«Исламоеду» не место в науке и практике исламоведения

Невежество захлестнуло своими мутными волнами нашу жизнь – в морали, искусстве, литературе, политике. Расхожее «заграница нам поможет» сменилось обычным «она над нами смеется». Плохо. Еще хуже, если невежество, работая локтями, проникает в науку. Здесь уже не до констатации фактов. Здесь срочно надо бить в набат. И потому, что наука должна быть объективной и делаться с чистой совестью. В противном случае она становится затором на пути социально-общественного прогресса.

Это - аксиома.

Общество всегда извиняет того, кто, скажем, занимаясь ботаникой, не досчитает у какого-то вида цветов пестиков или тычинок. Досчитают другие и от такого небрежения самое общество не пострадает. Но оно не простит и даже не извинит того, кто, претендуя на звание ученого, вводит это заблуждение, если это касается сферы духовно-мировоззренческого порядка, в которой «ковыряет» лжеученый. Здесь, в этой сфере, нигде нельзя плугами проводить борозды. Они могут стать глубокими ранами на сознании людей, деформируя их психику и сталкивая в непримиримых противоречиях. Значит, претендующий на пальму учености, просто невежда, а то и ловкий проходимец, пробравшийся в чистые палаты науки.
Об одном из таких невежд, уже успевшим далеко просунуть свой нос в научно-общественные службы, я хочу сказать, нет, крикнуть во весь голос, чтобы его услышала вся Россия, и ее правительственные и прочие службы навсегда захлопнули двери перед ним безо всякой надежды на его исправление. Невежество, ставшее социально опасным, строго наказывается безо всякого хода вспять.


Говорю о работах Романа Силантьева, и, в частности о его «Новейшей истории исламского сообщества России». Давно слежу за его стремительным карьерным ростом. Год от года он заплывает на самые немыслимые для его данных этажи исследователя. Достаточно перечислить только некоторые: кандидат исторических наук, доцент, секретарь-координатор Межрелигиозного совета СНГ, заместитель председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, и пошло и поехало. И прочая, и прочая…


И самое парадоксальное во всем его стремительном беге по карьерной тропе, это то, что он стал «известным исламоведом» в России… Ну-те! Это по каким же таким заслугам перед одной из труднейших наук – исламоведения? По его крикливым и мелкотравчатым опусам? Особенно по его «Новейшей истории исламского сообщества России»?
Позвольте, с каких это пор книга, содержание которой не выдерживает научных критериев, может претендовать на научность, а ее автор считается «известным»? Впрочем, может, как Дон Кихот он сражается с ветряными мельницами на звание рыцаря. И наш Роман Силантьев, извините, «рыцарь печального невежества».


Начнем с того, что он не имеет базового образования, чтобы по-серьезному знать ислам и занять место исламоведа, не прокипал в мусульманских «котлах», не прочитал тонны книг по мусульманскому богословию и научным исследованиям; он не владеет научной методологией восточного исследователя феномена ислама. Отсюда и совершенная бесполезность и вредность его опусов, от которых ни уму, ни сердцу, оскорбительные выпады против вероучения ислама, возмутительное смешивание сплетен и пригвождения к позорному столбу лидеров мусульманских общин, отсутствие должной научной концепции, - вот такой некоторый набор тех состовляющих содержания всех без исключения положений, которые проходят через все писания Р. Силантьева.


Лично я не знаком с ним и, быть может, он не негодяй. Но, то, что круглый невежда в исламоведении и нахрапистый коньюктурщик, - это очевидно. Да и как иначе? С развалом Советского Союза масса прилипал к отечественному исламоведению сразу же изменили своим убеждениям, боясь пресса мусульманской традиционности. В научном исламоведении образовался вакуум. Преданными идеям великой российской школы исламоведения остались единицы. И вот в эту брешь, пробитую буржуазным натиском, ринулись молодцеватые силантьевы с их беспринципностью и конъюктурщиной. Они быстро смекнули, что здесь не нужны ни совесть, ни честь и легко можно взлететь вверх, работая локтями и попирая все главной целью: приспособиться, угодить, нажиться.
И живут по принципу «чего изволите», и наживаются.
А разве не так? Посмотрим.

