Сторонние исследователи часто называют ислам - венцом единобожия. Нигде идеи единобожия не выражены настолько четко, отчетливо, многократно и многогранно как в исламе.
Немусульманские исследователи, анализируя жизнеописание Пророка (с.а.с.) зачастую делают вывод, вроде такого: "Пророк видел свое общество погрязшее в глубоком всестороннем кризисе, и видел его основу в многобожии. Соответственно, чтобы выйти из этого кризиса, по его мнению, надо было реформировать религию и низвести идолов и провозгласить веру в Единого Господа".
А по-моему, язычество это высшая точка любого большого кризиса (упадка). Это его обычная, нормальная составляющая. Бесплатное приложение, можно сказать.
Наверное, все связано с потерей людьми причинно следственных связей.
В Дагестане сейчас очень распространилось могилопоклонство. Изначально суть была такая. Люди собирались на могилах своих шейхов. Вспоминали их уроки. Ощущали братство в кругу учеников. Призывали друг друга к благому и удерживали от запрещенного. Наверное, приятно ощущать преемственность религиозных знаний. Знать, что ты их получил из надежных источников. Не то что наше поколение: "ты как ислам принял?", "я - на ислам.ру, а ты?", "а я на кавказцентре" и на этом разошлись. А в тарикате была близость, преемственность, авторитет, живое общение, в конце концов.
Начитавшись саудовских шейхов я долгое время находился в каком-то оцепенении, ненависти к могилам и тому, что там происходит, без всяких исключений. Я вышел из этого ступора 2 года назад, когда гостил у деда в Дагестане, и, наконец, понял место могил в жизни "ветеранов" тариката. Для деда, как и его товарищей, с которыми они вместе ходят в мечеть, "святая гробница" - это просто могила учителя. Ни больше, ни меньше. После намазов он читает дуа, просит Аллаха почтить добрых учителей, которые донесли до него знания ислама, научили намаз читать, в конце концов. Даже близко намека на многобожие нет.
В последней поездке в Дагестан я пересмотрел свой взгляд на тарикат. Я взглянул на него именно как на средство коммуникации и систему передачи знаний. Извините за странное сравнение, но теперь для многих эту роль заняли некоторые сайты, соц. системы и прочее. Не думаю, что это большой шаг вперед в духовном развитии.
Другое дело, когда люди упускают нить Единобожия и теряют причинно следственные связи между вещами. Я вижу язычество как деградацию интеллектуальных способностей, разложение волевых центров, потерю нравственных ориентиров и т.д. и т.п.
Человеку лень делать положенные в день 5 молитв, держать обязательный пост целый месяц - он даже и не думает об этом. И ему приходит решение. Оказывается, есть "святые могилы". Едешь туда, раздаешь милостыню (садакъа), кладешь деньги на могилу. И все, все твои желания сбываются, все у тебя хорошо. Ну, он не совсем красавчик, конечно, как если бы намаз читал и постился... Но очень близок к этому. А потом приходит новое осознание реальности. Уже люди, которые намаз читают и соблюдают все обязательные положения религии, но не посещают почитаемую им могилу - превращаются в грязных еретиков, даже неверных, которых надо истреблять. (Для многих "про-тарикато-настроенных людей" на Кавказе, главное преступление "вахабитов" - неверие в святые могилы).
На моих глазах целые села выселялись, из-за тяжелых условий труда и проблем, которые сельские жители не могли решить сами. Но "святые" могилы рядом с ними всегда процветали. Мне особенно обидно было, когда я узнал, что один миллионер выделил 3 млн. рублей на проведение водопровода и создание благоустройства могилы, в то время как в 200 метрах от нее, на глазах людей развалился процветавший когда-то колхоз и многие люди разбежались на чужбину.
Сотни паломников каждый день. Их послушать - каждый вылечился от великой хвори: кто-то ходить начал благодаря могиле, кто-то зрячим стал после слепоты. Один вопрос - откуда в Дагестане столько больных и инвалидов?
Нечто подобное я вижу в российских городах в аптеках. Прежде продуктового магазина в жилых кварталах открывают на каждом углу аптеки, где людям «продают» веру в исцеление. Люди как поглощают всякие пищевые добавки, мажут мази, сосут леденцы и выкладывают огромные средства на это. Но, в общем, все становятся все больнее и больнее. При этом элементарно бросить пить и курить мало кто хочет.
Или, как жена говорит, в женской консультации, у всех женщин до единой из ее палаты обнаружили венерические заболевания. И прямо там, в роддоме вспыхнули горячие телефонные семейные разборки на глазах публики.
Но никто не хочет исправляться. Сходят лучше в аптеку, выпьют пищевую добавку от гонореи, и с верой "в светлое будущее" отправятся на новые приключения.
Мозг не видит логических связей, сердце не понимает, где добро, а где зло, язык молит чепуху и настраивает против тебя людей, и религия в такое время превращается в язычество. Когда человек думает, что ему что-то поможет кроме Аллаха.
Отступление от Единобожия - это всегда кризис, не только во время Пророка Мухаммада, но и сейчас. И выходить из него нужно, возвращаясь к Единобожию.
Что касается современной Европы, - я там не был, но судя по тому, что доходит оттуда, развитие интеллекта и цивилизации как бы автопилотом приводит европейцев к осознанию и принятию Ислама. А Аллах знает об этом лучше.