасно для татар. Мы уже прошли этап реформации ислама и не можем возвращаться назад. И.И.: Татарстанские политики рассуждают так: давайте примем, что мы – волжские булгары, и все у нас будет хорошо. Но дело в том, что есть Пенза, Нижний Новгород, Саратов, Астрахань, которые не имеют к булгарам никакого отношения. Тамошние жители – служилые татары, и такими были от века. С чего бы им вдруг записываться булгарами? Получается, что у нас тут будут какие-то непонятные булгары, а вокруг – татары. Это прямая диверсия против татарского народа. Ничто другое так не расколет нацию».

И статья Елены Чудиновой в журнале «Татьянин день»: «Татары - самое уязвимое звено: являясь мусульманами, они вместе с тем глубоко интегрированы в русскую жизнь. Через них (преувеличивая заодно их численность) легко отщеплять Россию от ее европейского выбора. Для этого надо прежде всего изменить самоощущение татар, заставить их осознать европейские навыки жизни как чуждые, навязанные. (…)Что, на взгляд автора этих строк, можно и нужно делать, дабы русские и татары и далее жили без «татарского вопроса»? Первое. Подчеркивать фактическое происхождение современных татар не от монгол-завоевателей, а от волжских булгар. Всячески противодействовать попыткам провести преемственность татар от Батыя и Чингисхана (…)».

С позицией одного из крупных представителей булгаристов Мирфатыха Закиева можно ознакомиться здесь).

Главных выводов из этого можно сделать два: во-первых, наметившееся отмежевание ДУМ Татарстана от СМР и его крен в сторону «традиционализма» (а также попытки некоторых доброжелателей усилить «Казанский муфтият») будет приводить к тому, что близлежащие региональные общины из орбиты СМР (столичного, космополитичного ислама) будут втягиваться в орбиту казанского «татарского» ислама и грядет новый духовный раскол татарской нации, и без того разъединенной между ЦДУМ и СМР.

Во-вторых, решение в пользу той или другой концепции так или иначе ложится на дискуссии о политическом устройстве и историческом выборе всей России как унитарного или федеративного, либерального или консервативного государства.



4 комментариев


  1. namql ibn fifg
    (21.05.2011 22:46) #
    0

    мир вам сура7 аяты33 34 скажи господь мой запретил только мерзости явные из них и скрытые из них грех и злодеяниябез права и чтобы вы придавали аллаhу в сотоварищи то о чём он не низвёл власти и чтобы говорили против аллаhа то чего не знаете у всякого народа свой предел и когда придёт их предел то они не замедлят ни на час и не ускорят

  2. Takhir
    (23.05.2011 22:23) #
    0

    Теперь понятно откуда у этих булгаристов ноги растут.

  3. Takhir
    (25.05.2011 21:23) #
    0

    Татарский этнос сформировался в Золотой Орде и постордынских ханствах из булгар, кипчаков, хазар, алан и др. тюрков. Все попытки свести нашу историю только к булгарам (при всём к нем уважении) несостоятельны.
    Алтын Урда - великое государство, а всякие Чудиновы пусть валят лесом.

    С уважением. Тахир

  4. (26.05.2011 23:28) #
    0

    Защитим сестер-мусульманок!!!