Европейское исламоведение знает имена великих подвижников и скромных исследователей, ставивших перед собой единственную цель: познать ислам таким, как он есть и поведать об этом миру: Луи Массиньон, А. Мюллер, Игнац Гольдциер и другие. Русский ислам стал классическим благодаря бдениям таких тружеников науки, как В.В. Бартольд, Е.Э. Бертельс, А.Е. Крымский, И. Ю. Крачковский и другие. Продолжателями их дела стали советские ученые, сделавшие честь научному исламоведению: Л.И. Климович, А.М. Аршаруни, Н.А. Смирнов, Е.А. Беляев, И.П. Петрушевский и другие.


Они создали целые региональные школы, продвинувшие изучение ислама на основе диалектико-материалистической методологии. Горжусь тем, что мне довелось добывать истину вместе с этими удивительно гуманистичными учеными. Исследуя проблемы ислама, они были интернационалистами и толерантными людьми.
И вот на арену мнимой науки выскакивает эдакий шустряк и в шутовском наряде представляет себя уже «известным исламоведом». Тщедушные статьишки (более 100!), надерганные из малозначных источников он выдает за свои «научные». И ему кто-то потакает, не соизволив хотя бы проконсультироваться с еще живыми подлинными исламоведами. Как же! Вакуум должен быть заполненным! И заполняется суррогатами силантьевовщины. Других то где взять?


Это действительно вопрос не из легких. Научное исламоведение сегодня встало во весь свой рост. В этом нет преувеличения. Явная активизация этой мировой религии уже озадачила весь немусульманский мир. Эту проблему надо как-то решать. Как? Конечно, по-научному, с соблюдением толерантности, хотя и принципиально, сообразуясь с интересами прогрессивного человечества. И начинать решение этой проблемы надо с подготовки высококвалифицированных кадров научного исламоведения. Этим, к сожалению, еще не озаботились наши российские правительственные верхи. Нет соответственных учебных программ, учебников, пособий. Не открыты отделения при вузах и восточных факультетах.
С этой беспечностью пора кончать.


Уверяю: мусульмане не обидятся на научную правду о своей религии. Знаю это по своему более чем полувековому опыту. Ни на одну из моих 25 книг по исламу не было нареканий за искреннее желание помочь братьям-мусульманам узнать правду, и необходимость отходить на практике от того, что пришло в несоответствие с потребностями современной цивилизации. И мои многосторонние контакты с мусульманами на их родных языках тоже всегда встречали только уважение.


Этого, к сожалению, не знает, да и не может знать и делать Роман Силантьев. Да и откуда ему знать, не покидавшему здание Ленинской библиотеки…
И вот на мир в очередной раз опрокинут в удивление: «известный исламовед Роман Силантьев выпустил вторым изданием свой худосочный опус».


И вот не стыдно же ему сделать второй после буквального разгрома первого издания. Я полностью поддерживаю рецензентов и их упреки за оскорбление уважаемых лиц духовного звания. По причине своего благородства они не подали в суд на «известного» актера, чтобы расковырять его самозваный титул и прибавить к нему эпитет, скажем, скабрезный…


Да ведь это же не всё! Почти по гоголевскому «Ревизору» из последнего акта: «Читатели и страдатели! Вам в скором времени обещаем выпуск силантьевского труд-магического опуса…в двух книгах, а там, глядишь, и целое собрание его «известных» сочинений…».


Ай да Силантьев-лихач! Глядишь, и еще доктором наук станет, если благословят православные круги и помогут блюдолизы. А ведь и благословят, и помогут, если не доглядит ВАК и не позволят ретивому исламоеду люди с принципиально чистой совестью.


При этом обращаюсь к издательствам и, в частности московским издательствам «Алгоритм» и «Эксмо», издавшим его брак-книгу: прекратите сорить его макулатурой. Она - вред научно-мировоззренческим принципам и интересам толерантности. И не болейте детской наивностью, что из этого скороспелого плода когда-нибудь выйдет что-то путное. Словами великого Шота Руставели: «Из кувшина может вытечь только то, что было в нем».
Из силантьевского «кувшина» уже ничего не вытечет, кроме примитивного и зловредного бумагомарания.


И последнее.

