Принятие ислама способно перевернуть всю жизнь человека.
Иногда новые мусульмане приходят в ислам одни, другие обращаются целыми семьями. Если пара, у которой есть маленькие дети, решает принять ислам, скорее всего, дети станут мусульманами. Для тех, у кого дети постарше, тем более подростки, переход может быть более сложным.
Иногда подростки полностью и с открытым сердцем следуют примеру родителей, другие принимают ислам с некоторой осмотрительностью, и много таких, кто вообще не хочет перемен.
Впрочем, членам семьи, которые решили принять ислам и тем, кто присоединился к ним на пути к тому, чтобы стать правоверными мусульманами, следует помнить Сунну, в которой Пророк Мухаммад (да прибудет над ним мир!) говорил о молодежи. Она облегчит переход в новую веру и сделает его более позитивным для всей семьи.
Когда Пророк Мухаммад получил первое откровение в пещере на горе Хира, ему, как всем известно, было сорок лет. Как многие мужчины в этом возрасте, он обладал определенными лидерскими качествами. Сорокалетнего мужчину часто представляют главой корпорации или предприятия, успешным семьянином, отцом детей-подростков.
Однако руководящие качества Пророка прошли проверку тем, что значительная часть его последователей в то время были молодыми людьми. Пророку Мухаммаду пришлось выполнить самую важную миссию, которая может быть возложена на человека: изменить убеждения язычников-арабов, отвратить их от безбожных занятий, жестоких привычек, развращенного поведения и убедить их принять ислам как образ жизни.
История ислама говорит, что это была трудная попытка изменить культуру черствых сердцем язычников, которые давно сроднились со своими традициями. Но Пророк Мухаммед пришел с посланием ислама, и его, так сказать, целевая аудитория, в то время была по большей части молодежью.
Анас ибн Малик был одним из молодых людей, которые росли рядом с Пророком. Анас упоминает, что Пророк никогда не позволил себе ни одного неуважительного слова ни в его адрес, ни в обращении с другими членами этого молодежного сообщества. Он трудился для Пророка и взрослел, учась религии и наукам на примерах поступков и поведения Пророка. В свое время Анас был признан одним из лучших рассказчиков хадисов.
Пророк Мухаммад имел и других молодых спутников, которые тянулись к нему. Он часто шутил, называя Али ибн Аби Талиба «Абу Турааб» (отец пыли), за то, что тот спал на пыльной земле. Он также был хорошо знаком с его семьей, особенно его младшей дочерью Фатимой, и, как известно, при всех восхищался ею. Много раз, когда Фатима входила в комнату, где находился Пророк, он устремлялся к ней, брал ее за руки, целовал и провожал на место. Известно, что Фатима отвечала ему взаимностью. Но, насколько бы ни были светлыми и радостными отношения Пророка с молодыми людьми, он непрестанно готовил их к тому, чтобы они стали лидерами будущего.
Нет сомнений в том, что жена Пророка Аиша, занимала высокое положение уже в молодом возрасте, потому что она пережила своего мужа почти на полвека и стала учителем, каких до нее не знала история. И до наших дней мусульмане во всем мире читают ее повествования и относятся к ней с высочайшим уважением как к одной из самых достопочтимых женщин ислама.
Другая жена Пророка Хафса, дочь Умара, была назначена хранительницей свитков Священного Корана, а это огромная ответственность для молодой женщины.
Это доказывает, что хотя многие соратники Пророка во времена его жизни были подростками, они были готовы к зрелости.
Как добился этого Пророк?
Али говорил, что молодые люди в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года нуждаются в дружбе, к ним нужно относиться как к друзьям.
Учим ли мы свою молодежь таким же образом? Заслуживаем ли мы доверие дружбой с ними, уважаем ли их мнение, помогаем ли им в трудностях как добрые друзья? Или мы продолжаем ругать их за ошибки, наказывать за незнание, игнорировать их, когда они нуждаются в помощи, оправдываясь тем, что это просто «подростки с их вечными проблемами»?
Сегодня молодежь впитала в себя все болезни нашего общества. От наркотиков до проституции, от прогулов школы до низкого уровня образования, от одержимости поп-культурой до чрезмерной подверженности давлению со стороны ровесников – со столькими отвлекающими факторами на пути молодому мусульманину трудно оставаться верным исламским принципам.