    19 мая 2011 в г. Москва утром органы ФСБ задержали сестру-мусульманку Сидикову Умедахон Ганиевну, 1976 г.р. При задержании ей не давали позвонить, сообщить о себе. Трое её несовершеннолетних детей, дочь Майрамхон 1999 г.р., сыновья Нусратуллох 2001 г.р. и Салахуддин 2003г.р. , были помещены в детский дом. Ранее, 7 декабря 2010, по обвинению в участии в исламской политической партии "Хизб-ут-Тахрир" был арестован её муж Сидиков Фаррух Фазлидинович, 1972 г.р. Ни в чем невиновная женщина арестована с целью оказания давления на её мужа в том, чтобы он признался в несовершенных им преступлениях. Сегодня, когда руководство страны пытается позиционировать Россию как цивилизованное государство, соблюдающее права человека, мы видим в реальности на какие действия они идут для достижения своих целей. Мать разлучили с детьми, и суд уже вынес постановление о её аресте на 2 месяца.
    Также 23 мая в г. Уфа и ее окрестностях прошли необоснованные обыски и аресты в домах и квартирах мусульманок.
    Так, 23 мая 2011 года у Маннаповой Юлии Казихановной 1984 г.р., проживающей по адресу: г. Уфа, ул. Мушникова 11, кв. 617 сотрудники правоохранительных органов произвели обыск. Затем увезли ее по адресу: ул. Калинина 55а. Дальше все происходило по излюбленной силовиками схеме. Они угрожали ей отверткой, шилом. Называли ее психически больной, заблудшей, сектанткой и грозились увезти и закрыть детей в отделение по делам несовершеннолетних, чем оказали на нее психологическое давление. И это все происходило на протяжении почти целого дня, в то время когда дома остались грудная дочь и пятилетний сын!
    У Минибаевой Эльмиры Юнеровны, 1985г.р. , проживающей по адресу: г. Уфа, ул. Королева, д. 29, кв. 61 которая находится на восьмом месяце беременности также произвели обыск. Обыск прошел с грубейшими нарушениями закона, в частности в документах был указан неверный адрес регистрации, а в качестве понятых присутствовали две женщины из числа самих сотрудников, т.к. приехали вместе с ними. Все что происходило, сотрудники снимали на видеокамеру. Чтобы лучше снять лицо сестры на камеру, сотрудник по имени Вячеслав буквально налегал на нее. Во время всего этого ужаса в квартире находился ее муж Минибаев Тагир Фанисович и годовалый сын Минибаев Алим Тагирович 2010 г.р. ! Вопиющим фактом беспредела сотрудников явилось то, что во время обыска они наступали грязными ногами на книги со священными писаниями!!! Этим поступком они оскорбили религиозные чувства всех верующих! Вследствие этой нервной и стрессовой ситуации у нее поднялось давление, участилось сердцебиение, появилось болезненное ощущение внизу живота. Все это в итоге привело к экстренному вызову скорой помощи. После осмотра, врач сделал заключение о ее стрессовом состоянии, и установил вероятность потери ребёнка. Далее ей дали успокоительное и увезли в роддом №6 по ул. Шафиева. По приезду сестру осмотрели, но в госпитализации отказали, объяснив это тем, что роддом переполнен.
    Шакирова Лилия Рамилевна, 1982 года рождения имеющая четырех несовершеннолетних детей: Зайнаб – 6 лет, Салахуддин – 4 года, Али – 2 года, Джаннат – 1 год также была подвергнута давлению со стороны сотрудников. В 7 часов утра 23 мая 2011 года к дому, где проживает сестра, подъехали две тонированные машины, из которых в дальнейшем выскочила толпа мужчин. Среди них также были несколько женщин, которые в дальнейшем оказались понятыми, что указывает, что понятые были из числа их самих. В это время сестра выходила со двора, дабы поехать к мужу Шакирову Альберту Закиевичу на свидание, который был, не законно осужден по статье 282 ч.1, 22 сентября 2010, вследствие чего ее семья осталась без кормильца и попечителя. Окружив ее со всех сторон, они без объяснения причины начали силой отнимать сотовый телефон. Далее они действовали по «старой» схеме: предъявили ордер на обыск и заставили, открыв калитку впустить домой. В поисках запрещенной литературы сотрудники «правопорядка» перевернули весь дом вплоть до морозильной камеры холодильника, хотя вся литература, которая имелась в доме, была выдана собственноручно. Далее не удовлетворившись выданными вещами, они начали все ворошить и угрожать, что начнут сдирать обшивку со стен, ибо комнаты в доме обшиты деревом. Сильный шум очень напугал малолетних детей, которые на начало обыска еще спали. Их пришлось очень долго успокаивать. На сегодняшний день неизвестно, сколько понадобиться времени для их реабилитации!!!