Вас не случайно облюбовала православная церковь, верно поняв Вашу размочаленную сущность. По-видимому, Вас они хорошо кормят и Вы подобострастно отрабатываете свой хлеб. Это позор! Это может только беспринципный исламоед. Исламовед от науки стоит вне всякой конфессии.
Так кто же Вы, ко всему прочему? -
- Клеврет церкви, проституирующий собственной совестью.

Теперь впору обратиться и к самому Роману Силантьеву.

Многоуважаемый!
Как это угораздило Вас занестись в исламоведение? Вы ведь откровенно не уважаете ни мусульман, ни их религии. За это говорят все Ваши ничтожно плохие статьи и опусы. Обвинять Вас в этом имею полное моральное право. На фронтах Великой Отечественной войны я бок о бок дрался с ними против гитлеровских орд, ел из одного котелка и укрывались одной шинелью, а после контузии меня вылечил казахский госпиталь. Потом у меня были тысячи студентов из мусульман и десятки коллег по исследованиям среднеазиатского ислама. И я горд нашей неиссякаемой дружбой. Залогом этой дружбы является уважение народов мусульманского Востока и их древней культуры.
Спрашиваю Вас: какое моральное право имеете Вы, не уважая и не зная этой культуры, вторгаться в ее мировоззренческое русло?
Немедленно покиньте его и не бросайте тени на подлинное научное исламоведение отечественных исследователей. Немедленно! Займитесь-ка своей географией и не позорьте чести нашей великой русской науки. Больше не источайте яда на честно заблудившихся верующих.

Знайте, мы, ветераны, больше не позволим Вам позорить научное исламоведение и оскорблять достоинства нами уважаемых мусульман.

Умному достаточно.

Юрий Петраш, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, участник и ветеран ВОВ, Почетный гражданин г. Обнинска



30 комментариев


  1. vinnetu
    (03.04.2011 23:32) #
    1

    Нашли о ком писать.

  2. Рамиль
    (03.04.2011 23:33) #
    -1

    Силантьев пишет про не очень удобные темы для отдельных представителей мусульманских кругов, пытающихся претендовать на самых правильных мусульман. Правда колит глаза))) Это статья как раз подтверждает то, что Силантьеву нужно активно работать и писать))))

  3. vinnetu
    (03.04.2011 23:39) #
    1

    А че ты рамилем то стал, рома?

  4. Рамиль
    (03.04.2011 23:45) #
    -1

    Атием шулай исем кушты)))) Папа придумал такое имя))) везде силантьевы мерущуться????))) забавно

  5. Ahmad
    (03.04.2011 23:48) #
    1

    Рамиль вы либо не мусульманин, либо глупец (очень мягко выражаясь). Силантьев ненавидит Ислам и мусульман, это видно по его взгляду, и его писанине. он не может открыто выступать против Ислама, иначе он не сможет прикрываться званием "исламовед". а некоторые недалекие мусульмане слушают его, и ему подобных таких как Амелина и т.д.
    как сказал Всевышний "Они не будут вами довольны, пока вы не поверите в то во что верят они..." согласен с автором этой статьи "Исламовед должен быть нетральным..."

  6. Ahmad
    (03.04.2011 23:50) #
    1

    vinnetu не удивляйся, среди татар кряшеней (крещенных) немало, может из этих)))

  7. Рамиль
    (03.04.2011 23:55) #
    -1

    ага))) еще, с вашей точки зрения я джахиль, кяфир, муртад, мунафик и прочее.... это только у вас "правильная" акыда основаная на самых "верных" иджтихадах. его критикам просто не нравится правда о которой он говрит. и все.

  8. Абдулкадир
    (03.04.2011 23:59) #
    1

    Уважаемый, судя по всему конечно же Вы не джахиль, но то что мунафик Вы это сами доказали.

  9. анти-москит
    (04.04.2011 00:06) #
    1

    силантьев - это мелкое, зловредное и противно зудящее насекомое. слава богу нашелся человек не из мусульман который вскрыл его сучность. а то одни мусульмане его разоблачали

  10. Рамиль
    (04.04.2011 00:07) #
    -1

    Кстати Пророк (САВ) проживая в Медине открыто не выступал против мунафиков, поскольку формально они оставались в исламе. Насколько правдив мой иман, судить не Вам, а Всевышнему. Дай Аллах нам всем разума!!! Спокойной ночи)))

  11. Ahmad
    (04.04.2011 00:14) #
    1

    Есть понятия Джахиль, и есть понятие Ахмак. думаю по отношению к вам второе более уместно. никто вас мунафиком не обозвал, это известно лишь Всевышнему. просто вы слишком наивны раз считаете что такие люди как силантьев или амелина, считает "нормальных" мусульман хорошими, а "ненормальных" плохими... для них нет хороших и плохих. Амелина сказала что выход для Татарстана в решении вопроса с "вахабитами" это принятия православия... видимо вы хотите этого... Алла ярдям бирсен.... уйлап кара малай!