Как родители молодых людей, принадлежащие к этой избранной религии, мы должны понимать, что процесс образования выходит далеко за стены школы. Молодежь, находившаяся рядом с Пророком, была постоянно в окружении взрослых, а не ровесников. От взрослых молодые люди учились заключать сделки, заниматься даваатом (призывом), учить неграмотных любого возраста, выполнять рутинную домашнюю работу, как это делают взрослые.
Пророк не одобрил бы тех, кто отбирает у молодежи право принимать собственные решения, участвовать в жизни общества, учиться на примерах реальной жизни, открывать свои собственные интересы и черты, которые помогут ей преуспеть во взрослом мире.
Пророк также настойчиво защищал молодежь, уважал ее взгляды даже в спорах с мудрейшими из мусульман, и разрешал молодым сопровождать его даже в самых опасных ситуациях. Молодежь, окружавшая пророка, наверняка занимала активную позицию.
И сегодня родители не должны смотреть на подростков как на детей, у которых начали работать гормоны.
Новым мусульманам из числа молодежи важно знать, как Пророк Мухаммад относился к подросткам вокруг него: всегда готовый на похвалу за добрые дела и мягко предостерегающий против дурных поступков.
Принять ислам всей семьей – непросто, особенно, если в семье есть взрослые дети, и здесь им важно показать, как ценят то, что они делают, способствовать развитию их индивидуальности, независимости и автономии в принятии решений.
Самый лучший вариант для семьи, которая пришла в ислам, это совместное и взаимное обучение родителей и детей на пути к тому, чтобы стать хорошими мусульманами. Даже если старшие дети решат не следовать примеру родителей в выборе веры, к ним все равно следует относиться с любовью и уважением в свете заповедей Сунны, потому что со временем они могут открыть для себя красоту веры, то, насколько важное место она отводит молодежи.
Пророк Мухаммад считал молодежь важной частью общества. Он способствовал тому, чтобы они учились и взрослели, участвуя в торговых сделках, как Анас ибн Малик, ученых дискуссиях, как Али; переговорах с другими народами, как Усама ибн Зайд, возглавивший мусульманскую армию, в которой были и мужчины, годившиеся ему в деды, и пятнадцатилетние подростки.
Девушки тоже не были в стороне. Дочь Пророка Рукайя участвовала в организации первой хиджры в Абиссинию во время самых серьезных гонений на мусульман. Асмаа, дочь Абу Бакра, рисковала жизнью, помогая Пророку и Абу Бакру, когда им пришлось покинуть Мекку. Ее могли убить, но непоколебимая решимость, основанная на любви к Аллаху и страхе перед ним, помогла ей выполнить ее долг и защитить Пророка и ее отца, когда их преследовали курайшиты.
Вместе с приходом семьи в ислам у нее должен измениться взгляд на подростков. Многие считают, что подростки слишком молоды, чтобы принимать собственные решения, поэтому их удел «наслаждаться жизнью», ходить на вечеринки, сплетничать о знаменитостях. На самом деле молодежь нужно поощрять к тому, чтобы они были сильными и активными членами общества.
Сегодня молодежь не знает трудностей, которые приходилось испытывать спутникам Пророка. Но ей определенно известны искушения и внутренние противоречия.
Существует много способов сделать молодых людей активными участниками общины: им только нужна дружеская поддержка взрослых, которые хотят вырастить из них богобоязненных людей и не допустить, чтобы они попались в ловушки гормональных изменений. И здесь нужно действовать в соответствии с Сунной. Пророк Мухаммад всегда проявлял доброту и терпение к молодым, относился к ним с уважением, ценил их мнение, разрешал самостоятельно принимать решения.
Новым мусульманам также важно, чтобы их подростки могли обрести близких им по духу товарищей, независимо от возраста и культуры. Как только молодой мусульманин обретает ощущение принадлежности к исламу и умме, у него формируются правильные приоритеты, и он сможет достигнуть той же славы, что и молодые люди, окружавшие Пророка Мухаммеда в золотые времена ислама.
Мария Заин (Maria Zain) – внештатный автор и редактор из Малайзии.