Нет ДУМа без огня

Смена эпох в татарстанском муфтияте

13 апреля в Казани прошел чрезвычайный съезд мусульман Татарстана. В ходе открытого голосования муфтием Татарстана был избран Ильдус Файзов. Прежний многолетний руководитель Духовного управления мусульман республики Гусман Исхаков в начале января неожиданно подал в отставку с формулировкой "по состоянию здоровья".

Илдус Файзов родился в 1963 г. в татарстанской глубинке. По первому образованию он – театральный актер. Новый муфтий в молодости даже успел поработать в Казанском драматическом театре имени К. Тинчурина. В 1999 г. стал заведующим отдела призыва и пропаганды ДУМ РТ. Казанское высшее мусульманское медресе Файзов окончил только в 2000 г., а в 2001-2002 гг. проходил стажировку в Катаре и Иордании.

Скандальный характер выборы муфтия Татарстана приобрели, как только о них было заявлено. Многие восприняли отставку Г. Исхакова в том смысле, что муфтия "ушли", а с ним уходит и целая эпоха, которую он символизировал. Версий, почему это произошло, было высказано много: и недовольство местных и федеральных властей политикой Исхакова в отношении "нетрадиционных" (т.е. салафитских) для Татарстана форм Ислама, которые считаются причиной распространения экстремизма; и смена президента Татарстана, который хочет видеть во главе ДУМ нового человека, не связанного генетически с шаймиевской эпохой; и стремлением нанести мощный удар по Совету муфтиев России, костяком которого был ДУМ РТ.

Скорее всего, уход Исхакова был обусловлен целым рядом причин. Попытки добиться его отставки были и раньше, и в ходе предпоследних выборов, еще при Шаймиеве, она почти состоялась. Но тогда бывший муфтий сумел удержаться, как говорили, при условии, что это будет его последний срок.

Скорее всего, для Исхакова отставка не стала тотальной неожиданностью. Судя по тому, как все в целом спокойно и стабильно прошло, он был хорошо готов сам и подготовил свое ведомство к своему уходу.

Мне лично последние годы Г. Исхаков импонировал своим подходом к курированию исламской жизни в Татарстане.

Смотря в целом, ДУМ РТ можно смело назвать, если не самым продвинутым, то одним из самых продвинутых духовных управлений сегодня в России, точно. При всей жесткости иерархии, бюрократии и требующегося на все «благословения» в рамках ДУМ действуют, помимо мечетей, религиозных общин и образовательных учреждений, молодежные, женские, социально-благотворительные, общественные организации, ведется по российским мусульманским меркам широкая издательская и медийная деятельность, действуют детские учреждения, проводятся спортивные и культурные акции. Есть даже группы мусульманских бизнесменов и врачей. Такого больше нигде в России нет.

Руководство ДУМ хоть и держит все под контролем, стараясь поглотить в себя все значимые мусульманские инициативы с низу, явно дает широкий коридор всем тем, кто признает сложившиеся правила и хочет работать в рамках существующей системы. Порой это могут быть даже идеологические оппоненты (от умеренных салафитов до суфиев), которые в рамках единой структуры, в конце концов, вносят вклад в общий результат.

Важно и то, что среди имамов в республике значительное число тех, кто имеет определенный уровень религиозного образования. Много молодежи, отучившейся за границей и нашедшей себе место в структуре ДУМ (что не всегда бывает, особенно на Кавказе). Есть подвижки в плане налаживания диалога и сближения со светской исламской и неисламской интеллигенцией. Тоже не без издержек – но в других регионах и того нет.

В целом опытному глазу видно, как Казань, и вообще Татарстан, может быть, даже незаметно для самого себя, сегодня, скажем так, не исламизируются, а мусульманизируются. В смысле мусульманская составляющая все заметнее в социальной, культурной, экономической жизни и в быту простых людей, что, наверное, самое главное. Если вспомнить, что еще не так давно Татарстан с его крупной индустрией советских времен и всесоюзными стройками был примером укоренной секуляризации (в самом плохом смысле этого слова) и реально складывавшегося социального винегрета в виде «единой общности – советского народа», нынешнее бархатное и постепенное движение в сторону Ислама кажется просто удивительным.