  12. (04.04.2011 01:01) #
    0

    В статье многое написано правильно. Но если почитать, что пишет уважаемый профессор Петраш здесь
    http://www.srn.su/?page=17.104.105.xxx она напоминает ситуацию "исламофоб ругает исламофоба"

  13. Ibn Ibrahim
    (04.04.2011 01:44) #
    1

    Я думаю на шута Селантьева просто не обращали внимания уважающие себя люди. Но когда эта мартышка стала подниматься по карьерной лестнице стало понятно что в России все очень плохо с востоковедением, и правительство ничего менять не собирается. Это видно из статьи. Так что можно сказать что Силантьев из себя ничего как не представлял так и не представляет. Однако научному сообществу за державу обидно!

  14. immigrant
    (04.04.2011 13:07) #
    1

    Мусульманам нужно выработать механизм лишения экспертной аккредитации подобных разжигателей вражды через дисквалификацию , будь они просто невежды или же клеветники.

    И вообще, добиваться, хотя бы и через евросуд, приведения российского законодательства в соответствие международному, в частности, в части запретов литературы по признаку "экстремизма". Хватит нам кормить паразитов-вредителей!

    Ау, где вы, квалифицированные мусульмане-юристы?

  15. Takhir
    (04.04.2011 22:28) #
    1

    Нужно использовать все законные рычаги воздействия, но вся проблема в том, что в России закон что дышло, куда повернул туда и вышло. Вот его и вертят в нужную властям сторону.
    Поэтому книги иерея Сысоева, наполненные ненавистью спокойно продаются, а "Личность мусульманина", наполненная добротой включена в экстремистский список.
    Поэтому всё чаще я лавлю себя на мысли: что бы там ни пели Путин, Медведев, мы мусульмане, этой власти ни в какой форме не нужны

  16. Muslim
    (05.04.2011 04:31) #
    -1

    Почему эта ... еще не в тюрьме сидит за экстремизм?<br />
    Совету Муфтиев надо завести у себя точно такую же собачку, которая постоянно лаяла бы на РПЦ, называя себя православоведом. Око за око.

  17. Takhir
    (05.04.2011 20:33) #
    1

    Уважаемый Муслим, учитывая современную ситуацию в России, вы задали риторический вопрос.
    Что касается собачки в составе Совета муфтиев, то не успеет она разок тявкнуть на РПЦ, как её тут же посадят на цепь где-нибудь во Владимирском централе.
    Поэтому в муфтиятах обычно сидят собачки лающие на паству этих же муфтиятов.

  18. Farit
    (11.04.2011 21:27) #
    -1

    Рахмат Takhir, за ссылку! Прочитал статью этого исламоведа. По-моему, он хуже разбирается в исламе, чем Силаньтев. И не меньше его ненавидит ислам. Но особо навредить исламу они не смогут в силу своей ограниченности. Этот наивный старец кажется и вправду думает, что он обладает научными знаниями об исламе.

  19. Takhir
    (11.04.2011 21:43) #
    1

    Уважаемый Farit, Петраш типичный представитель "марксистко-ленинсткого" материалстического и диалектического подхода к религии. Отсюда и его взгляды на Ислам. Но, признаться честно, мне было бы приятнее поспорить на религиозные темы с ним, чем с Силантьевым. У того, хоть знания есть, а у этота "клеврета-проститутки" ничего кроме поддержки власти, РПЦ, да и "муфтиев" вроде Таджуддина за спиной нет.