    После обыска сестру увезли в отделение, находящееся по улице: Калинина 55а, в кабинет №218. Потом началась так называемая «беседа», особенность которой заключалась в том, что они очень настойчиво склоняли подписать заранее подготовленный ими текст, в котором сестра признает себя экстремисткой. Ее просьба вызвать адвоката, а также то, что она ссылается на ст. 51 Конституции РФ на них никак не действовала. В ответ посыпались угрозы лишения ее свободы и отправки ее детей в детские дома. Показывая серьезность своих намерений, сотрудники начали демонстративно обзванивать соответствующие инстанции с целью узнать, где ближайший детский дом, вдобавок к этому начали размахивать возле лица ножом и шилом.
    О, мусульмане! До каких пор это беззаконие будет твориться в отношении наших жен, матерей, сестер и детей?! До каких пор мы будем молчать и делать вид, что ничего не происходит с нами?! Как будем мы в Судный День держать ответ перед Всевышним Аллахом, когда Он спросит нас о том, что мы предприняли для оказания помощи сестрам и их детям!? Ведь Аллах Всевышний сказал:
    وَإِنِ اسْتَنصَرُوكُمْ فِي الدِّينِ فَعَلَيْكُمُ النَّصْرُ
    "Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь". (8:72)
    В данный момент наши братья, их жены и дети просят вас, мусульмане, о помощи. В хадисе Ибн Умара, переданном Бухарий и Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал:
    «المسلم أخو المسلم لا يظلمه ولا يسلمه، من كان في حاجة أخيه كان الله في حاجته، ومن فرج عن مسلم كربة فرج الله عنه بها كربة من كرب يوم القيامة، ومن ستر مسلماً ستره الله يوم القيامة»
    «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». Также в хадисе с хорошим иснадом, и люди, передавшие хадис – заслуживающие доверия, вывел ат-Табараний с хадиса Зайда Ибн Сабита, что Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал:
    «لا يزال الله في حاجة العبد ما دام في حاجة أخيه»
    «Аллах будет оказывать помощь рабу до тех пор, пока тот будет помогать своему брату».
    В хадисе от Абу Хурайры, у Муслима говорится: «Мусульманин брат мусульманину, не обидит его и не оставит без помощи...». А тот, который имея возможность, не защищает, считается оставившим своего брата без помощи. В хадисе Джабира, у Абу Давуда говорится, что Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал: «И не оставит мусульманин другого мусульманина в том месте, где будет оскорбляться его честь и унижаться его достоинство, иначе как оставит его без помощи Аллах в том месте, где он будет нуждаться в его помощи. Мусульманину, помогшему другому мусульманину в том месте, где будет оскорбляться его честь, и унижаться его достоинство, поможет Аллах в том месте, где он будет нуждаться в Его помощи».
    Этот случай не должен оставить нас равнодушными, каждый из нас обязан принять посильное участие в освобождении этих мусульман, в первую очередь сестер и детей. Конечно, мы знаем, и в очередной раз убеждаемся, что не имея Имама, такие беды будут продолжаться с нами многократно. Посланник Аллаха (с. а. в.) сказал:
    »إنما الامام جنة يقاتل من ورائه ويتقى به «
    «Имам - это щит, за которым сражаются и которым защищаются». (Передал Муслим от аль-Аъраджа, от Абу Хурайры).
    И будучи правителем мусульман, он защитил честь мусульманки, наказав племя Бану Кайнука. Также халиф Муътасим, услышав призыв о помощи мусульманки, сразу же отправил войско ей на помощь.
    Дорогие братья и сестра! Вы можете оказать помощь этим мусульманам, в первую очередь, делая дуа за них, прося их скорейшего освобождения. Также мы должны распространить весть об этой трагедии до всех, которым не безразлична судьба верующих. Этот случай не должен пройти незамеченным, мы должны привлечь внимание всей общественности и СМИ к этому беспределу властей. Мы должны требовать от религиозных исламских деятелей, чтобы они вмешались в эту ситуацию и способствовали разрешению этой проблемы.
    О, мусульмане! Помогите религии Аллаха, и Он поможет вам!