По приблизительным данным, около 12 % татар в РТ соблюдают пять основных столпов Ислама (примерно 5-6 % от общего число населения республики), и данная цифра постоянно растет. Если брать эти показатели в татарских сообществах Большой России, они на порядок, а то и на несколько, ниже (среди московских татар, боюсь, соблюдающих не наберется и 1 %).

Процесс мусульманизации приобрел характер цепной реакции. Исламский образ жизни в РТ сегодня – это уже не просто слова и теория, и не опыт одиночек, а конкретная позитивная и привлекательная социальная модель. В море хаоса, монетизации человеческих отношений, коммерциализации всего и вся, атомизации общества, экономических трудностей и давления масс-культуры все больше число людей находят в этом образе жизни для себя выход и спасение.

Компактное проживание мусульман, своя национальная автономия, единое духовное управление и, конечно, поддержка властей сделали свое дело. И роль Г. Исхакова, как бы к нему ни относится, в этом всем весьма велика.

Не случайно, многие в Татарстане сегодня боятся, что смена команды в ДУМ РТ приведет и к смене курса – от сбалансированности к "традиционализации". А это, в свою очередь, дестабилизирует исламскую общину, особенно молодежь. Боятся гонений на все слишком яркие проявления активности, на все, что не впишется в новую концепцию "традиционного татарского Ислама", включая некоторые суфийские и неосуфийские общины. По салафитам уже начали "работать".

Разрушение созданного Исхаковым баланса может блокировать и масштабную социально-религиозную работу, которая сформировалась в республике, и привести к откату и стагнации. А если молодежная энергия не будет должным образом канализирована в легальной исламской активности, она может найти выход в "подворотнях" и "квартирных молельнях" с их вульгарным и радикальным пониманием мира и Ислама. И тогда борцы за "традиционный Ислам" получат результат обратный желаемому.

Все-таки задача главы ДУМ сегодня в России - это, если хотите, эффективный менеджмент в сфере развивающейся с низу под воздействием множества различных факторов мусульманской жизни, а не конструирование и продавливание в угоду тем или иным силам и чиновникам некой "традиционной мусульманской" идентичности, во многом мифологизированной. А ключевая проблема в российской умме – это не противостояние "традиционности" и "нетрадиционности" и даже не "суфизма" и "ваххабизма", а конфликт прогрессивных и модернизаторских тенденций с реакционными.

Другой актуальный вопрос, обсуждаемый широко в узких мусульманских кругах, - это, как теперь будут строиться отношения ДУМ РТ с СМР. И. Файзов уже заявил, что само татарстанское ДУМ в Совет муфтиев не входит, а Г. Исхаков в нем состоял персонально. Таким образом, ДУМ РТ становится независимой от 4 централизованных исламских структур России, и его, естественно, будут ждать в недавно образованной из отделившихся от всех остальных структур Российской ассоциации исламского согласия. Со стороны оппонентов Равиля Гайнутдина отдаление ДУМ РТ от СМР будет интерпретироваться как утеря Советом лидирующих позиций среди исламских структур России, т.к. с Татарстаном тот теряет львиную долю своих общин и мечетей.

Но вряд ли, муфтият РТ пойдет на присоединение к одиозному РАИС или ЦДУМ, предпочтя в соответствии с татарской мудростью или хитростью (кому как больше нравится), переждать очередную неразбериху в среде официального мусульманского духовенства в стороне. А когда все утихнет, скорее всего, вдруг выяснится, что ДУМ РТ на самом деле никогда от СМР и не отделялся, просто однажды весной 2011 его неправильно поняли. Все-таки из всех централизованных структур татарстанскому муфтияту, как ни крути, Совет муфтиев и лично Гайнутдин ближе всех.

Абдулла Ринат Мухаметов - член Экспертного совета Совета муфтиев России и медиагруппы при президенте Татарстана в Москве



комментариев