  20. Альбина Николаевна
    (15.04.2011 16:32) #
    1

    Моя бабушка говорила: внученька, никогда не слушай людей с искривленным ртом, Бог наказывает лжецов кривым ртом (это о Силантьеве)... наверное права была моя неграмотная бабушка, у Силантьева рот набок свернут:)

  21. Takhir
    (15.04.2011 16:35) #
    1

    Я не являюсь стороником теории Ломброзо, поэтому у Романа Анатольевича скорее мозг свёрнут (если он вообще есть), а рот... это так лишь исполнительный орган. Он не виноват, что им управляет такой слабы мозг)))

  22. Ibn Ibrahim
    (18.04.2011 00:11) #
    1

    Его кривой рот менее крив чем его статьи.

  23. Мишарин
    (30.04.2011 11:16) #
    1

    Уважаемые братья! Очень жаль, что псевдоисламовед Рома смог посеять раздор среди вас. Значит его главная цель достигнута. Получилось, что в нашем колхозе каждый суслик стал агрономом. Извините, привык говорить правду. Ваши нападки друг на друга только повышают самооценку этого деятеля. Исламовед- это человек искренний и не предвзятый честно и объективно ищущий истину. А таков ли Силантьев? Это просто мелкий пакостник на службе у исламофобов.

  24. Обозреватель
    (07.05.2011 23:05) #
    -1

    Cо дня появления исламской цивилизации против нее иудо-християне объявили войну .
    Потому Ислам не признает бандитский иудо - християнство , с ее обманом , превращающих людей в рабов для рабовладельцев , что бы сидеть на их шее .
    А "християнство" само по себе разветвления иудеизма и не больше !

    О чем объявил папа Ватикана , бывший гитлерюгенд , Бенедикт XVI .
    Он отменил Новый Завет !
    http://www.texemarrs.com/032011/solving_mystery_babylon.htm

  25. Обозреватель
    (07.05.2011 23:12) #
    -1

    Новый Завет отменен !
    http://www.texemarrs.com/032011/solving_mystery_babylon.htm

    Папа Бенедикт XVI регулярно встречается с еврейскими раввинами и приказал всем католическим священникам в полной мере сотрудничать со своими "старшим братьями, евреями".
    По словам Ватикана, Новый Завет является недействительным, и евреи имеют свои собственные "вечный завет", и не нужен Иисус Христос.

    И не евреи убили Иисуса Христоса !

  26. Обозреватель
    (07.05.2011 23:18) #
    -1

    http://www.texemarrs.com/032011/solving_mystery_babylon.htm

    Понтифик заверил евреев, что католическая церковь изменилась, и теперь поддерживает доктрину иудаизма, что Иисус не пришел как Мессия и Ветхий Завет по-прежнему в силе.( ? !)

  27. Takhir
    (07.05.2011 23:21) #
    0

    РПЦ врядли согласиться на такие перемены..
    С уважением

  28. Обозреватель
    (08.05.2011 00:56) #
    -1

    http://agaroza.com/comment_1267808685.html

    //Мировая война в стратегии ликвидации коранического ислама//

    --------------------------------------------

    http://dervish-y.livejournal.com/201404.html

    «Мусульмане - не за традицию, а против мирового порядка в целом»

    РПЦ тоже часть иудейства и она создана иудейскими миссионерами !
    Приспособив к местным условиям , а в принципе от иудо-християнства ничем не отличается .
    Зря что ли Талгат Таджуддин хотел построит тройственную церковь в У

  29. Takhir
    (08.05.2011 01:25) #
    1

    Я не психиатр, но наблюдая определённо оригинальное поведение хазрата, предполагаю появление специфического диагноза у муфтия ЦДУМ Святой Руси.

    Насчёт РПЦ части иудейства, чего же они тогда за всё царское время гнали, убивали евреев, называя их жидами и христопродавцами? Где ссылки на достоверный исторический источник, что РПЦ создана иудеями?
    С уважением

  30. Асвад
    (08.07.2011 13:23) #
    -1

    Забавно видеть статью Ю.Петраша на исламском сайте. Возможно он только и считает себя исламоведом =). Возможно те, кто разместил его статью здесь согласны с его оценками ислама. =))). Ну что ж, поздравляем, т.к. ислам для этого исламоведа достаточно примитивная и во многом заимствованная из других источников религия. А Силантьев сам ездил по всем муфтиятам и все, (все!) муфтии сливали ему компромат друг на друга. Так что нечего пенять на других!

  31. (15.12.2011 06:49) #
    0

    Комментарий удален модератором.